Полный текст статьи
Печать

Современная практика управления, реализуемая федеральным центром, характеризуется  регулярным проведением мониторингов различных направлений деятельности, отслеживающих динамику развития регионов. В мониторинговой документации, рассылаемой субъектами управления, помимо прочего, содержатся вопросы о наиболее острых проблемах, а также высказываются просьбы сформулировать предложения по улучшению проблемных ситуаций.

Среди предложений, которые ставят в этих разделах представители образования Чукотки, на первом месте все последние годы указывается необходимость учета этнорегиональных особенностей в проведении государственной политики на территории округа.

В 2016 году в соответствующих разделах мониторингов в числе проблем, наиболее негативно влияющих на региональную образовательную ситуацию, стала также упоминаться такая проблема, как излишняя забюрократизированность управления образованием. В настоящий момент в ряде направлений деятельности этот комплекс проблем (требование неукоснительно исполнять и рапортовать, не оглядываясь на местную специфику, отрывая силы и другие ресурсы от решения остроактуальных местных задач) осложняет деятельность образовательных организаций больше, чем нехватка финансирования, дефицит высококвалифицированных кадров, экстремальные природно-климатические условия Чукотки, сложная транспортная схема, порождающая дефицит качественных продуктов и т.п.

Самый яркий пример - борьба с наркотиками. Для Чукотки профилактика наркотизма не приоритетна: в округе нет ни одного человека с диагностированной наркозависимостью, ни одного несовершеннолетнего, состоящего на учете за употребление наркотиков с вредными для здоровья последствиями, ситуация много лет остаётся стабильной. Но при этом очень остро стоит другая проблема - алкогольная. И приходится вкладывать колоссальные усилия в малоактуальное, отвлекая ограниченные ресурсы от жизненно необходимого. Реальная локальная проблема игнорируется, а значимость менее острой проблемы преувеличивается. Смещение приоритетов снижает эффективность воспитательно-профилактической работы в целом.

Примерно та же ситуация с дополнительным образованием. Общий охват  системой допобразования на Чукотке составляет 65% детей, при этом охват группы риска составляет 80%, ещё 10% участвуют в конкурсной, проектной деятельности, остальные 10% данного контингента в обязательном порядке вовлекаются в разовые культурно-досуговые мероприятия. В немалой степени благодаря этому за последние 15 лет удалось снизить втрое криминальную активность несовершеннолетних - суды уже давно не выносят подросткам приговоров, связанных с лишением свободы (без лишения свободы приговор получили - в 2015 г. трое несовершеннолетних, в 2016 - один), большинство дел завершается примирением сторон. На Чукотке нет подростково-молодежных криминальных группировок, не зафиксировано конфликтов на межрегиональной, межконфессиональной основе.

Тем не менее, работой чукотской системы дополнительного образования федеральные структуры недовольны, не устраивает общий охват (65%), а также невысокая доля технических кружков (2%).

Если цель - снижение криминальной активности, то она достигнута. Если нужна профориентация школьников в сторону технических специальностей, то этой цели Чукотка добивается иными способами, о чем речь пойдёт ниже. Ради формального улучшения отчетности, как и в случае с антинаркотической работой, нецелесообразно "искать под фонарем", если искомое находится в другом месте.

Это "другое место" – общее школьное образование и связанное с ним образование профессиональное.

Тут тоже региональная специфика во внимание не принимается.

Если федеральный центр хочет в конечном итоге получить больше специалистов инженерных профессий, надо целенаправленно менять систему преподавания в школе математических и естественнонаучных  дисциплин. 

Невозможно укрепить будущий инженерный корпус, делая акцент только на развитии технических кружков, но при этом не меняя стратегии преподавания школьной физики и математики.  

Та же непоследовательность в профессиональном образовании.

 Федеральный центр ставит Чукотке в упрек подготовку оленеводов, морзверобоев, мастеров резьбы по кости и рогу, по изготовлению изделий из кожи и меха – и призывает готовить профессионалов, способных работать со сложным оборудованием, в оборонной промышленности, на высокотехнологичных производствах, т.е в тех областях, которые на Чукотке практически отсутствуют.

В отличие от других субъектов, на Чукотке большинство выпускников общеобразовательных школ, ориентированных на получение высшего образования, округ покидают. Рост качества  обучения, уровень, достигнутый в результате системных преобразований позволяет абитуриентам с Чукотки, особенно выпускникам Чукотского окружного профильного лицея, успешно поступать в вузы за пределами округа: одним доступны бюджетные места (хватает знаний), другим -  платные (хватает денег). В результате в округе остается очень мало активной молодежи послешкольного возраста, а после окончания вузов многие на Чукотку не возвращаются.

Вследствие этого лицо чукотской молодежи представляют именно те, кто получил здесь среднее профессиональное образование или рабочую профессию. Многие из выпускников, получивших профессиональное образование на Чукотке, впоследствии продолжают обучение заочно, без отрыва от производства. По прошествии времени лучшие из них начинают играть ключевую роль в экономике округа, содействуя развитию, остальные обеспечивают социально-экономическую стабильность. Поэтому в региональной политике в системе образования Чукотки ставку целесообразно делать на тех, кто «где родился, там и сгодился».

Все более важную роль в этом играет открытый в 2010 году Чукотский филиал Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, выпускающий специалистов инженерных профессий. Роль филиала СВФУ на Чукотке неуклонно растет, формируется положительный имидж среди абитуриентов, их родителей и работодателей. К сожалению, инвестиции в его развитие осуществляются не в полной мере, и с точки зрения прогнозного социального проектирования это замедляет формирование эффективной системы жизнеобеспечения Чукотки. 

Этнический компонент также невозможно игнорировать. Нельзя не считаться с «чукотским субэтносом», состоящим из представителей коренных малочисленных народов Чукотки и потомками «приезжих», живущих здесь не одно поколение «в состоянии реликтового гомеостаза».

Деятельность «временщиков» всегда чревата высокими рисками, особенно когда им кажется, что они – люди первого сорта, а постоянное население в чем-то второсортное; здешние ресурсы же лишь сырье для «громадья федеральных планов».

В общецивилизационных масштабах человечество уже пришло к выводу о важности сохранения эндемиков - растений, животных, языков, культур. Группу риска по фактору «исчезновение» заносят в соответствующую Красную книгу или каким-то иным образом выделяют в общем массиве, прилагают специальные усилия к сохранению, восстановлению этой субъектности, со значимым комплексом ее характеристик.

«Реликтовый» уклад определенной части населения Чукотки, с элементами традиционного натурального хозяйства, с уникальной культурой, складывавшейся веками из отдельных субкультур, - достояние всего человечества, достояние будущего, его нельзя разменивать ради сиюминутных, часто иллюзорно-конъюнктурных выгод.

Как должно, на наш взгляд, выглядеть воспитательное сопровождение образовательного процесса с учетом этнорегиональных особенностей?

Первое. Воспитательное сопровождение изучения академических предметов. «Единое образовательное пространство» не должно превращаться в единообразное. Особенно это касается изучения гуманитарных наук. Для начала темой для обсуждения должно стать соотношение «одинакового для всех» и особенного для конкретных детей, определение пропорций.

Второе. Помимо педагогически безукоризненного содержания пособий, программ в целом, «авторских» находок преподавателей, важно еще воспитание коллективистов, умение работать в команде, признание ценности каждого. Методически это достигается с помощью приемов, широко практиковавшихся еще в советской школе (шефы-подшефные, поручение сильному ученику «взять на буксир» слабого, помощь детей детям внутри «октябрятской звездочки», «пионерского отряда», «комсомольской группы») Итог – более высокий уровень освоения материала не только отстающими, но и теми, кто объясняет. Когда дети объясняют детям, вопрос об учете этнорегиональных особенностей не встает – они существуют в одинаковых социокультурных условиях.

Третье. Школа должна формировать законопослушное поведение как таковое. На межведомственной основе с МВД целесообразно организовывать общие выступления об ответственности за совершение преступлений и правонарушений, но не отдельно про наркотики, а через запятую с драками, угоном велосипедов, притеснением слабых («буллинг») и т.п. Основная  причина преступлений вообще и в еще большей степени детских преступлений/правонарушений – «несовпадение шаблонов поведения».  Ребенок совершает некие действия под влиянием импульсов, схем, неосознанно складывающихся в его мозгу. Задача взрослых, прежде всего специалистов, - помочь ему откорректировать шаблоны поведения до приемлемого в данном обществе в данное время уровня. И здесь этнорегиональные шаблоны целесообразно корректировать не вслепую, а осмысленно, понимая суть проблемы.

Четвертое. Ответственность школы – организация воспитательного сопровождения образовательного процесса в целом (в том числе воспитание чувства собственного достоинства, бережного отношения обучающегося к себе), а в частности – духовно-нравственное воспитание, воспитание коллективистов и альтруистов-волонтеров, не только желающих, но и умеющих приходить на помощь. Это делается не мероприятиями, а укладом жизни образовательной организации, в котором очень важную часть составляет работа объединений при социальном педагоге, педагоге-психологе, где ребята специально обучаются оказанию помощи сверстникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении. И затем подготовленный подросток, молодой человек помогает своему сверстнику, с которым у него много общего, эффективности этой помощи не мешает ни межпоколенческий барьер, ни ментальный.

В создании уклада важную роль играет расстановка приоритетов, определение стратегии. Обобщенно, педагогических стратегий две. Располагаются они по крайним полюсам шкалы; на практике может быть реализован в каждый конкретный момент времени какой-то промежуточный вариант: либо все силы сосредотачиваются на искоренении недостатков и неправильностей, на жестком контроле, на недопущении нарушений – либо энергетика сообщества по максимуму закачивается «в позитив»: в поддержку всего ценного, полезного, развивающего, отвлекающего от плохого; правильные шаблоны формируются либо на страхе наказания и стремлении к поощрению (внешнее воздействие), либо на выращивании личности с внутренними позитивными установками. Педагогически целесообразно второе. Но современная система управления все больше склоняется к первому – к различным формам внешнего контроля. Для хрупкой среды «этносов в состоянии реликтового гомеостаза» это чревато разрушениями, иногда необратимыми. И тогда повышение качества образования окажется затруднено, если не невозможно.