Полный текст статьи
Печать

Обучение математике в школе ставит своей целью обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки, отвечающего требованиям современного общества и открывающего каждому выпускнику школы возможности свободной самореализации и продуктивной деятельности в его последующей взрослой жизни. Изучение математики вооружает обучающихся конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности, в изучении смежных дисциплин, в продолжении образования. И вносит значительный вклад в интеллектуальное развитие обучающихся, формируя у них мышление, характерное для математической деятельности и необходимое человеку для полноценного функционирования в обществе. Изучение математики также способствует становлению гуманитарной культуры человека, раскрывает представление о математике как форме описания и методе познания действительности, как части общечеловеческой культуры, как национальной картины мира. Другой аспект модернизации педагогического образования – это обучение учителей новым педагогическим технологиям, в первую очередь информационным технологиям.

 Наиболее актуальными в преподавании математики, на наш взгляд являются следующие проблемы:

  • знания обучающимися усваиваются недостаточно осознанно и прочно.
  • отсутствие интереса к изучению предмета, пассивность на уроках.
  • недостаточное знание обучающимися основных понятий, формул.
  • не совсем совершенная система контроля и оценки знаний обучающихся при обучении математике.
    • · используемая ранее способы проверки знаний обучающихся на уроках недостаточно приносят желаемого результата.

Для решения данных актуальных проблем для учителя встает задача найти и овладеть новыми технологиями, которые смогли бы ээффективно организовать деятельность обучающихся на уроках; сформировать умение самостоятельно учиться (изучать, контролировать, оценивать учебную деятельность); организовать и разнообразить коллективно-групповую работу обучающихся; разнообразить виды самостоятельной деятельности обучающихся; организовать дифференцированный систематический контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.

Для проверки знаний, умений и навыков по математике обучающиеся подлежат систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю. Контроль в учебном процессе называют диагностикой. Для эффективности учебного процесса используем цели диагностирования: выявление, оценивание, анализ и коррекция.

Составной компонент контроля – проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний обучающихся по математике является обеспечение обратной связи между учителем и обучающимися в выявлении недостатков течения учебного процесса, пробелов знаний у обучающихся, определении степени усвоения учебного материала по математике. В связи с этим выделяем три типа контроля, применяемые мной на уроках математики: внешний (осуществляет учитель), взаимный (осуществляют обучающиеся), самоконтроль (осуществляет сам ученик).

Результаты, которые при этом получены дают представление о математической базе обучающихся, на которую можно рассчитывать и принимать обоснованные решения относительно совершенствования процесса обучения конкретного ученика, класса, школы.

На современном этапе, многие педагоги ищут и применяют такие системы приемов и методов, позволяющие обучающимся овладеть навыками самостоятельной работы, повышающие познавательную активность ребят, дающие возможность более объективно оценивать их знания. Одним из видов моей работы лежит зачетная система проверки и оценки знаний обучающихся.

Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения обучающимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачета дается по двухбалльной шкале: “зачтено” и “не зачтено”. Кроме этого используется дифференцированный зачет. Основные компоненты зачетного урока это:  уровневая дифференциация заданий; оценочная деятельность учителя; диагностика результата; коррекция знаний и умений.

Зачеты необходимо проводить по каждой теме школьного курса математики. Каждый обучающийся сдает все предусмотренные программой зачеты. Зачет подлежит пересдаче, если обучающийся не выполнит минимальный уровень, т.е. образовательный стандарт, причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды задач, с которыми обучающийся не справился.

Итоговое оценивание знаний обучающегося непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Проводимые мною зачеты делятся на тематические, которые проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом и текущие, проводятся систематически, в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.

В зачетной системе обучения учитываются психологические особенности обучающихся, так как учителю в условиях модернизации образования надо многому научится, а в ряде случаев даже переучится в области знаний по психологии. Надо научиться слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, научиться влиять на эту направленность, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с обучающимися, так как личность воспитывается личностью. 

Когда учащиеся привыкают работать по данной системе, довольно резко меняется стимул обучения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Поэтому учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели. Кроме того, личностно-ориентированный подход для каждого ученика, нацеливания их на максимальное использование и развитие собственных способностей не только дает учителю реальную картину знаний, но и представляет возможность самому ученику объективно их оценить.