Обучение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы.
Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а так же немалой силы воли. Усидчивости, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, внимательность, умение слушать, терпение, настойчивость, целеустремленность – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. И если учителя и родители не научили детей и не привели им соответствующие навыки, учение становится очень трудным делом: большие пробелы в знаниях по предмету, неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства.
Материал, объявленный обязательным, при попытке втиснуть его в память и сознание школьника, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Мы работаем по программе, где 5 часов математики, а не 6 часов, как было раньше. Это бы позволило увеличить число уроков повторения и закрепления. Часов не хватает. Мы часто пытаемся организовать деятельность без опоры на желания и мотива учеников, у которых нет возможности сохранять работоспособность в течение целого урока. В этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться. По колебаниям суточной работоспособности дети делятся на «Голуби» - кривая динамика двухвершинная утро и вечер; «Совы» - вечер; «Жаворонки» - утро.
Утомление - ощущение усталости – защитная реакция, средство повышения функции, возможностей организма. Переутомление – длинное и глубокое снижение работоспособности. Это патологическое состояние. Выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, требующие напряжение нервной системы.
1.Отвлекающие факторы повседневной детской жизни. Обучение требует
времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между домашним заданием и возможностью посмотреть телевизор и поиграть в компьютер, то предпочтение отдается нередко не школьным заданиям.
2. Однообразие жизни и учебного процесса. Необходимо долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для многих.
3. Невозможность отличиться среди одноклассников в лучшую сторону.
4. Отсутствие волевых качеств (лень).
5. Отсутствие необходимых физических качеств (ловкость, недостатки фигуры, зрения, слуха и т.д.).
6. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет. Плохая дисциплина, неумение учителя организовать порядок в классе. Плохое преподавание предмета. Плохо написанные учебники. Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание, большое число контрольных и проверочных работ.
7. Сомнение в пользе предмета для дальнейшей жизни.
8. Боязнь неприятностей дома из-за плохих отметок. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей, школьники воспринимают ее как несправедливую и неправильную.
В своей работе можно использовать сводную классификацию причин неуспеваемость и второгодничества учащихся.
Организационно – исполнительская деятельность. Работа с педагогами:
- Наметить пути преодоления пробелов и предупреждение новых.
- Создания ситуаций успеха в учебной деятельности.
- Применять специальные меры по предупреждению отставания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Контроль за организацией рабочего места в учебное время.
При работе с классными руководителями и учителями предметниками можно порекомендовать следующую программу наблюдения:
- Выяснить у классного руководителя, где сидят в классе неуспевающие ученики.
- Выполнили ли неуспевающие ученики домашнее задание? Какие качества выполнения? Посмотреть, как учитель проверил домашнее задание?
- Владеют ли неуспевающие учащиеся правилами, навыками учебной работы?
- Не наблюдается ли у учащихся некоторой медлительности понимания учебного материала? Восприятия его? Рассеянность и отвлеченность внимания?
- Как воспринимают тему урока слабо успевающие учащиеся?
- Каково участие неуспевающих школьников на уроке?
- Осуществляется ли на уроке индивидуальная помощь учащимся? (какая, когда, кем).
- Как на уроке учащиеся усвоили материал?
- Удалось ли учителю вызвать интерес к уроку у неуспевающих учеников? И как он пытается выяснить его?
- Какими методами добился учитель усвоения учащимися нового материала?
- Такт учителя по отношению к таким учащимся.
- Как учитель ведет учет ЗУН?
- Имеется у учителя программа ликвидации пробелов в знаниях.
- Анализ результативности работы с неуспевающими учениками.
Очевидно, что главным критерием оценки труда учителя и педагогического коллектива в целом является достижение конечного результата. Распространённая причина серьезных пробелов в знаниях учащихся отсутствие систематического, разумно организованного контроля за условием программного материала по основным вопросам. Предупреждает неуспеваемость – осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. Уровень дифференциации выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и ученику, дети могут усвоить материал на различных уровнях. Определяющий уровень обязательный, это минимум необходимых требований к условию. Должны быть созданы условия на каждом уроке, чтобы ученик мог усвоить главное. Опорным предметом для изучения служебных дисциплин служит математика. Математика – наука сложная, и поверхностные знания хуже, чем незнания.
Мотивационно – целевая деятельность.Работа с учащимися включает в себя: создание комфортных условий на уроке; обеспечение алгоритмов выполнения всех видов учебной деятельности; контроль за организацией рабочего места в учебное время. Десять условий успешной учебы: быть уверенным в своих силах, иметь горячее желание учиться, развивать острый интерес к знаниям. Нет ничего хуже в человеке, чем слабость, неуверенность в своих силах.
- Внимание! Не дайте себя отвлечь во время занятий ни товарищу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям. Иначе пропустите что – то важное, без чего весь основной материал потеряет смысл, ясность и интерес. Если уж что – то пропустили, то спишите тут же узнать, не откладывая на завтра.
- «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда», - гласит народная пословица. Делайте все капитально, тщательно, неторопливо. Помните слова американского изобретателя Эдисона: «В науке решает все: 1 % таланта и 99% потения».
- Четкий режим в учебе, правильное чередование труда и отдыха. Ритм для вас будет заключаться в продуманном режиме дня, в умении быстро включаться в работу, в чередовании легких и трудных предметов при выполнении домашнего задания. Устали – отдохните, прогуляйтесь по комнате и снова за работу.
- Не заучивайте все наизусть, не полагайтесь на память, научитесь самостоятельно мыслить. Мыслить или понимать – значит узнать причины явлений, их связь с другими явлениями, это умение верно оценить изучаемое явление и найти ему применение в жизни.
- Больше использовать в учебе таких верных и надежных союзников, как воображение и чувства. Когда читаешь или слушаешь учителя, старайся ярко, живо, образно представить себе изучаемое.
- Самостоятельность в учебе. Не жди, пока учитель вложит в твое сознание учебный материал. Ищи, читай, работай, изучай все сам, проникай в суть явлений.
- Имей свой уголок «Школьника». Здесь должно быть расписание, режим дня, необходимые учебники, пособия, книги, подобранные разумно и в строгом порядке, чтобы быстро найти нужный материал.
- Постоянно ищи практическое применение своим знаниям. Надо больше решать задачи, выполнять упражнения, изготавливать различные поделки. Работай не только головой, но и руками, закрепляй свои знания.
10.Стремись разумно организовать свой труд, чтобы наилучшим образом и с наименьшими затратами выполнить школьное задание. Решение задачи, сочинение, подготовка доклада и другие виды учебных работ требуются не только желания, но и умения, подчас – искусства. Овладейте этими умениями.
Основная задача, стоящая перед учителями, заключается в развитии способностей учащихся, а не в заполнении ячеек в их памяти огромным количеством информации.
Проблема неуспеваемости актуальна, её можно и нужно решать совместными усилиями педагогов, психологов и родителей. Учитель должен учитывать в работе индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, желание. Каждый пытается решить эту проблему по-своему. Нет единого понимания и стратегии. А причина неуспеваемости как и средства её преодоления, остаются общими.