Полный текст статьи
Печать

 Обучение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы.

Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а так же немалой силы воли. Усидчивости, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, внимательность, умение слушать, терпение, настойчивость, целеустремленность – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. И если учителя и родители не научили детей и не привели им соответствующие навыки, учение становится очень трудным делом: большие пробелы в знаниях по предмету, неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства.

Материал, объявленный обязательным, при попытке втиснуть его в память и сознание школьника, приводит к чрезвычайной  перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Мы работаем по программе, где 5 часов математики, а не 6 часов, как было раньше. Это бы позволило увеличить число уроков повторения и закрепления. Часов не хватает. Мы часто пытаемся организовать деятельность без опоры на желания и мотива учеников, у которых нет возможности сохранять работоспособность в течение целого урока. В этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться. По колебаниям суточной работоспособности дети делятся на «Голуби» - кривая динамика двухвершинная утро и вечер; «Совы» - вечер; «Жаворонки» - утро.

Утомление - ощущение усталости – защитная реакция, средство повышения функции, возможностей организма.  Переутомление – длинное и глубокое снижение работоспособности. Это патологическое состояние. Выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, требующие напряжение нервной системы.

1.Отвлекающие факторы повседневной детской жизни. Обучение требует

времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между домашним заданием и возможностью посмотреть телевизор и поиграть в компьютер, то предпочтение отдается нередко не школьным заданиям.

2. Однообразие жизни и учебного процесса. Необходимо долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для многих.

3. Невозможность отличиться среди одноклассников в лучшую сторону.

4. Отсутствие волевых качеств (лень).

5. Отсутствие необходимых физических качеств (ловкость, недостатки фигуры, зрения, слуха и т.д.).

6. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет. Плохая дисциплина, неумение учителя организовать порядок в классе. Плохое преподавание предмета. Плохо написанные учебники. Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание, большое число контрольных и проверочных работ.

7. Сомнение в пользе предмета для дальнейшей жизни.

8. Боязнь неприятностей дома из-за плохих отметок. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей, школьники воспринимают ее как несправедливую и неправильную.

В своей работе можно использовать сводную классификацию причин неуспеваемость и второгодничества учащихся.

Организационно – исполнительская деятельность. Работа с педагогами:

  1. Наметить пути преодоления пробелов и предупреждение новых.
  2. Создания ситуаций успеха в учебной деятельности.
  3. Применять специальные меры по предупреждению отставания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  4. Контроль за организацией рабочего места в учебное время.

При работе с классными руководителями и учителями предметниками можно порекомендовать следующую программу наблюдения:

  1. Выяснить у классного руководителя, где сидят в классе неуспевающие ученики.
  2. Выполнили ли неуспевающие ученики домашнее задание? Какие качества выполнения? Посмотреть, как учитель проверил домашнее задание?
  3. Владеют ли неуспевающие учащиеся правилами, навыками учебной работы?
  4. Не наблюдается ли у учащихся некоторой медлительности понимания учебного материала? Восприятия его? Рассеянность и отвлеченность внимания?
  5. Как воспринимают тему урока слабо успевающие учащиеся?
  6. Каково участие неуспевающих школьников на уроке?
  7. Осуществляется ли на уроке индивидуальная помощь учащимся? (какая, когда, кем).
  8. Как на уроке учащиеся усвоили материал?
  9. Удалось ли учителю вызвать интерес к уроку у неуспевающих учеников? И как он пытается выяснить его?
  10. Какими методами добился учитель усвоения учащимися нового материала?
  11. Такт учителя по отношению к таким учащимся.
  12. Как учитель ведет учет ЗУН?
  13. Имеется у учителя программа ликвидации пробелов в знаниях.
  14. Анализ результативности работы с неуспевающими учениками.

Очевидно, что главным критерием оценки труда учителя и педагогического коллектива в целом является достижение конечного результата. Распространённая причина серьезных пробелов в знаниях учащихся отсутствие систематического, разумно организованного контроля за условием программного материала по основным вопросам. Предупреждает неуспеваемость – осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. Уровень дифференциации выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и ученику, дети могут усвоить материал на различных уровнях. Определяющий уровень обязательный, это минимум необходимых требований к условию. Должны быть созданы условия на каждом уроке, чтобы ученик мог усвоить главное. Опорным предметом для изучения служебных дисциплин служит математика. Математика – наука сложная, и поверхностные знания хуже, чем незнания.

Мотивационно – целевая деятельность.Работа с учащимися включает в себя: создание комфортных условий на уроке; обеспечение алгоритмов выполнения всех видов учебной деятельности; контроль за организацией рабочего места в учебное время. Десять условий успешной учебы: быть уверенным в своих силах, иметь горячее желание учиться, развивать острый интерес к знаниям. Нет ничего хуже в человеке, чем слабость, неуверенность в своих силах.

  1. Внимание! Не дайте себя отвлечь во время занятий ни товарищу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям. Иначе пропустите что – то важное, без чего весь основной материал потеряет смысл,  ясность и интерес. Если уж что – то пропустили, то спишите тут же узнать, не откладывая на завтра.
  2. «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда», - гласит народная пословица. Делайте все капитально, тщательно,  неторопливо. Помните слова американского изобретателя Эдисона: «В науке решает все: 1 % таланта и 99% потения».
  3. Четкий режим в учебе, правильное чередование труда и отдыха. Ритм для вас будет заключаться в продуманном режиме дня, в умении быстро включаться в работу, в чередовании легких и трудных предметов при выполнении домашнего задания.  Устали – отдохните, прогуляйтесь по комнате и снова за работу.
  4. Не заучивайте все наизусть, не полагайтесь на память, научитесь самостоятельно мыслить. Мыслить или понимать – значит узнать причины явлений, их связь с другими явлениями, это умение верно оценить изучаемое явление и найти ему применение в жизни.
  5. Больше использовать в учебе таких верных и надежных союзников, как воображение и чувства. Когда читаешь или слушаешь учителя, старайся ярко, живо, образно представить себе изучаемое.
  6. Самостоятельность в учебе. Не жди, пока учитель вложит в твое сознание учебный материал. Ищи, читай, работай, изучай все сам, проникай в суть явлений.
  7. Имей свой уголок «Школьника». Здесь должно быть расписание, режим дня, необходимые учебники, пособия, книги, подобранные разумно и в строгом порядке, чтобы быстро найти нужный материал.
  8. Постоянно ищи практическое применение своим знаниям. Надо больше решать задачи, выполнять упражнения, изготавливать различные поделки.  Работай не только головой, но и руками, закрепляй свои знания.

10.Стремись разумно организовать свой труд, чтобы наилучшим образом и с наименьшими затратами выполнить школьное задание. Решение задачи, сочинение, подготовка доклада и другие виды учебных работ требуются не только желания, но и умения, подчас – искусства. Овладейте этими умениями.

Основная задача, стоящая перед учителями, заключается в развитии способностей учащихся, а не в заполнении ячеек в их памяти огромным количеством информации.

Проблема неуспеваемости актуальна, её можно и нужно решать совместными усилиями педагогов, психологов и родителей. Учитель должен учитывать в работе индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, желание. Каждый пытается решить эту проблему по-своему. Нет единого понимания и стратегии. А причина неуспеваемости как и средства её преодоления,  остаются общими.