Полный текст статьи
Печать

За последние два десятилетия отечественная лексикография заметно обогатилась за счёт изданных разнотипных словарей [2, 5, 6, 7], что не могло не сказаться позитивно на совершенствовании методики обучения русскому языку как родному и как неродному.

В нашем национальном педвузе накоплен значительный опыт словарно-фразеологической работы, направленной, с одной стороны, на расширение лексикона языковой личности будущего учителя русской словесности и диапазона сочетаемости слов, а с другой – вооружение обучающихся знаниями особенностей составления словарных статей разной функциональной предназначенности, осознание основных направлений современной лексикографической теории и практики, ознакомление с многообразием новых словарей.

Какие же тенденции в развитии словарного дела заслуживают особого внимания современных исследователей и педагогов? Они касаются всех аспектов создания  лингвистических словарей: вокабулы, филиации, семантизации слов, набора иллюстративных примеров, стилистических и других ремарок. 

Немаловажное значение имеет, в частности, определение объёма словника, подбора лексикографических параметров и глубины их разработки с учётом присущих лексическим единицам парадигматических и синтагматических связей и отношений. Достоинство любого словаря состоит в том, что в нём даётся полная информация о слове, которая  позволяет пользователю ориентироваться во всём богатстве и многообразии бытования слова [9].

Следует отметить, что в современных словарях существенно расширился круг источников лексикографического материала: авторы толковых словарей привлекают для описания лексем религиозную, терминологическую, профессиональную лексику и др. [8, 41-43]. При раскрытии содержания слова нередко используется энциклопедическая информация; обогащается структура словарной статьи; указываются разнообразные коннотации и особенности употребления слова в тексте.

Несомненным достоинством современной лексикографии является отражение в словарях динамики развития лексического состава языка на рубеже веков и  пополнение репертуара приёмов описания слов. [3, 11, 12, 13, 14].

Нельзя не упомянуть также об усилении внимания лексикографов к отражению функционально-коммуникативной стороны лексических единиц, к словарному описанию живой, неформальной речи, к составлению словарей языковой личности,  созданию специальных лингвоэнциклопедических и лингвокультурологических словарей  [8].

Для того, чтобы новые словари не прошли мимо наших студентов, необходимо активизировать их творческую самостоятельность. Мы придерживаемся принципов научности и систематичности, преемственности и перспективности в обучении лексикографическим умениям и навыкам на основе функциональности и текстоцентричности преподавания лингвистических дисциплин. Обогащение активного и пассивного запаса слов обучающихся рассматривается как один из важнейших компонентов развития их речевых способностей [1]. Кардинальное положение разрабатываемой кафедрой русского языка концепции словарно-фразеологической работы заключается в том, что она в конечном счёте ориентирована главным образом на развитие монологической          и диалогической речи, которая характеризуется лексическим разнообразием, богатством синонимики и выразительностью используемых коммуникативно целесообразных разноуровневых средств языка.

Опыт свидетельствует, что эффективность развития речевых умений обучающихся во многом зависит от системы аналитических и конструктивных упражнений. Аналитические упражнения рассчитаны на то, чтобы студенты освоили особенности структуры словарных статей разных типов, конструктивные – на их создание с учётом достижений современной лексикологии, фразеологии и лексикографии.

Большой интерес у обучающихся вызывает сопоставление словарных статей в различных толковых словарях, ибо, сравнивая их, они выявляют своеобразие построения этих словарных статей, приёмов семантизации лексических единиц, отмечают полноту и точность смысла анализируемого слова.

Упражнение 1. Сравните словарные статьи с вокабулами башмаки, берёза, бечева, вбить, викинг, ворон, ворона, представленные в разных словарях: «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, «Словаре русского языка» в 4-х томах под редакцией А.П. Евгеньевой, «Большом толковом словаре русского языка» (сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов).  Установите сходство и различие в структуре словарных статей, способах семантизации данных слов и иллюстративных примерах.

Упражнение 2. Сопоставьте словарные статьи воздух, иудаизм, колобок, халтура, черёмуха, шарманка, эгида в «Большом толковом словаре русского языка» и «Современном толковом словаре русского языка»  (гл. ред. С. А. Кузнецов) и определите специфические особенности описания данных слов.

 Упражнение 3. Дайте сравнительную характеристику словарных статей дорога, идти, стратегический, жизнь, счастье, истинный, представленных в «Современном толковом словаре русского языка» и в «Толковом словаре ключевых слов русского языка» под общим руководством Г. Н. Скляревской (СПб., 2014).

Отрадно констатировать, что благодаря современным словароведческим сведениям и информации возникает возможность для обоснования новых видов творческих заданий.

Упражнение 4. Прочитайте Предисловие к «Толковому словарю русского языка начала XXI века. Актуальная лексика» под редакцией Г. Н. Скляревской и обоснуйте принципы отбора лексических единиц для данного словаря.

Упражнение 5. Ознакомьтесь со словарными статьями, представленными разными типами заголовочных слов (именами существительными, прилагательными, глаголами, наречиями) в «Толковом словаре русского языка начала XXI века. Актуальная лексика» под редакцией Г. Н. Скляревской и установите их тематическое разнообразие.

Упражнение 6. Выпишите из «Толкового словаря русского языка начала XXI века.  Актуальная лексика» слова, образованные активными формантами типа  видео-, аудио-, био-, нарко-.

Упражнение 7. На примере словарных статей «Толкового словаря русского языка начала XXI века. Актуальная лексика» продемонстрируйте своеобразие семантического членения слова и описание его значения.

Упражнение 8. Используя словарные статьи «Современного толкового словаря русского языка», докажите, что его авторы дают полную и разноаспектную характеристику живого слова.

Упражнение 9. Проанализировав приведённую ниже словарную статью из «Большого толкового словаря правильной русской речи» Л. И. Скворцова, определите своеобразие этого словаря и отметьте его достоинства.

АВТОБИОГРАФИЯ, -и, жен. Книжн. Описание своей жизни; собственноручно написанная биография (т.е. жизнеописание). Например: Пархоменко стал рассказывать секретарю свою жизнь, и секретарь уговорил его написать автобиографию. Вс. В. Иванов. Пархоменко.

Поскольку первая часть этого сложного слова (авто-) этимологически соответствует  по значению словам свой, собственный, то избыточны, тавтологичны словосочетания типа в своей автобиографии, из собственной автобиографии и т.п. (надо:  в автобиографии, из автобиографии и т.п.). Ошибка возникает под влиянием таких конструкций, как в своей книге, в своей статье и т.п.

[Из греч. autos – «сам» и биография – «описание жизни»] [10, 31].

Упражнение 10. Ознакомьтесь со сведениями, изложенными на стр. 3 – 16  «Толкового словаря ключевых слов русского языка» под общим руководством Г.Н.Скляревской, и раскройте своеобразие лексикографической информации, представленной в данном словаре. Каков содержательный и тематический состав словника?

Упражнение 11. Прочитайте словарные статьи человек, время, весна, зелёный, работать, добрый, чистый (словари – по выбору). Какие приёмы толкования значения слов используют авторы современных словарей при семантизации лексических единиц.

Упражнение 12. Составьте словарные статьи по следующим заголовочным словам, используя новейшие  толковые словари русского языка.

Бакалавр, магистр, студент, аспирант.

Упражнение 13. Напишите лингвистическое сочинение на тему «Как дружить со словарями?»

Упражнение 14. Пользуясь «Большим фразеологическим словарём русского языка», составьте лингвокульторологический портрет следующих фразеологических единиц.

Без оглядки, битый час, бред сивой кобылы, бросаться словами, запретный плод, золотой дождь, из грязи в князи, испокон веков, как сивый мерин, мелкая сошка, на все четыре стороны, не покладая рук, облегчить душу, под боком, правая рука, прекрасный пол, сбоку припёка, скатертью дорога, собак гонять, ума палата, широкая душа [4].

 

Упражнение 15. Опираясь на словарные статьи с гнездовыми словами глаз, голова, дверь, заворожённый, креститься, представленные во «Фразеологическом словаре современного российского детектива» Е. В. Ганапольской (СПб., 2015), раскройте особенности употребления фразеологических единиц в современном тексте.

Упражнение 16. Подберите иноязычные эквиваленты русским словам (описательным оборотам), приведённым ниже. Введите их в определенный контекст с учётом уместности и точности употребления в актах общения. В качестве справочного материала используйте «Словарь иностранных слов»  Н. Г. Комлева (М., 1999).

Автоматическая идентификация товара в виде напечатанных полосок на этикетке – 

авторское право –

адский –

аргументированный спор –

аренда судов на определённый рейс или срок –

безвкусица, халтура  (иск.)–

блеск, высший класс –

блокнот для деловых записей –

бродяга –

бульварная газета –

бывший в употреблении –

быстрое питание, еда на скорую руку –

внушающий почтение –

всеобъемлющий, всеохватывающий –

встреча глав государств –

грубый, суровый –

деловая женщина –

представление –

тенденция, направленность в стиле, моде и т.п. –

управляющий –

чужая территория внутри своей –

система власти и управления –

сундук, большая сумка –

Таким образом, внедрение в учебный процесс новых словарных изданий расширяет лингволексикографический кругозор будущих учителей русского языка и литературы, способствует совершенствованию системы упражнений, направленных на формирование у них профессионально-коммуникативных качеств речи и развитие языкового чутья.