Полный текст статьи
Печать

Проблема образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного специалиста, а формирование человека культурного, гуманного, нравственного. Особую значимость в формировании культурных ценностей у младших школьников приобретают процессы, захватывающие их ценностное сознание, ибо именно они представляют собой будущее нашего общества. 

Как показал анализ социокультурной ситуации сельского поселения «Вилючанский наслег» в настоящее время существуют проблемы ослабления связи между поколениями, неуважения к народным обычаям и традициям, несоблюдение этических норм поведения в обществе, нет системности в работе общественных организаций. Отмечается потребительское отношение к окружающему миру и обществу, изменение ценностных ориентиров, низкая социальная активность, иждивенческое отношение части населения к жизни в целом. Причина кроется и в отсутствии общественных организаций, мобилизующих и координирующих молодёжь [2].  

Для решения данной проблемы, для развития культурных ценностей в обществе, как мне кажется, прежде всего, нужна среда, созданная культурой предков. Она необходима ему как воздух и как вода, необходима для полноценного духовного развития – физического, нравственного и умственного [5].

Народные традиции, обычаи, обряды, в которых систематизирована народная мудрость воспитания, являются одним из действенных средств воспитания нравственности. Духовность народа является той невидимой, но очень мощной силой, которая сплачивает людей, на этой силе, как на прочном фундаменте, стоит гражданский мир, межнациональное согласие [4].

Проблема правильного расставления ценностных ориентиров равнозначна существованию человечества, и поэтому является первостепенной. Невольно задаешься вопросом, какими будут наши внуки, правнуки. Сохранят ли они свой язык и свою культуру? Сегодняшние наши ученики в скором будущем возьмут в свои руки бразды правления нашим обществом. Чему мы их научим и как воспитаем, от этого всецело зависит наше будущее, быть или не быть народу саха. Поэтому, чтобы решить эти проблемные вопросы гражданским обществом поселений Вилючан, Нахара, педагогическими коллективами МБОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г. Акимова», МДОУ «Чуораанчык» был создан социальный проект «Утум».

Народные традиции, обычаи, обряды, в которых систематизирована народная мудрость воспитания, являются одним из действенных средств воспитания нравственности. Духовность народа является той невидимой, но очень мощной силой, которая сплачивает людей, на этой силе, как на прочном фундаменте, зиждется гражданский мир, межнациональное согласие [3].

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют определяющее значение:

1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»;

2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»;

3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [1].

На основании вышесказанных принципиальных установок К.Д.Ушинского на базе МБОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г. Акимова» разработан и реализован социальный проект «УТУМ».

Целью проекта является воспитание и развитие духовно-нравственной личности, опираясь на народную педагогику.

Задачами проекта выступают:

- сохранение и развитие культурного наследия народа;

- изучение и распространение истории и культуры родного населения;

- возрождение забытых добрых традиций, обычаев и нравов наших предков;

- формирование у подрастающего поколения активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Строительство «Саха саргытын» балагана

до конца 2015 года

 СП «Вилючанский наслег», общественное объединение «Саха саргыта»

2

Строительство охотничьей заимки «Булчут үүтээнэ»

до конца 2017 г.

МБОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В.Г. Акимова» и общественное объединение «А5алар түмсүүлэрэ»

3

Организация деятельности историко-краеведческого объединения обучающихся «Утум»

постоянно

МБОУ «Вилючанский лицей-интернат», МДОУ «Чуораанчык», общественные объединения села Вилючан, Нахара

5

Издание книги и выпуск электронного носителя «История  родного наслега глазами подрастающего поколения»

2014 г.

СП «Вилючанский наслег», Вилючанская диаспора (г. Якутск)

 

Реализация проекта проводится через деятельность:

- авторской программы  «Этнопедагогика» (Кириллин А.М.);

- семейное воспитание;

- музейный комплекс «Ситим»;

- территориальный социально-педагогический центр (ТСПЦ);

- историко-краеведческий лагерь «Утум».

В соответствии поставленным целям и задачам  вышеуказанного социального проекта была разработана Программа реализации социального проекта «Утум» для  формирования культурных ценностей у младших школьников МБОУ «Вилючанский лицей-интернат им.В.Г.Акимова» в соответствии с этапами цикла формирования ценностных ориентаций учащихся, представленного Н.А. Асташовой. 

Этапы

Тематическое содержание

Направленность на формирование культурных ценностей

1 этап – предъявление ценностей

Кылаас чааЬа «Тереебут-терут тыл».

Беседа  «Якутская семья-часть природы».

Результат - адекватное отношение к окружающей действительности, осознание своих нравственных обязанностей, формирование общественных ценностей у детей.

2 этап – осознание ценностей

Кл. час «Тереппут уонна о5о-саамай кунду до5ордуулар».

 

Классный час «Якутская семья уважает стариков».

 

Результат - сформированность осознанного побуждения, стимула, вызывающего необходимые проявления личности. Ценностные ориентации приобретают свойства осознанности и направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности.

 3 этап – принятие ценностей

Семинар – практикум «Навыки работы с берестой, бисером, аппликацей из кусочков бересты» (мастер – класс от народного мастера Контогоровой М.Н.)

Фотовыставка «У нас в гостях Байанай».

Выставка рисунков «Якутские загадки».

Конкурс «Туйаарыма Куо». Конкурс «Игры Боотуров»

Результат – сформированность умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.

4 этап -  закрепление ценностей

“Аһымал”-постоянная помощь ветеранам войны и тыла, труда

Проведение национального

праздника «Ысыах».

Посещение музейного комплекса «Ситим».

Работа в летних лагерях «Харысхал», «Утум», «Боотур».

Результат - получение положительного опыта самостоятельного общественного действия в соответствии принятыми нормами и ценностями.

 

Далее в таблице приведена циклограмма проведенных мероприятий по месяцам с описанием целей и форм проведения:

Тематика по месяцам

Цель

Формы проведения

Сентябрь – Улуу Суорун, месяц семьи, посвящается трудовому воспитанию

Возрождение национальной культуры, народной педагогики и программы по поддержке семьи. Посильное участие детей в различных видах домашнего труда, обуславливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, а также привитие трудолюбия, понимания значения труда в жизни человека.

Кл.час «Тереебут-терут тыл», Конкурс «Дети – гордость матери».

Беседа  «Якутская семья-труженик».

 Семинар – практикум «Навыки работы с берестой, бисером, аппликацей из кусочков бересты», посещение музея.

Октябрь-Хотой Айыы, месяц здоровья, посвящается физическому развитию детей.

Дать родителям понять, что забота о здоровье ребенка стоит на первом месте в народном воспитании. Ознакомить родителей с подвижными играми, которые развивают выносливость, смелость, ловкость детей.

Лекция «Здоровый ребенок-здоровая семья».

Веселые соревнования: «Мама, папа, я-спортивная семья», «Веселые старты».

Ноябрь-Байанай, месяц духа тайги и охоты.

Привлечь интерес детей к традиционным занятиям родителей, экологическое воспитание.

Фотовыставка «У нас в гостях Байанай».

Беседа  «Якутская семья-часть природы».

Выставка детских работ.

Декабрь-БилгэХаан, месяц, дающий человеку стремление к знаниям, развивающий фантазии человека. Месяц сказок.

Дать понять родителям, что умственное воспитание это часть народной педагогики, ознакомить родителей с фольклором.

Кл. час «Тереппут уонна о5о-саамай кунду до5ордуулар».

Кл. час «У якутской семьи развлекательные вечера».

Январь-Таҥха, месяц, дающий человеку способность предугадывания судьбы.

Возродить традиции, приметы народа саха.

Оформление стендов: «Материалы о Танха», «Традиции и приметы предков». Тематический вечер «Сүллүүкүттэр сүпсүлгэннэрэ». Выставка рисунков «Якутские загадки».

Февраль-ОдунХаан, месяц родного языка, дающий силу слова и уважение к старшим членам семьи.

Привитие чувства уважения к родителям, старшим, создающим культ предков, родителей, родных, что способствует преодолению разобщенности старших и младших, установлению связи между поколениями.

Лекция «Роль матери и отца в семье».

Классный час «Якутская семья уважает стариков».

 “Аһымал”-постоянная помощь ветеранам войны и тыла, труда

Март-Дьөһөгөй Айыы, месяц олонхо

Воспитание у детей высоких гражданских чувств на основе образов положительных героев олонхо.

Инсценировка отрывка из олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» Выставка рисунков «Мой любимый герой олонхо».

Апрель-Айыыһыт, дающий творческие способности, эстетические вкусы и понимание красоты.

Привитие красоты-духовно-нравственной, пробуждение природы.

Конкурс «Туйаарыма Куо». Конкурс «Игры Боотуров»

Май-ИэйиэхситАйыы, время главного праздника народа Саха- «Ысыах», дающего человеку главную жизненную энергию, силу, дарование.

Возрождение национального праздника «Ысыах», привить любовь к национальному фольклору и уважения к вековым обычаям своего народа.

Подготовка к празднику, изготовление национальной одежды, обучение народным играм и танцам.

Проведение праздника «Ысыах».

Июнь-Үрүҥ Аар Тойон (месяц молочного изобилия), июль-Күүлэй (сенокос), месяц духа Земли-Матери, август-Сүҥ Дьааһын (нравственность)-наблюдение за семьями в естественных условиях

Совместый труд и отдых детей с родителями.

Работа в летних лагерях “Харысхал”, “Утум”, “Боотур”

 

        Реализация данного проекта показала возросший уровень интереса учащихся младших классов к традициям, культуре и ценностям своего народа.