Полный текст статьи
Печать

Ученик начальной школы - это человек, который активно учится коммуникативным навыкам. В этот период активно налаживаются дружественные контакты. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение подружиться - одна из важных задач развития на этом этапе. «Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Как пишет советский и российский философ доктор философских наук А. А. Радугин: «Ребенок, который поступает в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него есть постоянные обязанности, связанные с воспитательной деятельностью [2, c.190-192]. Учитель в учебно-воспитательном процессе должен работать со всеми, что определяет строгость требований педагога и увеличивает психическое напряжение ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка не могли помешать его естественному развитию, поскольку эти характеристики были приняты и учтены близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате чего выявляются многие отклонения от заданного пути развития: гипервозбудимости, гипердинамики, выраженного торможения. Эти отклонения лежат в основе детских страхов, уменьшают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т. д. Ребенок должен преодолеть испытания, которые на него упали. В первые школьные годы дети постепенно отходят от своих родителей, хотя по-прежнему существует потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и отношения между родителями оказывают серьезное влияние на школьников, но расширение контактов с родителями Внешняя социальная среда приводит к тому, что все более сильное воздействие на них оказывают другие взрослые. Общение младшего школьника с окружающими за пределами школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко определить свои права и обязанности и ожидает доверие старших к новым навыкам. Важно, чтобы ребенок знал: я могу и могу сделать это и это, но я могу сделать это лучше, чем кто-либо другой. Способность делать что-то лучше, чем все, имеет фундаментальное значение для младших учеников. Внеклассная и внешкольная работа может дать прекрасную возможность осознать эту потребность в возрасте. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является фундаментальной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и уникальность, и академическое достижение здесь уже не является определяющим критерием, потому что постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые напрямую не связаны с обучением. Помочь каждому ребенку реализовать свой потенциал, выявить ценность навыков каждого и других детей. В рамках образовательной деятельности психологические новообразования характеризуют наиболее значительные достижения в развитии младших школьников и являются основой для развития на следующем этапе развития. Основными новыми формациями начального школьного возраста являются:

• качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;

• анализ, анализ, внутренний план действий;

• развитие нового когнитивного отношения к реальности;

• ориентация на группу сверстников.

 Младший школьный возраст связан с вступлением в учебную деятельность, при этом она выступает как ведущая в этот период, а также происходит переход от визуально-образного мышления к абстрактному, к навыку строить рассуждения, выводы. С приходом ребенка в школу происходят изменения в его отношениях с окружающими людьми. Значительно увеличивает время, выделенное для общения. Большую часть дня дети проводят встречи с окружающими: сверстниками, учителями и другими людьми. Содержание коммуникационных изменений, оно не включает темы, связанные с игрой, преобладает деловое общение. В первых классах ученики больше общаются с учителем, проявляют больше интереса к нему, чем к сверстникам, поскольку учитель является для них авторитетом, но в классах III-IV все меняется. Учитель становится менее важным и авторитетным человеком для детей, у них повышенный интерес к общению со сверстниками. С внешними изменениями в характере коммуникации также происходят внутренние, которые выражаются в изменении тем и мотивов общения. Если в первых классах школы коммуникационный партнер определялся в основном оценками учителя, успехом в обучении, то в III-IV классах были показаны другие мотивы межличностных выборов, связанные с независимой оценкой личных качеств. Следующим этапом в жизни ребенка является подростковый период, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Развитие культуры общения в младшем школьном возрасте может быть успешно реализовано в будущем. Учителя и психологи должны контролировать общение младших школьников и, при необходимости, проводить коррекционную и развивающую работу с детьми. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, коммуникация включает такие компоненты, как:

1) желание вступить в контакт с другими («хочу»);

2) знание норм и правил общения с другими («я знаю»);

3) умение организовать общение («я могу»).

Поэтому учителю необходимо целенаправленно научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые коммуникативные навыки. Под коммуникативными способностями младших школьников в качестве средства их социальной адаптации выступают:

- комплекс индивидуальных психологических характеристик социальной ориентации личности младшего школьника (контактность, эмпатия, доброжелательность);

- уровень знаний, навыков и навыков в социальной и коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с другими, навыки культурного поведения, способность быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и т. д.);

- желание и потребность в социальной и коммуникативной деятельности;

-способность анализировать и адекватно оценивать социальные и коммуникативные ситуации и контролировать их статус в деловых и личных контактах с другими людьми.

       Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых навыков, способов различения социальных ситуаций. При поступлении в школу ребенок открывает новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У младших школьников уже есть достаточные рефлексивные способности, школа предъявляет новые требования к ребенку в отношении развития речи. В младшем школьном возрасте отношения ребенка с людьми подвергаются реструктуризации. Реализация образовательной деятельности возможна только в том случае, если ребенок привык управлять своими психическими процессами и поведением в целом. У детей младшего школьного возраста предпосылки для формирования важного социального качества. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре, и, самое главное, они используют игру в качестве учебного полигона для обучения навыкам обучения, и поэтому игра может с успехом использоваться для развития коммуникативных навыков и социального поведения [4, C.93-98].

     Начало обучения позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению социально значимых образовательных мероприятий. В то же время большинство детей младшего школьного возраста имеют предпосылки для формирования важных социальных качеств, которые способствуют успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в образовательной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что сегодня является очень актуальной задачей в работе учителя начальной школы. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего начального школьного возраста. Как писал советский психолог Л. С. Выготский: «Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства для организации такого поведения, и только потом становится его собственным индивидуальным способом действия ребенка» [1, c.112].

         Что должны понимать и понимать учителя и родители, чтобы рационально строить процесс воспитания, способствуя развитию ребенка как самостоятельного человека, умеющего сознательно контролировать свое поведение? Специфика младшего школьного возраста заключается в том, что цели деятельности отводятся детям главным образом от взрослых. Учителя и родители определяют, что может и не может быть сделано ребенком, наша задача - выполнить, наши правила подчиняться и т. д. Существенные условия, позволяющие взрослым формировать способность ребенка самостоятельно управлять своим поведением, таковы, что ребенок обладает достаточно сильным и прочным действующим мотивом поведения. Введение ограничительных целей. Расчленение приобретенной сложной формы поведения на относительно самостоятельные и мелкие действия. Наличие внешних средств, которые являются основой овладения поведением [2, c.23-26].

          Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, то значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе [3, c.23-26]. Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы. Первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель. К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом месте также стоит общественная активность и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Проанализировав различные подходы ученых к изучаемой проблеме (Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А.А. Леонтьев, А. Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского), мы уточнили понятие «культура межличностного общения младшего школьника» [5, c.86]. Культура общения младшего школьника это личностное образование субъекта, включающее в себя следующие компоненты: совокупность таких значимых качеств, как бесконфликтность, коммуникативность, эмпатия, толерантность, доброжелательность, отзывчивость; мотивация к позитивному взаимодействию с участниками межличностного общения; ценностное отношение к моральным нормам, правилам поведения, принятым в обществе; система знаний, умений и навыков культурного межличностного общения, которая необходима ему для успешного прямого и непосредственного взаимодействия с взрослыми, сверстниками и другими детьми в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание процесса формирования культуры общения младших школьников представляет собой единство личностного, мотивационно-ценностного, информационного и поведенческого компонентов. Личностный компонент включает ряд значимых качеств личности младшего школьника (бесконфликтность, коммуникативность, эмпатия, толерантность, доброжелательность, отзывчивость), необходимых для успешного взаимодействия с взрослыми, сверстниками и другими детьми. Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, ценностных отношений, регулирующих его поведение в процессе межличностного общения. Информационный компонент обеспечивает систему знаний о культуре межличностного общения, основополагающих нормах и правилах поведения в обществе, бесконфликтном общении с окружающими. Поведенческий компонент включает следующую совокупность умений и навыков культурного межличностного общения: ориентация в коллективе участников межличностного общения (т.е. в определять пол, возраст, социальное положение, культурную принадлежность, эмоциональное состояние участников) и в складывающейся в момент общения ситуации; выбор такого способа межличностного общения, который бы не расходился с требованиями морали и учитывал индивидуальным особенности того, с кем приходится общаться; анализ своих действий; нахождение продуктивных способов разрешения конфликтов.