В настоящее время проблемы воспитания в семье приобрели особую актуальность. По сравнению с прошлыми десятилетиями, социальный институт семьи заметно теряет свою ценность.Семейное воспитание – этообщее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов с целью достижения желаемых результатов. Окружение для ребенка является средой обитания и воспитания. Влияние семьи на ребенка, особенно в начальный период жизни, намного превышает иное воспитательное воздействие. Она отражает школу, средства массовой информации, друзей, общественные организации и даже влияние литературы, искусства. От того, что формирует семья, зависит, каким станет выросшая личность.
Над данной проблемой работали такие ученые как: Азаров Ю.П., Байков Ф.Я., Васильева Э.В., Гуров В.Н., Куликова Т.А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.Г., и многие другие. Огромный вклад в изучение семейных отношений внес писатель и советский педагог Антон Семенович Макаренко. Он разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» описывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими обязанностями, функциями, в том числе и ребенок. А.С. Макаренко подчеркивал, что это должен быть «свободный» коллектив. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным и старшим членом коллектива, он должен быть примером для детей как гражданин. Притом родители должны помнить, что ребенок это не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они несут ответственность.
Он считал, что родители обязаны проявлять к детям требовательную любовь и иметь заслуженный авторитет. Автор выделял четыре вида авторитета родителей:
1. Авторитет подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Такие отцы, вызывая у детей страх, превращают детей в безвольные, забитые существа, из которых вырастают никчемные люди.
2. Авторитет расстояния. Родители стремятся держать детей от себя как можно подальше, не допускать их к своим делам, интересам, мыслям.
3. Авторитет любви. Макаренко осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, осыпают их бесконечными ласками и поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая.
4. Авторитет резонерства, подкупа. Упрекал родителей, которые добиваются от детей хорошего поведения только с помощью подкупа и наград. И считал, что такое обращение влечет за собой моральное развращение.
Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что авторитет родителей — это самое важное условие хорошего семейного воспитания. Он дал советы, как воспитывать детей в труде, помогать детям в учебе, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, руководить их играми и укреплять их дружбу с товарищами [4].
Содержание воспитания в семье определяется его направленностью – нравственное, умственное, трудовое и так далее. Оно рассматривается в различной теории и методики воспитания.
Анализ литературы и опыт работы с родителями позволил выделить наиболее характерные типы поведения родителей в процессе семейного воспитания:
- строгий – соответствует авторитарному стилю. Родители действуют силовыми методами, диктуют свою систему требований, направляя ребенка по пути социальных достижений. Максимально ограничивают собственную инициативность и активность ребенка;
- объясняющий – родители взывают к здравому смыслу ребенка, прибегая к словесному объяснению. Считают, что ребенок ему равен и способен понимать.
- автономный – родители позволяют ребенку самостоятельно найти решение из сложившейся ситуации, предоставляют ему свободу, выбор и независимость. Родители поощряют ребенка за проявление таких качеств;
- содействующий – родители участвуют в жизни ребенка, стремятся ему помочь. Более того, они понимают, именно в какой момент ребенок нуждается в их помощи и в какой степени они должны ее оказать;
- компромиссный – родители знают об интересах и предпочтениях ребенка, когда и что можно предложить ему взамен и на что можно отвлечь внимание ребенка;
- сочувствующий – родители чутко и тонко реагируют на изменения в состоянии, настроении ребенка, искренне сочувствуют ему и сопереживают, но не предпринимают каких-либо действий;
- ситуативный – у родителей нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Они принимают решение в зависимости от той ситуации, в которой они находятся;
- потакающий – родители ориентированы только на ребенка. Его интересы и потребности ставят выше своих и в целом семьи. Для психологического и физиологического комфорта ребенка, родители готовы на любые действия, даже во вред себе;
- зависимый – родители не чувствуют уверенности в себе и в своих силах, ищут поддержку и помощь со стороны или перекладывают свои обязанности на других (воспитатель, учитель). Также на них огромное влияние оказывает психологическая и педагогическая литература.
Собственно воспитательная деятельность в семье, ее направленность и результативность зависит от ряда факторов, которые могут сказываться как позитивно, так и негативно. Поэтом требуют постоянного учета в воспитательной деятельности родителей. Важно найти грань строгости и любви, чтобы ребенок вырос независимой и самостоятельной личностью. Не стоит забывать, что главная цель воспитания – это, прежде всего разностороннее развитие ребенка.