Полный текст статьи
Печать

Темперамент, в психологии, аспект личности, связанный с эмоциональными диспозициями и реакциями, их скоростью и интенсивностью. Этот термин часто используется для обозначения преобладающего настроения или настроения человека. Понятие темперамента в этом смысле исходило от Галена, греческого врача, который развил его опираясь на более раннюю физиологическую теорию четырех основных жидкостей тела: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Согласно их относительному преобладанию в индивидууме, они должны были производить, соответственные типы темпераментов, обозначаемые как сангвиник (теплый, приятный), флегматик (медленный, апатичный), меланхолик (подавленный, грустный) и холерик (неуравновешенный). Более поздние теории подчеркивают влияние эндокринных желез на эмоциональную реактивность. Современная психология придает первостепенное значение деятельности вегетативной нервной системы, особенно ее симпатической ветви, в эмоциональной реактивности: автономная перенапряженность тесно связана с невротическими диспозициями. Поскольку такие ответы могут быть обусловлены, индивидуальные различия в легкости кондиционирования (также, вероятно, врожденные) также играют определенную роль в определении темперамента [6].

           Темперамент не воспитывается, а лишь корректируется, т.к. это врожденное качество. Оно определяется силой и скоростью нервных реакций возбуждения и торможения. Т.е., импульсивный малыш или ребенок-тугодум такой не назло вам и не потому, что его не кормили грудью, это своеобразие проявлений психики. Темперамент не оказывает влияния на способности, возможности, интересы или принципы ребенка, он проявляется лишь в поведении, поступках и реакциях. Среди детей практически не встречается «чистых» типов (абсолютного холерика, сангвиника, флегматика или меланхолика), всегда есть преобладание каких-то черт, по которым можно условно определить тип темперамента.

Детский темперамент в психологии включает многие аспекты личности ребенка, что приводит к формированию их установок и поведения. Понимание темперамента ребенка имеет решающее значение в воспитании и руководстве ребенком на протяжении всей его жизни [2].

Для того, чтобы мы могли понять детский темперамент определяем к какому из  девяти моделей поведения относится ребенок:

1. Деятельность - это относится к физической энергии ребенка. Ребенок может быть очень активным и постоянно двигаться, в то время как другой ребенок может вести себя, расслабленно и предпочитает сидеть неподвижно, а не бегать. Первый ребенок может ориентироваться на спорт, в то время как второй ребенок может больше заниматься мелкой моторикой, например, рисовать и читать.

2. Регулярность или ритмичность - это относится к тому, имеет ли ребенок режим или является случайным с точки зрения биологических функций. Если ребенок всегда просыпается в 7 утра и хочет поесть в 11 часов утра, он может хотеть, чтобы все делалось в обычном порядке, в то время как ребенок, который просыпается в разное время, может делать что-то случайно.

3. Первоначальная реакция – здесь главный вопрос состоит в том: «Ребенок колеблется в подходе к другим людям или вещам, или он смел и смотрит на них, как будто не думая?»

4. Адаптивность. Здесь мы спрашиваем, может ли ребенок легко приспособиться к новым вещам или изменениям в своей среде, или он сопротивляется таким изменениям.

5. Интенсивность. Оценивая интенсивность, мы задаем вопрос: «Является ли ребенок спокойным в определенной ситуации или он становится интенсивным (например, возбужденным)?»

6. Настроение - это относится к реакции ребенка на приятное или неприятное событие или вещь.

7. Отвлекаемость - это относится к вероятности того, на­сколько легко успокоить ребенка или отвлечь его от определенных занятий.    

8. Стойкость и внимание - это уровень настойчивости ребенка, мы можем спросить: «Может ли ребенок легко потерять интерес к занятиям или он достаточно терпелив, чтобы закончить это?»

9. Чувствительность - это относится к толерантности ребенка к изменениям в его окружении. Например, чувствительный ребенок может быть отвлечен, когда его мать включает радио, в то время как менее чувствительный ребенок может продолжать свою работу [5].

Рассматривая девять моделей поведения, которые может показать ребенок, можно определить три типа детей с точки зрения их детского темперамента.

1. Легкий ребенок - тот, у кого есть режим в его биологических функциях, таких как пробуждение, сон и питание. У него в целом позитивное отношение, хорошее настроение, он легко адаптируется к изменениям. Иногда он может расстраиваться, но через некоторое время он способен снова улыбаться.

2. Трудный ребенок - это тот, у кого есть случайные циклы бодрствования, сна и питания. Когда он сталкивается с новыми вещами или изменениями, он проявляет негативное поведение или подход, например, громко плачет или устраивает истерики. Нужно больше времени, чтобы адаптироваться к новым людям, еде или местам.

3. Дети с замедленным темпом - это тот, кто изначально демонстрирует негативный подход, но с меньшей интенсивностью, чем у трудного ребенка, когда он сталкивается с новой пищей, вещами, людьми и событиями. Тем не менее, повторное воздействие этих изменений приведет к принятию ребенка, и он может постепенно проявлять более позитивный отклик в их отношении [4].

Влияние окружающей среды на детский темперамент.

Обнаружение умеренных генетических влияний на детский темперамент не отрицает важность окружающей среды. Генетические факторы составляют от 20% до 60% фенотипической дисперсии личности, а это означает, что остальные 40% - 80%  относятся к факторам окружающей среды. Очевидно, что окружающая среда очень важна для темперамента. Если дети растут в одной семье это не делает всех похожими друг на друга по темпераменту. Члены семьи схожи по характеру в основном из-за общей ДНК [1].

Если общая семейная среда не оказывает существенного влияния на характер, то что делает? Ответ лежит внутри, а не между семьями. Факторы окружающей среды, которые важны для темперамента, - это те факторы, которые не разделяются членами одной семьи, то есть воздействия окружающей среды, которые являются уникальными для членов семьи (то есть, несанкционированные воздействия окружающей среды). Нахождение значительных и существенных неотделимых воздействий окружающей среды на темперамент обеспечивает важный фокус для исследователей, заинтересованных в воздействии окружающей среды на темперамент. В большинстве исследований, посвященных влиянию окружающей среды на темперамент, учитывались такие семейные эффекты, как стиль воспитания и семейное функционирование. Исследования поведенческой генетики показывают, что вместо изучения факторов окружающей среды, которые различны для разных семей, будет более выгодным сосредоточиться на факторах окружающей среды, которые различаются внутри семей (например, дифференциальное воспитание). Исследователям необходимо подумать о том, почему индивиды в одной семье сильно отличаются по темпераменту. Это предполагает изучение более чем одного человека на семью и изучение связи эмпирических различий в семье с различиями в темпераменте [3].

Есть некоторые исключения из общего вывода об отсутствии общих экологических влияний на темперамент. В нескольких исследованиях были выявлены общие экологические факторы, влияющие на оценку позитивного эффекта и связанных с ним поведения родителей и наблюдателей (например, улыбка, интерес к другим) в младенчестве и раннем детстве. Личность матери и безопасность привязанности были предложены в качестве возможных источников общей экологической дисперсии при положительном влиянии. Кроме того, хотя и не хорошо изученные, ритмичность и прослеживаемость не показали какого-либо генетического влияния, но оказывают существенное общее влияние на окружающую среду, по крайней мере, в одном исследовании. Эти результаты должны быть воспроизведены, но вполне возможно, что в какой-то степени общие экологические воздействия на эти два измерения отражают поведение родителей (например, планирование мероприятий, методы успокоения). Наконец, наблюдательные меры застенчивости и механических мер активности показывают некоторую общую экологическую дисперсию, тогда как родительские оценки одного и того же поведения. Опять-таки, эти результаты должны быть воспроизведены, но они выдвигают на первый план необходимость большего числа наблюдательных исследований для оценки возможной роли общей среды в развитии личности.