Полный текст статьи
Печать

Игра как средство воспитания является наиболее удобным и доступным инструментом для поддержки формирования личности младших школьников. Имитируя различные жизненные ситуации в игровой форме можно воссоздать те или иные событиядля закладывания основных стереотипных представлений, о том что «хорошо» и что «плохо». Игра как средство решения учебно-воспитательных задач в педагогической теории изучена довольно подробно. Педагоги видят в ней путь для развития интеллектуальных способностей и умений таких, как анализировать, сравнивать, объяснять, фантазировать и пр.

Следуя такой логике можно сделать вывод о том, что игра и есть деятельность в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире в которой никакая другая деятельность дать не может. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее моделирования воспроизведения.

Необходимо отметить существенную особенность игры, отмеченную в свое время Д. Дьюи, тесно связывающую игру с фантазией, так как «ее стихия не реальный, а воображаемый мир. Ребенок удовлетворяется в игре простым значением, пребывает в им же созданном мире воображении» [1, с. 93]. Гессен С. Выделяет главное свойство игры как поиск и эксперимент. В игре нередко происходит замещение предметов знаками и знаковыми действиями, которые несут глубокий потенциал воздействия на психику ребенка. Таким образом можно сделать вывод, что игра:

1)  онтогенетический источник и средство формирования культуры и рефлексии ребенка;

2)  основной способ человеческого общения с возможным и недействительным

3)  социально-педагогическая форма организации всей детской жизни, «детского общества»

4)  инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьёзных функций

5)  форма проявления креативности ребенка

К примеру, подвижные игры являются одним из важных средств воспитания детей любоговозраста. Это положение достаточно обосновано теоретически и проверено практикой.

Подвижные игры многое могут дать для закрепления двигательных навыков у детей, развитие у них быстроты, ловкости движений, организованности и дисциплинированности, а также для формирования дружеских взаимоотношений. Задачи физического воспитания – это, прежде всего воспитание детей здоровыми, бодрыми, жизнерадостными, закаленными, ловкими. Игры заставляют детей быть активными, деятельными, добиваться успеха, действовать согласованно, дружно, понимать друг друга. Обязательное выполнение правил, преодоление препятствий является прекрасным упражнением для воспитания у детей выдержки [2, с. 68].

Дети посредством игр еще с младшего возраста постигают окружающих их мир, играя со сверстниками они социализируются. Родители, играя с детьми и показывая различные игры, обучают детей модели жизни. Игра непосредственно связана с повседневной жизнью детей, и является одним из составляющих в формировании личности ребенка. Именно в период младшего школьного возраста, необходимо активное участие родителей и семьи в воспитании и развития ребенка. Также возможно и сказать о последующей самореализации ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. Поэтому несмотря не на что роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка.

Современные родители часто совершают ошибку в воспитании своих детей, и особенно младших школьников, атрофируясь от совместных игр с ними, полагая, что они уже довольно таки самостоятельны и вполне могут играть сами или со сверстниками. Хотя с помощью игр родители могли бы донести до ребенка правильные представления о жизни, любая банальная игра наподобие «рыцарей и чудовищ» формирует правильное отношение ребенка к «добру и злу». Но тем не менее родители пренебрегают всем этим, из-за чего дети предоставлены сами себе, либо гаджетам. У любого современного школьника, да и дошкольника главным источником игр, развлечений и даже обучения является телевизор и персональный компьютер. С развитием новых технологий эти средства прочно обосновались в повседневной жизни человека, нельзя сказать, что это плохо, но и то что воспитанием детей с раннего детства занимается телевизор и интернет, а не родители, как это должно быть, становится все более актуальной темой для дискуссий.

Поэтому в современном быстроразвивающемся мире, из-за нехватки времени, когда родители не должным образом уделяют внимание на воспитание своих детей, авторитет учителя и особенно учителя начальных классов в формировании личности ребенка возрастает в разы, потому что именно в школе дети становятся дисциплинированнее, усидчивее, социализируются, и начинают первые шаги во взрослую жизнь.Учителя начальных классов как правило используют игры в качестве воспитания детей младшего школьного возраста, так как у них так называемый переходный возраст - время первоначального складывания личности. В этот период происходит иерархия мотивов и потребностей, активно усваиваются нравственные нормы, формируются социальные компетенции, которые ученые представляют как знания, умения и навыки, которые необходимо ребенку для решения социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста.

Для детей младшего школьного возраста роль игр все еще велика у них все еще, согласно возрастной периодизации, доминирует игровая деятельность. Игровой вид деятельности постепенно утрачивает силу лишь к моменту достижения старшего школьного возраста, хотя у многих подростков и молодых людей остаточные явления могут сохраняться до 20 лет, а у отдельных индивидов, особенно мужского пола, могут проявляться всю оставшуюся жизнь [3, с. 10].

В моей практике как учителя начальных классов, игра является наиболее эффективному методу освоения материала, так как игра позволяет задействовать и заинтересовать всех детей в классе, вовлекаясь в освоение материала методом игры младшие школьники развивают всю свою личность: психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. Как показывает практика многие дети, и особенно младшие школьники, все еще очень зависимы и нуждаются в играх, они играют на переменах, некоторые даже во время занятий, очень часто в начале этого переходного возраста из дошкольника к школьнику, наблюдается не усидчивость и не возможность долгое время сконцентрироваться на занятиях, что в конечном итоге может привести к утрате заинтересованности в учебе, поэтому мне как педагогу необходимо былов своей работе, учитывать эти особенности младших школьников.

Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:

  1. Игры, связанные с функционированием абстрактного мышления;
  2. Игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»;
  3. Игры, рассчитанные на управление собственной памятью.

В своей практике я использую разнообразные игровые методики. Результатом которой является наиболее эффективное усвоение материала детьми, для примера были проведены два урока русского языка, один урок с применением игровых методов, другой без. Тема урока называлась «Согласные звуки, и буквы обозначающие согласные звуки» во время одной половины урока были одни согласные буквы во время второй другие, но одна половина урока с применением игровых методов, другой без. Позже был проведен мини - тест по которым дети продемонстрировали успешность освоенного материала. Результаты теста показали следующее: половина урока с использованием игры показала успешность освоения материала детьми на 73%, а половина урока без использования игрового метода показала освоение лишь на 43%.

Таким образом, можно сделать вывод что игра, особенно для детей младшего школьного возраста является наиболее эффективным инструментом для освоения детей новых знаний, и, следовательно, игра может быть инструментом для формирования личности ребенка, так как во время игр ребенок может освоить главные человеческие ценности.

Роль игр в формировании личности ребенка безусловно очень велика, так как игра несет в себе сущность человеческого бытия, с помощью игр возможно проецирование различных социальных проблем, и находить вместе с детьми пути их решения. Такое допустим, применяется мною на уроках чтения, проходя различные литературные произведения, используется игровой метод обучения, и тоже как показывает практика это является эффективным не только в плане освоения материала, но и в воспитательных целях. Во время уроков, воспроизводятся различные жизненные ситуации из сказок и других художественных произведений, закладывая моральный посыл данных произведений и донеся до учеников их смысл, формируются различные представления на определённые жизненные ситуации.

Таким образом:

1. В игре развивается мотивационно - потребностная сфера - возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Поэтому вместе с родителями класса были организованы творческие группы для детей и родителей. Цель творческих групп – формирование у родителей и учащихся интереса к школе, к учению с помощью совместной игровой деятельности. Каждая творческая группа 2 раза в месяц проводит разные интересные игры в разных формах. Так мы совместно с родителями провели уже много познавательных игр: правила дорожного движения, библиотечный квест, полоса препятствий, «Что? Где? Когда?» и т. д.

Таким образом, в результате работы творческих групп мы наблюдаем рост творческих способностей, повышение понимания между детьми и их родителями. Использование игровой деятельности привело к сплочению коллектива класса и активизировало родителей к взаимодействию со школой