Воспитание здорового ребенка - одна из самых важных проблем семьи. Казалось бы, современные родители должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. Но, к сожалению, это не так. Родители очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают особых усилий для его укрепления, профилактики заболеваний, особенно обращают недостаточно внимания развитию движений, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщение к спорту. Считается, что, прежде всего, школа должна заниматься физическим развитием, но это не так. Обе матери, и отцы хотят, чтобы их дети были ловкими, сильными, спортивными. Конечно, школа в ответ делает все для полноценного физического развития ребенка, это и физические занятия, кружки и секции, различные выездные мероприятия, но огромную роль в физическом развитии играет, насколько много внимания ему уделяют родители [1].
В чем сущность физического воспитания? Физическая подготовка. Это вид образования, который обучает движение, воспитывает физические качества, направляет овладению специальными физкультурными знаниями и формирует осознанную потребность спортивными занятиями. Содержание физического воспитания — освоение системы человека рациональным освоением управления движениями, приобретение навыков двигательных способностей необходимых в жизни, и соответствующие спортивные знания. Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества [1].
Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. С этой точки зрения, важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у детей потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли [2].
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы [2].
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями [2].
К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкульт минутки, закаливающие процедуры, активный отдых на открытом воздухе. Утренняя зарядка включает упражнения, которые выполняются без лишнего напряжения. Главная задача, решаемая при их выполнении, - устранить застойи крови в организме, улучшить деятельность внутренних органов [1].
Упражнения должны выполняться в определенной последовательности. Классическая схема – «сверху вниз»: начинать с упражнений на разминку шейного отдела позвоночника, затем переходить к плечевым суставам и рукам, затем «работают» мышцы спины, пресса, тазобедренный сустав, завершают комплекс утренней зарядки упражнения для мышц ног [3]. Перед началом выполнения упражнений обязательна разминка, например, ходьба на месте или бег трусцой по комнате. Разминка разогревает мышцы, готовит их к последующей нагрузке. Заканчивать комплекс упражнений следует заминкой – упражнений для «выравнивания» дыхания. Движения медленные, плавные, расслабляющие. Последний этап зарядки – упражнения на растяжку. Учитывая все вышесказанное, учтите, что, приучая малыша к утренней зарядке, нужно всегда помнить о главном правиле: от утренней зарядки у ребенка должны появляться только положительные эмоции, она должна приносить ему бодрость, дарить энергию на весь день [1].
Важной формой физического воспитания в семье закаливающая процедура: обтирание, массаж, контрастный душ. Также, физкультура осуществляется во время выполнения домашних заданий, после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и в 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста. Активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, езды на велосипеде, ходьба на лыжах, подвижные игры. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 часов. Семейные походы (пешеходные, лыжные, велосипедные) на выходные и в каникулярное время являются наиболее распространенной формой активного отдыха всей семьи. Систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц, выносливость, скорость и ловкость. Однако "вес" этих качеств в разных видах спорта различна. Именно поэтому предварительного совета с учителем физкультуры и врача необходимо для занятий тем или иным видом спорта [1]. В то же время учитывать состояние здоровья и характер физического развития школьника, а также возможное влияние на развитие его организма тренировочных занятий. Младшим школьникам можно рекомендовать некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и умеренную нагрузку на возможно большую группу мышц тела, например: Фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и т. д. Те виды спорта, которые связаны с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности и продолжительности (прыжки в длину, слалом) или же с тренировками, в которых довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с занятий с 10-11 лет. С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только улучшают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу (Велоспорт, гребля, толкание ядра и др.). Занятия требуют больших силовых нагрузок (тяжелая атлетика, бокс) следует начинать с 14-15 лет. Таким образом, роль семьи в физическом воспитании и развитии ребенка нельзя очень важна. Главная особенность семейного воспитания – особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка улучшается отношение к себе, влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни формируется личные качества, что во многом определяют эффективность физического воспитания и развития ребенка в семье [1]. Для того, чтобы успешно и безошибочно продвигать ребенка по ступеням физического совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, основные правила тренировки. В то же время, нельзя заниматься физической подготовкой слишком изредка. Средства физического воспитания должны применяться систематически и правильно, в соответствию с возрастом ребенка. [2].
Физическое воспитание является основой для развития личности ребенка в семье. Но в чем его ценность состоит в комплексном формировании детей? Прежде всего, физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Заболеваемость человека, отсутствие физической подготовки существенно снижают эффективность умственной деятельности. Физически здоровый человек может оказаться лучше в производительном труде, преодолевать большие нагрузки. Наконец, правильное физическое воспитание в семье способствует формированию нравственности, ассоциации, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли [1].