Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык. Главным воспитанием для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), семья выступает иногда единственным воспитанием.
С целью недопущения социальной дезадаптации детей с различными отклонениями в развитии требуется отдельное исследование роли семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отсутствие надлежащего подхода к воспитанию ребенка в большей степени проявляется в неблагополучных семьях. Данные семьи характеризуются низким социальным статусом, отсутствием возможности справляться со своими функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, снижением уровня адаптации, мало результативным процессом семейного воспитания. Целуйко В.М. под неблагополучной семьей понимать «такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети» [1, с. 9-10].
Семья как фактор воспитания характеризует ее воспитательную среду, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Определение понятия «воспитание» очень много, а сам процесс вызывает значительные сложности даже в том случае, когда речь идет о здоровых детях. Несомненно, реализация указанного процесс оказывается особенно сложным при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Семьи с такими детьми, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных и неблагополучных.
Социальный статус неблагополучной семьи, выступает как возникновения рисков в воспитательном пространстве. Нарушение отношений в семье и отказ от воспитания усиливают негативное воздействие на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ проблемы безопасности воспитательного процесса детей в неблагополучной семье показало увеличение рисков для физического и психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
В общем смысле под риском понимают вероятность наступления неблагоприятной ситуации или неудачного исхода какой-либо деятельности. По мнению О. Ренна, «риск – это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности» [3, с. 87]. С позиции педагогики «риск» определяется как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери и неуспеха, применение необычного метода или приема разрешения отдельной педагогической задачи при отсутствии полной уверенности в положительном результате, когда обычные меры оказываются малоэффективными. Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта.
Придерживаясь на существующее у детей с ограниченными возможностями здоровья первичное нарушение, факторы риска весьма неблагоприятно влияют на психофизическое здоровье ребенка, ухудшают процесс его социализации. Влияние рисков сложно переоценить. Они действуют в комплексе и, как правило, длительно и систематично, в сенситивные периоды развития ребенка, что только усиливает их отрицательное воздействие на формирование личности.
Говоря о психической и физической безопасности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в неблагополучной семье, можно выделить следующие виды наиболее часто встречающихся рисков в воспитательном пространстве:
1) Патологии личности родителей. Общеизвестно, что поведение родителей является для детей примером для подражания. Неуравновешенные, раздражительные родители способствуют формированию патологических черт личности у своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, увеличивают у него рост нервного проявлений, которые в дальнейшем приводят к изменениям характера и поведения.
2) Пьянство (алкоголизм). Такие факторы семейного неблагополучия как пьянство, алкоголизм, асоциальный образ жизни родителей, отсутствие средств на содержание детей приводит к дефектам воспитательного воздействия. Наблюдается отсутствие элементарной заботы о ребенке, игнорирование его базовых потребностей в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях жизни; ограничение возможностей личностного развития ребенка, низкий социальный контроль, низкая поддержка, вовлечение детей в потребление алкоголя, токсических веществ, заброшенность, принуждение к непосильному труду, сексуальное развращение.
3) Семейные конфликты. Постоянные ссоры, отсутствие общих интересов, взаимопонимания крайне негативно сказываются и на взаимоотношениях родителей с детьми. Это проявляется в отчужденности детей, отсутствии доверительных отношений. Ребенок начинает чувствовать себя заброшенным, никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование деструктивной личности, для которой не будет существовать ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.
4) Педагогическая некомпетентность родителей, проявляющаяся как в низкой воспитательной культуре, непоследовательности воспитательных действий, так и в незнании особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим ребенок начинает испытывать ограничение возможностей личностного развития, завышенный или заниженный самооценкой, низкую степень поддержки со стороны близких людей. Ребенка, отстающего по тем или иным параметрам от уровня нормального развития «настигает» завышенная критика, оскорбления и унижения, физические наказания.
5) Жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни. В данном случае типичными факторами неблагополучия семьи выступают судимость родителей, отрицание общественных норм и законов. Разумеется, это приводит к проблеме воспитательного процесса, возникновению и закреплению отрицательных черт личности ребенка. В семьях, где проявляется деспотизм родителей или одного из них среди последствий жестокого обращения выделяются резкие ухудшения психофизического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осложнение различных соматических заболеваний, личностно-эмоциональные нарушения, девиантное поведение.
Психологическая атмосфера неблагополучной семьи неизбежно вызывает у ребенка эмоционально заостренные и значимые для него переживания, с которыми он не может справиться в силу своего основного дефекта, возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующих воздействий. Все это приводит к ухудшению течения основного заболевания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проявлению у него патологических черт характера, что в итоге может явиться следствием асоциальных и противоправных форм его поведения.
Но наличие того или иного риска в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении, оно лишь указывает на возрастающую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.
Обозначив риски воспитания детей в неблагополучных семьях, можно с высокой долей уверенности говорить, что любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Причины возникновения рисков весьма разнообразны и отражают современные реалии жизни не только каждой семьи, но и всего общества в целом. На уровень развития современных семей влияет качественно новая и противоречивая ситуация, сложившаяся в обществе. Одновременно с разработкой и реализацией государственных программ по повышению роли семьи в воспитании будущего поколения в нашем обществе наблюдаются процессы дестабилизации семейных отношений. Но с какой бы стороны мы не подошли к проблеме воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья по-прежнему будет играть важную роль в формировании и становлении личности.
Таким образом, проблема безопасности воспитательного процесса в неблагополучной семье рассматривается с позиции рисков для физического, психического и психологического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Негативное влияние социальных и эколого-гигиенических рисков воспитания в неблагополучной семье не только усиливает проявление основного дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и оказывает отрицательное воздействие на развитие и формирование его личности. Учитывая данные положения, необходимо создание комплекса программ, сглаживающих негативные последствия воспитания в неблагополучной семье, что в свою очередь, должно оказать позитивное влияние на психофизическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья.