Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были всегда актуальны. Но в последние годы количество разводов стало больше, а внебрачная рождаемость увеличивает количество неполных семей.
Утратила свое влияние преемственность семейных поколений через систему различных воспитательных воздействий, в том числе,тех, что помогали созданию у молодежи модели будущей семьи. Также перестала «работать» в современных условиях концепция дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек строит отношения в собственной семье так же, как его родители строили свои отношения, т.е. используя модель взаимодействия родителей в качестве образца или эталона. Можно утверждать, что система передачи семейного опыта от родителей к детям, когда дети воспроизводили родительские семьи или действовали «от противного», почти исчерпала себя, представители обоих поколений оказались к ней не готовы. [3]
Объект исследования: люди, состоящие и не состоящие в браке.
Предмет исследования:межпоколенческие различия отношения к разводам.
Гипотеза исследования: отношения к разводам у молодежи и у людей старшего поколения различаются.
Целью исследования является выявление межпоколенческих различий отношения к разводам.
Для достижения цели исследования поставлены задачи:
1) выявление гендерных особенностей семейных установок;
2) изучение ролевых ожиданий и притязаний;
3) установление различий отношения молодежи и старшего поколения к разводам
Общая выборка, состоящая из 60 человек, представлена двумя возрастными группами: молодежь в количестве 30 человек, в возрасте 18-35 лет, состоящие и несостоящие в браке; представители старшего поколения в возрасте от 50 лет и более, в количестве 30 человек, состоящие и не состоящие в браке.
Основным методом сбора данных выступает психологическое тестирование с использованием следующего методического инструментария:
1. Опросник «Измерение установок в семейной паре» Алешиной Ю.Е., Грозман Л.Я., Дубовской Е.М. [1]
2. Анкета, направленная на изучение отношения к разводу. Содержит 8 вопросов, направленных на изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношение к разводу.
3. Методика «Незаконченные предложения».
Семья играет большую роль для жизнедеятельности человека в социуме, формируя актуальные и необходимые на конкретном этапе развития общества черты личности, установки, ценности, формы поведения. Семья как социальный институт основывает условия для нормального функционирования общества. Но с течением времени общество меняется и изменяется круг задач, решаемых семьей, становятся актуальными новые неспецифические функции, раскрывающие исторически переходящую «картинку» жизнедеятельности семьи. В связи с этим создаются новейшие формы семьи и брака, нацеленные на реализацию неспецифических функций, создавая альтернативные тенденции развития брачно-семейных отношений. [2]
Мы считаем, что одна из основных проблем, вызванная активными социальными изменениями, связана с тем, что под угрозу попадаются как раз специфические семейные функции. Утратила свое влияние преемственность семейных поколений через систему различных воспитательных воздействий, в том числе,тех, что помогали созданию у молодежи модели будущей семьи. Также перестала «работать» в современных условиях концепция дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек строит отношения в собственной семье так же, как его родители строили свои отношения, т.е. используя модель взаимодействия родителей в качестве образца или эталона
Распад семьи, к сожалению, представляет серьезную социальную проблему, имеющую почти мировой характер. В современной России, согласно последним статистическим данным, число разводов в два раза больше, чем было раньше. Развод семьи всегда плохо влияет на общество и на конкретных людей. Для общества: это больно "бьет" по демографической ситуации, происходит распад института семьи, может влиять на работоспособность разведенных людей, идет увеличение количества одиноких людей, появление неполных семей и др. [4]
В настоящее время не ограничены свобода при выборе партнера, формы отношений с ним, а с другой стороны - повышается личная ответственность за результат этого выбора. В свою очередь, старшее поколение вынуждено меняться, в частности, формируя понятие и свое отношение к новым альтернативам традиционного брака, которые потенциально могут быть выбраны их детьми.
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.
Главными причинами развода, по мнению респондентов, являются отсутствие каких-то общих ценностей, измена и недоверие, злоупотребление алкоголя, рукоприкладство и т.д. Пересечение в ответах старшего поколения и молодежи- это ответы о несовпадении ожиданий супругов от брака, алкогольная зависимость, различие ценностей, рукоприкладство.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что различия отношения к разводу двух поколенийсуществуют. 23 человека (75%)представителей старшего поколения относится к разводу менее лояльно, чем молодежь. Также большинство-25 участников (85%)- опроса считают, что тема развода является актуальной для современного общества, поэтому имеет смысл хотя бы о ней задуматься.
Исследование эмоционального компонента отношения к разводу показало, что респонденты обеих групп признают, что развод – это травматическое событие, как для супругов, так и их детей и близких им людей.
Относительно возможности осуществления развода отметим, чтопо мнению старшего поколения это возможно лишь в крайних случаях; 16 человек (55%) считает, что часто люди разводятся, не использовав всех возможностей наладить отношения. По мнению 21 респондентов (70%) молодого поколения, развод дает человеку возможность найти себе такого спутника жизни, какой ему нужен. Из них 18 человек (60%) рассматривают развод как нормальное, естественное явление, но в то же время отмечают, что распад семьи негативно влияет на процесс социализации ребенка.
Таким образом, выявлены различия в отношении к разводу у представителей разных поколений. Кроме того мы пришли к мнению, что развод является социальным феноменом, так как это плохие материальные и жилищные условия, неравный уровень образования и социального статуса. Также развод-это своего рода психологический феномен – несовпадение характеров, измена, ревность, потеря смысла жизни одним или обоими супругами.