«Алкогольная зависимость»– психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нём и поглощение его..[1] Алкогольная зависимость, как заболевание, в России характеризуется признаками:
- психическая и физическая зависимости от алкоголя;
- абстинентные страдания в случае прекращения его приёма;
- психические и соматические расстройства;
- регулярное употребление алкоголя [2]
Традиционно в России используются классификации, которые основываются на трех стадиях: такие примеры имеются в классификациях И. В. Стрельчук (1949); А. А. Портновой и И.Н. Пятницкой (1971); А. Ю. Егорова (2002); Е. С. Зайцева (2006). В данных характеристиках учитывается ряд признаков, обладающих общим сходством: толерантное отношение, временной показатель - частота, наличие психической и(или) психической зависимости, наличие как социальной, так и психической деградации личности, патологии внутренних органов.
К первичной стадиии алкогольной зависимости относят: первичное патологически непреодолимое влечение к алкоголю, предвкушению его употребления, снижение контроля над дозировкой и местом распития. Позднее исчезает рвотный рефлекс. Человек утрачивает моменты произошедших с ним событий, которые происходили в алкогольном опьянении. Первая стадия алкогольной зависимости по возрастному критерию приходятся на промежуток между 16 и 35 годами; по временному промежутку - от года до шести лет.
При вторичной стадии алкогольной зависимости наблюдается усилением всех проявлений первичной стадии и отягощением какими факторами как: абсистентный синдром, систематическое «злоупотребление» алкоголем, проявлением патологических черт личности. Психическая и социальная деградация проявляется в ухудшении коммуникаций в семье, на работе. Формирование второй стадии наблюдается в 25-35 лет, и длиться от 5 до 15 лет.
Третья стадия алкогольной зависимости характеризуется как психически и физически непреодолимой потребностью в алкоголе. Снижается иммунитет, усугубляется деградация личности, сопровождается так же появлением запоев и алкогольных психозов.
Проблема алкогольной зависимости давно знакома в государственных и негосударственных образовательных организациях. Деятельность по профилактике алкогольной зависимости осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организаций и регулируется типовыми положениями об образовательных организациях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.[2]
Целью исследования является выявление учащихся имеющих признаки раннего употребления алкоголя и склонности к зависимому поведению. Данные показатели в совокупности определяют учащихся, которые могут в будущем иметь проблемы с алкогольной зависимостью, либо имеющих эту проблему в данный момент.
В исследовании приняли участие 230 учащихся с 7 по 11 класс. Использовались следующие методики:
Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К.Яхин, В. Д. Менделевич). Данный опросник применяется с целью выявления алкоголизма и бытового пьянства. Содержит в себе 35 вопросов.
Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич). Данный тест применяется с целью выявления склонности к зависимому поведению. Содержит в себе 135 вопросов. [3]
Посредством Опросника для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К.Яхин, В. Д. Менделевич) нами получены следующие данные: 10% респондентов характеризуются признаками высокой вероятности наличия признаков алкоголизма, 8% учащихся характеризуются признаками повышенной склонности к алкоголизму. Это означает, что 18% респондентов находятся в зоне риска. 12% респондентов характеризуются признаками тенденции к алкоголизму и 70% (161учащихся) продемонстрировали отсутствие тенденций к алкогольной зависимости.
Посредством теста для выявления склонности к зависимому поведению (В. Д. Менделевич) нами получены следующие данные: 16% респондентов характеризуются признаками высокой склонности к зависимому поведению, 20% учащихся характеризуются признаками повышенной склонности к зависимому поведению. Это означает, что 36% респондентов находятся в зоне риска . 16% респондентов характеризуются признаками тенденции к зависимому поведению и 48% (110учащихся) продемонстрировали отсутствие тенденций к зависимому поведению.
Результатами проведенных методик по изучению ранних признаков алкоголизма и склонности к зависимому поведению является определение группы детей, попадающих в зоны риска. Положительные ответы на обе проведенные методики дали 7% респондентов, что свидетельствует о выявлении у них как ранних признаков алкоголизма, так и выраженной тенденции к зависимому поведению. Ввиду этого, с данной категорией были запланированы дополнительные мероприятия по профилактике алкогольной зависимости.
Из этого следует, что положительный опыт профилактики алкогольной зависимости данных организаций можно тиражировать среди других образовательных организаций.