Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в стране и республике обострились проблемы подросткового суицида, противоправные действия среди молодежи, ранняя беременность и др. Общество столкнулось также с таким новым явлением, как активное использование социальных сетей с призывами к террористическим актам, национализму, массовым самоубийствам и т.д., на которые отзываются в первую очередь подростки. Основу профилактики в данной ситуации составляет педагогическая поддержка семьи в вопросах воспитания детей и развития их личностных качеств, которые будут служить внутренним «стержнем», позволяющим оградить ребенка от негативного влияния окружающей действительности. Большое значение с этой позиции имеет деятельность общеобразовательных организаций, особенно их социально-педагогическая работа по повышению родительской компетентности.

Проблему родительской компетентности рассматривали немало отечественных ученых и практиков: Минина А.В., Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Варга А.Я. Архиреева Т. В., и др. Они затрагивали такие вопросы как структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста, компетентность как дидактическое понятие, особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей и т.д.

Существуют различные определения понятия «родительская компетентность». Например, Н.Ф. Талызина рассматривает «родительскую компетентность» как знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя. [2] Похожее определение дает М.М. Мизина: «родительскую компетентность - наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка».[2]

 По А.П. Тряпицыной, «родительская компетентность - это интегральная характеристика, определяющая способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей».[4] Вызывает интерес подход
Н.Г. Кормушиной, которая считает, что «родительская компетентность - это возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом». [1]

Проанализировав все определения, мы в рамках наших научных изысканий будем придерживаться наиболее универсального, но в то же время упрощенного, определения: «родительская компетентность - это способность родителей успешно справляться с воспитательными функциями семьи».

В целях выявления эффективности работы общеобразовательных учреждений в повышении родительской компетентности, нами был проведен анонимный опрос среди родителей в общеобразовательных школах и через социальные сети. В опросе приняли участие 150 родителей (большинство – мамы).

Данный опрос не отражает объективную оценку деятельности образовательных организаций в республике с родителями, однако позволяет определить некоторые отдельные нюансы и положительные стороны работы школы по повышению уровня родительской компетентности.

В опросе 139 из 150-ти родителей ответили, что у них в школе проводятся мероприятия, повышающие их педагогическую культуру. 49% из них ответили, что проводятся родительские собрания, 28% лекции и семинары, 23% родительские всеобучи, встречи со специалистами.

По мнению 51% респондентов, работа проводится эффективно, 33% затруднились ответить, 16% ответили, что не эффективна.

На вопрос «получаете ли вы информацию в полном объеме?» 63% ответили - «да», 21% - «нет», 16% затруднились ответить.

По мнению родителей в целях повышения уровня эффективности мероприятий, направленные на повышение родительской компетентности нужно: привлекать обоих родителей вместе с детьми; проводить не просто лекции, а диспуты со специалистами; проводить индивидуальную работу с родителями; проводить родительские всеобучи; работать с классным руководителем; больший охват родителей; работа с проектами; систематически проводить семинары в целях педагогического просвещения родителей.

Исходя из результатов исследования, можно сформулировать следующие выводы: 98% родителей ответили, что в школах проводятся мероприятия, повышающие уровень родительской компетентности, что касается эффективности проводимых мероприятий, мнения родителей разделились.

Примерно половина родителей (49%) указали, что мероприятия в школе проводятся в формате родительские собрания. 28% родителей, отметили лекции и семинары и 23 % - родительские всеобучи, встречи со специалистами.

Информация, которая дается родителям в школе по мнению большинства родителей (63%), усваиваются в полном объеме при непосредственном общении, а информация, которая выставляется на сайт или вывешивается на стендах, обычно теряется в потоке информации и часто проходит незамеченной родителями. Однако, 21% родителей, затруднились определить уровень усвоения материала и в рамках родительских собраний или лекций, а 16% респондентов ответили, что плохо усваивают информацию по вопросам воспитания детей.

Таким образом, исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что основной причиной неэффективного проведения педагогами мероприятий и плохого усвоения родителями информации, является отсутствие индивидуальной работы с родителями и невозможность тесного и доверительного контакта родителей с педагогами. Родители хотят видеть педагога как доброжелательного советчика, направляющего в нужное русло, как человека, а не как информатора.

Кроме этого причиной плохого усвоения педагогических знаний могут стать:

- усталость родителей после рабочего дня;

- пассивная родительская позиция;

- недоступное изложение информации (слишком теоретизировано);

- невозможность расспросить у педагога о непонятных моментах, в виду отсутствия доверительных отношений между родителями и педагогом;

В целях повышения эффективности проводимых мероприятий по повышению родительской компетентности были сделаны следующие рекомендации:

- чаще проводить родительские всеобучи;

- проводить индивидуальные беседы с родителями, психологическое консультирование;

-систематически проводить родительские собрания, семинары, лекции по проблеме родительской компетентности;

- на мероприятия привлекать обоих родителей вместе с ребенком;

- рекомендовать литературу по воспитанию детей;

- активное взаимодействие классного руководителя с родителями;

- беседа со специалистами;

Хотелось бы привлечь внимание педагогов к рекомендациям родителей для повышения эффективности мероприятий, проводимых с целью формирования и развития родительской компетентности.  В этом вопросе следует проявлять в первую очередь профессиональную компетентность со стороны педагогов и быть гибче как форме проведения мероприятий, так и в учете условий социума.