Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Нарушения памяти детей младшего школьного возраста может быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках. Нарушения кратковременной памяти приводят к тому, что школьники с трудом запоминают содержание урока и распоряжения педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Из-за нарушений памяти детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Проблемы со зрительной памятью у ребенка могут проявляться в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.
Особенности развития памяти у детей 4-5 лет. Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей. При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.
Кратковременная память - это представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе¬ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
На сегодняшний день проблема развития памяти у дошкольников является актуальной и социально значимой. Дошкольный возраст – этап существенных изменений в психическом развитии. Из этого следует вывод, что память, как и любой другой психический процесс претерпевает значительные изменения, которые заключаются в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Виды памяти
По ведущему анализатору |
По предмету материалу деятельности |
По продолжительности протекания процесса |
По форме психической активности |
Зрительная |
Двигательное |
Кратковременная |
Непроизвольная |
Слуховая |
Эмоциональное |
Долговременная |
Произвольная |
Осязательная |
Образовательное |
Оперативная |
|
Обонятельная |
Вербальная |
|
|
Вкусовая |
|
|
|
Исследованием психологических особенностей памяти дошкольников занимались многие отечественные психологи (Г.А Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, М.В. Гамезо, И.А.Домашенко и др.). Известно, что эффективность учения дошкольном возрасте во многом зависит от степени развития памяти. А это в свою очередь доказывает полезность и нужность данного исследования.
Для исследования памяти детей с 4 до 5 лет, нами выбрана методика «Особенности долговременной и кратковременной памяти» под редакцией Г.А Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной. Общее количество детей -10. База исследования: детский сад «Туллукчаан».
Подготовка исследования. Подобрать 3 набора, чтобы каждый можно было по тематике, наприме: животные, фрукты, транспорт.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4-5 лет.
Ход проведения: 1. Ребенку преподносятся картинки с изображениями, которые он должен рассмотреть. «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». После этого ребенку задается вопрос: «Назови картинки, которые ты запомнил»
2. Ребенку демонстрируется второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Внимательно посмотри где чей домик». После этого ребенок запоминает и на второй попытке сам воспроизводит увиденное.
3. Ребенку демонстрируется третий набор картинок (из10шт. разных предметов, животных, одежд, фрукты…) предлагаю запомнить их. Каждая картинка экспонируется в течении 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти изображение.
Обработка данных: по количеству воспроизведенных названий предметов - дети 4-5 лет, в основном, справились с основной задачей. Повторное исследование, для выявления долговременной памяти, проводится через 2-3 дня. Таким образом, исследование кратковременной и долговременной памяти у детей дошкольного возраста 4-5 лет отражается в следующих показателях:10 детей - 100%, высокий уровень - 5 детей (50%), средний уровень - 3 детей (30%), низкий уровень - 2 детей (20%). На следующем этапе нашего исследования, нами планируется изучить взаимосвязь особенностей развития памяти в условиях ответственного родительства (проводят ли родители работу с детьми по развитию их когнититвной сферы, и, в особенности памяти) на основе сравнения с семьями, в которых этому аспекту не придают значения. К исследованию планируем добавить опросники и анкетирование для родителей.