Полный текст статьи
Печать

В связи со сложившейся ситуацией в России, обусловленной эпохой глобализации, появляется потребность в воспитании поликультурной личности. Поликультурное воспитание предполагает воспитание в ребенке уважения к другим, чьи привычки и взгляды отличаются от собственных. Воспитание уважения к другим будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. На наш взгляд, младший школьный возраст является более благоприятным к воспитательным воздействиям, кроме того в этом возрасте закладываются морально-культурные основы личности в связи с активным формированием ее характера, установок, стереотипов поведения, мышления и мировоззрения, что позволяет прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре.

Если мы говорим о поликультурном воспитании как о формировании представлений личности о многообразии культур и их взаимосвязи, воспитании толерантного отношения к различиям представителям разных культур, привитии национальных и общечеловеческих ценностей, то следует рассматривать и поликультурные компетенции. «Поликультурная компетенция – знакомство с традициями и различиями в образе жизни, поведении и идеологии народов и вместе с тем это умение приспособиться к ним и использовать их в социальной практике» [2].

Проблему формирования поликультурных компетенций в структуре поликультурного образования достаточно широко освещали А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.

«На формирование поликультурных компетенций большое влияние оказывает опыт межкультурных контактов в его различных формах: знакомство с произведениями искусства и архитектуры, достижениями науки и техники, встречи и диалоги с представителями иных социокультурных общностей, знакомство с традициями и обычаями в быту и повседневной жизни» [3].

Формирование поликультурных компетенций должно проходить в определенной последовательности, которая обеспечивает вступление учащихся в диалог культур как полноценных его участников, а не «безвкусных потребителей». «Первостепенным является создание условий для формирования национально-культурной идентичности, в результате которой вырабатывается способность описывать себя как представителя определенного этноса, социальной группы, религиозной конфессии» [1].

«Формирование поликультурных компетенций может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности» [3].

Какова же роль семьи в формировании поликультурных компетенций детей? Не ошибемся, если скажем, что именно семья является первым источником традиций. В семье ребенок учится общаться, слушать и уважать мнение других, с терпением и бережливостью относиться к своим близким. Именно семья формирует идеалы и общественно-социальные установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок.

Более того семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.

Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности, в ней осуществляется связь времён, «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование социально-генетического кода, социальной памяти народа».

Семья является первой социальной группой, влияющей на формирование отношений ребенка с окружающими людьми, а также помогает осваивать поликультурное пространство. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей, изначально принадлежащих к разным культурам, имеет конечной целью сплачивание полиэтнического коллектива детей. Поэтому взаимодействие с педагогами является важным условием поликультурного воспитания детей.

Можно разработать программу по реализации комплекса мероприятий, повышающих социальную роль семьи в поликультурном воспитании. Эта программа может содержать разнообразные формы работы с семьями, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Мы провели экспресс-опрос среди учащихся 3-го и 4-го классов МБОУ СОШ № 12 г. Якутска. Всего было опрошено 43 ребенка, из них 27- учащиеся 3-го класса, остальные 16 - учащиеся 4-го класса. По результатам опроса 70% опрошенных младших школьников знают традиции и обычаи своего народа, 23 % - не знают, а остальные 7% знают не все традиции и обычаи своего народа. На вопрос: «Какие народные традиции соблюдаются в вашей семье?» получены следующие ответы:

60% - традиции, связанные с новым годом;

21% - никакие;

14% - пасха и масленица;

2,5% - ысыах (якутский новый год);

2,5% - читать молитву.

Все из опрошенных младших школьников не знают, сколько народов проживает в РС (Я). Про культуру других народов узнали:

от родителей – 14 учащихся;

от учителей – 6 учащихся;

от родителей и учителей – 4 учащихся;

от друзей – 3 учащихся;

ничего не знаю про культуру других народов – 5 учащихся;

из СМИ – 6 учащихся;

увидел сам – 3 учащихся.

Из опрошенных младших школьников 79 % хотели бы узнать больше о других народах, об их истории, культуре, остальные 21 % не хотели бы узнать.

По результатам опроса можно сказать, что младшим школьникам не хватает знания о других народах; что в большинстве семей соблюдаются традиции, связанные с новым годом. Это говорит о том, что именно народные традиции не соблюдаются. Однако следует отметить, что из опрошенных учащихся большинство узнали про культуру других народов от своих родителей. Полученные результаты позволяют сказать, что необходима работа по повышению компетентности родителей в вопросах поликультурного воспитания.

Таким образом, в формировании поликультурных компетенций младших школьников семья играет немаловажную роль, но поликультурное воспитание будет наиболее эффективным, если школа и семья будут сотрудничать в этом вопросе.