Семья - один из важных факторов, который играет роль в становлении личности ребенка, его социализации. Под семьей также понимают единый функционирующий социальный институт. Ребенку в этом институте отводится огромное место. Каждый родитель хочет воспитать благородных, образованных и готовых к самостоятельной жизни в будущем детей. Для этого используются различные методы воспитания. Но, к сожалению, в нашем мире существуют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным статистики можно выявить, что количество устроенных в приемные семьи детей в 2015 году- 20707, по сравнению с 2014 годом- 21264 сократилось на 557 [2]. Каковы же причины? Мы считаем, что одной из главных причин является неподготовленность приемных родителей к воспитанию ребенка, то есть незнание методов воспитания. Это проблема, которая стоит сейчас перед будущими приемными родителями.
Каковы должны быть отношения между родителями и ребенком? По Адлеру, идеальный отец – это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Мать же проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не
на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи [1, 167-172].
По-мнению, социолога В.Г. Харчева семья - это тот же самый брак: происходит объединение людей- каждый со своими привычками, со своей историей, со своими эмоциональными реакциями[3, 6]. Нам кажется, что это определение также относится к понятию «приемная семья». Связь и привязанность ребенка с матерью происходит еще на внутриутробной стадии развития. Но существует еще вторичная привязанность (теория привязанности английского психолога Джона Боулби)- любить приемную семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте.B новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, ребенок, как правило, идет привычным путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.
Как приемные родители должны справляться с плохим поведением ребенка? Во-первых, надо изучить его историю. В какой семье он жил и воспитывался до прихода в новую семью, как вел себя раньше. Это поможет понять его поведение сейчас. Во-вторых, приемные родители должны следить за атмосферой в доме, она должна быть благоприятной, способствующей быстрой реабилитации ребенка. Ведь у каждого ребенка, который жил в детском доме, интернате имеются психологические, психические, физические отклонения. Именно, эти дети не получали должной материнской любви, «твердого отцовского плеча», поэтому главной задачей приемных родителей является восполнение у ребенка всех тех чувств, который должен получать каждый ребенок в семье.
Помимо любви к детям родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Отсутствие этих качеств у приемных родителей связывается со стремлением выполнить роль спасителя несчастных детей и, именно, поэтому происходят конфликты, эмоциональные «выбросы», стрессовые ситуации. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являютсятерпение и педагогический оптимизм. В свое время А.С. Макаренко выдвинул оптимистическую гипотезу, которая ориентирует на веру в лучшее в человеке, даже с риском ошибиться. Вы не должны ждать чего-то сверхъестественного от ребенка, когда он поймет, что вы любите его несмотря ни на что, вы увидите плод своих стараний.
Каждый метод связан с психофизиологическими особенностями ребенка, незнание этих особенностей и игнорирование их не приведет вас к хорошему результату. Мы приводим на рассмотрение следующие общеизвестные методы, которые считаем наиболее эффективными в процессе воспитания ребенка в приемной семье:
- метод убеждения: вы должны говорить с ребенком, но при этом представлять меру воздействия, то есть говорить до тех пор, пока он слушает вас с раскрытым ртом, пока он спрашивает. Если вы будете говорить много и объяснять давно известное, ваши слова превратятся в отскакивающий от стенки горох;
- личный пример: известно, что дети как зеркало, они всегда отражают поведение своих родителей. Вы- та модель, по которой дети строят свою собственную будущую семейную жизнь. Поэтому при побуждении ребенка к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка веру в свои силы;
- поощрения и наказания: вы должны помнить, что поощряются действия и поступки, а не качества характера, то есть ребенок хорош, но сегодня он что-то сделал и заслужил похвалу. С наказаниями надо быть осторожными, ведь горе дети переживается острее и долго помнится. Применяя наказание, вы должны быть уверены в его справедливости, не надо наказывать по подозрению. Для начала желательно наказывать ребенка наедине, «по секрету». Кроме того, имея дело с приемными детьми, следует особенное внимание придавать мотивации проступка. Иногда за действием ребенка кроется желание любым способом привлечь к себе внимание, проверить, действительно ли его любят и какие границы она имеет.
Ошибки семейного воспитания. Способ избежать ошибки заключен в известной формуле: воспитывай своего ребенка (а именно таким он становится для приемных родителей), как чужого, а чужого, как своего. Механизм воплощения таков: следует представить на месте провинившегося соседского ребенка, который не вызывает откровенной неприязни, и заново оценить допущенный проступок. Во многих случаях родители более лояльно оценивают промахи детей, за которых не несут моральной ответственности. Так можно избежать многих конфликтов, которые, кстати, детьми воспринимаются намного болезненнее и помнятся дольше.
Также у многих родителей встречается такая ошибка как концентрация основного внимания на исправлении недостатков, вместо того чтобы формировать желаемые качества и умения. Для приемных родителей избавление от вредных привычек – проблема актуальная, но при этом нельзя забывать и о закладывании каких-то основ на пустующем месте. Всегда легче строить, чем перестраивать, проще приучать к труду, чем потом бороться с ленью, прививать щедрость, а не искоренять жадность.
Нами были предложены методика О.И. Бочкаревой «Мой ребенок» и И.А. Хоменко «Семейное воспитание» пяти семьям, в которых воспитываются приемные дети. Вот некоторые из них: Считаете ли вы своего ребёнка самостоятельным? Почему? Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний? Что в вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь? Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы? Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся вам глупыми? Наказываете ли вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это? Решаете ли вы с ним его проблемы? Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными? Из каких источников вы получаете информацию о воспитании? Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте? Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
По данным анкеты и опроса нами были сделаны следующие выводы: приемные родители считают, что имеют достаточные знания о воспитании детей, но при этом хотели бы узнать что-то новое у специалистов; проблемы в воспитании связывают с нарушениями в поведении детей, а также с недостаточным уделением времени ребенку со своей стороны; каждый родитель старается по возможности отвечать на вопросы ребенка, даже если они кажутся ему глупыми; после замечаний некоторые родители прослеживают замыкание у детей, чувствуют отчужденность; и каждый родитель хотел бы иметь больше доверия со стороны ребенка.
Итак, в любом случае приемные родители счастливы, что у них есть такие дети. Конечно, стать поистине родным человеком для такого ребенка сложно, но не бывает успеха без препятствий.
Таковы наиболее общие особенности механизма воздействия на личность ребенка, учет которых может помочь приемным родителям избежать некоторых ошибок, пока они не выработают свой собственный взгляд на проблему воспитания приемных детей, не накопят опыт, способный стать самым лучшим компасом в море вопросов извечной проблемы «отцов и детей».