Полный текст статьи
Печать

Эвенки – один из древнейших народов России, по исследованиям этнографов, о предках эвенков упоминается еще в V-VII веках до н.э., расселенный небольшими группами по всей территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вопреки раздробленности на группы, малочисленный народ эвенки сохранили свой язык, культуру и традиции и в этом заключается их уникальность. И главной целью воспитания в семье эвенков  было воспитание духовно-нравственных качеств, физических и трудовых навыков, которые нужны для  выживания в экстремальных условиях Севера. При этом приобщение к морально-этическим нормам поведения в обществе, практические знания и опыт в повседневной жизни играли важную роль в семейном воспитании.

Цель исследования – изучить особенности семейного воспитания у эвенкийского народа в условиях кочевья, определить методы и приемы этновоспитания эвенков. 

У эвенков дети объект заботы и воспитания не только семьи, но и общины, рода в целом. Для народов Севера воспитание ребенка означает воспитание себе подобного, кормильца, хранителя, защитника семьи, рода. Одновременно это и подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Отсюда и методы воспитания, неразрывно связанные «с этническими, этическими нормами, с нравственностью, с сохранением языка, традиций и обычаев, трудовых навыков, экологических и природно-климатических знаний, морально-психологических отношений в семье» [3, C.35].

Своеобразный образ жизни народов Севера связан с многовековыми занятиями оленеводством, охотой в огромном пространстве тундры, лесотундры и горно-таежной, таежной местности. Годовой цикл жизнедеятельности народов Севера определяется природно-климатическими условиями. Постоянное общение человека с природой значимо тем, что воспитывает в нем своеобразную культуру отношения к окружающему миру. Оно подчинено неписаным законам, правилам отношения народов Севера к окружающему миру и впитывается с раннего возраста.

Бережное отношение к природе прививается детям с младенчества. Отсюда и особенности организации и содержания в зимнее и летнее время стойбища, выбор места проживания, питания, подбор утвари, одежды [5, C.177].

Доктор психологических наук А.П. Оконешникова отмечает, что главными принципами обучения, как известно, является деятельностный личностный подходы. Суть принципа деятельностного подхода заключается в том, что любые познавательные психические процессы возникают и формируются, усовершенствуются, т.е. шлифуются, в деятельности. Известно, что деятельность может быть умственным, либо практическим. В народной педагогике у эвенков значительное место в обучении ребенка чему-либо, занимает вовлечение его в практическую деятельность. Например, родители старались непосредственно заинтересовать детей в изготовление простых бытовых предметов. Здесь ясно наблюдалась неразрывность между словесными разъяснениями и самим процессом, т.е. действием.

Особый деятельностный подход приобретает в обучении детей прикладному искусству. Такой же принцип может иметь место в обучении оленеводству и охоте. Другими словами, деятельность обучаемого, что называется, перед взором, выходит, выносится на результат внешней деятельности. Поэтому учителю прикладного искусства, больше, чем, допустим учителю математики, видны активность либо пассивность ученика, уровень сформированных у него умений и навыков, ему легче обнаруживать ошибки в действиях учащихся, он имеет больше шансов регулировать процесс обучения в целом [1, С.76-78].

Ю.Б. Строкач, проводя этнографические исследования среди эвенков Катангского района Иркутской области, изучала последовательность обучения детей в семье, которую целесообразно здесь воспроизвести.

Отсюда следует, эвенки выработали не только определенную сумму положительных навыков и знаний, необходимых в промыслово-оленеводческом хозяйстве, но и довольно стройную систему (традицию) их передачи подрастающему поколению. При этом они никогда не стремились к узкой специализации подростков и, придавая самое большое значение подготовке молодежи к занятию охотничьим промыслом, старались передать ей весь производственный опыт, накопленный поколениями.

Самым обременительным для детей является не умственное напряжение при усвоении школьной программы, а статические нагрузки, к которым дети не готовы физически. Это понятно, ведь основная биологическая потребность ребенка с самого рождения - двигательная способность. Детям просто необходимо много ходить, бегать, прыгать, скакать, вертеться на месте, играть. Дети начинают играть очень рано - задолго до того, как в их жизнь приходит слово. Игра - удивительная, богатая сфера деятельности детей в народной педагогике, ее роль ценится невероятно высоко. В играх коренных народов отсутствует чувство собственности. Все, кто играет, получают призы, несмотря на победу или поражение. Эта традиция происходит от старинного обычая коренных народов делиться всем, что имеют, со всеми.

В играх непосредственно воспроизводятся элементы охоты или оленеводство. Постепенно игры принимают состязательный характер. Так зарождается спорт, и выделяются упражнения в беге, прыжках, метании, борьбе, плавании и т.д. Изучению подвижных игр отводится значительное место, т.к. с их помощью решаются многообразные задачи, связанные с обучениями двигательным действиям, развитием физических способностей, формированием социальных качеств личности школьников. В этом плане представляется большой интерес традиционный эмпирический опыт народов Севера. Детей с малолетнего возраста готовили к усвоению навыков и ухода за оленями в условиях открытого природного пространства.

Знание окружающей среды отражено в играх, с помощью которых дети приобретают необходимый опыт. Необходимо отметить, что коренные жители Севера отличаются своим охотничьим мастерством, успехами в охоте. Престиж мужчины до сих пор оценивается его навыками и умениями на охоте. Игры, требующие ловкости, проворства, силы, выносливости, зависят от охотничьих навыков. Значение этого типа игр обнаружено в играх, развивающих физическую силу, память, внимание. Национальные игры направлены на всестороннюю подготовку (через непосредственное овладение основами движения), совершенствования функций организма, черт характера играющих: отражают условия жизни народа. На начальном этапе национальные игры сопровождаются подражательными действиями, имитирующими сбор ягод, трав, и охоту. Характерным является то, что национальные подвижные игры отражают повадки птиц, животных, труд охотников, рыбаков и т.д. На первый взгляд, игры кажутся очень простыми, а на самом деле они очень трудные, и необходима ежедневная тренировка, чтобы играть без видимых усилий. В то же время укрепляют одновременно все мышцы тела, и, может быть, в этом их уникальность и необходимость использования в настоящее время.

Детей до 9-10 лет лишь предварительно готовят к труду. Главное значение в это время имеют детские игры, особенно те, которые воспроизводят производственно-бытовые занятия взрослых. Они служат своего рода тренировкой, о чем сообщила М.Г. Василевич. Многие игрушки, например, луки и стрелы, оружие, маут,  нарты, лыжи, взрослые сознательно делают своим детям, чтобы научить их во время игр «настоящим» занятием. Взрослые всячески поощряют участие детей в простейших видах промысла. Раньше всего дети знакомятся с установкой петель на птиц и зайцев, капканов на барсуков и ловлей рыбы удочками, а также осваивают ходьбу на лыжах и управление лодкой-берестянкой. Этому их учат родители или старшие братья и сестры.

Игры народа – естественны, жизненны и практичны, так как созданы в единении с природой. Они развивают самостоятельность, выносливость, смелость, внимание и учат подчинять свои желания интересам коллектива, помогать друг другу. Игры же, основанные на трудовых традициях, прививают детям навыки, необходимые для жизни, учат традиционным промыслам, готовят к преодолению жизненных трудностей. Использование этих игр в национальных школах ведут к повышению эффективности физкультурной, спортивной, воспитательной работы.

Постепенно у мальчиков и девочек накапливается определенный круг постоянных домашних и производственных обязанностей. По мнению эвенков, специальные детские занятия – сбор дикорастущих, осмотр близлежащих ловушек, удаление личины овода со шкур оленей и пр. По мере того, как дети становятся физически более крепкими и накапливают некоторые представления о производственных занятиях взрослых, их все чаще привлекают в качестве помощников при различных работах (перевозка грузов, заготовка древесины, устройство загородок обработка добычи), а также во время ремонта (изготовления) снаряжения.

Дети очень дорожат поручениями взрослых и всегда стараются выполнить их хорошо. Поскольку взрослые во время работы многое объясняют и показывают своим юным помощникам, само по себе участие детей в производительном труде служит средством их обучения. Однако значительно важнее, по мнению Ю.Б. Строкача, воспитательная сторона традиционного разделения труда в семье по признаку возраста. С малых лет в сознании детей воспитывается интерес и уважение к производственным занятиям взрослых, к труду, в которых принимает участие ребенок. В прошлом, при кочевом образе жизни, этому во многом способствовало вся домашняя обстановка, тесно связанная с производством. С переходом эвенков на оседлый образ жизни непосредственная связь производственного и семейного быта постепенно ослабевает, однако и сейчас, особенно во время весенних и летних работ многие дети наблюдают различные стороны производства и принимают участие в них то или иное посильное участие [4, С. 80-87].

Примерно с 10-11 лет детей уже систематически обучают основным производственным занятиям взрослых. По мнению эвенков, подготовка молодежи к самостоятельной жизни заключается в постоянном ее приобщении ко всем хозяйственным занятиям семьи, в выявлении и развитии тех или иных индивидуальных наклонностей юноши или девушки. В этот период все более строго осуществляется разделение труда не только по признаку возраста, но и пола, причем для юноши главным занятием считается оленеводство и охотничий промысел, а для девушки - изготовление одежды, обуви и т.д., хотя это не исключается обучение и другим производственным и домашним занятиям.

В этом возрасте (до 15-16 лет) подросток имеет своего определенного воспитателя - на протяжении всего обучения или на отдельных его этапах. Чаще всего воспитанием мальчиков (юношей) занимается дедушка, отец, старший брат или женщины – ближайшие родственницы подростка, знакомые с промыслово-оленеводческими занятиями. В прошлом довольно части отдавали подростков на воспитание к брату матери подростка, о чем сообщает А.Ф. Анисимов. Ранее у местных эвенков практиковалось воспитание подростка в непосредственной (соседской) семье, подобно тому, как это было у других народов. В настоящее время в п. Суринда чаще всего специальное обучение подростка начинается в семье оленеводческой бригаде, а заканчивается непосредственно в колхозно-совхозной бригаде, куда его сначала зачисляют учеником, а затем – самостоятельным работником.

Каждый родитель старается как можно раньше (в 10-11 лет) научить своего ученика обращению с огнестрельным оружием, маутом,   независимо от того, какими занятиями – охотничьими, рыболовными или оленеводческими - ему приходится заниматься преимущественно. Сначала подростку, доказавшему свою меткость в стрельбе из лука, дают ружье на время. Когда он освоит огнестрельное оружие, например, сумеет подстрелить белку, зайца или начнет свободно бить птицу, родитель вручает своему ученику личное ружье в качестве подарка.

С этого момента в жизни и обучении подростка важный перелом. Отныне он считается настоящим охотником, может самостоятельно проводить время в тайге, занимаясь охотой, а также принимать участие в различных коллективных работах в качестве равноправного члена того или иного производственного коллектива.

По достижению юношами и девушками 16-18 лет их обучение и воспитание не прекращается. Остаются ли они в семье своих родителей, возвращаются ли они от воспитателя в свою семью или отделяются и строят самостоятельную жизнь, во всех случаях они получают необходимые им советы от старших по возрасту или сверстников. Сочетая охотничий промысел с рыболовством и оленеводством, каждый молодой эвенк совершенствует свои навыки и знания, полученные в детстве и юношеские годы. В прошлом, проявляя определенный интерес к каким-нибудь отдельным производственным занятиям, молодые эвенки специализировались или в охоте на медведя, или лучения рыбы, острогой, или в обучении транспортных оленей, охотничьих собак, или изготовлении нарт и лодок - берестянок и т.п [2, С.28-30].

Таким образом, в ходе длительного исторического развития у эвенков была сформирована особая система семейного воспитания, которая основывалась на потребности в приспособлении к климатическим условиям Севера и кочевому образу жизни, идеалом воспитания был человек с высокими моральными и этическими нормами, уважающий национальные традиции, сосуществующий в гармонии с природой.