Полный текст статьи
Печать

Концепт «семья» в языковом сознании дошкольников-носителей якутского языка

Проблема связи человека с его языком является объектом исследований с древних времен до наших дней. Попытки выделить отличительные черты, особенности речевого поведения и речевой деятельности привели к возникновению в науке языкознание нового объекта изучения – языковой личности [6].

В последнее время исследование национально-культурной специфики языкового сознания носителей разных языков стало крайне актуальным.   В отечественной науке данная проблема получила развитие в научных трудах А.А.Залевской, Ю.Н.Караулова, А.Л.Леонтьева, Ю.А.Сорокина, Е.Ф.Тарасова, Н.В.Уфимцевой и др.

                    Таким образом, язык, являясь компонентом культуры и занимая в ней особое место, выполняет еще и функцию этнического признака. И поэтому мы можем смело утверждать, что  любое культурное явление так или иначе связано с этносом, поскольку оно распространяется именно среди представителей данного этноса, и именно в культуре этноса отражаются особенности его истории, образа жизни, отличие от других [5].

           Потребность в понятии и в рабочем термине «языковая личность» проявилась в 80-х годах 20 века. Но исторические предпосылки возникновения  теории можно проследить, начиная с 19 века [2].

           Из трудов Вильема фон Гумбольдта, трактовавшего язык как «орган внутреннего бытия человека и как выразитель духа и характера народа, нации вытекает обобщенное понимание языковой личности и как представителя рода  человечества.

           Единство социального бытия и быта народов укладывается в понятие «культура». Группы людей, объединенных одной культурой, одним языком называют этносами.

           Но как культура влияет на формирование языкового сознания? В чем суть этнических отличий между языковыми личностями?

Разницу в языковых мирах разных этносов демонстрирует ассоциативный эксперимент. В работе А.А.Залевской показано различие ассоциаций языковых личностей на некоторые цветообозначения: синий, белый и желтый.

Тема нашего исследования – концепт «семья» в языковом сознании  дошкольников-носителей якутского языка (по материалам ассоциативного эксперимента). 

Выбор данной темы исследования был вызван стремлением спрогнозировать развитие и уровень языкового сознания дошкольника-носителя якутского языка.

          Актуальностью исследования является обращение к материалам  вербальных  ассоциаций дошкольников, носителей якутского языка.

Научная новизна работы состоит в попытке исследовать языковую личность будущих дошкольников.

Объектом исследования выступает  конкретная языковая личность дошкольника-  носителя якутского языка.

Предметом исследования явился концепт  «семья».

Цель нашей работы - исследовать  языковую личность носителя якутской культуры, выявить особенности  языкового сознания  путеманализа полученных  реакций.

В соответствии с названной целью были определены следующие задачи исследования:

1)        произвести  обзор литературы по проблеме межкультурного общения и этнического сознания, обзор работ по исследованию языкового сознания;

2)        проведение эксперимента и обработка его результатов; 

3)        выявление национально-культурных особенностей носителей языка.

Методологической основой нашего исследования явилось  сформированное в гуманитарных науках представление о системном характере сознания и значения, разработанное Л.С.Выготским. Для решения задач, поставленных в работе, в качестве исходных использовались теоретические выводы о природе, структуре и функционировании языкового сознания, сделанные в рамках теории деятельности А.Н.Леонтьевым, В.П.Зинченко. Теоретическими предпосылками послужили работы в области этнопсихолингвистики таких авторов как А.А.Залевская, Ю.Н.Караулов, А.А.Леонтьев, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, и др.

 В качестве метода исследования использован свободный ассоциативный эксперимент, поскольку связь стимул — реакция есть не что иное, как фрагмент мира, отраженного в сознании носителя той или иной культуры.

 Обработка данных, полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента, осуществлялась статистическими методами, с помощью которых в общем числе ассоциатов на каждый стимул подсчитывалось количество одинаковых реакций и определялся показатель частоты встречаемости каждой реакции.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применимы  для дальнейших  исследований языкового сознания дошкольников-носителей якутского языка. Овладевая языком ребенок усваивает традиции и ценности национальной культуры, формирует собственный взгляд на мир. Мы считаем, что данные процессы протекают одновременно с освоением базового концепта «семьи».

Ассоциативный эксперимент – это методика, основанная на подходах А.Р. Лурии. Была адаптирована для детского возраста сотрудниками факультета дошкольного образования. Этот эксперимент направлен на изучение вербально-мыслительной деятельности и оценивает специфику и уровень вербально-ассоциативных процессов. По результатам исследования можно составить ассоциативные словари. Существует «Словарь ассоциативных норм русского языка», опубликованный в 1997 году, был составлен на материале 200 слов-стимулов. Наиболее капитальным изданием, отражающим языковое сознание русских является «Русский ассоциативный словарь» под редакцией Ю.Н.Караулова.

Словарная статья прямого ассоциативного словаря строится стандартно: заглавное слово представляет слово-стимул, после которого следует слова-реакции, расположенные по мере убывания их частотности (например, ГОРОД: Якутск 19; большой 12; много людей 9; дома, шум 8; суета 7; грязь 6; машины, мой, столица 5; грязный, Москва 4 и т.д.)

 Наше исследование посвящено анализу результатов  ассоциативного эксперимента, имеющего цель исследовать существующие представления   о жизни,  об отношении  к своей семье, о родных  в языковом сознании носителей якутской культуры,  изучить особенности восприятия тех или иных реалий  участниками ассоциативного эксперимента. Ассоциативный эксперимент был проведен на базе МБДОУ №51 «Кэскил» г.Якутска на якутском языке. Респондентами стали  20 воспитанников  подготовительной группы.

Стимульный материал состоит из следующих слов:  дьиэ-кэргэн, аҕа, ийэ, убаай, эбээ, эһээ, эдьиий.

Все слова, входящие в ассоциативный эксперимент являются доступными, знакомыми и привычными для детей этого возраста.Эксперимент проходит в устной форме, это позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности детей.Ребенку предлагается на каждое слово-стимул, сказанное экспериментатором, ответить любым, пришедшим в голову словом. Причем акцент в инструкции ставится на то, что в тесте нет правильных и неправильных ответов. Все ответные вербальные реакции, а также время работы в тексте фиксируется в протоколе.

Обработка результатов проходила следующим образом.

Чтобы наглядно представить особенности в реакциях носителей языков, мы составили таблицы по аналогии со словарными статьями больших научных ассоциативных словарей.

 Рассмотрим обработанные результаты эксперимента.

1)        Дьиэ-кэргэн – ийэ 8; дьол 5; дьонум 3; миэнэ, аҕа, оҕолор, улахан 1.

2)        Аҕа – мин аҕам 6; күүстээх 5; үлэлиир 4; уһанар 2; хаһаайын, тойон, көмөлөһөр 1.

3)        Ийэ–  таптыыбын 8; мин ийэм 6; сылаас 2; сыллыыр, ас буьарар, чугас, харыстыыр 1.

4)        Убаай –   оонньуубут 6; кууһабын 5; бииргэтөрөөбүт 4; сытыы 3; сүүрэр 2.

5)        Эбээ –кырдьаҕас 6;таптыыбыт 5; имэрийэр 4; сымнаҕас 3; аһатар 2.

6)        Эдьиий –күндү4; бииргэтөрөөбүт 3; үчүгэй 2; үлэлиибит, кэпсэтэбит, таптыыбын, мөхпөт, Айта, миигинүөрэтэр, оонньуур, сыллыыр, сөбүлүүр, уруһуйдуубут 1.

7)        Эһээ –өйдөөх5;тойон 4; остуоруйакэпсиир 3; таптыыбын, кэмпиэт, кырдьаҕас, көмөлөһөр, үөрэтэр, балыктыыбыт, сынньанабыт,  Миисэ 1. 

Таблица 1.

Реакции на слово «дьиэ-кэргэн»

Ранг частотности

Ассоциат

Количество реакций

1

Ийэ

8

2

Дьол

5

3

Дьонум

3

4

Миэнэ

1

4

Аҕа

1

4

Оҕолор

1

4

Улахан

1

 

Таблица 2.

Реакции на слово стимул  «аҕа»

Ранг частотности

Ассоциат

Количество реакций

1

Мин аҕам

6

2

Күүстээх

5

3

Үлэлиир

4

4

Уһанар

2

5

Хаһаайын

1

5

Тойон

1

5

Көмөлөһөр

1

Таблица 3

Реакции  на слово «Ийэ»

Ранг частотности

Ассоциат

Количество реакций

1

Таптыыбын

8

2

Мин ийэм

6

3

Сылаас

2

4

Сыллыыр

1

4

Ас буһарар

1

4

Чугас

1

4

Харыстыыр

1

Таблица 4

Реакции на слово «убаай»

Ранг частотности

Ассоциат

Количество реакций

1

Оонньуубут

6

2

Кууһабын

5

3

Бииргэтөрөөбүт

4

4

Сытыы

3

5

Сүүрэр

2

Таблица 5

Реакции на слово «эбээ»

Ранг частотности

Ассоциат

Количество реакций

1

Кырдьагас

6

2

Таптыыбын

5

3

Имэрийэр

4

4

Сымнагас

3

5

Аһатар

2

Таблица 6

Реакции на слово «эдьиий»

Ранг частотности

Ассоциат

Количество реакций

1

Күндү

4

2

Бииргэтөрөөбүт

3

3

Үчүгэй

2

4

Үлэлиибит

1

4

Кэпстэтэбит

1

4

Таптыыбын

1

4

Мөхпөт

1

4

Айта

1

4

Миигинүөрэтэр

1

4

Оонньуур

1

4

Сыллыыр

1

4

Сөбүлүүр

1

4

Уруһуйдуубут

1

Таблица 7

Реакции на слово «эһээ»

Ранг частотности

Ассоциат

Количество реакций

1

Өйдөөх

5

2

Тойон

4

3

Остуоруйакэпсиир

3

4

Таптыыбын

1

4

Кэмпиэт

1

4

Кырдьагас

1

4

Көмөлөһөр

1

4

Үөрэтэр

1

4

Балыктыыбыт

1

4

Сынньанабыт

1

4

Миисэ

1

 

Общая картина ассоциативного эксперимента по концепту «семья» показывает, что данное понятие определяется дошкольниками через перечисление определенных действий, качеств характера того или иного члена семьи, а также показывает атмосферу, взаимоотношения в семье: «көмөлөһөр»,«балыктыыбыт», «оонньуубут», «сымнаҕас», «таптыыбын», «сылаас», «өйдөөх», «тойон» и др. реакции-ответы. Само слово-стимул «семья» - «дьиэ-кэргэн» характеризуется как счастливая и большая. Примечательно то, что данный стимул открывается реакцией «ийэ» - «мать». Из этого следует, что мама в семье главный человек, самый любимый (8 реакций). 

Следует отметить, что в ответах нет отрицательных, негативных реакций, что очень нас порадовало.

Интересные ответы наблюдаются на слово-стимул «эһээ» - «тойон», «остуоруйакэпсиир», «кэмпиэт», «балыктыыбыт». Данные реакции говорят о роли дедушки в воспитании внуков. Реакция «балыктыыбыт» специфична у якутов, определяет национальные традиции настоящей якутской семьи. Реакция на слово-стимул «ийэ» открывается словом «таптыыбын». Далее следуют реакции, определяющие роль матери, теплое и душевное отношение к ней: «сылаас”“сыллыыр”, “ас буһарар”, “харыстыыр”.

        Результаты исследования:

1)         «семья» у наших испытуемых  - носителей якутской культуры -  – это дружба, счастье, любовь;

2)        подавляющее большинство реакций сосредоточено вокруг эмоционального поля ребенка, где на первом месте любовь, ласка, счастье, дружба;

3)        необходимость семьи воспринимается дошкольниками как неотъемлемая часть существования человека. С их точки зрения семья нужна, чтобы: играть, жить, есть, дружить, любить;

4)        из 20 опрошенных 9  указали на стереотипные отцовские  обязанности, его роль в семье: «улэлиир», «уһанар», «хаһаайын», «тойон», «көмөлөһөр»;

5)        интересными являются реакции на стимулы «эдьиий», «убаай», где показаны их взаимоотношения, влияние друг на друга: «оонньуубут», «уруһуйдуубут», «миигинүөрэтэр», «сыллыыр», «сөбулуур», «мөхпөт».

        Подводя итог, отметим, что дошкольникам-носителям якутского языка и культуры важна эмоциональная составляющая семейной жизни, поэтому функции семьи как эмоционально-психологического стабилизатора, а также коммуникативная функция и функция духовного общения наиболее важны в этот период.  Следует указать и на то, что сфера игры и учебы для дошкольников является основной, поэтому общение с членами семьи, ее помощь воспринимается через актуальные для них потребности, что видно из реакций испытуемых.