Полный текст статьи
Печать

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда [1].

А что такое мужество? В словарях трактуется:

 качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных, рискованных ситуациях, преодолевать при этом страх, борьбу мотивов, неуверенность в себе, нерешительность.

преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели. Его высшее проявление – героизм[1].

Традиционным средством формирования качества мужественности у мальчиков является народная игра. Через ритуалы и игры дети учились навыкам взрослой жизни – охоте, рыболовству, обращению с животными. Подвижные игры народов Саха не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях. В них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой. Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности [2].

Из народных игр Саха очень хорошо формируют мужские качества следующие игры:

«Салгыдый» (стрельба в цель с кружением). Этой игре отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов, потому что самые ловкие игроки в последствии становились удачливыми охотниками. Картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое) вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или конус), вокруг которого играющий должен несколько раз (2-3 раза) обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста (или конуса) большее число раз.

 «Мас тарды h ыыта» (перетягивание палки). Играющие по двое садятся на пол друг напротив друга, берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. По команде постепенно перетягивают палку на свою сторону. Победителем считается тот, кто перетянет палку на свою сторону, или вырвет палку из рук противника. Игроки должны быть равны по силе.

 «Кулуустээьии» (перетягивание пальцами) - двое участника становятся друг напротив друга на прочерченной линии, сцепившись пальцами.  Победителем считается тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Игроки должны быть равны по силе.

«Баай Байанай» (дух покровитель охоты и промыслов).Дети делятся на охотников и зверей. У зверей за пояс воткнуты разноцветные лоскуты-хвостики. В середине зала чертится несколько кружков - это убежище «зверей».

Игру начинает охотники (2-3 детей), они проговаривают стихотворение-заклинание (просят  у Байаная хорошей охоты):

«Прославленный Баай Байанай,

Веселый хозяин лесной!

Гони ко мне, гони ко мне,

Охотничью мне

Удачу пошли!»

Остальные дети становятся «зверями» и отвечают:

«Иди добычу бери...

Столько дам тебе.

сколько ты в силах поднять,

Сколько до дому донесешь».

Дети разбегаются. Убегая звери спасаются в кружках-убежищах. Охотники ловят хвостики детей, эти звери считаются пойманными. Пойманные дети выбывают из игры. В конце игры охотники считают свои добычи и благодарят Байанайя.

Подвижные игры народов Саха играют большую роль не только в формирование мужественности, но  и укрепляется  здоровье, их необходимо использовать в разных видах воспитательной деятельности: на занятиях физкультурой, на прогулках на улице, развлечениях. Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.