Полный текст статьи
Печать

Сохранение здоровья учащихся школы важно как основа счастливой и успешной жизни и развития, освоение других культурных и нравственных ценностей, как фактор предотвращения вырождения народа саха. Для все­стороннего гармонического физического развития, совершенство­вания двигательных качеств и навыков, помимо выполнения опре­деленных видов целенаправленных физических упражнений, дети нуждаются в удовлетворении естественной суточной потребности организма в движении. [1]

Суточная двигательная активность детей может быть выраже­на в объеме естественных локомоций. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7—10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей и подростков падает на 30—45%.

В период учебных занятий двигательная активность школьни­ков не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, уменьшается у старшеклассников. Такие важные вопросы, как характеристи­ка роли семьи в создании необходимых предпо­сылок для двигательной активности детей в аспекте двигательной активности еще недостаточно изучены.[3]

Здоровье   ребенка — это  ни с чем несравнимая ценность в нашей жизни.  Разнообразная двигательная деятель­ность способствует совершенствованию и гармо­ничному строению растущего организма. Имен­но в начальный период закладывается фунда­мент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. И от того, какие жизненные условия создают­ся в семье, так и, во многом зависит физическое развитие ребенка, его умственные способности и нравственные каче­ства. Важнейшее условие решения этой задачи — преемственность и согласованность, единство требований школы и семьи.  Именно здоровье играет большую роль в нашей жизни. [2]

Наши опросы показали: многие родите­ли недостаточно используют воспитательные, методические и дидактические резервы (в плане двигательной активности). Мы провели опрос родителей, дети которых посе­щают средне – старшую разновозрастную группу.

Цель опроса вы­явить:

  • виды деятельности ребенка после прихода из школы и в выходные дни;
  • режим дня в семье;
  • внимание, уделяемое закаливанию;
  • проводится ли утренняя гимнастика;
  • занимаются ли родители физической культу­рой или спортом;
  • имеется ли дома спортивный инвентарь (ска­калки, мячи, обручи, велосипед, самокат, санки, коньки, лыжи и др.).

В отдельных анкетах можно было прочесть: «Где может заниматься пяти-шестилетний ребенок спортом?», «С какого возраста и каким видам спорта можно обучать пяти- шестилетнего ребенка?»

Данные опроса позволили сделать вы­вод: педагоги школьных учреждений должны до­биваться от родителей соблюдения режима дня в семье. Таким образом, мы выявили, что во многих семьях родители, ссылаясь на за­нятость, недооценивают и не придают должного значения физическим движениям, спортивным играм в общем развитии детей; не соблюдают научно обоснованный режим дня. Двигательная активность детей вытесняется длительным прос­мотром телепередач или компьютерным играм как в будние дни, так и в выходные.

Из этого следует, что в реализации увеличения двигательной активности младших школьников необходима специальная программа:

- во-первых, информационно-технологическая поддержка;

- во-вторых, физкультминутки во время коротких перемен (5 минут);

- в-третьих, физкультурная перемена для массовых занятий учащихся с включением элементов национальных игр и упражнений (после 3 урока 20 мин.);

- физическая самоподготовка в семье;  пропаганда утренней зарядки детей в семье; мониторинг уровня физической  подготовленности гимназистов; ведение специального дневника самоконтроля и  папки индивидуальных достижений.