Сохранение здоровья учащихся школы важно как основа счастливой и успешной жизни и развития, освоение других культурных и нравственных ценностей, как фактор предотвращения вырождения народа саха. Для всестороннего гармонического физического развития, совершенствования двигательных качеств и навыков, помимо выполнения определенных видов целенаправленных физических упражнений, дети нуждаются в удовлетворении естественной суточной потребности организма в движении. [1]
Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7—10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей и подростков падает на 30—45%.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, уменьшается у старшеклассников. Такие важные вопросы, как характеристика роли семьи в создании необходимых предпосылок для двигательной активности детей в аспекте двигательной активности еще недостаточно изучены.[3]
Здоровье ребенка — это ни с чем несравнимая ценность в нашей жизни. Разнообразная двигательная деятельность способствует совершенствованию и гармоничному строению растущего организма. Именно в начальный период закладывается фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. И от того, какие жизненные условия создаются в семье, так и, во многом зависит физическое развитие ребенка, его умственные способности и нравственные качества. Важнейшее условие решения этой задачи — преемственность и согласованность, единство требований школы и семьи. Именно здоровье играет большую роль в нашей жизни. [2]
Наши опросы показали: многие родители недостаточно используют воспитательные, методические и дидактические резервы (в плане двигательной активности). Мы провели опрос родителей, дети которых посещают средне – старшую разновозрастную группу.
Цель опроса выявить:
- виды деятельности ребенка после прихода из школы и в выходные дни;
- режим дня в семье;
- внимание, уделяемое закаливанию;
- проводится ли утренняя гимнастика;
- занимаются ли родители физической культурой или спортом;
- имеется ли дома спортивный инвентарь (скакалки, мячи, обручи, велосипед, самокат, санки, коньки, лыжи и др.).
В отдельных анкетах можно было прочесть: «Где может заниматься пяти-шестилетний ребенок спортом?», «С какого возраста и каким видам спорта можно обучать пяти- шестилетнего ребенка?»
Данные опроса позволили сделать вывод: педагоги школьных учреждений должны добиваться от родителей соблюдения режима дня в семье. Таким образом, мы выявили, что во многих семьях родители, ссылаясь на занятость, недооценивают и не придают должного значения физическим движениям, спортивным играм в общем развитии детей; не соблюдают научно обоснованный режим дня. Двигательная активность детей вытесняется длительным просмотром телепередач или компьютерным играм как в будние дни, так и в выходные.
Из этого следует, что в реализации увеличения двигательной активности младших школьников необходима специальная программа:
- во-первых, информационно-технологическая поддержка;
- во-вторых, физкультминутки во время коротких перемен (5 минут);
- в-третьих, физкультурная перемена для массовых занятий учащихся с включением элементов национальных игр и упражнений (после 3 урока 20 мин.);
- физическая самоподготовка в семье; пропаганда утренней зарядки детей в семье; мониторинг уровня физической подготовленности гимназистов; ведение специального дневника самоконтроля и папки индивидуальных достижений.