Работа со словарями помогает развивать познавательную деятельность ребенка, расширять кругозор и др. Словарный запас младших школьников должен ежедневно пополняться новыми словами, поэтому следует работу со словарем включать в процесс уроков.
Практическая работа со словарем проводилась во 2 классе МБОУ «Крест – Хальджайская СОШ им.Ф.М.Охлопкова» на уроках русского языка. Работа проводилась следующим образом (см.рис.10).
Рис.10. Проведенная работа со словарем во 2 классе
При выборе правильного ответа предполагается заранее записывать набор слов на доске, потом сверка с правильным ответом учащихся и словарем. Домашнее задание можно задавать по поиску слов в разнообразных словарях по русскому языку. По результатам выполнения данных упражнений развивается умение и навык работы со словарями, расширяется словарный запас.
Словарный диктант можно использовать по изучаемой теме. Имеется некоторый опыт во втором занятии ученикам побывать в роли учителя, что вызывает огромный интерес детей к данной работе. Эта методика позволяет развить у школьников умение пользоваться лингвистическим словарями.
Также мы попробовали метод создания словаря – закладки, где записываются обозначения слов и их сокращения как в словарях. Дети охотно выполняли данное задание, у всех были разнообразно оформленные закладки.
При работе с различными словарями мы использовали разные приемы по изучению новых слов и накоплению словарного запаса. Приемы и методы показаны в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Приемы и методы работы со словарем
№ |
Вид словаря |
Приемы и методы |
1 |
Орфографический |
Закрепление грамотности и обучение правописанию с помощью дидактических игр:
|
2 |
Фразеологический |
|
3 |
Толковый |
Предполагает регулярное выполнение упражнений по правописанию, определению и произношению слов. Выявление устаревших слов. |
4 |
Словарь синонимов и антонимов |
|
Работа с орфографическим словарем предполагает в основном обучение грамоте. Игры направлены на знакомстве с новыми словами. В упражнении «Составь предложение» дается задание придумать предложение с новым словами, которые дети изучили. «Магазин трудных слов» - это командная игра где дети делятся на группы и разгадывают слова из определенно выбранной группы. Каждая группа при этом обозначает пропуски в словах. Результатом этого упражнения является развитие коммуникативных навыков и умений, повышение логического мышления.
Все работы со словарем должны начинаться уже в первом классе. Регулярное использование этих методов повлияет сформировать умение и навык по работе с информацией.
В период практической работы в МБОУ «Крест – Хальджайская СОШ им.Ф.М.Охлопкова» мною были использованы вышеупомянутые методики по работе со словарем. В начале работы я провела исследование на использование детьми разнообразных словарей по русскому языку и проверку словарного запаса детей. Сравнительный анализ имеющихся знаний и проведенной словарной работы отображен в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ словарного запаса учащихся 2 класса
Из требуемых 85 слов во 2 классе большинство знают больше половины слов. По моему мнению, основной проблемой не знания значения слов является то, что школа якутская. Многие дети знают эти слова но не могут изъяснить их определения на русском языке. Несмотря на то, что результаты неплохие, после усердных совместных работ мы достигли желаемого результат и овладение словарным запасом учеников достигло 90%. Соотношение результатов показано на рисунке 11.
Рис.11. Соотношение результатов исследования
Исходя из результатов исследования можно отметить, что словарная работа должна проводиться регулярно и занимать ведущее место в образовательном процессе. Эффективность этой работы в основном зависит от учителя, но учащиеся тоже должны проявлять интерес к этой работе.
Работа со словарями является новой методикой в образовании. В период обучение детей в начальной школе необходимо формировать привычку в использовании словарей, что повлияет на повышение культуры и речи детей. Предлагается в классе создать полку, где будут находится разнообразные словари, только тогда у детей появится собственная инициатива использования словарей. Самостоятельная работа занимает важное место в развитии познавательной деятельности младшего школьника, что предопределяет необходимость регулярного использования на уроках. Самостоятельная работа развивает мышление при активном поиске информации, поэтому полученные данным методом знания являются осмысленными. Она также развивает познавательные способности школьников, повышает культуру, развивает практические умения и навыки.
Уровень сформированности познавательной деятельности во многом зависит от учителя, от того, как он построил или организовал ход урока. Учитель должен находить индивидуальный подход к ребенку в процессе выполнения различных заданий, привлекать интерес детей к уроку. Учитель должен подстраивать свои уроки под возрастные особенности детей. У младших школьников отмечается преобладание непроизвольной памяти и внимания. Эту особенность можно восполнить сменой видов деятельности и включение игры в учебный процесс.
Проведенный анализ в МБОУ «Крест – Хальджайская СОШ» показал, что словарная работа со школьниками проводится. Но после проведенной практической работы словарный запас у детей стал отвечать требованиям, предъявляемым к ученикам 2 класса. Также было проведено исследование на формирование и развитие познавательной деятельности в три этапа. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал высокие результаты в контрольном этапе. В ходе исследования было отмечено, что на развитие познавательной деятельности в большей степени влияют познавательные и занимательные уроки, также уроки на которых используются различные средства.
Исходя из вышесказанного стоить отметить, что формирующий этап эксперимента является эффективным для развития познавательной деятельности младших школьников. Проведение практической работы во 2 классе МБОУ «Крест – Хальджайская СОШ» дало положительную динамику в развитии учащихся.
Как было сказано выше, от учителя зависит сумеет ли ученик освоить новые знания, проявить себя или предпочтет ничего не делать. Чтоб не столкнуться с отрицательной динамикой в процессе получения знаний нужно соблюдать некоторые условия (см.рис.12).
Рис. Требования к успешному получению знаний
Таким образом, формирование познавательной деятельности с использованием словарей является особым взаимосвязанным процессом ученик – учитель. С одной стороны, это самореализация ученика, а с другой – это результат успешной работы учителя. Проведенная опытно – экспериментальная работа во 2 класса МБОУ «Крест – Хальджайская СОШ» доказывает, что требования предъявляемые к таким видам работ были выполнены с высоким мастерством и благоприятно повлияли на развитие познавательной деятельности младших школьников. Работа со словарем была проведена в новых формах, что имело большой интерес среди учащихся. Надеемся, что работа со словарем будет проводиться регулярно, и дети достигнут еще больших успехов в процессе обучения.