Полный текст статьи
Печать

В республике Саха (Якутия) распоряжением Главы республики принята Концепция развития детских школ искусств (ДШИ) республики на 2016-2020 годы. Документ принят в Год дополнительного образования в Якутии, реализуемого республиканскими министерствами образования, культуры и духовного развития, спорта. Концепция определяет приоритетные направления развития данных учреждений и меры государственной политики в области дополнительного образования детей, также призвана стать основой системного подхода к повышению качества и доступности дополнительного образования. Этот основополагающий документ является нормативной базой для исполнительных органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления муниципальных образований при решении вопросов, касающихся укрепления и развития детских школ искусств в Республике Саха (Якутия) [3].

Концепция призвана стать основой системного подхода к повышению качества и доступности дополнительного образования, в том числе созданию методологической основы для дополнения и совершенствования действующей правовой базы, направленной на развитие детских школ искусств. Уникальность и значимость Концепции направлена на развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности народов саха [3], выявление одаренных детей в раннем возрасте (в том числе  в арктических улусах), создание условий для художественного образования и эстетического воспитания через систему детских школ искусств.

С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании»(1 стр.6), в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями [2]. В результате не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся, ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности, у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования, снизился социальный статус педагогических работников ДШИ. Пройденный исторический путь развития детских школ искусств требует серьезной перестройки и реформирования по ряду причин [2]:

произошедшие геополитические и мультикультурные события привели к негативным изменениям в системе развития отрасли в целом, до сих пор детское художественное образование не стало предметом пристального внимания со стороны государства;

отсутствие централизованного управления и разграничение полномочий федеральной, региональной и местной властей препятствует успешному внедрению федеральных государственных требований;

недостаточность нормативно-правового обеспечения функционирования детских школ искусств снизила значимость образования в области искусств и в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи;

снижение качества информационно-методического сопровождения и изношенность основных ресурсов способствовали потере академической направленности обучения учащихся. Часто музыкальное и изобразительное искусство выступают не как самостоятельные явления, а всего лишь как средство воспитания или познания объективной реальности. Как следствие - непонимание специфики воздействия искусства на человека, на становление его духовного мира.

Целью и задачами детских школ искусств в Республике Саха (Якутия) является целенаправленное воспитание у детей любви к искусству, акцентирование внимания на постижении музыкального и художественного образа и на этой основе развитие культуры чувств и эстетического вкуса [1];

творческое и индивидуальное развитие детей, формирование навыков, способствующих раскрытию природных способностей детей, приобретение детьми комплекса навыков как для дальнейшего профессионального обучения искусству, так и для общего эстетического образования;

обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;

воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее применение своим профессиональным навыкам в быстро меняющемся мире, так как отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся;

организация культурно-просветительской деятельности в муниципальных образованиях республики.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) функционируют 84 детских школ искусств и музыкальные школы, 42 филиала в 33 муниципальных образованиях, из них 57 - детских школ искусств; 22 - детские музыкальные школы; 3 - художественные школы (г. Якутск, Покровск, Вилюйск), 1 - детская хоровая школа «Соловушка» (г. Нерюнгри), 1 - детская театральная школа (с. Хампа Вилюйского улуса).Наиболее оснащенные по современным требованиям детские школы искусств имеются в с. Амга, п. Хандыга и городе Нерюнгри. Отсутствуют детские школы искусств в арктической зоне, это: в Анабарском, Эвено-Бытантайском улусах.

В 2013 году введены новые здания детских школ искусств в с. Амга Амгинского улуса, п. Хандыга Томпонского района. В 2016 году началось строительство здания детской школы искусств в г. Верхоянске Верхоянского улуса.

В данное время в детских школах искусств обучаются 15 374 учащихся от 7 до 16-17 лет (7 % от всего детского населения республики) по четырем крупным направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и театральное.

Сравнительная характеристика количества обучающихся за 6 лет показывает увеличение контингента детей на 10 %, что связано с внесением дополнений в образовательные программы по направлениям «фольклор» и «вокал» (2010 г. – 13 774 уч., 2011 г. – 13 383 уч., 2012 г. – 14 051 уч., 2013 г. – 14 199 уч., 2014 г. – 14 473 уч., 2015 г. – 15 410 уч., 2016 г. – 15 374уч.).

Новый закон «Об образовании» Российской Федерации содержит ряд новых положений, касающихся дополнительного образования детей, главным образом, художественно-эстетического направления [4]. Эти положения разграничивают деятельность образовательных учреждений художественного профиля ведомства культуры и ведомства образования, направляя деятельность первых в профессиональное русло и ограничивая деятельность вторых общеразвивающими программами обучения. Основной задачей детских образовательных учреждений искусства стало создание условий для получения детьми предпрофессионального образования, приобретения ими знаний, навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусства. 

В Законе «Об образовании» введены  предпрофессиональные программы [4], вводимые в ДШИ, призваны обеспечить преемственность основных образовательных программ предпрофессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусства.  А реализация дополнительных общеразвивающих программ обеспечивает повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения, выявления одаренных детей, привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории. В художественном образовании республики сформировалась трехуровневая система образования (детская школа искусств – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование) результатом которого в Республике Саха (Якутия)  выпускники детских школ искусств поступают ежегодно в профильные и смежные средние профессиональные образовательные организации. За последние три года количество выпускников детских школ искусств составляет 4712 человек, из них по программам среднего профессионального образования обучаются - 98, по программам высшего образования в сфере культуры и искусств – 61.

В Концепции отмечен республиканский проект «Музыка для всех», инициированный первым Президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым. Проект «Музыка для всех» реализуется в рамках межведомственного (сетевого) партнерства с привлечением педагогических кадров детских школ искусств, который отвечает потребностям каждого ребенка и открывает новые возможности не только в системе образования, но и в системе культуры и искусств. Деятельность по распространению и поддержке музыкального образования в рамках проекта «Музыка для всех» будет осуществляться в нескольких ключевых направлениях, включающих в себя увеличение доступности музыкального образования, повышение его качества, а также внедрение достижений инновационной педагогики в практику музыкального образования и повышение его общественного престижа.

В целях развития системы отдыха одаренных детей и подростков в муниципальных образованиях республики при детских школах искусств организованы летние творческие школы с эстетической направленностью «Пятая четверть».

Актуальность принятия Концепции обусловлена рядом проблем, существующих в системе муниципальных детских школ искусств:

1. Большинство зданий являются деревянными, 9 школ находятся в аварийном состоянии, 42 школы требуют капитального ремонта, 19 школ арендуют здания у других учреждений. Несколько детских школ искусств работают в зданиях, построенных в 40-50-е годы XX века – это Жиганская детская школа искусств 1941 года постройки, в 50-е годы были построены здания Покровской детской школы искусств, Детской музыкальной школы с. Беченча Ленского района, Детской школы искусств п. Жатай, Намской детской школы искусств.

2. Отсутствуют условия для привлечения молодых специалистов в детские школы искусств и закрепления их на местах, особенно остро проблема стоит в арктических улусах.

3. У преподавателей детских школ искусств утрачивается нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования.

4. Не разработаны механизмы реализации нормативных правовых актов по финансированию вариативной и консультативной частей федеральных государственных требований для реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

5. Отсутствует система материального стимулирования дипломантов и лауреатов официальных всероссийских и международных конкурсов и их преподавателей.

6. Низкая информированность населения о деятельности детских школ искусств.

Цель Концепции определяет следующие задачи развития и совершенствования системы детских школ искусств, отвечающих современным требованиям по реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств:

1. Сохранение системы детских школ искусств и увеличение охвата количества детей путем развития филиальной сети детских школ искусств.

2. Создание условий для развития сети частных детских школ искусств.

3. Раннее выявление одаренных детей для подготовки будущих кадров в сфере культуры и искусства.

4. Формирование культуры аудитории, способной к восприятию и критическому осмыслению искусства.

5. Повышение профессионального статуса преподавателей детских школ искусств.

6. Улучшение материально-технической базы детских школ искусств, соответствующей требованиям федеральных государственных стандартов.

7. Обеспечение реализации преемственности трехуровневой системы художественного образования (детская школа искусств – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование).

Для положительного результата в реализации Концепции необходимы следующие направления:

по нормативно-правовому: систематизация локальных актов, регулирующих деятельность детских школ искусств; разработка нормативов для повышения охвата детей детскими школами искусств; включение мероприятий по развитию детских школ искусств в перечень мероприятий муниципальных программ и государственных программ Республики Саха (Якутия).

по кадровому направлению: проведение мониторинга потребности в кадрах детских школ искусств; целевое обучение преподавателей детских школ искусств в аспирантуре и защита кандидатских и докторских диссертаций по профильным для детских школ искусств дисциплинам; подготовка кадров для детских школ искусств на базе высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура; систематизация проведения повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств.

по финансово-экономическому направлению: поддержка лучших инновационных проектов и технологий обучения на местах; обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих общеразвивающие и предпрофессиональные программы, к бюджетному финансированию; расширение видов платных услуг детскими школами искусств для реализации общеразвивающих программ с охватом населения муниципальных образований; стимулирование дипломантов и лауреатов всероссийских и международных конкурсов и их преподавателей.

по содержательному направлению: контроль разработки и реализации программ учебных предметов в детских школах искусств; введение национально-регионального компонента в учебный процесс детских школ искусств; разработка и внедрение инновационных методов и технологий в образовательную деятельность детских школ искусств; создание условий для издания работ педагогов детских школ искусств в целях повышения научно-методического сопровождения учебной деятельности.

По информационному направлению: проведение регулярных социологических опросов, мониторинга общественного мнения с привлечением существующих государственных научно-исследовательских, социологических и статистических учреждений; обеспечение открытости деятельности детских школ искусств в средствах массовой информации.

Таким образом, концепция нацелена на развитие деятельности детских школ искусств Республики Саха (Якутия). При этом будет служить основополагающим документом для исполнительных органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления муниципальных образований при решении вопросов, касающихся укрепления и развития детских школ искусств Республики Саха (Якутия). А целевыми показателями являются- сохранение и развитие сети детских школ искусств и содействие охвату детей дополнительным образованием до 75%; повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и искусства; увеличение количества частных детских школ искусств; модернизация материально-технической базы детских школ искусств; повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в сфере культуры и искусства; формирование у детей и молодежи интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке; подготовка профессиональных кадров в области культуры и искусства; создание доступного информационного пространства о деятельности системы детских школ искусств. Таковы основные намеченные пути реализации концепции в Республике Саха (Якутия).