В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. [1]. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». [2].
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• -обеспечить открытость дошкольного образования;
• -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. [1].
Целью педагогов является, создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают, обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимостьпо-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей» [3]
Организация досуга семьи имеет своей целью как восстановление и поддержание здоровья, так и удовлетворение различных потребностей ее членов. Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам, непониманию, отчужденности, скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, основанной на любви, уважении и совместных делах.
Формы досуга:
- Чтение
- Просмотр телепередач
- Посещение библиотеки, театров, кино, гостей.
- Туризм
- Спорт
- Семейные праздники
- Досуг не синоним “отдыха” и “развлечения”. Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.
- Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.
- Время на сон и еду.
- Время, связанное с работой, но не входящее в рабочее (передвижение к работе и обратно).
- Свободное время, затрачиваемое на учебу, повышение квалификации и самообразование, воспитание детей, общественная деятельность, отдых.
Среди различных дел, выполняемых в свободное время есть такие, которые выполняют по долгу (общественные, семейные и другие): учеба, общественная работа, домашний труд; и такие, в выборе которых принимает участие он сам.
Главные характеристики досуга:
- Продолжительность
- Место проведения
- Форма проведения
- Нравственно-эстетический уровень [4].
Выбор формы проведения досуга в каждой семье определяется ее интересами, склонностями и возможностями. Выделяют следующие формы досуга семьи: художественная, просветительская, познавательно-развлекательная, спортивно-оздоровительная, игровая. Важной особенностью семейного досуга является совместная деятельность детей и родителей. Дети хотят играть и общаться с самыми дорогими для них людьми, делиться своими впечатлениями.
Но нередко возникает проблема семейного досуга - правильное распределение времени для удовлетворения потребностей каждого члена семьи. Ссылаясь на занятость и усталость, родители порой недостаточно уделяют детям свое внимание, следовательно, ребенок проводит много времени за просмотром телевизора, игрой в компьютерные игры, мало бывает на свежем воздухе. Другим родителям часто приходится отказываться от чего-то, чем бы они занимались бы с большим удовольствием, отдавая предпочтения интересам ребенка.
Более удачное время для проведения семейного досуга выходные дни, что нужно сделать, чтобы отдых с детьми в выходные дни удался? Нужно правильно спланировать. А что необходимо сделать, чтобы организация выходных не стала скучным и громоздким занятием одной мамы? Превратить все в интересную и увлекательную семейную игру!
Как планировать выходные, чтобы они проходили с пользой для взрослых и детей? С этой целью на базе МБДОУ ЦРР д/с «Сардаана» был разработан календарь семейного досуга «Полезные выходные». По плану календаря родители совместно с детьми проводят выходной день по определенной тематике, тема и цель дня указана в календаре. Календарь рассчитан на два месяца (8 выходных дней) по итогам которых ребенок совместно с родителями представляет отчет о проведенных выходных в виде проекта (слайд презентации).
План календаря семейного досуга:
4.09-«Семейный праздник» Придумать всей семьей праздник, сделать его традиционным, отмечать каждый год 4 сентября всей семьей, дарить подарки..
11.09-«День природы» Прогулка всей семьей на свежем воздухе(выезд за город), учить детей беречь природу, правильно вести себя на природе, соблюдать правила безопасности, воспитывать чувство красоты, эстетические чувства, умение наблюдать за живой не живой природой(сделать поделку из природного материала, нарисовать картину, аппликация)
18.09- «День книги» Поход всей семьей в библиотеку, прививать ребенку бережное отношение и любовь к книгам(сделать книжку своими руками).
25.09-«День домашних животных» Экскурсия всей семьей на станцию юных натуралистов, воспитывать доброе и заботливое отношение к братьям нашим меньшим(рисунок домашнего любимца, краткий рассказ о питомце).
2.10-«День кино»Рассказать детям историю возникновения кино, воспитывать интерес к просмотру кинофильмов. Посещение кинотеатра всей семьей или домашний просмотр кинофильма любого жанра.
9.10-«День птиц»Расширить представления детейо птицах, разнообразие мира птиц, их важную роль в природе и для человека. Побуждать детей к необходимости беречь и защищать птиц(изготовление кормушек, наблюдение за птицами, кормление птиц, приготовить рассказ о птице на выбор ребенка).
16.10-«День спорта» Расширить знания детей видах спорта, роль спорта в жизни человека, формировать любовь к занятию спортом(групповое посещение катка дети-родители-воспитатель).
23.10-Создание презентациидети совместно с родителями подводят итоги совместно проведенных выходных днях, делают слайд презентацию общую или об одном из прошедших дней, на выбор ребенка.
В детском саду ребенок и родитель представляют презентацию, делятся впечатлениями, так же воспитатель совместно с родителями организует выставку рисунков, поделок, книг сделанных во время тематических выходных.
Участие в работе по календарю помогло родителям снять эмоциональное напряжение, появилосьжелание проводить больше времени с ребенком, играть, общается, родители и дети смогли обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепилась и сплотилась.
Из 30 семей активное участие в проекте приняли 16 семей, дети с большим интересом рассказывали о прошедших выходных, делились радостными впечатлениями, новыми знаниями. Родители получили большое удовольствие от времяпровождения с детьми, многие признались, что почувствовали и себя в роли ребенка на выходном проведенном на катке. В итоге получились разнообразные презентации, дети каждый сам без помощи родителей представили свой проект, кто то рассказал о всех выходных днях, кто то выделил один самый интересный по их мнению день, так одна из семей показала клип про домашнего любимца, так же нами была организованна выставка поделок, рисунков, аппликаций созданных за время проекта, все дети и родители были отмечены благодарственными письмами. В будущем мы планируем продолжать создавать подобные проекты, привлекать к участию как можно больше семей.