Отношения между семьей и школой, традиционными институтами воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимания науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с вечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Так, семья рассматривается нами как первичный и естественный транслятор фундаментальных ценностей [4], а школа – как специально организованное учебно-воспитательное учреждение, возникшее с осмыслением человека важности государствообразующего значения образования.
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и внедрением новых образовательных стандартов (ФГОС) возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семья вместе со школой создаёт важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса [1]. С одной стороны, возросла потребность в сотрудничестве двух ведущих систем воспитания, возрос уровень взаимных требований родителей к школе, учителей к родителям, усилился контроль родителей за учебно-воспитательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой (государственно-общественное управление). С другой стороны, отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Проблему сотрудничества семьи и школы отмечают многие современные ученые, педагоги, в том числе заместитель научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук Лев Любимов: «Роль родителей сегодня - это один из главных провалов сада и школы. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения» [3]. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности общеобразовательного учреждения – как взаимодействие школы с семьей обучающегося.
Гипотеза исследования состоит в том, что воспитательная среда, основанная на сотрудничестве семьи и школы, будет успешной, если:
- будут созданы организационно-педагогические условия сотрудничества, развивающие воспитательный потенциал школьной и семейной воспитательной среды.
В ходе исследования исторических основ взаимодействия семьи и школы нами выделено пять значимых этапов становления, которые были обусловлены и социально-экономическими, и культурными факторами развития общества.
Таблица 1
№ |
Этапы |
Школа |
Семья |
1. |
Зарождение отношений |
возникновение специально организованного учреждения образования для детей |
формирование осознания обязательности школьного образования |
2. |
Пассивные отношения |
существуют обособленно |
|
3. |
Просветительский |
просвещает семью в вопросах воспитания личности |
становится объектом педагогического воздействия |
4. |
Взаимодействие на основе сотрудничества |
создает условия для взаимодействия с семьей обучающегося |
формируется осознание необходимости участия в образовании ребенка |
5. |
Социальное партнерство |
равноправные субъекты процесса образования, согласованно создающие единое образовательное пространство |
С целью выявления современного уровня взаимодействия семьи со школой нами был проведен анонимный социологический опрос среди 176 родителей школьников города Якутска. Родителям был задан открытый вопрос: «Какие ассоциации у Вас возникают со словом «сотрудничество»?». У 15,9% данный вопрос вызвал затруднения, они не ответили. 68 человек (38,6%) считают, что сотрудничество – это в первую очередь «совместная деятельность», «коллективная работа», «взаимопонимание», «взаимопомощь». 18 родителей (10,2%) определили сотрудничество как партнерство, взаимодействие, соучастие, оказание услуг сторонами друг другу, взаимовыгодные отношения, договоренность. 11 родителей (6,3%) считают, что сотрудничество в школе – это «взаимопомощь педагога и родителя». У 10 человек слово «сотрудничество» ассоциировалось со взаимоподдержкой, доброжелательностью, открытостью, честностью, уважением друг к другу. Далее по мере убывания следовали такие определения сотрудничества как «помощь, беседа, общение», «активное участие», «взаимосвязь между двумя или более лицами», «дружба в коллективе», «объяснять, помогать, содействовать, информировать» и т.д.
Большинство опрошенных родителей считают, что школьные мероприятия должны организовывать педагоги и родители совместно (59,7%). Также 17,4%, в основном родители старшеклассников, считают, что дети сами должны заниматься организацией мероприятий в школе. 11,9% ответили, что организационные вопросы должны полностью ложится на плечи педагогов, чаще всего такой вариант ответа выбирали родители учеников из младших классов. 7,2% родителей высказали мнение, что на организацию праздников можно пригласить профессиональных аниматоров и только 1,3% респондентов соглашались с мыслью, что именно родители должны стать организаторами некоторых школьных мероприятий.
Рассмотрена степень открытости к сотрудничеству с учителем, классом, другими родителями в зависимости от пола респондента, типа семьи и возраста ребенка: мамы были более открыты к взаимодействию со школой, 72,8% матерей ответили, что они всегда открыты к диалогу, среди отцов доля всегда готовых помочь составила 57,1%. Отцы чаще, чем матери, были заняты (32,1%), либо были готовы сотрудничать только иногда, единовременно (10,7%).
Несмотря на высокий процент открытости родителей к сотрудничеству и совместной организации мероприятий, анализ ответов на вопрос «Вносили ли Вы предложение по улучшению воспитательной работы?» выявил, что большая часть респондентов (55,8%) не вносили никаких предложений ни в классе, ни на уровне школы, что подтверждает наличие проблем в осознании родителем себя полноправным активным субъектом образовательного процесса. 72 человека (41,9%) ответили, что они вносили свои замечания и предложения по поводу улучшения воспитательной работы в классе. На уровне школы предложения вносили только 5,8%.
По итогам анкетирования можно сделать следующий вывод: родители в целом положительно характеризуют понятие сотрудничества, полные семьи более активно участвуют в школьных делах, чем неполные, многие родители приветствуют совместную деятельность с педагогами, больше принимают участие в разовых мероприятиях по просьбе учителя, у большинства родителей наблюдается пассивность в организации воспитательных мероприятий в классе, школе. Основными причинами возникновения проблемы сотрудничества семьи и школы являются:
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- ригидные стереотипы воспитания;
- личностные особенности родителя, педагога, вносимые в общение.
Традиционное просвещение обеспечивало родителей основами психолого-педагогических знаний, не учитывало эмоциональную и деятельностную составляющие, что, несомненно, снижало качество педагогизации родителей. Современная педагогика активно призывает реализовать компетентностный подход в работе с родителями, который расширяет рамки традиционного просвещения и нацеливает педагога на формирование у родителей практических умений, заключающихся в овладении различными видами воспитательной деятельности [6], основанной на субъект-субъектных отношениях, характеризующееся доверием, диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач.
В современном обществе взаимоотношения семьи и школы в вопросах развития и образования личности постепенно переходит в социальное партнерство [3]. Семья начинает проявлять активность в интеграции, объединяясь в сообщества отцов, матерей, бабушек, общению которых способствуют новые информационные технологии. В отдельных школах города Якутска имеется положительный опыт работы «Совета отцов» (например, в школе «Айыы Кыьата», Саха гимназии), семейного танцевального кружка для матерей с дочерьми «Кэрэ ситимэ» в СОШ №26, «Кюбэйэ» и Музея семейной педагогики в Саха гимназии, Клуба бабушек г. Якутска «Камелек» и др., которые инициируют образовательные проекты и активно включаются в систему дополнительного образования школы. Так, современная школа и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создают актуальное образовательное пространство для ребенка.
Таким образом, безусловно, школе отводится координирующая роль в организации системы сотрудничества с семьей обучающегося. В последнее время учитель, руководитель школы и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель – подчиненный». Школа как общественный институт призвана укрепить воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных педагогических взаимоотношений с родителями своих учащихся.