Полный текст статьи
Печать

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду  семейного образа жизни.  Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говориться о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.

Семья-это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомлении дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.

Чтобы дети заинтересовались традициями своей семьи, существуют разные виды и формы работы, но сегодня мы остановимся на проектной деятельности, а именно об организации исследовательских проектов для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья».

Для расширения представление детей о семье, создания условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, познакомили детей с историей своей семьи, познакомили с семейными традициями, праздниками, развивали умение находить нужную информацию о семье, формировали умение рассказывать историю семьи, для  создания «Генеалогического древа» семьи.

Организацию проекта начали с диагностики определения  знания каждого ребенка об его семье, о традициях  семьи, о семейных праздниках.

В подготовительном этапе проводили в большей части беседы   «Кто это такие - родные, друзья, соседи», «Папа может все что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», говоря о семье, упор делали на то что  дети заинтересуются  и захотят узнать ответы на появившиеся, в ходе бесед,  вопросы:  «Кто же в их семье главный?», «А кто самый знаменательный человек в моей семье?»,  «Где работала бабушка?», «Какие традиции есть в нашей семье?», где все это можно узнать. Данный этап заключался в создании интереса к истории и традиции семей детей, а так же нахождения  и сбора информации не только у родителей, но и у других родственников.

Во втором этапе больше внимание  уделяли творческой деятельности детей, таких как рисование по темам: «Лучший в мире папа»; «Портрет моей мамы»; «Самые интересные традиции нашей семьи»; «Моя семья», рисунки детей были помещены в альбом рисунков. А так же  дети   составляли творческие рассказы  «Здравствуй, мамочка моя»; «Много у бабушки хлопот» и такая деятельность как  лепка «Роза в подарок маме» и др. На основе полученных информаций, предложила детям создать генеалогическое древо, для полноты понятия показала различные виды и формы генеалогических древ.

Для активизации исследовательских действий был создан проектный уголок, альбом «Моя семья-моё богатство», где помещены творческие работы детей.

В завершении проектов дети принесли уже оформленные древа и рассказали  о проведенном исследовании.

После защиты проектов мы организовали выставку работ детей, и чтобы дети закрепили свои знания устроили праздник в честь семьи, с яркими выступлениями детей с демонстрацией самостоятельного поиска и находок.

Во время всего проекта детям помогали родители, поддерживали  и подсказывали, когда дети испытывали затруднение. Проект отлично сплачивает семью и детский сад. Появляется доверительные отношение детей и взрослых. И это отражено в творчестве детей, проектной деятельности и в совместных досугах.

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья» способствует самостоятельному поиску информации, умению общаться.  Можно с уверенностью сказать, что дети заинтересовались историей и традициями своей семьи. В результате выполненной работы у детей расширились элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер), о том, что родословная-это история семьи, рассказ о своей семье. Дети понимают, что прадедушка и прабабушка – это родители дедушки и бабушки; проявляли эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, пожалеть, посочувствовать им; старались радовать старших своими хорошими поступками и проявлять волевые качества. Дети с удовольствием и более подробно рассказывали о профессиональной деятельности своих родителей. Таким образом,  проект «Моя семья» воспитывает с самого раннего детства любовь к родному дому и своей семье, появляются доверительные отношения между детьми и их родителями.