Полный текст статьи
Печать

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в РФ отмечено, что в последние годы приобретает тенденция повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного и младшего школьного возраста и повышения потребности различных групп населения в качественных и доступных образовательных услугах на уровне дошкольного и начального образования [1, С.18]. Так, модернизации российского образования особое значение имеет обеспечение открытости образования как государственно-общественной системы и переход к взаимной ответственности общества в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики, их взаимодействия. Между обществом и образованием должно возникнуть тесное конструктивное сотрудничество, в результате которого школа становится средством развития всего общества. В таком процессе особую важность приобретают благоприятные условия учебно-воспитательного процесса.

По мнению В. Сухомлинского, педагогическая мудрость школы строится на моральном здоровье семьи. Во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы, подчеркивается немаловажность взаимоотношений школы и семьи, а также в трудах известных педагогов. С. Шалкаускис считал, что «…школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям» [2, C. 5]. Таким образом, школа и семья должны быть взаимосвязаны и взаимодополняющими звеньями в жизни ребенка.

В начальных классах учитель, как руководитель, сопровождающий образовательно-воспитательного процесса, осуществляет тесную взаимосвязь школы с семьей (родителями) младшего школьника. С первого года обучения детей в школе начинается совместная работа учителя-воспитателя и родителей. Поступая в школу, ребенок попадает в абсолютно новое, незнакомое сообщество, к котором ему предстоит адаптироваться и «проживать» определенную часть своей жизни. В этот период особенно важно для него поддержка и содействие родителей. Так как, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе или только в семье. Образовательно-воспитательный процесс осуществляется и в семье, и школе одновременно, дополняя друг друга обретает целостный характер.

Во всех методических рекомендациях по работе классного руководителя обозначены направления работы: здоровье, учебная деятельность, классный коллектив, семья и др. Так, функциональные обязанности учителя начальных классов определены главной целью и смыслом его деятельности в школе. Учитель начальных классов призван защищать ребенка и создавать максимальные условия для развития его интеллектуальных, духовных и физических сил. В связи с этим определяются основные направления деятельности учителя начальных классов. Это ведение школьной документации, взаимодействие с учителями-предметниками, взаимодействие с семьями учащихся класса, обеспечение здоровья учащихся класса, организация классного коллектива. Следует отметить, что на уровне начальной школы, деятельность учителей по всем направления тесно взаимосвязана с семейным воспитанием. Само же направление «Семья» включает деятельность учителя по изучению семей младших школьников, его воспитательные возможности, осуществляется индивидуальная работа с родителями учащихся, проводится целенаправленная работа по повышению педагогической и психологической культуры семьи. Деятельность учителя, связанная с семьей, учащегося распространяется независимо от вида, типа и места расположения образовательного учреждения. 

Выпускники направления педагогическое образование профиля начальное образование, по окончанию обучения в вузе заключают договор о трудоустройстве учителями начальных классов. В течение многих лет, выпускники профиля начальное образование (ранее, специальности «Педагогика и методика начального образования») стопроцентно трудоустраивались по специальности, так как востребованность в специалистах начального общего образования возрастает ежегодно, в связи с ведением демографической политики страны и реализаций ФГОС НОО [3, С.248]. Высокая востребованность в специалистах начального общего образования наблюдается в сельской местности республики.

Совершенствование системы образования на селе становится в настоящее время одной из первоочередных социальных проблем. Любая школа, и сельская школа, и городская, осуществляет обучение и воспитание школьников по единой государственной программе, но перед сельской школой стоят и другие специфические задачи в области социально-экономического и культурного строительства на селе, в преодолении существенных различий между городом и сельской местностью. Особенность этой деятельности в сельской школе обусловлена с одной стороны, характерной для села как производственно-территориальной и социально-экономической общности людей, с другой – определенной ролью в жизни села школы как важнейшего социального института.

Родителей, детей, педагогов и руководителей сегодня волнует проблема, какой будет сельская школа в будущем, не потеряет ли она специфику деятельности и социальные функции в экономическом и культурном развитии села.

Проблемы развития сельской школы были освещены в работах Т. Р. Антоновой, М. И. Борисова, Д. А. Данилова, П. П. Кондратьева, И. И. Михайловой, Н. Д. Неустроева, А. П. Оконешникова и др. Авторами научных трудов рассматривались проблемы определения содержания и технологий образования, идеи целостного педагогического процесса, соединения воспитания с жизнью, трудом объединение всех воспитательных сил окружающей среды, закономерностей и культурно-исторического процесса организации и развития сельской школы. Принципиально важным положением является интегральная характеристика в широком социокультурном аспекте сельская школа как: селообразующий фактор; фактор духовных ценностей, образовательный фактор; фактор сельскохозяйственного производства; культурообразующий фактор; фактор педагогического оздоровления сельской социальной среды.

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния на детей. В систему отношений «учитель – родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её участников, потому что их связывает обучающийся как объект взаимного влияния. Отношения «учитель – родители учащихся» является значимым педагогическим фактором, который оказывает большое воздействие на жизнь учащихся.

Для подготовки студентов к будущей профессии по работе и организации сотрудничества семьи и школы, в модулях дисциплин «Организация деятельности классного коллектива младших школьников», «Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов», «Преемственность образовательного процесса в системе ДОУ-начальная школа-средняя школа» и других, рассматривается это направление деятельности учителя начальных классов. В ходе занятий студентами изучается передовой педагогический опыт работы организации учителем сотрудничества с родителями детей, на практических занятиях разрабатываются авторские студенческие проекты по направлению «Семья» и апробируются они во время производственной практики.   

Более распространенным в организации сотрудничества семьи и школы является системная, комплексная психолого-педагогическая деятельность по изучению семьи школьников и взаимоотношений в нем [4]. Например, разработана программа, цель которой является: выявление особенностей воспитания учащегося в семье с учетом социальных функций в экономическом и культурном развитии села. Практическим значением программы является разработка рекомендаций для родителей и совместный выбор направления работы с семьями учащихся. По итогам, проведения диагностической работы и опросу учащихся, их родителей составлен план (программа) совместной работы на учебный год по направлению воспитательной работы. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В ходе сотрудничества семьи и школы, в совместной деятельности образования и воспитания обучающихся учитываются общепедагогические принципы - природосообразность, культуросообразность, гуманизм, целостность, системность, деятельностный подход к образовательному и воспитательному процессу, персонификация индивида в сельском социуме.

Совместная деятельность с семьями учащихся включает всеобучи (целенаправленная научно-педагогическое просвещение) для родителей, так как они должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается определенный уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей.

Например, план работы с родителями включает в себя обязательные родительские собрания и может быть следующим: Сентябрь: Совместное составление с родителями плана работы; Составление социального паспорта класса; Родительское собрание на тему «План воспитательной работы на учебный год». Октябрь: Мероприятия, посвященные ко Дню Матери; Участие в совещании «Совет отцов». Ноябрь: Встреча с психологом, приглашенным с г. Якутска, беседа на тему «Выход из безвыходного положения»; Участие в совещании совета Матерей «Кыыс анала». Декабрь: Родительское собрание на тему «Предварительные итоги I полугодия»; Совместная организация с родителями викторины «Знаете ли Вы друг друга» (участники: учащиеся и их родители); Совместная организация с родителями Новогодний утренник с участием родителей. Январь: Составление с родителями родословного древа; Университет для родителей с участием психолога. Февраль: Посещение учащихся и их семей на дому; Совместная организация с родителями и участие в конкурсе «Семья года»; Совместная организация с родителями чествования отцов, отслуживших в вооруженных силах России. Март: Подготовка к празднику «Международный женский день»; Родительское собрание на тему «Развитие коммуникативных способностей»; Совместная с родителями организация конкурса матерей и девочек. Апрель: Университет для родителей на тему «Поведение родителей - пример для подражания». Май: Общешкольное родительское собрание; Родительское собрание на тему «Итоги года»; Туристический поход с родителями на природу.

Таким образом, сельская школа в настоящее время призвана: удовлетворять образовательные потребности детей, проживающих в сельской местности, способствовать их полноценному личностному развитию; содействовать развитию демократических ценностей, воспитывать молодежи в духе гуманизма и гражданственности, терпимости и сотрудничества, уважение прав и свобод человека; обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в экономике и социальной жизни общества.