Полный текст статьи
Печать

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями, так, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности деятельностью дошкольного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности родителей.

Асмолов Александр Григорьевич считает, что в нашей современной жизни есть две культуры: культура полезности – это установка на выживание и культура достоинств (отношение к другому человеку как ценности, установка на развитие). Чтобы воспитать ребенка в культуре достоинств мы вступаем в сотрудничество с родителями. Именно они помогают нам помочь создать условие для развития природосообразности ребенка и раскрыть его индивидуальность.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка.

   Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. Сейчас, разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОО с семьями.

Прокопьева Мария Михайловна, определяют семью фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. На любом этапе исторического развития государства именно состояние семьи, уровень ее самоорганизации, обеспечивающий стабильность, во многом определяет благополучие или неблагополучие отдельных членов общества. Одна из таких форм работы с родителями является проектная деятельность, так как позволяет родителям, детям и педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Анализ литературы показывает, что там, где совместная деятельность родителей и сотрудников осуществляется на должном уровне, создается атмосфера взаимопомощи, взаимопонимания, ответственности за порученное дело. Работа с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей сотрудничества.

А.И Захаров, Р.Ж Мухамедрахимов в своих работах доказали, что необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, не только в виде психолого-педагогической поддержки, но и активного вовлекать родителей в жизнь детского сада. Это является решающим условием обновления системы  дошкольных организаций.

Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок -взрослый», на соучастии взрослого и ребенка.

В процессе проектной деятельности решаются различные задачи: образовательные, творческие, психологические, воспитательные, поскольку могут иметь разную тематику и содержание. Расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме, того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регулярные. Также развивается разнообразие игровой деятельности, формируется и укрепляется дружеская взаимосвязь детей, они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственным мнением, но и установленными нормами. Таким образом, ребенок приобретает качества социально-компетентного человека.

Развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения, с помощью совместного выполнения замысла. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Позиция родителей и воспитателей становится более гибкой. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники разных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Это связано выполнением исследовательских и творческих проектов. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность приобрести новый опыт моделирования собственного родительского поведения, обогатить педагогический опыт, открыть неизведанные стороны личности собственного ребенка. 

Проектная деятельность также оказывает огромное влияние на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что меняет мировоззрение и исключает применение стандартных действий, требует личностного и творческого роста. В сложившийся ситуации -  педагог становится партнером. Воспитатель проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, прогнозирует результат. Заинтересованность родителей в достижении поставленных целей служит реальной помощью педагогу. Взаимодействие и сотрудничество воспитывающих взрослых положительно сказывается на всестороннем развитии ребенка.

Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н. Е. Веракса,  “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Целью нашего исследования является определение эффективности проектной деятельности как средство сотрудничества ДОО и семьи.

Нами были апробированы на базе МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» города Ленска, совместно с семьей следующие проекты:

  • Краткосрочный проект «Путешествие в сказочный мир»: Родители показали детям сказку «Красная шапочка», шили костюмы для представления, совместно с детьми изготовили сказочных героев, дети придумывали свои сказки «Проба пера», дети совместно с воспитателем показали сказку «Заюшкина избушка», совместно с семьей был проведен бал – маскарад сказочных героев.
  • Краткосрочный проект «Откуда появился хлеб?»: Дети совместно с родителями дома изготовили хлебобулочные изделия на выставку «Хлеб всему голова», родители совместно с детьми  провели мастер - класс «Как готовить хлеб», дети нарисовали правила обращения с хлебом в книгу «Правила для воспитанных детей».
  • Краткосрочный проект «Откуда появилась новогодняя игрушка?»: родители совместно с детьми сделали новогодние игрушки и украшения из разных материалов. Поделки для выставки «Подарочки для Деда Мороза» (приняли участие в районном конкурсе и заняли призовые места, организовали совместный праздник «Новогодние сюрпризы».
  • Краткосрочный проект «Книга источник знаний»: дети совместно с родителями изготовили книги по теме интересующей детей, дети нарисовали правила обращения с книгой в книгу правил, родители провели мастер – класс «Как помочь книжке».
  • Долгосрочный проект «Мы дружбою едины»: совместный праздник «Хоровод дружбы», родители провели ознакомительные беседы с детьми «Культура и традиция разных народов», родители приняли активное участие в создании центра «Краеведения».
  • Долгосрочный проект «Моя семья»: был организован и проведен «Вечер талантов», обогатили центр сюжетно – ролевой игры «Семья»; создание стенда «Наши родные», «Мое жаркое лето»; создание и презентация родословного древа семьи; участие в районном конкурсе «Золотые краски осени» (дети совместно с родителями изготовили поделки из природных материалов»); книжки – малышки «Профессия моих родителей».
  • Краткосрочный проект «Мамочка любимая»:  дети совместно с родителями изучили биографию мамы и изготовили газету «История моей мамы», родители провели беседу «Кто такая мама?», выставка «Мамины руки», совместный праздник «Мамочка родная», «Вечерние посиделки с нашими мамами», девочки нарисовали правила поведения «Для девочек» в книгу правил.
  • Краткосрочный проект «Кто такие защитники отечества?»: Совместное праздничное развлечение «Будем армии служить», совместно с мамами дети изготовили подарки папам и дедушкам, дедушка провел мастер – класс «Учимся мужскому делу», дети совместно с родителями изготовили «Военный транспорт» для выставки, дети нарисовали правила поведения для будущих защитников.

 По итогам проведенной работы можно отметить, что проекты инициировались из интересов детей и реализовывались в образовательный процесс в сотрудничестве с родителями.

Сравнивая ответы родителей на констатирующем этапе и на контрольном этапе, можно сделать вывод о том, что повысился уровень участия родителей в совместных мероприятиях: 76% родителей участвовали в образовательном процессе в рамках апробированных проектов, творческих мастерских. Досуговые, совместные мероприятия посетили почти 94 %. Большинство  родителей в количестве 25, что составляет 98% отметили проектную деятельность, как эффективную форму сотрудничества с ДОО.

Таким образом, проектная деятельность – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Внедрение проектной деятельности в практику ДОО позволило значительно увеличить  активность родителей, развить их творческое и аналитическое мышление, умение находить интересующую информацию о предмете или явлении и пользоваться полученными знаниями в воспроизведении новых проектов. Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, проектная деятельность в конечном итоге должна способствовать личностному развитию ребенка.

Детско-родительские педагогические проекты способствовали установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогли в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов.

В результате сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством проектной деятельности у детей развивается познавательная активность, инициативность,  индивидуальность и проявление его уникальности.  Раскрывая, природосообразность ребенка и развивая его уникальность, воспитываем ребенка в культуре достоинств.