Полный текст статьи
Печать

Особенности введения ФГОС ООО можно разделить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями.

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, – это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы – умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в начальных классах необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в основной школе – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта принято считать ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации – в планируемые результаты.

Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).

Современное общество требует изменения подхода при обучении, особенно при преподавании иностранного языка. Нельзя добиться хороших результатов простым заучиванием слов и правил.

На мой взгляд, именно поэтому в основу нового ФГОС ООО был заложен принцип применения системно – деятельностного подхода к построению образовательных стандартов.

Основными характеристиками такого подхода является:

1)       формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2)       проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3)       активная учебно – познавательная деятельность обучающихся;

4)       построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Во ФГОС ООО также определены компоненты учебной деятельности, которые должны быть использованы при организации учебного процесса в логике системно-деятельностного подхода:

1)     учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить это…»;

2)     действие целеполагания («что я должен сделать…»);

3)     выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);

4)     решение задач;

5)     рефлексивно – оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

На уроке немецкого языка системно-деятельностный подход может быть реализован:

1)  через применение различных форм работы на уроке (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная). Это позволяет получить новые знания и актуализировать имеющийся учебный и жизненный опыт обучающихся, стимулирует активность и самостоятельность мышления. Такое построение образовательного процесса позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствует формированию их индивидуальных образовательных траекторий.

2)  через использование актуального учебного материала, предлагаемого обучающимся – знаний, которые они могут применить на практике. Например, использование разговорных клише в различных жизненных ситуациях. Это дает обучающимся широкие возможности применения немецкого языка как средства общения и получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях и повысить интерес к предмету.

3)  через применение приёма создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка. Это создает преодолимые интеллектуальные затруднения, что приводит к организации поисковой работы на уроке. Каждый обучающийся, согласно своему жизненному опыту, формулирует наиболее приемлемые для себя ответы на вопросы и приходит к выводу, что любая проблема может иметь несколько вариантов решения. Данный прием способствует социализации обучающихся, что особенно важно в современном обществе.

4)  через постановку коммуникативной задачи, например, в начале урока, или при объяснении нового грамматического материала.

Важным аспектом урока немецкого языка в логике системно-деятельностного подхода является осознание обучающимися собственной деятельности, отраженное в рефлексии, а также постановка новых целей для дальнейшего обучения.

Таким образом, ФГОС ООО меняет образовательную парадигму, ею становится деятельностная, а не традиционная знаниевая. Неслучайно системно-деятельностный подход является основополагающим в системе основного общего образования.

Какие же задачи стоят перед современным учителем при введении ФГОС ООО?

Прежде всего необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды, без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся.

В качестве примера можно привести урок немецкого языка по формированию грамматических навыков. Урок реализует междисциплинарные учебные программы – «Формирование универсальных учебных действий», «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Личностные, метапредметные и предметные результаты урока достигаются посредством предъявления обучающимся учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования и развития логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации, на формирование и оценку умений и навыков сотрудничества, коммуникации. Обучающиеся получат возможность развития способности к пониманию и созданию культурных текстов, способности к взаимодействию с другими людьми.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно­-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но можно с уверенностью сказать, что ее конечный результат, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное – мы вырастим образованного и достойного человека.