«Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики» [1, 2, 3]. Внеурочная деятельность, как и деятельность младших школьников в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения ООП, но при этом она реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов учащихся, выбора их родителей (законных представителей), а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий. Образовательные учреждения могут выбирать организационную модель внеурочной деятельности:
• модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
• модель «школы полного дня»;
• оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
• инновационно-образовательная модель.
Перед многими родителями первоклассников встает вопрос: «Нужна ли ребенку помимо школьных предметов дополнительное образование или внеурочная занятость в кружках, клубах, секциях?». Чтобы разобраться в этом, рассмотрим, какие трудности испытывает первоклассник в процессе адаптации, что можно сделать, чтобы преодолеть их, и какую роль в этом могут сыграть внеурочная деятельность в школе и дополнительное образование.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [4].
Существенной особенностью физического развития младших школьников является усиленный рост их мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. Поэтому в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» отмечается, что: «Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм). Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах [5].
В этой связи, весьма важно практиковать как во время учебных занятий в школе, так и при выполнении домашней учебной работы разнообразные виды деятельности первоклассников: чередовать слушание с выполнением письменных упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой, проводить «физкультминутки», в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать помещение.
Кроме этого, родителям первоклассников дополнительно, с целью развития физического здоровья своих детей, стремятся устроить своих детей в спортивные секции и кружки. Но в период адаптации к школе это может привести не к пользе, о которой думают родители, а к дезадаптации младших школьников. В дополнительном образовании одним из самых основных минусов является снижение количества свободного времени ребенка и повышение нагрузок на его организм. Если помимо школы ребенок, к примеру, ходит на карате, в музыкальную школу и на английский, а потом вечером делает уроки, то времени «на себя» и просто привычные детские занятия у него совсем не остается. Это касается и выходных дней, так как учреждения дополнительного образования часто планируют занятия на субботу, воскресенье. Отсюда, в выходные дни многие родители нагружают детей не меньше, чем в будни, в итоге – детям просто не остается привычного детства с гуляниями во дворе и играми в парке. Не меньшей проблемой могут стать и вопросы, связанные с физическим здоровьем при неверном выборе дополнительных занятий. Если это спорт, то выбор родителями его вида без учета способностей и особенностей телосложения своих детей (а зачастую потому, что так хочет папа или мама), чрезмерные нагрузки в погоне за спортивными рекордами могут также привести к дезадаптации первоклассников к школе из-за стрессов и физического переутомления [6].
Существенным фактором в аспекте развития психики и познавательной деятельности первоклассников является совершенствование их нервной системы, связанное с развитием мозга. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности младших школьников. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Происходят сдвиги во взаимодействиях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Высокая подвижность младших школьников и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой. В этой связи внеурочная деятельность, организованная в школе или учреждениях дополнительного образования, положительно влияет на процесс адаптации первоклассников к школе, поскольку:
- в кружках и секциях занятия проводятся исходя из интересов самого ребенка;
- осуществляется помощь в развитии талантов ребенка и выявлении его скрытых способностей, что повышает самооценку ребенка и открывает перспективы для выбора профессии в будущем;
- занятия внеурочной деятельностью – это смена вида общения и их деятельности;
- для занятий в малочисленных группах обычно отводится отдельное и специально оборудованное помещение;
- на занятиях обстановка более неформальная, нет жестких требований к дисциплине;
- такая нерегламентированная деятельность позволяет детям «отдыхать от школы».
При организации внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и тот факт, что на сегодня у большинства детей существует несоответствие паспортного и биологического возрастов. Даже у детей, признанных психически полноценными, может наблюдаться такое отставание до 1,5-2-х лет. Поэтому законодательно определенаучебная нагрузка и физическая нагрузка младшихшкольников, котораявключает:
1) количество учебных часов в течение недели, учебного года;
2) объём домашнего задания по классам;
3) объем внешкольных дополнительных занятий. В первом классе при пятидневной неделе максимально допустимая недельная учебная нагрузка в академических часах должна быть не более 21 часа;
4) занятия внеурочной деятельностью также строго регламентированы ФГОС НОО и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и не должен превышать во всех начальных классах 10 академических часов в неделю. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. При организации внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности младших школьников: экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, общественно полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д. К примеру, если на каникулы запланировано посещение театра с целью просмотра определенного спектакля, то до выхода в культпоход, учитель вместе с родителями проводит подготовительную работу. В неё входят беседы, классные часы, изучение литературных произведений и т.п. После посещения спектакля проходит его обсуждение, учащиеся делятся впечатлениями, проводится конкурс рисунков и т.д. Таким образом, на такое мероприятие может отводиться до 10 академических часов, т.е. допустимая недельная нагрузка занятий внеурочной деятельностью [3, 5].
Часто процесс адаптации у первоклассников тормозится из-за интеллектуальной нагрузки. В их учебной деятельности наблюдается левополушарный перекос содержания учебных программ и методов обучения. До поступления в школу в дошкольном образовании преобладала правополушарная нагрузка, будущие первоклассники часто рисовали, лепили, играли, делали поделки, танцевали, а нагрузка на левое полушарие была меньшей. Между тем, для полноценного развития личности ребёнка необходимо гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга и налаживание эффективных связей между ними. Полушария обязательно должны работать «рука об руку»: правое может дать качественную оценку работе левого полушария, а левое – стать количественной мерой для правого. В результате «перекоса», т.е. нагрузки на левое полушарие, у учащихся значительно быстрее нарастает утомление, происходит информационная перегрузка памяти, снижается продуктивность учебной работы и творческих потенций личности. В целях профилактики переутомления учителям начальных классов следует уменьшить «перекос» в сторону повышенной активности левого полушария, включить в планы каждого урока задания и упражнения, направленные на активизацию правого полушария. Это достигается за счёт обращения к образам, представлениям, достижения состояния релаксации, проведение физических упражнений, массажа, точечных воздействий, а также занятиями во внеурочной деятельности, поскольку недостаточная связь двух полушарий мозга – мощный источник проблем адаптации первоклассников [7].
Родители, которые озабочены этой проблемой, также могут дополнить нагрузку своих детей в школе и в дополнительном образовании правополушарной деятельностью. Именно художественно-эстетическое направление деятельности было и остается самым популярным для достижения этой цели: танцевальные клубы, вокальные студии, школы искусств, Дома детского творчества и т.п. Набирают популярность в последнее время и кружки технического направления, робототехника, где ребенку не обойтись без достаточно развитого воображения, пространственного мышления. Ведь каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. В научной литературе всем известна такая цепь развития личности: задатки→ способности→ дарование→ талант→ гениальность. Только в процессе активной деятельности, сопровождаемой интересом к определенной деятельности, создаются благоприятные условия для развития природных задатков ребенка. Поэтому во внеурочной деятельности предусмотрен выбор и смена направлений деятельности, чтобы ученик вместе с родителями выбирал занятия, которые ему интересны, чередуя нагрузку на разные полушария головного мозга. При этом процессе он должен найти такую деятельность, в которой будут проявляться все его задатки и способности и в которой он сможет достичь высоких результатов. Тем самым он будет иметь возможность быстрее адаптироваться в школьной среде.
Иногда дезадаптация первоклассников к обучению в школе происходит из-за большой эмоциональной нагрузки. Онаскладывается из их эмоциональных переживаний за успехи и неудачи в учении, общении со сверстниками, самоутверждении и др. Отсюда снижается и его работоспособность. Естественной причиной снижения работоспособности является утомление, то есть временное обратимое снижение работоспособности, наступающего в результате деятельности.
Ещё в начале века итальянский физиолог Анджело Моссо, немецкие учёные Э. Верхард, Г. Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление – это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на общее эмоциональное состояние. Утомление не только закономерный, но и физиологически благоприятный процесс, так как защищает организм от переутомления, является индикатором между желаемым уровнем учебной нагрузки учащихся и перегрузкой. Переутомление возникает в том случае, когда учебные нагрузки неадекватны функциональным возможностям первоклассника, если учебный труд организован нерационально, если ученик не получает полноценного отдыха. Для того, чтобы избежать переутомления, учителю и родителям необходимо уметь оценивать физиологическое состояние учащихся, возникающее в результате определенной деятельности и чередовать её с отдыхом и сном [7].
Сон – имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создаёт условия для восстановления их работоспособности. Продолжительность сна младшего школьника должна составлять не менее 9-10 часов. Сокращение продолжительности его сна отрицательно сказывается на работоспособности, создаёт предпосылки для утомления и переутомления. Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. Если нет возможности организовать ребенку дневной сон, тогда лучшим способом снять чувство усталости от учебной деятельности – это движение: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные игры, занятие спортом.
Работоспособность младших школьников изменяется в течение учебного дня. При планировании его режима дня следует учитывать, что наивысшая активность наблюдается от 10 до 12 часов, к 14 часам следует спад работоспособности и некоторый подъём в 16-18 часов. Это касается и занятий внеурочной деятельностью. В ней важную роль играет человеческий фактор: каким образом на детей влияют педагоги, руководители секции, тренеры. Порой в определенные этапы жизни они могут оказать даже большее, чем сами родители, позитивное (или негативное) влияние. Крайне негативное влияние на ребенка будут оказывать занятия «из-под палки», когда выбором кружков и секций занимаются сами родители, исходя из своего понимания о том, что нужно в жизни их ребенка, а чего не нужно. Тогда они пытаются «лепить» будущую жизнь ребенка по своему образу и подобию, порой запоздало реализуя свои несбыточные мечты. Но вместо феноменальных успехов и рекордов их ожидают слезы и скандалы, нарушение успеваемости и плохой сон, неврозы и стрессы, а иногда даже развитие хронических заболеваний.
Если рассмотреть шкалу эмоциональных тонов состояния человека Р. Хабборда (в упрощенном виде), то становится ясно, что пребывание человека, в нашем случае первоклассника, в состоянии скуки и лени – «опасное» состояние, пограничное. Если младший школьник, не прошедший адаптацию, будет пребывать в постоянном эмоциональном состоянии, представленном ниже по шкале (например, антагонизма (отрицания), страха, скрытой враждебности), то на фоне психологического дискомфорта, будет ухудшаться и физическое здоровье первоклассников.
4.0. Энтузиазм
3.5. Веселье (радость)
3.3. Сильный интерес
3.0. Консеватизм
2.8. Удовлетворенность
2.5. Скука
2.0. Антагонизм
1.5. Гнев
1.4. Ненависть
1.1. Скрытая враждебность
0.9 Сочувствие
0.5. Горе
0,05. Апатия. [8].
И напротив, эмоции, которые ребенок может испытывать заниямаясь внеурочной деятельностью, удовлетворяющей его потребности: сильный интерес, увлечение полезным делом, творчеством, радость от результата труда, могут создать ощущение хорошего настроения, бодрости и главное – желания действовать, созидать. Эти ощущения помогут сгладить, пережить трудности, которые испытывает первоклассник в период адаптации.
Педагогам и родителям необходимо соблюдать следующие условия организации внеурочной деятельности первоклассника:
1) добровольность, так как цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
2) постепенность – следует строго дозировать объем усилий, увеличивая его постепенно;
3) положительные эмоции, т.е. «усилие на грани приятного», внеурочной деятельностью и дополнительным образованием следует заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
Итак, внеурочная деятельность в школе и дополнительное образование – это важная часть жизни младшего школьника, его возможность реализовать себя, развить свои таланты и наклонности. Но если ребенок не хочет посещать какие-либо кружки и секции — стоит ли его к этому принуждать? У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием [6]. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей, с их жизненным опытом, мотивами и потребностями. Поэтому во многом от мудрости родителей зависит дальнейший путь ребенка.
Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. А родители должны помочь, создать условия для того, чтобы проявились интересы их детей, формировались склонности к тому или иному виду деятельности. Но если первоклассник в силу ряда причин не сможет получать дополнительное образование, удовлетворять свои интересы в кружках и секциях, то он должен обязательно не остаться без внимания своих близких. Ниже на рисунке 1 представлено как в таких случаях будет поступать обычный родитель первоклассника и мудрый родитель.
Рисунок 1. – Действия родителей первоклассников в аспекте их внеурочной деятельности в период адаптации к обучению в школе