Полный текст статьи
Печать

В настоящее время учитель начальных классов все чаще сталкивается с необъяснимым поведением некоторых своих учеников. Такие дети находятся в постоянном движении, разговаривают на уроке без позволения учителя, обращаются к одноклассникам, порой мешая им сосредоточиться, забывчивы, неорганизованны, чрезмерно импульсивны и….. Еще много качеств активного поведения ребенка – младшего школьника можно привести в пример. Возникает вопрос: это норма или отклонение? Если второе, то, что это и как с этим бороться? И нужно ли бороться в прямом смысле слова?

Обращаясь за помощью к психологам, неврологам, изучая публикации на эту тему, всюду видим один приговор – синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее (далее – СДВГ). Анализируя поведение таких детей, задумаешься сначала: так быть не должно. Но, в то же время, активный ребенок – это ведь хорошо. Значит, он здоров, у него адекватные родители, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочими условностями, не свойственными детской психике. Он бегает, прыгает, складывает и тут же ломает, разбрасывает и собирает, дерется и кусается, кричит и громко  поет, – и все это без устали целый день. А мама такого сорванца часто приговаривает: «Какой же ты хороший, когда спишь!» [1, с.19]

Но, помимо двигательного беспокойства, раздражительности, вмешательства в занятия других детей и прочих признаков гиперактивного поведения, есть и положительные стороны у такого ребенка. Эти дети бывают милы и обаятельны, веселы и оптимистичны. У них есть чувство юмора. Они смышлены, любознательны, креативны, азартны, охотно выполняют физическую работу, предупредительны, заботливы и отзывчивы.

Но если все это естественно, почему же неврологи называют гиперактивность патологией, заболеванием, требующим специального лечения? Оказывается, есть большая разница между возрастной детской активностью, связанной с познанием мира и себя в этом мире, и навязчивой перевозбудимостью.

Как же отличить одно от другого? В этой области уже давно разработаны методики определения дефицита внимания, гиперактивности, импульсивности (Л.С.Чутко, Ю.С.Шевченко, В.В.Сатари и др.). С их помощью можно определить у ребенка определенное количество описанных выше симптомов. Существует перечень, разработанный Д.Коннерсом для самостоятельного заполнения родителями, а так же преподавателями по истечении четырехнедельного периода наблюдений в школе. [2]

На что следует обратить особое внимание? Следует отметить, что в поведении  гиперактивного ребенка можно наблюдать  существенные отличия от его сверстников.

Многие дети предпочитают активные занятия – игры, бег, творчество. Но, в то же время, в незнакомой обстановке обычный ребенок сдержан, спокоен, без принуждения может увлечься чтением книги, рисованием, собиранием пазлов.

Гиперактивный ребенок будет вести себя одинаково в любой ситуации – бесцельно двигаться, много говорить, торопясь, не договаривая слова до конца и не дожидаясь ответов на свои вопросы. На него не действуют ни уговоры вести себя спокойнее, ни угрозы, ни наказания. Часто такие дети являются зачинщиками конфликтов, используя в драке подручные предметы для выплескивания агрессивных эмоций. Они не могут вести себя иначе, как все. Даже, если хотят, когда понимают, что их поведение доставляет беспокойство окружающим.

Причин такого поведения может быть несколько: генетические (наследственные), биологические (повреждения головного мозга различного характера), социально-психологические (микроклимат в семье, условия проживания, воздействие социума) и влияние окружающей среды (в том числе химический состав употребляемых продуктов питания).

СДВГ (его еще называют дефицитом энергетического снабжения) – это не черта характера, это жизненная потребность ребенка в такой мере вести себя. Можно только посочувствовать ему и его социальному окружению. Но и изменить ситуацию к лучшему, помочь гиперактивному ребенку тоже можно и, чем раньше, тем лучше.

Если есть полное основание предполагать наличие у ребенка гиперкинетического синдрома (СДВГ), то родителям следует уделить пристальное вниманию коррекции поведения ребенка дома, а учителю организовывать образовательную деятельность с учетом особенностей поведения такого школьника.

В первую очередь, очень внимательно нужно отнестись к описанным выше признакам поведения самим родителям. Нужно обязательно показать ребенка детскому психологу и обсудить дальнейшие действия. Корректировать нужно два направления взаимодействия: собственное отношение к ребенку и окружающую его среду (в семье, доме). [3, с. 186]

Наиболее эффективными будут рекомендации сдерживать свои негативные эмоции по отношению к ребенку и его поведению, избегать категоричность высказываний и оценок, упреки, угрозы. В разговоре должен преобладать спокойный тон. Мораль и наставления в напряженных ситуациях не дадут эффекта. Если взрыва эмоций не сдержать, нужно прекратить на некоторое время контакт с гиперактивным ребенком, следуя совету «сосчитай до 10».

Комнату этому ребенку оформить в спокойных тонах, минимизировать количество отвлекающих предметов. Установить распорядок дня и следить за его четким выполнением. Так как такие дети очень любят двигаться и помогать в физическом труде, надо им предоставить такую возможность – определить круг посильных обязанностей по дому. За любой успех хвалить и поощрять.

Обучение в школе для такого ребенка становится нелегким испытанием. Ведь надо выдержать 35 минут урока, сидя на одном месте, нельзя разговаривать, когда тебе хочется, а если позволяют, то ожидают совсем не то услышать, о чем ему надо выговориться или даже спеть. И эта идея рассказать о чем-нибудь классу, учителю возникает спонтанно, во время ответа одноклассника. И «горе тому», так как закончить свой ответ ему не даст беспокойный товарищ. Классная комната со множеством новых предметов для него всякий раз становится объектом пристального внимания, изучения в совсем неподходящее для этого время. Чтобы удовлетворить потребность в движении, такой первоклассник просит отпустить его на минутку во время учебного занятия, а сам будет долго  гулять по школьным коридорам. Из-за своей забывчивости, неорганизованности гиперактивному ребенку приходится постоянно выслушивать нелестные высказывания учителей о выполнении (точнее, невыполнении) заданного.

 Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. [4]

Младший школьник уже понимает, что его поведение отличается от остальных. И его одноклассники это понимают. И обращаются с ним не всегда по-товарищески. Ведь на обиду со стороны такого импульсивного ребенка они отвечают так, как их учили дома или во дворе – «дают сдачи», обзываются. И невдомек им, что это только усугубляет положение, раззадоривает обидчика. И только вмешательство взрослых может разрешить конфликт.

В школе с самого начала педагогу следует наладить тесное сотрудничество с семьей гиперактивного первоклассника с целью установления доверительного отношения. Необходимо убедить родителей в том, что учитель принимает их ребенка таким, какой он есть со всеми его сложностями в поведении. Но в то же время, им вместе придется ежедневно и даже ежечасно работать с ним, отмечать все удачи и неудачи.

Учитель может регулярно знакомить родителей оговоренным способом (например, карточками) с самыми незначительными (и значительными) успехами, достижениями ребенка. Родители должны поощрять его за эти достижения приемлемым способом. В свою очередь, они сообщают учителю о том, что удалось сделать хорошо ребенку дома. Это будет способствовать формированию у первоклассника чувства уверенности в себе, повышению самооценки.

 Принципа спокойного, уравновешенного отношения к ребенку с СДВГ должен придерживаться и сам педагог. Совсем непросто подобрать ключик к ученику, для которого учитель – чужой человек. Важно с первых дней расположить его добрым отношением, пониманием. Такое же отношение нужно формировать и у одноклассников гиперактивного школьника. Обстановка в классе с минимальным количеством наглядных пособий на виду, рассадка за партой – в центре, напротив доски, постоянный зрительный контакт с учителем на уроке, наличие памяток, привлечение к полезной деятельности, например, оказание помощи  в простейших просьбах, создание ситуации успеха на учебных и внеучебных занятиях – все это поможет ребенку справляться с особенностями своего темперамента.

Для повышения учебной мотивации необходимо установить систему поощрений, использовать нетрадиционные формы работы, например, вариативность в выборе задания для самостоятельного выполнения. Обязательно практиковать смену видов деятельности и организацию посильной помощи педагогу в классе (раздача тетрадей, принадлежностей, подготовка доски к уроку и проч.). Объемные задания разбивать на части, предлагать четкие, немногословные инструкции при выполнении заданий, контролировать выполнение по частям или за более короткие промежутки работы. Устные указания дополнять письменными в форме пиктограмм, коротких, лаконичных предложений. При ответе всячески поддерживать речевое высказывание, задавать наводящие вопросы. Для обеспечения ситуации успешности и повышения самооценки хвалить за каждое достижение, избегать категоричности запретов. Способствовать комфортному обучению будет и организация игровых упражнений на развитие дефицитарных функций («Найди ошибку», «Проверь себя и соседа», «Тихий ответ» и др.) [5].

В поведенческой сфере на незначительные проявления неуместного поведения не акцентировать внимание, знакомить с последствиями того или иного поступка в корректной форме. Поощрять любое достижение, закреплять положительные эмоции.

Важно научить и ребенка управлять собой: познакомить с приемами контроля эмоций, навыками выражения гнева в приемлемой форме, обучить приемам разрешения конфликтов и постоянно контролировать именно такое разрешение, научить обходить стороной раздражающие ситуации. Наряду с играми для выплескивания негативных эмоций организовывать пассивные игры, методы самоуправления и релаксации. Будут полезны и спортивные игры, но не все виды спорта подойдут. Свой положительный эффект принесут занятия плаванием, легкой атлетикой, велосипедным спортом, восточными единоборствами. А регулярны занятия в спортивных секциях помогут в формировании навыков самодисциплины.

Хорошо, когда в школе есть служба психологической помощи, куда педагог или ребенок могут обратиться, «переключиться», «отдохнуть» от взаимного общения.

Свою долю полезного воздействия могут оказать и лекарственные препараты. Но это скорее не лечение, а поддерживающая терапия. Только осложненные случаи СДВГ потребуют определенной медикаментозной и психологической коррекции. Ее может назначить только наблюдающий врач или консилиум специалистов. Не лишним будет напоминание об опасности самолечения.

Неплохо учителю российской школы взять на вооружение опыт зарубежных коллег.  Диагноз СДВГ ребенку ставит консилиум специалистов. В Великобритании, учитывая то, что такие дети не укладываются во время  для выполнения задания, невнимательно слушают объяснение и записывают информацию, педагоги используют дополнительные приемы работы с такими школьниками. На занятия одним видом деятельности отводят не более 15 минут. Некоторые задания предлагают выслушивать в формате аудиозаписи, чтобы ребенок мог сам выбрать удобный темп работы. Статичную позу во время учебного занятия за партой позволяют изменить – разрешают сидеть на полу, на ковре, ходить. Так как гиперактивный ребенок испытывает «дефицит энергетического снабжения», позволяют ему больше искать, исследовать, спрашивать.

Подводя итог вышесказанному, приведем рекомендации родителям по воспитанию гиперактивного ребенка авторов журнала «Седьмой лепесток». Это первый в России журнал для родителей, освещающий вопросы лечения, реабилитации и развития детей, требующих особого подхода под руководством Ирины Барановой – детского патопсихолога-диагноста, Оксаны Алисовой – специалиста по работе с гиперактивными детьми, педагога-психолога высшей квалификационной категории, руководителя психологического центра «Свет маяка»:

1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.

2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.

3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.

4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.

5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.

6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.

7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).

9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать». Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.

10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.

11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотя бы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.

12. Если ребенок суетится, «разбрасывается», перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь? [6]

Необходимо помнить, что улучшение в поведении гиперактивного ребенка появится не сразу, но при целенаправленном взаимодействии окружающих – родителей, одноклассников, педагогов – усилия будут вознаграждены. Лишь тогда чужой на первых порах человек  –  первый учитель – станет, как говорят, второй мамой, которую полюбит гиперактивный школьник и которой доверит свою ладонь, чтобы держаться в пути по дороге знаний.