Полный текст статьи
Печать

Достижение современного уровня спортивных результатов возможно только при разносторонней подготовленности стрелка, которая включает физическую, техническую, психологическую, теоретическую и тактическую подготовку [1].

Слова советского корифея стрелкового спорта Льва Михайловича Вайнштейна актуальны и имеют большое значение в текущем (современном) этапе подготовки курсантов и слушателей к стрельбе из различных видов стрелкового оружия.

Стабильные результаты стрельбы переменного состава (курсанты, слушатели) образовательных учреждений системы МВД России напрямую соединены с высокой работоспособностью, которая основывается на полноценной работе всех систем и органов человека, высоком тонусе его нервной системы, то есть проще говоря на отличном здоровье.

Необходимо отметить, что учебный процесс по огневой подготовке содержит ряд особенностей, которые оказывают непосредственное влияние на физическое состояние курсанта или слушателя. К ним можно отнести:

- необходимость поддержания на всем протяжении выполнения того или иного упражнения безошибочности действий, требующих максимальной сконцентрированности;

- затруднение полноценной вентиляции легких, связанной с задержанием на определенное время дыхания при прицеливании и производстве выстрела; вдыханием воздуха, имеющего содержание значительного количества пороховых газов (особенно это ощутимо при стрельбе в закрытых тирах с плохой вентиляционной системой);

- постоянное и весьма значительное возбуждение (раздражение) органа слуха.

Регулярные и целенаправленные занятия физической подготовкой помогают курсантам и слушателям противостоять влиянию этих отрицательных факторов стрельбы.

В процессе всего периода обучения физическая подготовка является неотъемлемой составной частью комплексной системы становления курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России, как стрелков в рамках дисциплины «Огневая подготовка».

При данных условиях физическая подготовка слушателя или курсанта представляется нам как процесс, адресованный на формирование и развитие наиболее оптимальной физической формы организма, позволяющей выдерживать значительные стрелковые нагрузки, в первую очередь, непосредственно связанные с воздействием на нервную систему стрелка и способствующей повышению результативности, стабильности в стрельбе.

Следовательно, физическая подготовленность сотрудника полиции является объективно действующей причиной, оказывающей влияние на процесс становления, развития и совершенствования его спортивной формы и поддержания устойчивых результатов в стрельбе.

По мнению Юрьева А.А. стрелок должен обладать в основном следующими данными:

- достаточно развитой мышечной системой (особенно мышц брюшного пресса, рук и ног) и выносливостью, чтобы производить большое количество выстрелов, заметно не снижая их качества;

- умением максимально расслаблять и в наибольшей мере выключать из работы те группы мышц, которые не принимают непосредственного участия в удерживании тела при изготовке, а также при нажатии на спусковой крючок;

- сильными мышцами, участвующими в процессе дыхания, чтобы при стрельбе лежа, когда грудная клетка несколько сдавлена, не ощущать затруднения в дыхании;

- точностью и согласованностью движений, быстротой реакции, хорошо развитым чувством равновесия и т.д. [2].

На развитие вышеперечисленных качеств в первую очередь соответственно и направлена физическая подготовка сотрудника, как стрелка. Поэтому учитывая, что эффективное выполнение стрелковых упражнений предполагает от переменного состава образовательного учреждения системы МВД России наличие всестороннего физического развития и высокого уровня тренированности нервной системы, огневая подготовка во взаимосвязи с физической подготовкой должна носить комплексный, системный, целенаправленный и постоянный характер.

Как известно физическая подготовка по общепринятому правилу классифицируется на два направления: общую и специальную физическую подготовку. Каждая из этих составляющих физической подготовки имеет свои собственные задачи, средства и методы осуществления, свою строго определенную индивидуальность.

Общая физическая подготовка - широкое физическое воздействие на организм спортсмена в целях укрепления его здоровья, повышения физического развития и функциональных возможностей [3].

С точки зрения огневой подготовки курсантов и слушателей наибольшей интерес составляет повышение физического развития и функциональных возможностей, которые напрямую связаны с результатами стрельбы.

Общая физическая подготовка курсанта и слушателя предопределяет следующие основные задачи:

1. Предотвращать отрицательное воздействие на организм курсанта и слушателя некоторых сторон стрелковой подготовки. Это достигается физическими упражнениями, направленными на общее укрепление здоровья и нервной системы. Кроме этого нельзя сбрасывать со счетов активный отдых для центральной нервной системы.

Общее укрепление здоровья достигается выполнением следующих мероприятий: утренняя гигиеническая гимнастика, общее закаливание организма, прогулки на свежем воздухе, плавание, кроссы или утренние пробежки, езда на велосипеде, хождение на лыжах, катание на роликовых коньках и другие подвижные виды спорта. Регулярные занятия утренними физическими упражнениями в том числе с обязательным применением водных процедур представляет собой наиболее действенное средство для укрепления нервной системы.

Наиболее активный отдых центральной нервной системы достигается выполнением следующих мероприятий: охота, рыбалка, собирание грибов и ягод, посещение театров, концертов и иных мероприятий, позволяющих отвлечься и расслабиться.

2. Создать физическую основу дальнейшего развития и совершенствования стрелкового опыта путем развития общей силы и выносливости, становления общих волевых качеств: решительности, настойчивости и самообладания, на основе которых развиваются специальные волевые качества курсанта и слушателя, как стрелка.

Эти задачи решаются введением в тренировочный процесс специально подобранных упражнений, требующих от курсанта и слушателя проявления формируемых качеств, их закрепление и модернизацию в дальнейшей учебной деятельности.

Специальная физическая подготовка - дальнейшее специализированное развитие общих физических и функциональных качеств курсанта (слушателя), необходимого для успешного овладения технической подготовкой [4].

Задачами специальной физической подготовки курсанта и слушателя являются:

- увеличение силы группы мышц и закрепление связочного аппарата, несущих основную нагрузку по поддержанию изготовки (позы) с оружием;

- развитие и совершенствование чувства мышечного контроля;

- развитие равновесия, координации движений, собранности и сосредоточенности при выполнении учебных и контрольных упражнений, и других специальных качеств, оказывающих влияние на овладение и совершенствование техники стрельбы.

Ожидаемый и конечный (полученный) итог специальной физической подготовки в большинстве случаев во многом зависит от общефизического развития курсанта или слушателя. Основная суть и характер специальной физической подготовки определяется порядком выполнения учебного упражнения, то есть спецификой выполняемых стрелком действий.

Львиной долей специальной физической подготовки является продолжение контроля за своими мышцами и управление ими в процессе выполнения учебного или контрольного упражнения. Этому должно уделяться необходимое время и достаточное внимание.

Специальная физическая подготовка должна выполняться в течение всего периода обучения курсанта и слушателя, являясь основной составляющей и неотъемлемой частью технической подготовки его, как стрелка.

Целесообразность применения тех или иных физических упражнений определяется по основному принципу - предполагаемое влияние на организм курсанта и слушателя в целом, то есть на ожидаемый (желаемый) конечный результат.

Поэтому содержание физических упражнений определяется задачами и целями выполняемого стрелкового упражнения, то есть его смысловым составом; содержательной структурой двигательных действий, изменениями в организме занимающегося, вызванными совершаемыми движениями; общностью процессов (биологических, психологических, биохимических и др.), которые сопровождают выполняемое движение.

Исходя из вышеназванного можно сделать следующий вывод, что подбор наиболее приемлемой степени тренировочной работы, а также ее длительность, интенсивность и частота занятий определяется в первую очередь уровнем и состоянием физического здоровья занимающегося.

Индивидуальный подбор ежедневных тренировочных заданий (упражнений) в оздоровительной физической культуре является основным и наиболее важным условием эффективности их проведения; в противоположном случае занятие может принести отрицательный результат, а в некоторых случаях даже вред.

Наиболее целесообразный подход к подбору физических упражнений в целях роста физических качеств обучаемого предполагает строгий учет их влиянии на организм человека и создание необходимых условий, обеспечивающих эффективность упражнений. Определяющее значение при этом имеет правильная методика проведению занятия и высокая профессиональная квалификация преподавателя.

 

Рецензент: начальник кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Лукутин Анатолий Анатольевич.