Агрессивность: профилактика и коррекция
Выпуск:
ART 970016
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Урусова
Л.
Х. Агрессивность: профилактика и коррекция // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970016.htm.
Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением проблемы профилактики и коррекции агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков. Предлагается конкретизация основных направлений деятельности педагога-психолога по решению проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Материал может быть полезным для классных руководителей, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений.
Ключевые слова:
социализация, гендер, агрессивность, семейное воспитание, гармоничное развитие, матримониальность.
Текст статьи
Урусова Лаура Хабаловна,кандидат педагогических наук,старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплинСеверо Кавказского института (ф) Краснодарского университета МВД РФ,г.Нальчик
Агрессивность: профилактика и коррекция
Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением проблемы профилактики и коррекции агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков. Предлагается конкретизация основных направленийдеятельности педагогапсихолога по решению проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Материал может быть полезным для классных руководителей, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений.Ключевые слова:агрессивность, гармоничное развитие, семейное воспитание,гендер, социализация, матримониальность.
Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социальноприемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.Современное общество в жизни сталкивается с серьёзными трудностям и внутренними конфликтами, приводящие к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения.Все это особенно сильно влияет на подрастающее поколение, имеющие еще неустойчивую психику.Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Перед социальнопсихологической службой школы стоит важная задача предупреждения и преодоления агрессии в поведении подростков, с целью реабилитации и адаптации к дальнейшей жизни.На территории КабардиноБалкарской республики уже более 15лет функционирует бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков»(РЦТП).За время своего существования это учреждение претерпело множественные изменения и реорганизации, но неизменным остались его основные направления деятельности по вопросам психологопедагогического и медикосоциального сопровождения детей и родителей (законных представителей), исходя из региональной специфики и актуальности проблем современного общества.«Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков» стал центральным объединением в городе Нальчикмногих организаций, служб и ведомств, решающих проблемы семьи и ребенка через активный поиск и разработку различных подходов и методов сопровождения.Анализируя консультативную и диагностическую деятельность специалистов центра, можно отметить, что из года в год растет количество обращений детей и родителей (законных представителей) с проблемами агрессивного поведения.Это можно объяснить множеством факторов, но самым центральным является отсутствие нормальных условий для развития детей внутри семьи. [8, 10]Социальная дезорганизация семьи, нарушения гендерного развития личности [7, 11], нездоровые отношения между членами семьи, физическое и психическое насилие, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка), депривация, материальное неблагополучие и многое другое приводят к тому, что ребенок попадает в «группу риска» с девиантным поведением, проявляет агрессию и жестокость по отношению к себе и другим. [4, 6, 9, 12]Самостоятельно дети и подростки не в силах справиться с такими проблемами, поэтому специалисты центра призваны оказать им в этом свою квалифицированную помощь и поддержку.В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты проявления детской агрессивности.[2, 5]В то же время исследований, основанных на реальном опыте профилактики и коррекции, относительно немного. Между тем особенно важной является помощь не только подросткам, но и дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.Существует множество различных классификаций агрессии. Но самое главное, по мнению Г. Паренса, заключается в том, что любая агрессия –враждебность, упрямство, упорство –вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. В норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением, однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка.В решении проблем агрессивного и жестокого поведения детей и подростков специалистами «Реабилитационногоцентратрудновоспитуемых подростков»используются такие направления работы, как ранняя диагностика, профилактика и психологопедагогическая коррекция.Для исследования агрессивности подростков используются различные методики: Методика К. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях», Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность», Методика Ю. А. Клейберга «Тест на девиантность», Опросник А. Басса и А. Дарки, Фрейбургская анкета, Тест Айзенка «Самооценка психических состояний» и многие другие. [3]
Наиболее масштабное исследование подростковой агрессивности и других форм девиантного поведения с 2012 по 2014 годы проведено специалистами центра с использованием методики Ю. А. Клейберга. Исследованием были охвачены обучающиеся 1417 летнего возраста средних общеобразовательных школ КабардиноБалкарской республики в количестве 822 человек.Было установлено, что в среднем склонными к агрессивному поведению являются 40% обследованных подростков. Именно эта шокирующая цифра ориентировала специалистов центра на организацию и проведение системы профилактической и коррекционной психологопедагогической помощи. Эта система включает в себя осуществление работы с ребенком и его родителями (законными представителями) и педагогами образовательных учреждений в форме консультирования, коррекционноразвивающего обучения, проведения семинаров, практикумов, тематических районнометодических объединений, родительских собраний, круглых столов, размещение информации в СМИ, оформление брошюр, министендов и памяток, организацию акций и конкурсов и т.д.Самым центральным звеном цепочки родительребенокпедагог, является ребенок, поэтому, основная психологопедагогическая помощь центрирована именно на нем. Для детей и подростков с агрессивным поведением и нарушениями эмоциональноличностного развития в центре реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности «Этика и правила поведения». Занятия по программе направлены на развитие у подростков конструктивного поведения и общения в конфликтных ситуациях, выработку установки на непринятие агрессивных форм поведения и употребления психоактивных веществ, оптимизацию благоприятного психоэмоционального состояния.Основной отличительной особенностью программы является сочетаниеприменения традиционных методов психологопедагогического воздействия и системного использования компьютерных программ Функционального Биоуправления «Сталкер» и «Экватор».[1]Технология Функционального Биоуправленияоснована на феномене биологически обратной связи. Биоуправление –это особая форма обучения человека новой для него деятельности, новым навыкам. Специфичность ее состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств.При реализации метода Функционального Биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.С помощью технологии возможно осуществление следующих направлений работы педагогапсихолога: проведение диагностики и консультирования подростков (изучение эмоционального состояния, навыков саморегуляции, стратегий поведения в трудных ситуациях, ориентации в проблемах употребления ПАВ и пр.) и обучение их произвольному изменению физиологических функций организма, развитие саморегуляции и стрессоустойчивости, формирование адекватного неагрессивного поведения.При использовании метода происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений вреальной повседневной жизни. Подросток восстанавливает способность «слышать», ощущать свое тело, фиксирует и обучается воспроизводить чувство физического комфорта, расслабления, что является важным компонентом для профилактики дезадаптационных и психосоматических расстройств.В качестве результатов реализации программы «Этика и правила поведения» с использованием технологий Функционального Биоуправления представимследующие данные:85% подростков имеют конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях, низкий уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимости; у 90% детей отсутствует склонность к агрессии и насилию; 100% участников занятий демонстрируют устойчивые представления о возможностях достижения состояния психологического комфорта приемлемыми способами, владеют техниками саморегуляции.Анализируя возможность использования программы «Этика и правила поведения» различными образовательными учреждениями, необходимо отметить, что для ее реализации требуются максимально комфортные условия для самораскрытия детей и подростков, а так же наличие специального компьютерного обеспечения.Таким образом, у подростков с нарушениями поведения особенности личностных свойств объективируются в межличностных отношениях в группе и со взрослыми. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личностных свойств, искажая представления о себе, отношение к себе, осознание себя как личности.Мы понимаем, что выделенная проблемане может ограничится разрозненными способами помощи отдельной группе подростков и нуждается в тщательной разработке программы, способной исправлять возникающие в психологопедагогическом плане вопросов.Данное исследование не закрывает тему, а приглашает специалистов к продолжению научного диалога с целью коррекции психологических особенностей делинквентных подростков.
Ссылки на источники1.Зубова Н. А., Тихомиров С. М. Методическое пособие по информационнопрофилактической программе «Сталкер» профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. –СПб.: Амалтея, 2003.2.Колосова С. Л. «Детская агрессия». –СПБ.: Питер, 2004.3.Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Экватор. Обучение навыкам саморегуляции: Методическое пособие. СанктПетербург: Амалтея, 2004.4.Урусова Л. Х. Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53654. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53654.htm. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 15.03.2016].5.Урусова Л.Х. Агрессивность как форма проявления девиантного поведения//Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. –ВлГУ им А.Г. и Н.Г.Столетовых. №25(44) 2016. с. 128132.6.Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015.№ 12 (61). С. 128130.7.Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе//Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Выпуск 2 том 2 (№2(58)т.2) –c. 122 –1248.Урусова Л.Х. Гендерное формирование матримониальности у современной молодежи//Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции (25 октября2015г., г. Пермь). / в 2 ч. Ч.2 Уфа: Аэтерна , 2015. –286с. С. 259261.9.Урусова Л.Х. Когнитивная теория морального развития Колберга Л. как условие успешной социализации современной личности// Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №4(61). с. 167 –171.10.Урусова Л.Х. Матримониальность: аспекты гендерной социализации// «Almamater» (Вестник высшей школы). –Москва: ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ», 2016, №8 (август). С. 8185.11.УрусоваЛ.Х. Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов//Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, Выпуск 2 том 1 (№2(58)т.1) –c. 115117.12.Урусова Л.Х. Психологические аспекты формирования современной личности: нормативность и делинквентность//Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №3(60). с. 124 –130.
Агрессивность: профилактика и коррекция
Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением проблемы профилактики и коррекции агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков. Предлагается конкретизация основных направленийдеятельности педагогапсихолога по решению проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Материал может быть полезным для классных руководителей, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений.Ключевые слова:агрессивность, гармоничное развитие, семейное воспитание,гендер, социализация, матримониальность.
Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социальноприемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.Современное общество в жизни сталкивается с серьёзными трудностям и внутренними конфликтами, приводящие к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения.Все это особенно сильно влияет на подрастающее поколение, имеющие еще неустойчивую психику.Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Перед социальнопсихологической службой школы стоит важная задача предупреждения и преодоления агрессии в поведении подростков, с целью реабилитации и адаптации к дальнейшей жизни.На территории КабардиноБалкарской республики уже более 15лет функционирует бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков»(РЦТП).За время своего существования это учреждение претерпело множественные изменения и реорганизации, но неизменным остались его основные направления деятельности по вопросам психологопедагогического и медикосоциального сопровождения детей и родителей (законных представителей), исходя из региональной специфики и актуальности проблем современного общества.«Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков» стал центральным объединением в городе Нальчикмногих организаций, служб и ведомств, решающих проблемы семьи и ребенка через активный поиск и разработку различных подходов и методов сопровождения.Анализируя консультативную и диагностическую деятельность специалистов центра, можно отметить, что из года в год растет количество обращений детей и родителей (законных представителей) с проблемами агрессивного поведения.Это можно объяснить множеством факторов, но самым центральным является отсутствие нормальных условий для развития детей внутри семьи. [8, 10]Социальная дезорганизация семьи, нарушения гендерного развития личности [7, 11], нездоровые отношения между членами семьи, физическое и психическое насилие, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка), депривация, материальное неблагополучие и многое другое приводят к тому, что ребенок попадает в «группу риска» с девиантным поведением, проявляет агрессию и жестокость по отношению к себе и другим. [4, 6, 9, 12]Самостоятельно дети и подростки не в силах справиться с такими проблемами, поэтому специалисты центра призваны оказать им в этом свою квалифицированную помощь и поддержку.В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты проявления детской агрессивности.[2, 5]В то же время исследований, основанных на реальном опыте профилактики и коррекции, относительно немного. Между тем особенно важной является помощь не только подросткам, но и дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.Существует множество различных классификаций агрессии. Но самое главное, по мнению Г. Паренса, заключается в том, что любая агрессия –враждебность, упрямство, упорство –вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. В норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением, однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка.В решении проблем агрессивного и жестокого поведения детей и подростков специалистами «Реабилитационногоцентратрудновоспитуемых подростков»используются такие направления работы, как ранняя диагностика, профилактика и психологопедагогическая коррекция.Для исследования агрессивности подростков используются различные методики: Методика К. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях», Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность», Методика Ю. А. Клейберга «Тест на девиантность», Опросник А. Басса и А. Дарки, Фрейбургская анкета, Тест Айзенка «Самооценка психических состояний» и многие другие. [3]
Наиболее масштабное исследование подростковой агрессивности и других форм девиантного поведения с 2012 по 2014 годы проведено специалистами центра с использованием методики Ю. А. Клейберга. Исследованием были охвачены обучающиеся 1417 летнего возраста средних общеобразовательных школ КабардиноБалкарской республики в количестве 822 человек.Было установлено, что в среднем склонными к агрессивному поведению являются 40% обследованных подростков. Именно эта шокирующая цифра ориентировала специалистов центра на организацию и проведение системы профилактической и коррекционной психологопедагогической помощи. Эта система включает в себя осуществление работы с ребенком и его родителями (законными представителями) и педагогами образовательных учреждений в форме консультирования, коррекционноразвивающего обучения, проведения семинаров, практикумов, тематических районнометодических объединений, родительских собраний, круглых столов, размещение информации в СМИ, оформление брошюр, министендов и памяток, организацию акций и конкурсов и т.д.Самым центральным звеном цепочки родительребенокпедагог, является ребенок, поэтому, основная психологопедагогическая помощь центрирована именно на нем. Для детей и подростков с агрессивным поведением и нарушениями эмоциональноличностного развития в центре реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности «Этика и правила поведения». Занятия по программе направлены на развитие у подростков конструктивного поведения и общения в конфликтных ситуациях, выработку установки на непринятие агрессивных форм поведения и употребления психоактивных веществ, оптимизацию благоприятного психоэмоционального состояния.Основной отличительной особенностью программы является сочетаниеприменения традиционных методов психологопедагогического воздействия и системного использования компьютерных программ Функционального Биоуправления «Сталкер» и «Экватор».[1]Технология Функционального Биоуправленияоснована на феномене биологически обратной связи. Биоуправление –это особая форма обучения человека новой для него деятельности, новым навыкам. Специфичность ее состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств.При реализации метода Функционального Биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.С помощью технологии возможно осуществление следующих направлений работы педагогапсихолога: проведение диагностики и консультирования подростков (изучение эмоционального состояния, навыков саморегуляции, стратегий поведения в трудных ситуациях, ориентации в проблемах употребления ПАВ и пр.) и обучение их произвольному изменению физиологических функций организма, развитие саморегуляции и стрессоустойчивости, формирование адекватного неагрессивного поведения.При использовании метода происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений вреальной повседневной жизни. Подросток восстанавливает способность «слышать», ощущать свое тело, фиксирует и обучается воспроизводить чувство физического комфорта, расслабления, что является важным компонентом для профилактики дезадаптационных и психосоматических расстройств.В качестве результатов реализации программы «Этика и правила поведения» с использованием технологий Функционального Биоуправления представимследующие данные:85% подростков имеют конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях, низкий уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимости; у 90% детей отсутствует склонность к агрессии и насилию; 100% участников занятий демонстрируют устойчивые представления о возможностях достижения состояния психологического комфорта приемлемыми способами, владеют техниками саморегуляции.Анализируя возможность использования программы «Этика и правила поведения» различными образовательными учреждениями, необходимо отметить, что для ее реализации требуются максимально комфортные условия для самораскрытия детей и подростков, а так же наличие специального компьютерного обеспечения.Таким образом, у подростков с нарушениями поведения особенности личностных свойств объективируются в межличностных отношениях в группе и со взрослыми. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личностных свойств, искажая представления о себе, отношение к себе, осознание себя как личности.Мы понимаем, что выделенная проблемане может ограничится разрозненными способами помощи отдельной группе подростков и нуждается в тщательной разработке программы, способной исправлять возникающие в психологопедагогическом плане вопросов.Данное исследование не закрывает тему, а приглашает специалистов к продолжению научного диалога с целью коррекции психологических особенностей делинквентных подростков.
Ссылки на источники1.Зубова Н. А., Тихомиров С. М. Методическое пособие по информационнопрофилактической программе «Сталкер» профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. –СПб.: Амалтея, 2003.2.Колосова С. Л. «Детская агрессия». –СПБ.: Питер, 2004.3.Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Экватор. Обучение навыкам саморегуляции: Методическое пособие. СанктПетербург: Амалтея, 2004.4.Урусова Л. Х. Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53654. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53654.htm. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 15.03.2016].5.Урусова Л.Х. Агрессивность как форма проявления девиантного поведения//Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. –ВлГУ им А.Г. и Н.Г.Столетовых. №25(44) 2016. с. 128132.6.Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015.№ 12 (61). С. 128130.7.Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе//Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Выпуск 2 том 2 (№2(58)т.2) –c. 122 –1248.Урусова Л.Х. Гендерное формирование матримониальности у современной молодежи//Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции (25 октября2015г., г. Пермь). / в 2 ч. Ч.2 Уфа: Аэтерна , 2015. –286с. С. 259261.9.Урусова Л.Х. Когнитивная теория морального развития Колберга Л. как условие успешной социализации современной личности// Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №4(61). с. 167 –171.10.Урусова Л.Х. Матримониальность: аспекты гендерной социализации// «Almamater» (Вестник высшей школы). –Москва: ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ», 2016, №8 (август). С. 8185.11.УрусоваЛ.Х. Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов//Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, Выпуск 2 том 1 (№2(58)т.1) –c. 115117.12.Урусова Л.Х. Психологические аспекты формирования современной личности: нормативность и делинквентность//Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №3(60). с. 124 –130.