Агрессивность: профилактика и коррекция

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Урусова Л. Х. Агрессивность: профилактика и коррекция // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970016.htm.
Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением проблемы профилактики и коррекции агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков. Предлагается конкретизация основных направлений деятельности педагога-психолога по решению проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Материал может быть полезным для классных руководителей, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Урусова Лаура Хабаловна,кандидат педагогических наук,старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплинСеверо Кавказского института (ф) Краснодарского университета МВД РФ,г.Нальчик

Агрессивность: профилактика и коррекция

Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением проблемы профилактики и коррекции агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков. Предлагается конкретизация основных направленийдеятельности педагогапсихолога по решению проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Материал может быть полезным для классных руководителей, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений.Ключевые слова:агрессивность, гармоничное развитие, семейное воспитание,гендер, социализация, матримониальность.

Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социальноприемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.Современное общество в жизни сталкивается с серьёзными трудностям и внутренними конфликтами, приводящие к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения.Все это особенно сильно влияет на подрастающее поколение, имеющие еще неустойчивую психику.Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Перед социальнопсихологической службой школы стоит важная задача предупреждения и преодоления агрессии в поведении подростков, с целью реабилитации и адаптации к дальнейшей жизни.На территории КабардиноБалкарской республики уже более 15лет функционирует бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков»(РЦТП).За время своего существования это учреждение претерпело множественные изменения и реорганизации, но неизменным остались его основные направления деятельности по вопросам психологопедагогического и медикосоциального сопровождения детей и родителей (законных представителей), исходя из региональной специфики и актуальности проблем современного общества.«Реабилитационный центр трудновоспитуемых подростков» стал центральным объединением в городе Нальчикмногих организаций, служб и ведомств, решающих проблемы семьи и ребенка через активный поиск и разработку различных подходов и методов сопровождения.Анализируя консультативную и диагностическую деятельность специалистов центра, можно отметить, что из года в год растет количество обращений детей и родителей (законных представителей) с проблемами агрессивного поведения.Это можно объяснить множеством факторов, но самым центральным является отсутствие нормальных условий для развития детей внутри семьи. [8, 10]Социальная дезорганизация семьи, нарушения гендерного развития личности [7, 11], нездоровые отношения между членами семьи, физическое и психическое насилие, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка), депривация, материальное неблагополучие и многое другое приводят к тому, что ребенок попадает в «группу риска» с девиантным поведением, проявляет агрессию и жестокость по отношению к себе и другим. [4, 6, 9, 12]Самостоятельно дети и подростки не в силах справиться с такими проблемами, поэтому специалисты центра призваны оказать им в этом свою квалифицированную помощь и поддержку.В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты проявления детской агрессивности.[2, 5]В то же время исследований, основанных на реальном опыте профилактики и коррекции, относительно немного. Между тем особенно важной является помощь не только подросткам, но и дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.Существует множество различных классификаций агрессии. Но самое главное, по мнению Г. Паренса, заключается в том, что любая агрессия –враждебность, упрямство, упорство –вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. В норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением, однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка.В решении проблем агрессивного и жестокого поведения детей и подростков специалистами «Реабилитационногоцентратрудновоспитуемых подростков»используются такие направления работы, как ранняя диагностика, профилактика и психологопедагогическая коррекция.Для исследования агрессивности подростков используются различные методики: Методика К. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях», Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность», Методика Ю. А. Клейберга «Тест на девиантность», Опросник А. Басса и А. Дарки, Фрейбургская анкета, Тест Айзенка «Самооценка психических состояний» и многие другие. [3]

Наиболее масштабное исследование подростковой агрессивности и других форм девиантного поведения с 2012 по 2014 годы проведено специалистами центра с использованием методики Ю. А. Клейберга. Исследованием были охвачены обучающиеся 1417 летнего возраста средних общеобразовательных школ КабардиноБалкарской республики в количестве 822 человек.Было установлено, что в среднем склонными к агрессивному поведению являются 40% обследованных подростков. Именно эта шокирующая цифра ориентировала специалистов центра на организацию и проведение системы профилактической и коррекционной психологопедагогической помощи. Эта система включает в себя осуществление работы с ребенком и его родителями (законными представителями) и педагогами образовательных учреждений в форме консультирования, коррекционноразвивающего обучения, проведения семинаров, практикумов, тематических районнометодических объединений, родительских собраний, круглых столов, размещение информации в СМИ, оформление брошюр, министендов и памяток, организацию акций и конкурсов и т.д.Самым центральным звеном цепочки родительребенокпедагог, является ребенок, поэтому, основная психологопедагогическая помощь центрирована именно на нем. Для детей и подростков с агрессивным поведением и нарушениями эмоциональноличностного развития в центре реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности «Этика и правила поведения». Занятия по программе направлены на развитие у подростков конструктивного поведения и общения в конфликтных ситуациях, выработку установки на непринятие агрессивных форм поведения и употребления психоактивных веществ, оптимизацию благоприятного психоэмоционального состояния.Основной отличительной особенностью программы является сочетаниеприменения традиционных методов психологопедагогического воздействия и системного использования компьютерных программ Функционального Биоуправления «Сталкер» и «Экватор».[1]Технология Функционального Биоуправленияоснована на феномене биологически обратной связи. Биоуправление –это особая форма обучения человека новой для него деятельности, новым навыкам. Специфичность ее состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств.При реализации метода Функционального Биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.С помощью технологии возможно осуществление следующих направлений работы педагогапсихолога: проведение диагностики и консультирования подростков (изучение эмоционального состояния, навыков саморегуляции, стратегий поведения в трудных ситуациях, ориентации в проблемах употребления ПАВ и пр.) и обучение их произвольному изменению физиологических функций организма, развитие саморегуляции и стрессоустойчивости, формирование адекватного неагрессивного поведения.При использовании метода происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений вреальной повседневной жизни. Подросток восстанавливает способность «слышать», ощущать свое тело, фиксирует и обучается воспроизводить чувство физического комфорта, расслабления, что является важным компонентом для профилактики дезадаптационных и психосоматических расстройств.В качестве результатов реализации программы «Этика и правила поведения» с использованием технологий Функционального Биоуправления представимследующие данные:85% подростков имеют конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях, низкий уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимости; у 90% детей отсутствует склонность к агрессии и насилию; 100% участников занятий демонстрируют устойчивые представления о возможностях достижения состояния психологического комфорта приемлемыми способами, владеют техниками саморегуляции.Анализируя возможность использования программы «Этика и правила поведения» различными образовательными учреждениями, необходимо отметить, что для ее реализации требуются максимально комфортные условия для самораскрытия детей и подростков, а так же наличие специального компьютерного обеспечения.Таким образом, у подростков с нарушениями поведения особенности личностных свойств объективируются в межличностных отношениях в группе и со взрослыми. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личностных свойств, искажая представления о себе, отношение к себе, осознание себя как личности.Мы понимаем, что выделенная проблемане может ограничится разрозненными способами помощи отдельной группе подростков и нуждается в тщательной разработке программы, способной исправлять возникающие в психологопедагогическом плане вопросов.Данное исследование не закрывает тему, а приглашает специалистов к продолжению научного диалога с целью коррекции психологических особенностей делинквентных подростков.

Ссылки на источники1.Зубова Н. А., Тихомиров С. М. Методическое пособие по информационнопрофилактической программе «Сталкер» профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. –СПб.: Амалтея, 2003.2.Колосова С. Л. «Детская агрессия». –СПБ.: Питер, 2004.3.Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Экватор. Обучение навыкам саморегуляции: Методическое пособие. СанктПетербург: Амалтея, 2004.4.Урусова Л. Х. Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53654. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53654.htm. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 15.03.2016].5.Урусова Л.Х. Агрессивность как форма проявления девиантного поведения//Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. –ВлГУ им А.Г. и Н.Г.Столетовых. №25(44) 2016. с. 128132.6.Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015.№ 12 (61). С. 128130.7.Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе//Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Выпуск 2 том 2 (№2(58)т.2) –c. 122 –1248.Урусова Л.Х. Гендерное формирование матримониальности у современной молодежи//Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции (25 октября2015г., г. Пермь). / в 2 ч. Ч.2 Уфа: Аэтерна , 2015. –286с. С. 259261.9.Урусова Л.Х. Когнитивная теория морального развития Колберга Л. как условие успешной социализации современной личности// Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №4(61). с. 167 –171.10.Урусова Л.Х. Матримониальность: аспекты гендерной социализации// «Almamater» (Вестник высшей школы). –Москва: ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ», 2016, №8 (август). С. 8185.11.УрусоваЛ.Х. Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов//Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, Выпуск 2 том 1 (№2(58)т.1) –c. 115117.12.Урусова Л.Х. Психологические аспекты формирования современной личности: нормативность и делинквентность//Вестник ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления. УланУдэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №3(60). с. 124 –130.