Проблема формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казанцева В. А., Карпенко А. В. Проблема формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970021.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности внеурочной деятельности. Предложен комплекс мероприятий с применением методов и приемов, способствующих формированию познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Казанцева Виктория Алексеевна,преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодарcerg.vika@mail.ru

Карпенко Анжелика Вячеславовна,преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодарmardirosav@mail.ru

Проблема формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Аннотация.В статье рассматриваются особенности внеурочной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, с применением методов и приемов, способствующих формированию познавательного интереса во внеурочной деятельности.Ключевые слова:младший школьник, познавательный интерес, внеурочная деятельность.

Российская школа сегодня отражает пространственный срез межкультурных, межпоколенныхи духовнонравственных процессов, происходящих в жизни общества. Основу современных технологий и способов обучения, разнообразных подходов и методик составляет такое важное понятие как становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию –одна из стратегических задач современной школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося интересов, стойких мотивов учения, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ученик получает очень большое количество знаний обо всем мире. Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в школьнике исходное, ключевое звено его разумной деятельности –познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес».Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает –«важно, имеет значение». В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.Познавательный интерес –важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинноследственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [8].Особенностью интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде младший школьник, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность младший школьник, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно [6].Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Из этих стадий первоклассникам свойственно любопытство, любознательность, теоретический интерес.Познавательный интерес на пути своего формирования обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.Итак, познавательный интерес –важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор внеурочной деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом, поскольку характеризуется сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании.Для развития познавательного интереса необходимо во время внеурочной деятельности использовать разнообразные формы внеурочной деятельности,обусловленные разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы.В примерных программах реализации ФГОС НОО предложены такие формы организации внеурочной деятельностикак кружок, клуб, студия, секция, научное общество учащихся, малая академия наук, круглый стол, конференция, диспут, олимпиада, поисковое и научное исследование, общественно полезная практика, экскурсия.В методической литературе и в практике начальной школы традиционно различают три формы внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И.Шепелева предлагает различать формы внеурочной работы по организационноструктурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационноструктурным формам, а индивидуальные и массовые –к неструктурным [4]. В ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана [1]. Анализ различной научнометодической литературы показал, что помимомножества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. В процессе изучения научнометодической литературы была составлена таблица 1, в которой представлены различные трактовки трёх выше обозначенных понятий.Таблица 1 Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы

ИсточникПонятияВнекласснаяВнеурочнаяВнеучебнаяКаирова, И. А. Педагогический словарь. / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960.Внеклассная работа–это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Каирова, И. А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каирова, Ф.Н.Петрова. М.: Просвещение, 1964. Внеклассная работа

это составная часть учебновоспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания. / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1983.Большинствоавторов считают, чтовнеклассная работа учебновоспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.

Амонашвили, Ш.А. Личностногуманная основа педагогического процесса. / Ш.А. Внеурочная работа

составная часть учебновоспитательного процесса школы, Амонашвили. М.: Университет, 1990.одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методывнеурочной (внеклассной) работыпрактически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия.] / В.В. Давыдов. М.:Просвещение, 1999.Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. СорокаРосинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа –Пресс, 1997. Внеклассная работаорганизуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базеВнеучебная (внеурочная) работаможет рассматриваться каквнекласснаяи внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.Педагогический энциклопедический словарьВнеурочная работа, внеклассная работа,составная часть учебновоспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях,позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Внеурочная (внеклассная) работапонимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся вовнеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочную деятельность младших школьников нельзя рассматривать без изучения развития познавательных способностей, так как они являются одной из самых главных задач воспитательной работы в начальной школе

Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:соответствие возрастным особенностям обучающихся;преемственность с технологиями учебной деятельности;опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;опора на ценности воспитательной системы школы;свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:1Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.2Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность [5].Таким образом,внеурочная деятельность школьников –это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Отсюда следует, что в процессе внеурочной деятельности важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают этипроцессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.Выделяют следующие методы и приемы формирования познавательного интереса младших школьников:применение творческой работы;методы использования наглядности;исследовательские методы;методы организации учебного сотрудничества (коллективная и групповая деятельность);прием создания проблемных ситуаций;игровой метод;проведение нестандартных занятий (деловая игра, сказка, путешествие, суд, образовательный турнир, отчёт);приём «отсроченная отгадка»;приём «удивляй!»;приём «фантастическая добавка»;проведение интегрированных уроков;прием дифференциации;приём драматизации;использование занимательного материала (ребусы, загадки, викторины, кроссворды).Передовые учителя умело применяют метод и входящие в него приемы создания эмоциональнонравственной ситуации.Чтобы методически грамотно осуществлять педагогическое сопровождение в процессе формирования познавательного интереса младших школьников учителю необходимо знать: возможности учащихся своего класса, учитывать их индивидуальные особенности, создавать благоприятную учебную обстановку с использованием всего арсенала методов и приемов, успешно зарекомендовавших себя в практике. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность формирования познавательного интереса младших школьников.Для активизации познавательного процесса младших школьников учитель во внеурочной деятельности может применить следующие методы и приемы:1.Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры, метаграммы, анаграммы, логографы).2.Метод эмоционального стимулирования (соревнование между учащимися).3.Метод создания ситуаций познавательного спора.4.Метод решения нестандартных заданий.Эти методы реализованы через следующие приемы:прием анализа содержания по самостоятельно составленным вопросам;прием обучения интонационному оформлению вопросительных и восклицательных предложений. «Попробуй ты задать вопрос»;прием изложения содержания прочитанного;прием составления загадок;прием выделения главного персонажа и других действующих лиц произведения и развертывание познавательного маршрута вокруг него;прием использования пословиц;прием составления творческих рассказов, сочинений;прием иллюстрирования прочитанной мысли;прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений;прием составления плана прочитанного.Также, вышеуказанные методы и приемы, могут входить в тематические мероприятия, которые проводятся во внеурочной деятельности. Пример представлен в таблице 2.Таблица 2

План мероприятий

ДатаНазвание мероприятияЦель и задачи мероприятияОбщая характеристика мероприятия

«День сказки»Формирование познавательного интереса во внеурочной деятельностиПроводится в форме утренника. К утреннику заранее подготовлены: а)выставка рисунков «Моя любимая сказка»; б) выставка работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой»; в)выставка книг сказок; г) плакатыиллюстрации к сказкам. Основные приемы: групповая работа; прием составления загадок; прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений; прием составления творческих рассказов, сочинений

«Литературный ринг»Формирование познавательного интереса во внеурочной деятельности. В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книгПроводится в форме игры. К мероприятию заранее подготовлена книжная выставка любимых книг. Основные приемы: групповая работа; прием использования пословиц; прием отсылки учащихся к источникам для добывания недостающих сведений; прием изложения содержания прочитанного; прием иллюстрирования главной мысли произведения

«Путешествие в Книгоград» (по произведениям Н.Н. Носова)Формирование познавательного интереса во внеурочной деятельности. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа)Проводится в форме игры. Ученики заранее рисовали иллюстрации и составляли свои кроссворды к полюбившимся произведениям Н.Носова. Основные приемы: –антиципация (предугадывание); –прием иллюстрирования прочитанной мысли; –прием анализа содержания по самостоятельно составленным вопросам; –прием изложения содержания прочитанного

«Математический турнир»

«Математические гонки»Формирование познавательного интереса во внеурочной деятельности, формировать умение использовать знания в нестандартной ситуации, развивать чувства сопереживания результатам труда Форма: соревнование. Основные приемы: проблемный вопрос; задачи на смекалку; составление математических задач

Можно сделать вывод, что использование различных методов и приемовво внеурочной деятельности,является одним из наиболее эффективнымпри активизациипознавательного интереса в начальной школе.

Ссылки на источники

1Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности // Начальная школа. –2004. –№11.2Казанцева В.А. Взаимосвязь игровой и учебной деятельности в начальной школе // Приоритетный направления развития науки: сборник статей Международной научнопрактической конференции (23 февраля 2015, г. Уфа), РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, г. Уфа, 2015, с. 122125.3Казанцева В.А. Воспитательная работа с учащимися начальныхклассов в современной школе как средство формирования у них познавательного интереса // Новая наука: от идеи к результатам: сборник материалов по итогам Международной научнопрактической конференции, 29 октября 2015, г. Стерлитамак, Агентство международных исследований, г. Стерлитамак, 2015, с. 103106.4Калугин М.А. Развивающие игры для 1–4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки. –Ярославль: Академия развития, 2006.5Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов испособностей младших школьников // Начальная школа. –2004. –№11.6Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. –М.: Педагогика, 1986.7Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий // Специалист. –2000. –№ 2.8ЩукинаГ.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед. интов. –М.: Просвещение, 1979.