Маркетинг экоинноваций в рамках формирования «зеленой» экономики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванченко О. В., Бондаренко В. А. Маркетинг экоинноваций в рамках формирования «зеленой» экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970023.htm.
Аннотация. В статье актуализируется построение модели «зеленой экономики» в российских реалиях. Продемонстрированы маркетинговые усилия компаний в продвижении ресурсосберегающих и экологичных новинок на рынок. Показана роль экологического маркетинга в согласовании интересов производителя и потребителя, нацеленная на полноценное развитие социума.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, заведующая кафедрой маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Иванченко Олеся Валерьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуiovkmr@mail.ru

Маркетинг экоинновацийв рамках формирования «зеленой» экономики

Аннотация.В статье актуализируется построение модели «зеленой экономики» в российских реалиях. Продемонстрированы маркетинговые усилия компаний в продвижении ресурсосберегающих и экологичныхновинок на рынок. Показана роль экологического маркетинга в согласовании интересов производителя и потребителя, нацеленная на полноценное развитие социума. Ключевые слова:«зеленая экономика», экономический маркетинг, экоинновации, маркетинговая активность.

Современная концепция «зеленой» экономики –это модель, которая ведет к улучшению здоровья и социальной справедливости населения, а также к значительному снижению опасных антропогенных воздействий на окружающую среду и к снижению нагрузки, а также минимизации экологического дефицита. «Зеленая» экономика, в ее простейшей форме, может рассматриваться как низкоуглеродная, ресурсосберегающая и социально инклюзивная модель экономики [1].В докладах, состоявшейся ещев июне 2012 года в РиодеЖанейро крупнейшейв ХХI веке КонференцииООН по устойчивому развитию («Рио+20»)отмечается, чтоосновой перехода к устойчивому развитию является формирование «зеленой» экономики.

Для России само понятие «зеленая экономика» является новым, и оно фактически не используется в официальных документах. Тем не менее,намеченные странойцели на ближайшие 10–20 лет во многом корреспондируют с целями перехода к «зеленой»экономике. Это отражается в общей политике использования ресурсов и охраны окружающей среды на перспективу. При этом главная задача российскойэкономики на современном этапе —уход от сырьевой модели, эта задача являетсяцентральной и в концепции «зеленой»экономики[2].По нашему мнению, формирование и развитие «зеленой» экономики в Россииможет происходить на основе реализации концепции экологического маркетинга впрактической деятельности компаний.В последнее время вопросы сохранения биосферы и повышения качества жизни социума в долгосрочной перспективе на основе использования инструментов экологического маркетинга получили большое распространение в исследованияхотечественных ученых [3,4,5]. Однако, вопросы практического применения экологического маркетинга требуют дальнейшего теоретического осмысления и анализа.Экологический маркетинг включает в себя намного больше, чем просто понятие безвредного продукта для окружающей среды, это также стратегия продвигаемая компанией, процессы, происходящие в компании, это тактика ведения деловых отношений. Практика экологически ответственных зарубежных и отечественных компаний показывает, что эффективное внедрение «зелёного» маркетинга в жизнь современного общества вполне реально. Экопотребление в России только набирает свои обороты и, перед отечественным производителем открываются большие возможности для продвижения экоинноваций. Нужно лишь грамотно построить маркетинговую стратегию достижения поставленной цели, а также с высокой процентной точностью определить круг целевой аудитории, на которую будет направлен данный сегмент рынка [5,с.31].Рассмотрим развитие трендов экологизации производства и потребления на примере отечественных и зарубежных компаний.Одной из фирм, реализующих концепцию экологического маркетинга, является компания «Media Markt»(немецкая сеть магазинов электроники и бытовой техники).При строительстве магазинов используются самые передовые энергосберегающие технологии в системах освещения, вентиляции и отопления. Кроме того, Media Markt часто устраивает акции по утилизации старой бытовой техники, или замене её на новую с доплатой. Например, в магазинах Media Markt в России проходил экопроект «Утилизируй с выгодой», суть которого состояла в том, что у покупателей была возможность сдать в утилизацию отработанные энергосберегающие лампы иполучить скидку 15% на покупку новых энергосберегающих ламп OSRAM[6].Одним из современных прогрессивных направлений экологического маркетинга на данный момент является разработка экологически чистой и перерабатываемой упаковки. Флагман среди компаний, занимающихся упаковыванием продуктов фирма Tetra Pak. В поставках сырья для упаковочного материала «компания сотрудничает с Всемирным фондом дикой природы, Глобальной сетью по торговле сертифицированной лесопродукцией и Лесным попечительским советом, кроме того, компания Tetra Pak предпринимает усилия, чтобы получать полиэтилен, произведенный из сахарного тростника, от поставщиков из Бразилии» [7].Реализуемые экопроекты TetraPakна практике: стопроцентно перерабатываемая упаковка, зеленый офис(энергосберегающие технологии, отсутствие освежителей воздуха, разрушающих озоновый слой, экологические хладогенты и др.); картон FSC; поддержка лесов; переработка отходов.Важнейшее направление «зеленой»экономики –экологизация промышленного производства. Экологическая деятельность «Таганрогского металлургического завода» основывается на принципах, как корпоративной экологической политики, так и заводскойПолитикивобластиохраныокружающейсреды. Природоохранная деятельность является неотъемлемой частью и одним из основных приоритетов развития предприятия. Наиболее эффективным направлением в деле сохранения окружающей среды, снижения техногенной нагрузки на природные экосистемы является:

техническое перевооружение производства;

внедрение современных технологий, высокоэффективного оборудования;

минимизация образования отходов производства.Практическим примером заявленных принципов является соглашение, подписанное ПравительствомРостовской области, Минприроды РФ, Росприроднадзор и «Трубнойметаллургическойкомпании» о совместном выполнении в 2017 г.мероприятий Года экологии, подписанное намеждународноминвестиционном форуме«Сочи2016». В соответствии с соглашением, «ТМК» берется в течение одного года, до середины 2017го, завершить реконструкцию трубопрокатного производства «Таганрогского металлургического завода», а также построить блок очистки химических стоков. Благодаря этому металлургическое производство в Таганроге сможет повторно использовать в оборотном цикле до 180 тысяч куб. метров очищенной воды. Компания намерена вложить в проект 228 млн рублей. Примером реализации отечественного экопроекта в промышленностиявляется опыт работы компании«Пенотерм», котораяначала работу на территории «Уральского электрохимкомбината» в Новоуральске. Компания задействована впроизводствеподложкипод ламинат, упаковку для электроаппаратуры, изоляционные материалы и другие материалы для строительства. В качестве сырья на чистом производстве используют отжившие свой век предметы из полипропилена и полиэтилена. При этом предприятие не вредит окружающей среде и работает без отходов. «Компания уже заключила контракты на поставку продукции с федеральными сетями Leroy Merlin и OBI, а также производственными предприятиями Samsung Rus, LG Electronics, Magna, АО «Автотехника» и другими» [8].Еще один пример экотрендов–создание электрокаровразличнымипроизводителями.Главным преимуществом любого электромобиля является его экологичность. В 2015 году первая вРоссии служба экологического такси, где работают электромобили, появилась вСочи. Это полноценные электромобили Mitsubishi IMiEV, предназначенные длядвижения подорогам общего пользования. Уехать наэлектромобиле можно прямо изОлимпийского парка отвходной группы влюбую точку Имеретинской низменности, атакже вызвать машину клюбому изобъектов натерритории [9]. Такой подход, считают разработчики данного проекта, создает все предпосылки для дальнейшего динамичного развития экологически чистого транспорта в регионе.Интересным для анализа представляется отечественный производитель женской одежды HASS. Компания продвигает на рынок экоодежду из натуральных материалов. Фирма начала свою историю в 2000 году, когда запустила первую одежду из льна. В течение короткого периода времени география сбыта быстро расширилась от центральных регионов РФ до всей страны. В настоящее время одежда в основном изготавливается из синтетических материалов, это позволяет добиться более привлекательной стоимости и простоты производства. Компания HASSпредлагает на рынок уникальнуюодежду из крапивы, бамбука и льна. И если одежда изольна имеет широкое распространение в России, то развитие производства одежды из бамбука и крапивы весьма экзотическое направление для нашей страны.Одежда из крапивы является традиционной для России и раньше называлась «лесная шерсть». Сегодня,одежда из крапивыотносится к популярному направлению «эко». Подобные вещи обладаютпривлекательным внешним видом и сохраняютцелительные свойства.Крапива обладает уникальным лечебным эффектом, при этом многие целебные свойства передаются и волокнам ткани. Одежда из бамбука

имеет высокую прочность. Волокна этого растения имеют уникальные свойства,и одним из них является устойчивость к разрывам и повреждениям. Некоторые типы бамбука, после специальной обработки, способны продемонстрировать прочность, аналогичную стали.Одежда из бамбукане склонна к созданию статического электричества, не вызывает аллергических реакций[10].Для приобщения культуры потребления экотоваров, компаниям изготовителям необходимо проводить постоянную маркетинговую политику, направленную на популяризацию данного направления. Эффективными методами воздействия могут выступать:различные промоакции, грамотно произведенная реклама, конференции, выставки, премии, образцы товаров, дегустации(если это продукты питания) являются очень мощным каналом воздействия, так как потребитель получает приятные эмоции, связанные с данной продукцией или с маркой, важен сам факт внимания со стороны производителя. Данными действиями производитель привлечёт внимание потенциального потребителя экопродукции, а также при грамотно построенной тактике действий склонит к покупке. Важным элементом является реклама экологически чистых товаров, она должна содержать в себе идею сохранения здоровья окружающей среды, настоящего и будущего поколения [11,с.178]. Задача данной рекламы состоит в том, чтобы донести до потребителя выгоду, которую он получит при приобретении данной продукции, посколькуэкотовары отличаются высокой ценой, которая должна быть оправдана в глазах потенциальных покупателей. Изза высокого ценового градиента экологически чистых изделий аудитория потенциальных потребителей не может быть достаточно широкой и товарное предложение пока не является массовым. Необходимо сформировать культуру потребления данных товаров, чтобы в дальнейшем управлять спросом. Кроме того, необходима информационная поддержка пользы изделий, позволяющих экономить ресурсы и время. Так, например, мнения хозяек о необходимости автоматической посудомойки в доме разделяются. Но мало кто знает, что посудомоечная машина позволит не только сэкономить время, но и сократит плату за воду. Оказывается, это не только удобно, но и экологично. Эксперимент показал, что при ручной мойке посуды тратится примерно 60 литров воды, а в посудомоечной машине всего 1215 литров. Дело в том, что машина фильтрует и повторно использует небольшие объемы воды [12].Резюмируя, укажем, что проведенный анализ маркетинговой активностикомпаний по продвижению экоинноваций показывает, что предпосылки развития «зеленой» экономики в России уже сформированы, но требуется информационная поддержка и вовлечение потребителей в этот процесс. Сама концепция «зеленой»экономики направлена на то, чтобы интересы экономики, с одной стороны, и сбережение биосферы, с другойстороны, были сбалансированы и ориентированы на долгосрочную перспективу. Задача экологического маркетинга заключается в сопряжении интересов производителя, потребителяи социумав целом.

Ссылки на источники1.Что такое «зеленая экономика»? [Электронный ресурс]Режим доступа: http://greeneconomy.minpriroda.gov.by/ru/zelenayaeconomika/(дата обращения 24.10.2016г.)2.Бобылев С., Перелет Р. Устойчивое развитие в России [Электронный ресурс]Режим доступа: http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/27342ustoychivoe_razvitie_i_zelenaya_ekonomika_v_rossii_aktualnaya_situaciya(дата обращения 24.10.2016г.)3.Бондаренко В.А., Гузенко Н.В. Возможные пути активизации сбыта экологически чистой колбасной продукции //

Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 2. С. 371375.4.Костоглодов, Д.Д., Бондаренко В.А, Гуськов А.И. Экологический маркетинг в развитии рынка органических продуктовпитания в России: эволюция, современное состояние, перспективные тенденции (региональный аспект): монография. –Ростов н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2014. Ростов н/Д.136с.5.Иванченко О.В. Экологизация производства продовольствия: маркетинговый аспект// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016.№36.С. 3133.6.OSRAM с Media Markt запустили акцию по утилизации энергосберегающих ламп [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.elec.ru/news/.html(дата обращения 24.10.2016г.)7.Куприянова А.10 экологических инициатив компании Tetra Pak [Электронный ресурс]Режим доступа: http://recyclemag.ru/article/10ekologicheskihinitsiativkompaniitetrapak(дата обращения 24.10.2016г.)8.Стройматериалы из мусора[Электронный ресурс]Режим доступа: http://brandingreen.ru/cases/503.html(дата обращения 15.09.2016г.)9.Экотакси запустили в Сочи [Электронный ресурс]Режим доступа:http://nsn.fm/hots/ekotaksizapustilivsochi.php(дата обращения 24.10.2016г.)10.

Экоодежда из натуральных материалов[Электронный ресурс]Режим доступа:http://www.hassfashion.ru/customers/Materials.php(дата обращения 24.10.2016г.)11.Иванченко О.В. Экологический маркетинг в рамках реализации концепции социальноэтического маркетинга // Mатеріали ІІІ міжнар. наук.практ. конф. 24–25 березн.2016 р. «Екологія і природокористування в системі оптимізації відносин природи і суспільства» .Ч. 2. –Тернопіль: Крок, 2016. –P.177179.12.Почему стоит установить посудомоечную машину?[Электронный ресурс] Режим доступа: http://brandingreen.ru/articles/427.html(дата обращения 24.10.2016г.)