Оценка финансовой устойчивости и сбалансированности местного бюджета
Выпуск:
ART 970024
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глотова
И.
И.,
Томилина
Е.
П. Оценка финансовой устойчивости и сбалансированности местного бюджета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970024.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам оценки сбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета. Авторами проведен анализ исполнения бюджета муниципального района и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. С использованием известной методики проведена оценка финансово-бюджетной устойчивости муниципального района и дана характеристика его финансового состояния.
Ключевые слова:
финансовая устойчивость, бюджет, бюджетный процесс, муниципальные образования, сбалансированность бюджета
Текст статьи
Глотова Ирина Ивановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г.Ставропольiringlotova@yandex.ru
Томилина Елена Петровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г.Ставропольe.tomilina@mail.ru
Оценка финансовой устойчивости и сбалансированности местного бюджета
Аннотация.Статья посвящена вопросам оценкисбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета. Авторами проведен анализ исполнения бюджета муниципального района иоценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Используя известную методику проведена оценка финансовобюджетной устойчивости муниципального района и дана характеристика его финансового состояния.Ключевые слова:бюджет,финансовая устойчивость, муниципальные образования, сбалансированность бюджета, бюджетный процесс.
Возможности социальноэкономического развития муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления и бюджетного процесса в значительной степени определяет уровень финансовобюджетной устойчивости. Оценка данного параметра является обязательным этапом современного муниципального бюджетного менеджмента, поскольку позволяет установить качество планирования, исполнения местного бюджета, а также регулирования и контроля. Финансовобюджетная устойчивость –это характеристика стабильности финансового положения, бюджетной обеспеченности и сбалансированности муниципального образования, обеспечиваемая высокой долей собственных источников в общей сумме используемых бюджетных средств[7]. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета проведена на примере бюджета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.Сбалансированность местного бюджета, создание условий для оптимизации принятых расходных обязательств и их исполнение в полном объеме, повышение контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, регулирующих бюджетные правоотношения являются основными показателями состояния и перспектив развития бюджетной системы Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.По результатам исполнения бюджета можно отметить, что в 2013 и 2015 годах наблюдается дефицит бюджета, причем его динамика носит отрицательный характер. В отчетном году дефицит бюджета составил свыше 66,0 млн руб. по сравнению с профицитом в 32,9 млн руб. в 2014 году(рис. 1)[3].В 2014 году в полной мере был реализован программноцелевой принцип планирования местного бюджета, он впервые был сформирован на трехлетний период на базе 7 муниципальных программ в различных сферах деятельности[4].
Рис. 1. Результат исполнения местного бюджета, тыс. руб.
«Программный бюджет» обеспечил переход к систематическому анализу эффективности расходов на предмет достижения поставленных целей взамен действующего ранее подхода –контроля суммы расходов по направлениям использования и позволил увязать полномочия каждого главного распорядителя бюджетных средств с политикой администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в конкретной сфере деятельности.В 2014 году проведен мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого администрацией Нефтекумскогомуниципального района Ставропольского края, ее отраслевыми (функциональными) органами по итогам 2013 года. В результате проведенного мониторинга гранты за счет средств местного бюджета получили финансовое управление, отдел имущественных и земельных отношений, управление труда и социальной защиты населения и отдел культуры. В 2014 году осуществлено преобразование системы оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края с целью соответствия показателей оценки современным требованиям бюджетного законодательства и тенденциям его развития[2].Изложена в новой редакции Методикарасчета оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края.Проведена оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края по итогам 2013 года по новой методике. В соответствии с полученными значениями оценки качества составлен рейтинг муниципальных образований:I степень качества управления бюджетным процессом присвоена: Каратюбинскому сельсовету, сельскому совету с. Ачикулак и г.Нефтекумску.IIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: Каясулинскому сельсовету, МахмудМектебскому сельсовету, Закумскому сельсовету, п. Затеречный и ОзекСуатскому сельсовету.IIIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: Зункарскому сельсовету, НовкусАртезианскому сельсовету, Зимнеставочному сельсовету и ТукуйМектебскому сельсовету.Отчет 2013годОтчет 2014годОтчет 2015год1092198,641193766,761160156,691096193,061160913,781226160,653994,4232852,9866003,96ДоходыРасходыПрофицит/дефицит()В отчетном году продолжено проведение мониторинговых мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами. В 2015 году проведен мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ее отраслевыми (функциональными) органами по итогам 2014 года в соответствии с утвержденным постановлением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 30 декабря 2013 г. № 1985 «О стимулировании администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ее отраслевых (функциональных) органов к повышению качества финансового менеджмента» Порядком (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 19 октября 2015 г. № 888). Итоги мониторинга подводятся по двум группам, сформированным в соответствии с направлениями деятельности:Iгруппа –отраслевые (функциональные) органыадминистрации Нефтекумского муниципального районаСтавропольского края социальной сферы, предоставляющие населению муниципальные услуги;IIгруппа –администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ее иные отраслевые (функциональные) органы.В каждой из этих групп определены победители: в первой группе это отдел культуры администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, во второй –финансовое управление администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.Результаты мониторинга утверждены распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района ставропольского края от 15 октября 2015 г. № 303р и размещены на официальном сайте администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского краяв информационно –телекоммуникационной сети «Интернет».В 2015 году проведена оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края по итогам 2014 года(табл. 1). Таблица 1
Результаты оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района
№п/пНаименование муниципального образования поселения Нефтекумского района201220132014Оценка(баллы)СтепенькачестваОценка(баллы)СтепенькачестваОценка(баллы)Степенькачества1МО с.Ачикулак62,640242,898147,65412МО Закумского с/с50,160235,878236,22623МО п.Затеречный78,340135,547249,88614МО Зимнеставочного с/с52,480226,332322,28835МО Зункарского с/с49,620329,696332,50236МО Каратюбинского с/с71,520244,796137,21727МО Каясулинского с/с64,520239,038234,67128МО МахмудМектебского с/с47,390338,663240,07029МО г.Нефтекумска81,130140,387152,568110МО НовкусАртезианского с/с54,400229,021325,996311МО ОзекСуатского с/с51,950234,668236,956212МО ТукуйМектебского с/с60,540225,467324,3443В соответствии с полученными значениями оценки качества составлен рейтинг муниципальных образований:I степень качества управления бюджетным процессом присвоена: г.Нефтекумску , с. Ачикулак и пос.Затеречный.IIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: МахмудМектебскому сельсовету, Каратюбинскому сельсовету, ОзекСуатскому сельсовету, Закумскому сельсовету и Каясулинскому сельсовету.IIIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: Зункарскому сельсовету, НовкусАртезианскому сельсовету, ТукуйМектебскому сельсовету и Зимнеставочному сельсовету.Анализ финансовой устойчивости является важной составляющей оценки финансового состояния муниципального образования, при котором определенная структура и объем финансовых и бюджетных ресурсов органа местного самоуправления создают возможности для реализации установленных целей и задач его социальноэкономического развития в определенном периоде времени[5].
Анализ финансовобюджетной устойчивости в настоящее время активно используется в рамках программ социальноэкономического развития для измерения результативности проводимой финансовой и бюджетной политики муниципалитетов. Далее используя авторскуюметодикуСорокинойТ.В. [6], проведем оценку финансовобюджетной устойчивости Нефтекумского муниципального района(таблица 2). Таблица 2Динамика финансовобюджетной устойчивости Нефтекумского муниципального района
Наименование района201320142015значения показателейтип финансовобюджетной устойчивостизначения показателейтип финансовобюджетной устойчивостизначения показателейтип финансовобюджетной устойчивостиНефтекумский муниципальный район(0;0;0;1;1)неустойчивое состояние(1;0;0;1;1)неустойчивое состояние(0;0;0;1;1)неустойчивое состояние
Данная методика представляет показатели финансовобюджетной устойчивости муниципальных образований в виде матрицы параметров, значения которой равны нулю или единице в зависимости от выполнения заданных условий. При этом определенный набор полученных данных должен соответствовать установленному типу устойчивости. Полученные показателиматрицы характеризуют уровень бюджетной устойчивости муниципального образования. При этом необходимо анализировать как плановые, так и фактические значения, так как они могут быть различны.Полученные значения (0 или 1) пяти показателей включаются в матрицу, на основании которой устанавливается один из следующих типов финансовобюджетной устойчивости:1)абсолютноустойчивое состояние, когда в матрице все 5 единиц. {l,1,1,1,1};2)устойчивое состояние, когда в матрице один 0, остальные значения 1 при любом расположении цифр: {0,1,1,1,1};3)неустойчивое состояние, когда в матрице два или три нуля при любом расположении значений: {0,1,0,0,1}; {1,1,0,0,1}; {,1,0,1,1} и т.д.4)кризисное состояние,когда в матрице одна единица при любом расположении или все нули: {0,0,0,0,1} или {0,0,0,0,0}.Представленные в таблице 2данные характеризуют финансовое состояние Нефтекумского муниципального района по фактическому исполнению за 20132015 гг. как преимущественно неустойчивое. При этом в 2014 году уровень устойчивости повышался за счет фактического исполнения бюджета с профицитом. В значительной степени сложившаяся ситуация связана с ухудшением финансового положения муниципальных образований в результате влияния кризиса.Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 20162018 годах будет направлена на:1.Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Нефтекумского муниципального района, в том числе за счет:повышения качества бюджетного планирования;концентрации финансовых ресурсов на реализацию приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и адресного решения социальных проблем;безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.2. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
реализации программноцелевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Нефтекумского муниципального района;повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.3. Повышение качества внутреннего финансового контроля в управлении бюджетным процессом.4. Реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.Таким образом, бюджет муниципального района текущего 2016 годанацелен на решение задач, связанных с обеспечением устойчивости и сбалансированности бюджета, эффективного управления имеющимися ресурсами, исполнение обязательств с ориентацией на достижение стратегической цели развития района –повышение качества жизни населения.
Ссылки на источники1.Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/2.Ставропольский край. Решение совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 04.06.2013 № 78 (ред. от 29.04.2014) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Нефтекумском муниципальном районе Ставропольского края» –Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW077;n=640953.Ставропольский край. Распоряжение администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 01 марта 2016г. № 54р «О проекте решения Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края «Об исполнении бюджета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края за
2015 год»–Режим доступа: http://anmrneftekumsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=993&Itemid=984.Ставропольский край. Распоряжение администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 25 июля 2014г. № 258р «Обутверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Нефтекумского муниципального района Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»–Режим доступа: http://anmrneftekumsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=993&Itemid=985.Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика: Монография / Н.М. Сабитова. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2015. 132 с.:
6.Сорокина Т. В. Оценка финансовобюджетной устойчивости муниципальных образований / Т. В. Сорокина [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). –2011. –№ 5. –Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13888. 7.Федорова, Р.Р. Правила финансовой устойчивости / Р.Р. Федорова // Бюджет. –2012. –Октябрь. –С. 32–35.
Томилина Елена Петровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г.Ставропольe.tomilina@mail.ru
Оценка финансовой устойчивости и сбалансированности местного бюджета
Аннотация.Статья посвящена вопросам оценкисбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета. Авторами проведен анализ исполнения бюджета муниципального района иоценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Используя известную методику проведена оценка финансовобюджетной устойчивости муниципального района и дана характеристика его финансового состояния.Ключевые слова:бюджет,финансовая устойчивость, муниципальные образования, сбалансированность бюджета, бюджетный процесс.
Возможности социальноэкономического развития муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления и бюджетного процесса в значительной степени определяет уровень финансовобюджетной устойчивости. Оценка данного параметра является обязательным этапом современного муниципального бюджетного менеджмента, поскольку позволяет установить качество планирования, исполнения местного бюджета, а также регулирования и контроля. Финансовобюджетная устойчивость –это характеристика стабильности финансового положения, бюджетной обеспеченности и сбалансированности муниципального образования, обеспечиваемая высокой долей собственных источников в общей сумме используемых бюджетных средств[7]. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета проведена на примере бюджета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.Сбалансированность местного бюджета, создание условий для оптимизации принятых расходных обязательств и их исполнение в полном объеме, повышение контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, регулирующих бюджетные правоотношения являются основными показателями состояния и перспектив развития бюджетной системы Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.По результатам исполнения бюджета можно отметить, что в 2013 и 2015 годах наблюдается дефицит бюджета, причем его динамика носит отрицательный характер. В отчетном году дефицит бюджета составил свыше 66,0 млн руб. по сравнению с профицитом в 32,9 млн руб. в 2014 году(рис. 1)[3].В 2014 году в полной мере был реализован программноцелевой принцип планирования местного бюджета, он впервые был сформирован на трехлетний период на базе 7 муниципальных программ в различных сферах деятельности[4].
Рис. 1. Результат исполнения местного бюджета, тыс. руб.
«Программный бюджет» обеспечил переход к систематическому анализу эффективности расходов на предмет достижения поставленных целей взамен действующего ранее подхода –контроля суммы расходов по направлениям использования и позволил увязать полномочия каждого главного распорядителя бюджетных средств с политикой администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в конкретной сфере деятельности.В 2014 году проведен мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого администрацией Нефтекумскогомуниципального района Ставропольского края, ее отраслевыми (функциональными) органами по итогам 2013 года. В результате проведенного мониторинга гранты за счет средств местного бюджета получили финансовое управление, отдел имущественных и земельных отношений, управление труда и социальной защиты населения и отдел культуры. В 2014 году осуществлено преобразование системы оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края с целью соответствия показателей оценки современным требованиям бюджетного законодательства и тенденциям его развития[2].Изложена в новой редакции Методикарасчета оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края.Проведена оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края по итогам 2013 года по новой методике. В соответствии с полученными значениями оценки качества составлен рейтинг муниципальных образований:I степень качества управления бюджетным процессом присвоена: Каратюбинскому сельсовету, сельскому совету с. Ачикулак и г.Нефтекумску.IIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: Каясулинскому сельсовету, МахмудМектебскому сельсовету, Закумскому сельсовету, п. Затеречный и ОзекСуатскому сельсовету.IIIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: Зункарскому сельсовету, НовкусАртезианскому сельсовету, Зимнеставочному сельсовету и ТукуйМектебскому сельсовету.Отчет 2013годОтчет 2014годОтчет 2015год1092198,641193766,761160156,691096193,061160913,781226160,653994,4232852,9866003,96ДоходыРасходыПрофицит/дефицит()В отчетном году продолжено проведение мониторинговых мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами. В 2015 году проведен мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ее отраслевыми (функциональными) органами по итогам 2014 года в соответствии с утвержденным постановлением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 30 декабря 2013 г. № 1985 «О стимулировании администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ее отраслевых (функциональных) органов к повышению качества финансового менеджмента» Порядком (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 19 октября 2015 г. № 888). Итоги мониторинга подводятся по двум группам, сформированным в соответствии с направлениями деятельности:Iгруппа –отраслевые (функциональные) органыадминистрации Нефтекумского муниципального районаСтавропольского края социальной сферы, предоставляющие населению муниципальные услуги;IIгруппа –администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ее иные отраслевые (функциональные) органы.В каждой из этих групп определены победители: в первой группе это отдел культуры администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, во второй –финансовое управление администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.Результаты мониторинга утверждены распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района ставропольского края от 15 октября 2015 г. № 303р и размещены на официальном сайте администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского краяв информационно –телекоммуникационной сети «Интернет».В 2015 году проведена оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района Ставропольского края по итогам 2014 года(табл. 1). Таблица 1
Результаты оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях поселений Нефтекумского района
№п/пНаименование муниципального образования поселения Нефтекумского района201220132014Оценка(баллы)СтепенькачестваОценка(баллы)СтепенькачестваОценка(баллы)Степенькачества1МО с.Ачикулак62,640242,898147,65412МО Закумского с/с50,160235,878236,22623МО п.Затеречный78,340135,547249,88614МО Зимнеставочного с/с52,480226,332322,28835МО Зункарского с/с49,620329,696332,50236МО Каратюбинского с/с71,520244,796137,21727МО Каясулинского с/с64,520239,038234,67128МО МахмудМектебского с/с47,390338,663240,07029МО г.Нефтекумска81,130140,387152,568110МО НовкусАртезианского с/с54,400229,021325,996311МО ОзекСуатского с/с51,950234,668236,956212МО ТукуйМектебского с/с60,540225,467324,3443В соответствии с полученными значениями оценки качества составлен рейтинг муниципальных образований:I степень качества управления бюджетным процессом присвоена: г.Нефтекумску , с. Ачикулак и пос.Затеречный.IIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: МахмудМектебскому сельсовету, Каратюбинскому сельсовету, ОзекСуатскому сельсовету, Закумскому сельсовету и Каясулинскому сельсовету.IIIстепень качества управления бюджетным процессом присвоена: Зункарскому сельсовету, НовкусАртезианскому сельсовету, ТукуйМектебскому сельсовету и Зимнеставочному сельсовету.Анализ финансовой устойчивости является важной составляющей оценки финансового состояния муниципального образования, при котором определенная структура и объем финансовых и бюджетных ресурсов органа местного самоуправления создают возможности для реализации установленных целей и задач его социальноэкономического развития в определенном периоде времени[5].
Анализ финансовобюджетной устойчивости в настоящее время активно используется в рамках программ социальноэкономического развития для измерения результативности проводимой финансовой и бюджетной политики муниципалитетов. Далее используя авторскуюметодикуСорокинойТ.В. [6], проведем оценку финансовобюджетной устойчивости Нефтекумского муниципального района(таблица 2). Таблица 2Динамика финансовобюджетной устойчивости Нефтекумского муниципального района
Наименование района201320142015значения показателейтип финансовобюджетной устойчивостизначения показателейтип финансовобюджетной устойчивостизначения показателейтип финансовобюджетной устойчивостиНефтекумский муниципальный район(0;0;0;1;1)неустойчивое состояние(1;0;0;1;1)неустойчивое состояние(0;0;0;1;1)неустойчивое состояние
Данная методика представляет показатели финансовобюджетной устойчивости муниципальных образований в виде матрицы параметров, значения которой равны нулю или единице в зависимости от выполнения заданных условий. При этом определенный набор полученных данных должен соответствовать установленному типу устойчивости. Полученные показателиматрицы характеризуют уровень бюджетной устойчивости муниципального образования. При этом необходимо анализировать как плановые, так и фактические значения, так как они могут быть различны.Полученные значения (0 или 1) пяти показателей включаются в матрицу, на основании которой устанавливается один из следующих типов финансовобюджетной устойчивости:1)абсолютноустойчивое состояние, когда в матрице все 5 единиц. {l,1,1,1,1};2)устойчивое состояние, когда в матрице один 0, остальные значения 1 при любом расположении цифр: {0,1,1,1,1};3)неустойчивое состояние, когда в матрице два или три нуля при любом расположении значений: {0,1,0,0,1}; {1,1,0,0,1}; {,1,0,1,1} и т.д.4)кризисное состояние,когда в матрице одна единица при любом расположении или все нули: {0,0,0,0,1} или {0,0,0,0,0}.Представленные в таблице 2данные характеризуют финансовое состояние Нефтекумского муниципального района по фактическому исполнению за 20132015 гг. как преимущественно неустойчивое. При этом в 2014 году уровень устойчивости повышался за счет фактического исполнения бюджета с профицитом. В значительной степени сложившаяся ситуация связана с ухудшением финансового положения муниципальных образований в результате влияния кризиса.Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 20162018 годах будет направлена на:1.Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Нефтекумского муниципального района, в том числе за счет:повышения качества бюджетного планирования;концентрации финансовых ресурсов на реализацию приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и адресного решения социальных проблем;безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.2. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
реализации программноцелевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Нефтекумского муниципального района;повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.3. Повышение качества внутреннего финансового контроля в управлении бюджетным процессом.4. Реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.Таким образом, бюджет муниципального района текущего 2016 годанацелен на решение задач, связанных с обеспечением устойчивости и сбалансированности бюджета, эффективного управления имеющимися ресурсами, исполнение обязательств с ориентацией на достижение стратегической цели развития района –повышение качества жизни населения.
Ссылки на источники1.Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/2.Ставропольский край. Решение совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 04.06.2013 № 78 (ред. от 29.04.2014) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Нефтекумском муниципальном районе Ставропольского края» –Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW077;n=640953.Ставропольский край. Распоряжение администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 01 марта 2016г. № 54р «О проекте решения Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края «Об исполнении бюджета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края за
2015 год»–Режим доступа: http://anmrneftekumsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=993&Itemid=984.Ставропольский край. Распоряжение администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 25 июля 2014г. № 258р «Обутверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Нефтекумского муниципального района Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»–Режим доступа: http://anmrneftekumsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=993&Itemid=985.Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика: Монография / Н.М. Сабитова. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2015. 132 с.:
6.Сорокина Т. В. Оценка финансовобюджетной устойчивости муниципальных образований / Т. В. Сорокина [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). –2011. –№ 5. –Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13888. 7.Федорова, Р.Р. Правила финансовой устойчивости / Р.Р. Федорова // Бюджет. –2012. –Октябрь. –С. 32–35.