Уголовно-правовые аспекты нарушения трудовых прав человека и гражданина в современном российском законодательстве
Выпуск:
ART 970029
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманов
А.
А.,
Капелько
Т.
В. Уголовно-правовые аспекты нарушения трудовых прав человека и гражданина в современном российском законодательстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970029.htm.
Аннотация. Настоящее исследование посвещено юридическому анализу правовых аспектов нарушений трудовых прав человека и гражданина в современном российском уголовном праве, что является в настоящее время, несмотря на актуальность проблемы, малоисследованным направлением как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.
Ключевые слова:
уголовное право, нарушение равенства прав и свобод человека в современном российском уголовном праве, уголовно-правовая защита прав и свобод, трудовые права человека
Похожие статьи
Текст статьи
Туманов Андрей Андреевич,кандидат философскихнаук, доцент, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет», г. Мурманскsir.tumanov2015@yandex.ru
Капелько Татьяна Витальевна,кандидатюридическихнаук, доцент, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет», г. Мурманскkapelko@yandex.ru
Уголовноправовые аспекты нарушения трудовых прав человека и гражданина в современном российском законодательстве
Аннотация.Настоящее исследование повещено юридическому анализу правовых аспектов нарушений трудовых прав человека и гражданина в современном российском уголовном праве, что является в настоящее время, несмотря на актуальность проблемы, мало исследованным направлением,как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.Ключевые слова:трудовыеправа и человека, уголовное право, нарушение равенства прав и свобод человека в современном российском уголовном праве, уголовноправовая защита прав и свобод.
Актуальность рассматриваемой проблемы в условиях современной России не вызывает сомнения. В ходе исследования решалась теоретическая и одновременно, практическая задача: провести толкование и подготовить рекомендации по применению норм российского уголовного права в области защиты трудовыхправ человека и гражданина, которые в настоящее время зачастую носят декларативный характер и слабо применяются на практике, изза отсутствия должного внимания к данной проблеме со стороны должностных лиц, уполномоченных на толкование и применение закона.
Основными методами проведения исследования являлись анализ и синтез, проводимые при рассмотрении норм различных отраслей российского права с целью решения поставленных проблем. В результате проведенного исследования, были получены следующие результаты.К преступлениям против трудовых прав относятся: нарушение правил охраны труда (статья (далее ст.)143Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УКРФ)); воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ)[1].Уголовноправовой защите требований охраны трудапосвящены положения ст. 143УК РФ [1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан на защиту жизни и здоровья во время осуществления профессиональной деятельности.Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ)[2]. Кроме того, рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, регулируемой ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТКРФ)[3], одним из первых направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников Объективная сторона преступления может выражатьсяв форме действия или бездействия, заключающихся в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда и повлекшего общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления) или смерти работника (в квалифицированных составах). Согласно Примечанию к данной статье, под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.Диспозиция данной статьи является бланкетной, в связи с этим, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие правила охраны труда при выполнении конкретных работ.Кроме того, нормативноправовые требования в области охраны труда подробно изложены в Разделе Х Трудового кодекса (ТК) РФ[3]. В частности, в нем рассмотрены и регламентированы следующие вопросы: основныенаправления государственной политики в области охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда; медицинские осмотры некоторых категорий работников; обязанности работника в области охраны труда; соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда; государственное управление охраной труда; рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаеви т.п.В ст. 209 ТК РФ сформулированы основные юридические определения, используемые в правовом регулировании требований по охране труда.Состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, перечисленных в диспозиции статьи.Если нарушение правил охраны труда не повлекло последствий, указанных в диспозиции статьи(например, в их результате здоровью потерпевшего был причинен вред легкой или средней тяжести), ответственность за совершенные деяния должна наступать по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ)«Нарушение законодательства о труде и об охране труда»[4], нормам дисциплинарной ответственности, изложенным в ТКРФ и иных правовых актах, нормам гражданскоправовой ответственности, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ).Потерпевшими от данного преступления могут быть работники предприятий (учреждений, организаций), а также иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данными предприятия, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на предприятиях, находящихся в юрисдикции РФ, если иное не предусматривается международными договорами и соглашениями.
Часть 2 настоящей статьи предусматривает ответственность за то же деяния, повлекшее по неосторожности смерть человека. Деяние может быть совершено как в форме действия (при нарушении правил охраны труда), так и в форме бездействия (при непринятии мер к пресечению таких нарушений).
Часть 3 настоящей статьи предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. В случае установления в действиях виновных лиц умышленной вины, деяние должно квалифицироваться по соответствующим статьям Главы 16 УК РФ, как преступления против жизни и здоровья.Субъект преступления –специальный. Это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность по обеспечению соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций (независимо от форм собственности и организационноправовой формы), главные инженеры и главные специалисты соответствующего профиля предприятий.В случаях, когда при нарушении правил охраны труда, промышленной санитарии или техники безопасности причиняется вред лицам,не являющимся работниками предприятия (учреждения, организации), виновные лица, в зависимости от характера преступных деяний несут ответственность по статьям о должностных преступлениях (ст.ст. 201, 285 УК РФ) или преступлениях против личности.Уголовноправовой защите законной профессиональной деятельности журналистов трудапосвящены положения ст. 144УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан на получение достоверной информации, свободу мысли и слова.Свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации гарантированы ст. 29 Конституции РФ[2]. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.Рассматривая данный состав, можно говорить о наличии, своего рода, специального вида потерпевшего лица. Потерпевшим от указанного преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.Согласно действующему законодательству, под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирования, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 21241 «О средствах массовой информации»)[6]. Кроме того, ст. 1 указанного Закона закрепляет свободу массовой информации, а также свободу ее поиска, получения, производство и распространение; учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими и т.п. Ограничения данных свобод допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации.Согласно нормам ст. 2 Закона, под массовой информацией следует понимать предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.Под журналистом следует понимать лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.Под распространением информации следует понимать любую форму доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, телевидению, в сети «Интернет» и т.п.Статья 3 Закона говорит о недопустимости цензуры. Под цензурой массовой информации следует понимать требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительного согласования сообщения и материала (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.Так же не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.Однако, ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается только в условиях чрезвычайного или военного положения. Так же согласно ст. 4 Закона, не допускается злоупотребление свободой массовой информации. В частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, порнографиюи т.п..Объективная сторона преступления выражается в форме действия, заключающегося в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, характеризующегося способом воспрепятствования –принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации (профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с указанным выше законом).Под воспрепятствованием следует понимать противодействие со стороны других лиц путемпринуждения журналистов к распространению информации. Данное принуждение может быть осуществлено путем воздействия на орган (средство) массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, либо путем воздействия непосредственно на самого журналиста. Например, принуждение может быть выражено в угрозе увольнения, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространение сведений, порочащих журналиста и его близких) и т.п. действиях.В случае, если при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов причиняется реальный вреда иным объектам, деяние подлежит квалификации по совокупности преступлений (за исключением объектов, перечисленных в части 3). Состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным, с момента совершения деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста или СМИ распространения или отказа от распространения той или иной информации.Часть 2 данной статьи предусматривает квалифицирующий признак –совершение того же деяния, лицом с использованием своего служебного положения. В рамках данного состава, не имеет значения, является ли это лицо должностным, главное, что деяние совершается им именно путем использования своего служебного положения.Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за особо квалифицирующий признак –совершения деяния, предусмотренного частями первойили второйнастоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия. Если применение насилия повлекло умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, или было сопряжено с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, то содеянное требует дополнительной квалификации соответственно по ст.ст. 111, 112 или 119 УК РФ[1]. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы деяния для квалификации значения не имеют.Субъект состава преступления в 1 и 3 частях –общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста. В части 2 субъект специальный –должностное лицо средства массовой информации, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.Уголовноправовой защите прав беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех летпосвящены положения ст. 145УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав отдельных категорий граждан на меры дополнительной социальной защиты, а также на защиту своих законных прави интересов в сфере труда.Конституцией РФ (ч. 3 ст. 19)[2]гарантировано равенство в правах и свободах женщины и мужчины и равенство в возможностях для их реализации, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, обеспечение защиты интересов материнства и детства. Традиционно, законодателем предоставляется повышенная защита в правах для беременных женщин и женщинам, имеющим ребенка (детей) в возрасте до трех лет как лицам, нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда. На это направлены, в первую очередь, нормы Главы 41 ТК РФ[3], и рассматриваемая норма уголовного права.Несмотря на то, что в диспозиции статьи говорится о детях в возрасте до трех лет, с практической точки зрения для данного состава преступления достаточно наличие хотя бы одного ребенка, не достигшего указанного возраста.Кроме биологической матери, потерпевшей по данному преступлению может быть и женщина, имеющая ребенка (детей) в возрасте до трех лет в случае их усыновления (удочерения).К большому сожалению, в действующей редакции уголовного законодательства (в специальных нормах), ничего не говорится о лицах, воспитывающих детей без матери (одиноких отцах, опекунах, попечителях), хотя, например, в трудовом законодательстве, ст. 264 ТК РФ прямо указывает на то,что гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, на данных лиц распространяются. В случае совершения данных действий в отношении указанных лиц, ответственность виновных должна наступать по соответствующей части ст.ст. 201 или 285 УКРФ[1].Объективная сторона преступления заключается в выполнении хотя бы одного из альтернативных деяний, перечисленных в диспозиции статьи: 1) необоснованного отказа в приеме на работу или 2) необоснованного увольнения. Необоснованность будет иметь место в случае несоответствия отказа или увольнения требованиям закона, при отсутствии оснований (например, полной ликвидации предприятия, перевода учреждения в другой регион, куда женщина не может выехать и других случаев, предусмотренных в ТКРФ[3]), при отказе или увольнении при явном мотиве беременности женщины или наличии у нее хотя бы одного ребенка в возрасте до трех лет.Состав преступления является формальным, оно является оконченным с момента совершения действий, в альтернативе указанных в диспозиции.Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является мотив –факт состояния беременности или наличие у женщины ребенка в возрасте до трех лет.Субъект преступления –специальный –это лицо, имеющее право принимать решения о приеме на работу и увольнении с работы (как правило, это руководитель организации, выступающей в трудовом договоре в качестве работодателя, или индивидуальный предприниматель, как сторона такого договора). Уголовноправовой защите лиц от невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплатпосвящены положения ст. 145.1УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении правграждан в сфере их трудовой деятельности.В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ[2]каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В связи с этим, указанные в диспозиции статьи действия являются одним из нарушений указанных конституционных прав граждан.Объективная сторона ч. 1 заключается в деянии, совершаемом в форме бездействия в виде невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсии, стипендии, пособий и иных установленных законом выплат. Таким образом, необходимым условием объективной стороны состава преступления является задолженность по указанным выплатам в течение трех месяцев с момента установленного срока первоначальной выплаты.В соответствии с Примечанием к данной статье, под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.Под заработной платой следует понимать вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.Основные положения, касающиеся установления заработной платы содержатся в разделе VI«Оплата труда» Трудового кодекса РФ[3].Минимальный размер оплаты трудаустанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимуматрудоспособного населения. В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Онавыплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующегоработника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы –не менее чем в двойном размере. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.Под пенсией(отлат.pensio, платёж) следует понимать регулярное (как правило, ежемесячное)денежноепособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); имеют инвалидность; потеряли кормильца. Современным российским законодательством предусмотрены различные виды пенсий, но для квалификации деяния в рамках рассматриваемого состава вид невыплаченной пенсии значения не имеет.Важно отметить, что вРоссиипенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежатналогообложению. Кроме того, необходимо учитывать, что с 2002 г. в стране началасьпенсионная реформа, которая в итоге разделила пенсию на две части: страховую и накопительную.В действующем законодательстве широко используется терминтрудовая пенсия, которая, одновременно, является одним из основных видов пенсионного обеспечения.Под трудовой пенсией следует понимать ежемесячную денежную выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц—заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованныхлиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Законом установлены следующие виды трудовых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца[7].Финансирование выплаты трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц, отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплатыфиксированного базового размера трудовой пенсиии на иные цели.Под страховой пенсией по старостиследует понимать ежемесячную денежную выплату, назначаемую гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности[8].Под размером трудовой пенсии по старости следует понимать сумму её страховой и накопительной частей.Под страховой пенсией по инвалидности следует понимать ежемесячную денежную выплата, которая предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами одной из трех групп. Страховая пенсия по инвалидности, может быть назначена ранее дня обращения за страховой пенсией, а именно со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня[9].Под страховой пенсией по случаю потери кормильца следует понимать ежемесячную денежную выплату нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Кроме того, одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.Кроме того, взаконодательстве используется термин государственная пенсия, которая также является одним из видов пенсионного обеспечения в отношении определенных законом категорий граждан.Под государственной пенсией следует понимать ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летноиспытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.Законом установлены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.Под государственной пенсией за выслугу лет следует понимать ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую гражданам в связи с длительной, определенной законом работой или профессиональной деятельностью, и назначаемой, как правило, независимо от возраста получателя при оставлении этой работы или завершении этой деятельности. Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин); космонавты; работники летноиспытательного состава. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. При этом пенсия за выслугу лет устанавливаетсяк трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней. Лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба[10].Под государственной пенсией по старости следует понимать ежемесячную денежную выплату лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. К ним относятся, например, ликвидаторы и инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения –мужчины, при достижении возраста 50 лет, женщины –45 лет, при условии наличия трудового стажа не менее 5 лет; ликвидаторы и инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС, а также граждане, получившие либо перенесшие лучевую болезнь и граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения –мужчины, при достижении возраста 55 лет, женщины –45 лет, при наличии трудового стажа не менее 5 лет[11]. Под государственной пенсией по инвалидности следует понимать ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности –независимо от такого стажа. Под государственной социальной пенсией следует понимать ежемесячную выплату, устанавливаемую гражданам, не имеющим по какимлибо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Кроме того, действующим законодательством предусматривается и негосударственное пенсионное обеспечение.Под негосударственной пенсией следует пониматьденежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договорэто соглашение между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и его вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ, в свою очередь обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.Кроме того, действующим законодательством предусматривается федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД).Под федеральной социальной доплатой к пенсии следует понимать выплату, устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума в том регионе, где он проживает, и он получает пенсию, которая, в свою очередь, ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ[7]. Кроме того, в Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на одновременное получение двух пенсий. Так, инвалиды, вследствие военной травмы одновременно с государственной пенсией по инвалидности вследствие военной травмы могут получать трудовую пенсию по старости; инвалиды из числа участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» одновременно с пенсией по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению могут получать пенсию по старости; детиинвалиды одновременно с социальной пенсией могут получать пенсию по случаю потери кормильца, если умерший кормилец относился к определенной категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.Под стипендией (отлат.Stipendium– оклад,жалование)следует понимать регулярно выплачиваемуюфинансовую помощь учащимся, как правило, средних специальных ивысших учебных заведений, а такжеаспирантамидокторантам(как правило, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами, обучающимся на дневной и бюджетной формах обучения). С точки зрения Федерального закона от 29.12.2012 № 271ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[12],под стипендией понимается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Различают несколько видов стипендий: академическую, социальную, почетную, стипендию предприятия.
Под пособием следует пониматьодну из форм материального обеспечениянаселения, которая назначается в случаезаболевания,травмы, побеременностииродам, при потереработыи в других случаях, предусмотренных законом.
Под иными предусмотренными выплатами следует понимать обязательные денежные выплаты, не относящиеся ни к однойиз перечисленных выше категорий выплат, установленные в соответствии с законом или на его основании. К ним могут относиться, например, гранты Правительства и Президента РФ, выплачиваемые отдельным категориям научных работников (в т.ч., с целью реализации научных проектов); денежные компенсации взамен продовольственных пайков или форменного обмундирования, положенных лицам рядового и начальствующего состава правоохранительных органов; денежные компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений(например, на приобретение научной и учебной литературы) и т.п.[13].
Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем –физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий. Данное понятие носит оценочный характер. К ним следует отнести, в частности, вред здоровью, тяжелое заболевание, инвалидность, утрата трудоспособности или смерть коголибо из членов семьи или близких работника или его самого, причинение ущерба имуществу (уничтожение или повреждение)и т.п.Состав преступления будет иметь место только в том случае, если невыплата произошла при наличии реальной возможности выплатить заработную плату и т.д. В противном случае состав рассматриваемого преступления отсутствует, и претензии к неплательщику подлежат разрешению в гражданскоправовом порядке.Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что объективная сторона невыплаты заработной платы осуществляется путем бездействия в течение свыше двух или трех месяцев подряд. Поэтому объективная сторона будет отсутствовать, например, если хотя бы за день до достижения двухмесячного срока производится выплата заработной платы и т.д., а затем выплаты вновь не осуществляются. Составы преступлений, предусмотренные ч. 1 и 2 являются формальными. Они будут окончены соответственно по истечении указанных в законе сроков с начальной даты возникновения невыполненной обязанности по производству выплат. Если указанные сроки истекают в выходной или праздничный день, то моментом окончания преступления будет считаться начало суток, следующих за первым рабочим днем после соответствующего выходного или праздничного дня. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, является материальным, и будет окончен по истечении указанных выше сроков с момента наступления тяжких последствий.Субъективная сторона формальных составов преступления (ч. 1 и 2) характеризуются виной в виде прямого умысла. Субъективная сторона материального состава преступления (ч. 3) характеризуется двумя формами вины: умыслом, по отношению к деянию, и неосторожностью по отношению к последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны состава данного преступления является мотив –корыстная или иная личная заинтересованность виновного лица.Субъект преступления –специальный –это руководитель организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации (независимо от формы собственности), либо физическое лицо, в случаях, когда, согласно заключенного трудового договора оно выступает в качестве работодателя. Необходимо учитывать, что отсутствие в действиях виновного лица корыстной или иной личной заинтересованности, в случае соответствующих задержек указанных выплат, и при наличии иных признаков, предусмотренных закономприменительно к соответствующим деяниям, не исключает возможности привлечения данных лиц к ответственности за злоупотребление полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица либо за самоуправство (соответственно, по ст.ст. 201, 286, 288 и 330 УК РФ)[1].Ранее изучением даннойпроблемызанимались в своих трудах такие исследователи российского уголовного права, как профессор Л.Д. Гаухман [14], профессор В.С. Комиссаров [15] и др., однако, в своих исследованиях они предавали мало значения рассмотрению таких аспектов, как комплексный анализ положений норм уголовного права в совокупности с нормами иных отраслей российского законодательства, на что сделан упор в проведенном исследовании. В заключении хотелось бы отметить, что, к сожалению, в современной российской судебной практике встречается очень мало уголовных дел данной категории, оконченных вынесением обвинительного приговора. Во многом это объясняется боязнью и нерешительностью органов предварительного следствия и суда при применении на практике данных норм УК РФ. Именно с целью добиться прогресса в данной области,было проведено представленное сравнительное исследование и обозначены полученные результаты.В качестве рекомендаций, хотелось бы обратить внимание представителей российских силовых структур и судебной системы на практические выводы, приведенные в данном исследовании и рекомендовать не бояться применять их на практике.
Ссылки на источники1.Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г., № 63ФЗ от 13.06.1996г.] : в ред. федер. закона от 13.07.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –1996. –№ 25. –Ст. 2954.2.Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 30 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2009. –№ 4. –Ст. 445.3.Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г., № 197ФЗ от 30.12.2001г.] : в ред. федер. закона от 05.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 1. –Ст. 3.4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г., № 195ФЗ от 30.12.2001 г.] : в ред. федер. закона от 27.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2004. –№ 51. –Ст. 5780.5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г., № 51ФЗ от 30.11.1994 г.] : в ред. федер. закона от 01.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –1994. –№ 32. –Ст. 3301. 6.ЗаконРоссийской Федерации «Осредствах массовой информации» [Текст] : [№ 21241от 27.12.1991 г.] : в ред. федер. закона от 13.07.2015 г. // Российская газета. –1992. –№ 32. 7.Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [Текст] : [принят Гос. Думой 30.11.2001 г., № 166ФЗ от 15.12.2001 г. ] : в ред. федер. закона от 29.12.2015 // Собр. законодательства РФ. –2001. –№ 51. –Ст. 4831. 8.Федеральный закон РФ «О страховых пенсиях» [Текст] : [принят Гос. Думой 23.12.2013 г., № 400ФЗ от 28.12.2013г. // Собр. законодательства РФ. –2014. –№ 2 (часть II).9.Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Текст] : [принят Гос. Думой 20.07.1995 г., № 181ФЗ от24.11.1995 г.]// Собр. законодательства РФ. –1995. –№ 48. –Ст.4563.10.Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» [Текст] : [закон РФ № 44681 от 12.02.1993 г.] : в ред. федер. закона от 14.12.2015 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. –1993. –№ 9. –Ст. 328.11.Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС» [Текст] : [ закон РФ № 12441 от 15.05.1991 г.] : в ред. федер. закона от 29.12.2015 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. –1991. –№ 21. –Ст. 699; Федеральныйзакон"О собраниях, митингах,демонстрациях, шествиях и пикетированиях" [Текст] : [принят Гос. Думой 04.06.2004 г., № 54ФЗ
от 19.06.2004 г.] : в ред. федер. закона от 02.05.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2004. –№ 25. –Ст. 2485. 12.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : [принят Гос. Думой 21.12.2012 г., № 273ФЗ от 29.12.2012 г. ] : в ред. федер. закона от 30.12.2015 г. // Собр. законодательства РФ. –2012. –№ 53. –Ст.7598.13.Постановление Правительства РФ "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства" [Текст] : [постановление Правительства РФ № 1061 от 09.09.1996 г.] : в ред. ПостановленияПравительства РФ от 24.12.2014 № 1469 // Собр. законодательства РФ. –1996. –№ 38. –Ст.4431.14.Уголовное право. Особенная часть : Учебник / Под ред. проф. Л. Д. Гаухмана и проф. С. В. Максимова. –2е издание, перераб. и доп. –М. : Издво Эксмо, 2005. –704 с. –Серия : Российское юридическое образование. 15.Российское уголовное право. Особенная часть : Учебник / Под ред. проф. В. С. Комиссарова. –Спб. : ООО Питер Пресс, 2008. –720 с. : ил. –Серия : Учебник для вузов.
Капелько Татьяна Витальевна,кандидатюридическихнаук, доцент, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет», г. Мурманскkapelko@yandex.ru
Уголовноправовые аспекты нарушения трудовых прав человека и гражданина в современном российском законодательстве
Аннотация.Настоящее исследование повещено юридическому анализу правовых аспектов нарушений трудовых прав человека и гражданина в современном российском уголовном праве, что является в настоящее время, несмотря на актуальность проблемы, мало исследованным направлением,как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.Ключевые слова:трудовыеправа и человека, уголовное право, нарушение равенства прав и свобод человека в современном российском уголовном праве, уголовноправовая защита прав и свобод.
Актуальность рассматриваемой проблемы в условиях современной России не вызывает сомнения. В ходе исследования решалась теоретическая и одновременно, практическая задача: провести толкование и подготовить рекомендации по применению норм российского уголовного права в области защиты трудовыхправ человека и гражданина, которые в настоящее время зачастую носят декларативный характер и слабо применяются на практике, изза отсутствия должного внимания к данной проблеме со стороны должностных лиц, уполномоченных на толкование и применение закона.
Основными методами проведения исследования являлись анализ и синтез, проводимые при рассмотрении норм различных отраслей российского права с целью решения поставленных проблем. В результате проведенного исследования, были получены следующие результаты.К преступлениям против трудовых прав относятся: нарушение правил охраны труда (статья (далее ст.)143Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УКРФ)); воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ)[1].Уголовноправовой защите требований охраны трудапосвящены положения ст. 143УК РФ [1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан на защиту жизни и здоровья во время осуществления профессиональной деятельности.Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ)[2]. Кроме того, рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, регулируемой ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТКРФ)[3], одним из первых направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников Объективная сторона преступления может выражатьсяв форме действия или бездействия, заключающихся в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда и повлекшего общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления) или смерти работника (в квалифицированных составах). Согласно Примечанию к данной статье, под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.Диспозиция данной статьи является бланкетной, в связи с этим, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие правила охраны труда при выполнении конкретных работ.Кроме того, нормативноправовые требования в области охраны труда подробно изложены в Разделе Х Трудового кодекса (ТК) РФ[3]. В частности, в нем рассмотрены и регламентированы следующие вопросы: основныенаправления государственной политики в области охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда; медицинские осмотры некоторых категорий работников; обязанности работника в области охраны труда; соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда; государственное управление охраной труда; рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаеви т.п.В ст. 209 ТК РФ сформулированы основные юридические определения, используемые в правовом регулировании требований по охране труда.Состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, перечисленных в диспозиции статьи.Если нарушение правил охраны труда не повлекло последствий, указанных в диспозиции статьи(например, в их результате здоровью потерпевшего был причинен вред легкой или средней тяжести), ответственность за совершенные деяния должна наступать по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ)«Нарушение законодательства о труде и об охране труда»[4], нормам дисциплинарной ответственности, изложенным в ТКРФ и иных правовых актах, нормам гражданскоправовой ответственности, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ).Потерпевшими от данного преступления могут быть работники предприятий (учреждений, организаций), а также иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данными предприятия, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на предприятиях, находящихся в юрисдикции РФ, если иное не предусматривается международными договорами и соглашениями.
Часть 2 настоящей статьи предусматривает ответственность за то же деяния, повлекшее по неосторожности смерть человека. Деяние может быть совершено как в форме действия (при нарушении правил охраны труда), так и в форме бездействия (при непринятии мер к пресечению таких нарушений).
Часть 3 настоящей статьи предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. В случае установления в действиях виновных лиц умышленной вины, деяние должно квалифицироваться по соответствующим статьям Главы 16 УК РФ, как преступления против жизни и здоровья.Субъект преступления –специальный. Это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность по обеспечению соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций (независимо от форм собственности и организационноправовой формы), главные инженеры и главные специалисты соответствующего профиля предприятий.В случаях, когда при нарушении правил охраны труда, промышленной санитарии или техники безопасности причиняется вред лицам,не являющимся работниками предприятия (учреждения, организации), виновные лица, в зависимости от характера преступных деяний несут ответственность по статьям о должностных преступлениях (ст.ст. 201, 285 УК РФ) или преступлениях против личности.Уголовноправовой защите законной профессиональной деятельности журналистов трудапосвящены положения ст. 144УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан на получение достоверной информации, свободу мысли и слова.Свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации гарантированы ст. 29 Конституции РФ[2]. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.Рассматривая данный состав, можно говорить о наличии, своего рода, специального вида потерпевшего лица. Потерпевшим от указанного преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.Согласно действующему законодательству, под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирования, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 21241 «О средствах массовой информации»)[6]. Кроме того, ст. 1 указанного Закона закрепляет свободу массовой информации, а также свободу ее поиска, получения, производство и распространение; учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими и т.п. Ограничения данных свобод допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации.Согласно нормам ст. 2 Закона, под массовой информацией следует понимать предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.Под журналистом следует понимать лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.Под распространением информации следует понимать любую форму доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, телевидению, в сети «Интернет» и т.п.Статья 3 Закона говорит о недопустимости цензуры. Под цензурой массовой информации следует понимать требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительного согласования сообщения и материала (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.Так же не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.Однако, ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается только в условиях чрезвычайного или военного положения. Так же согласно ст. 4 Закона, не допускается злоупотребление свободой массовой информации. В частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, порнографиюи т.п..Объективная сторона преступления выражается в форме действия, заключающегося в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, характеризующегося способом воспрепятствования –принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации (профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с указанным выше законом).Под воспрепятствованием следует понимать противодействие со стороны других лиц путемпринуждения журналистов к распространению информации. Данное принуждение может быть осуществлено путем воздействия на орган (средство) массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, либо путем воздействия непосредственно на самого журналиста. Например, принуждение может быть выражено в угрозе увольнения, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространение сведений, порочащих журналиста и его близких) и т.п. действиях.В случае, если при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов причиняется реальный вреда иным объектам, деяние подлежит квалификации по совокупности преступлений (за исключением объектов, перечисленных в части 3). Состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным, с момента совершения деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста или СМИ распространения или отказа от распространения той или иной информации.Часть 2 данной статьи предусматривает квалифицирующий признак –совершение того же деяния, лицом с использованием своего служебного положения. В рамках данного состава, не имеет значения, является ли это лицо должностным, главное, что деяние совершается им именно путем использования своего служебного положения.Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за особо квалифицирующий признак –совершения деяния, предусмотренного частями первойили второйнастоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия. Если применение насилия повлекло умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, или было сопряжено с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, то содеянное требует дополнительной квалификации соответственно по ст.ст. 111, 112 или 119 УК РФ[1]. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы деяния для квалификации значения не имеют.Субъект состава преступления в 1 и 3 частях –общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста. В части 2 субъект специальный –должностное лицо средства массовой информации, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.Уголовноправовой защите прав беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех летпосвящены положения ст. 145УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав отдельных категорий граждан на меры дополнительной социальной защиты, а также на защиту своих законных прави интересов в сфере труда.Конституцией РФ (ч. 3 ст. 19)[2]гарантировано равенство в правах и свободах женщины и мужчины и равенство в возможностях для их реализации, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, обеспечение защиты интересов материнства и детства. Традиционно, законодателем предоставляется повышенная защита в правах для беременных женщин и женщинам, имеющим ребенка (детей) в возрасте до трех лет как лицам, нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда. На это направлены, в первую очередь, нормы Главы 41 ТК РФ[3], и рассматриваемая норма уголовного права.Несмотря на то, что в диспозиции статьи говорится о детях в возрасте до трех лет, с практической точки зрения для данного состава преступления достаточно наличие хотя бы одного ребенка, не достигшего указанного возраста.Кроме биологической матери, потерпевшей по данному преступлению может быть и женщина, имеющая ребенка (детей) в возрасте до трех лет в случае их усыновления (удочерения).К большому сожалению, в действующей редакции уголовного законодательства (в специальных нормах), ничего не говорится о лицах, воспитывающих детей без матери (одиноких отцах, опекунах, попечителях), хотя, например, в трудовом законодательстве, ст. 264 ТК РФ прямо указывает на то,что гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, на данных лиц распространяются. В случае совершения данных действий в отношении указанных лиц, ответственность виновных должна наступать по соответствующей части ст.ст. 201 или 285 УКРФ[1].Объективная сторона преступления заключается в выполнении хотя бы одного из альтернативных деяний, перечисленных в диспозиции статьи: 1) необоснованного отказа в приеме на работу или 2) необоснованного увольнения. Необоснованность будет иметь место в случае несоответствия отказа или увольнения требованиям закона, при отсутствии оснований (например, полной ликвидации предприятия, перевода учреждения в другой регион, куда женщина не может выехать и других случаев, предусмотренных в ТКРФ[3]), при отказе или увольнении при явном мотиве беременности женщины или наличии у нее хотя бы одного ребенка в возрасте до трех лет.Состав преступления является формальным, оно является оконченным с момента совершения действий, в альтернативе указанных в диспозиции.Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является мотив –факт состояния беременности или наличие у женщины ребенка в возрасте до трех лет.Субъект преступления –специальный –это лицо, имеющее право принимать решения о приеме на работу и увольнении с работы (как правило, это руководитель организации, выступающей в трудовом договоре в качестве работодателя, или индивидуальный предприниматель, как сторона такого договора). Уголовноправовой защите лиц от невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплатпосвящены положения ст. 145.1УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении правграждан в сфере их трудовой деятельности.В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ[2]каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В связи с этим, указанные в диспозиции статьи действия являются одним из нарушений указанных конституционных прав граждан.Объективная сторона ч. 1 заключается в деянии, совершаемом в форме бездействия в виде невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсии, стипендии, пособий и иных установленных законом выплат. Таким образом, необходимым условием объективной стороны состава преступления является задолженность по указанным выплатам в течение трех месяцев с момента установленного срока первоначальной выплаты.В соответствии с Примечанием к данной статье, под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.Под заработной платой следует понимать вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.Основные положения, касающиеся установления заработной платы содержатся в разделе VI«Оплата труда» Трудового кодекса РФ[3].Минимальный размер оплаты трудаустанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимуматрудоспособного населения. В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Онавыплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующегоработника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы –не менее чем в двойном размере. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.Под пенсией(отлат.pensio, платёж) следует понимать регулярное (как правило, ежемесячное)денежноепособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); имеют инвалидность; потеряли кормильца. Современным российским законодательством предусмотрены различные виды пенсий, но для квалификации деяния в рамках рассматриваемого состава вид невыплаченной пенсии значения не имеет.Важно отметить, что вРоссиипенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежатналогообложению. Кроме того, необходимо учитывать, что с 2002 г. в стране началасьпенсионная реформа, которая в итоге разделила пенсию на две части: страховую и накопительную.В действующем законодательстве широко используется терминтрудовая пенсия, которая, одновременно, является одним из основных видов пенсионного обеспечения.Под трудовой пенсией следует понимать ежемесячную денежную выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц—заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованныхлиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Законом установлены следующие виды трудовых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца[7].Финансирование выплаты трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц, отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплатыфиксированного базового размера трудовой пенсиии на иные цели.Под страховой пенсией по старостиследует понимать ежемесячную денежную выплату, назначаемую гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности[8].Под размером трудовой пенсии по старости следует понимать сумму её страховой и накопительной частей.Под страховой пенсией по инвалидности следует понимать ежемесячную денежную выплата, которая предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами одной из трех групп. Страховая пенсия по инвалидности, может быть назначена ранее дня обращения за страховой пенсией, а именно со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня[9].Под страховой пенсией по случаю потери кормильца следует понимать ежемесячную денежную выплату нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Кроме того, одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.Кроме того, взаконодательстве используется термин государственная пенсия, которая также является одним из видов пенсионного обеспечения в отношении определенных законом категорий граждан.Под государственной пенсией следует понимать ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летноиспытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.Законом установлены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.Под государственной пенсией за выслугу лет следует понимать ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую гражданам в связи с длительной, определенной законом работой или профессиональной деятельностью, и назначаемой, как правило, независимо от возраста получателя при оставлении этой работы или завершении этой деятельности. Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин); космонавты; работники летноиспытательного состава. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. При этом пенсия за выслугу лет устанавливаетсяк трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней. Лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба[10].Под государственной пенсией по старости следует понимать ежемесячную денежную выплату лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. К ним относятся, например, ликвидаторы и инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения –мужчины, при достижении возраста 50 лет, женщины –45 лет, при условии наличия трудового стажа не менее 5 лет; ликвидаторы и инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС, а также граждане, получившие либо перенесшие лучевую болезнь и граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения –мужчины, при достижении возраста 55 лет, женщины –45 лет, при наличии трудового стажа не менее 5 лет[11]. Под государственной пенсией по инвалидности следует понимать ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности –независимо от такого стажа. Под государственной социальной пенсией следует понимать ежемесячную выплату, устанавливаемую гражданам, не имеющим по какимлибо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Кроме того, действующим законодательством предусматривается и негосударственное пенсионное обеспечение.Под негосударственной пенсией следует пониматьденежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договорэто соглашение между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и его вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ, в свою очередь обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.Кроме того, действующим законодательством предусматривается федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД).Под федеральной социальной доплатой к пенсии следует понимать выплату, устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума в том регионе, где он проживает, и он получает пенсию, которая, в свою очередь, ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ[7]. Кроме того, в Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на одновременное получение двух пенсий. Так, инвалиды, вследствие военной травмы одновременно с государственной пенсией по инвалидности вследствие военной травмы могут получать трудовую пенсию по старости; инвалиды из числа участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» одновременно с пенсией по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению могут получать пенсию по старости; детиинвалиды одновременно с социальной пенсией могут получать пенсию по случаю потери кормильца, если умерший кормилец относился к определенной категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.Под стипендией (отлат.Stipendium– оклад,жалование)следует понимать регулярно выплачиваемуюфинансовую помощь учащимся, как правило, средних специальных ивысших учебных заведений, а такжеаспирантамидокторантам(как правило, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами, обучающимся на дневной и бюджетной формах обучения). С точки зрения Федерального закона от 29.12.2012 № 271ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[12],под стипендией понимается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Различают несколько видов стипендий: академическую, социальную, почетную, стипендию предприятия.
Под пособием следует пониматьодну из форм материального обеспечениянаселения, которая назначается в случаезаболевания,травмы, побеременностииродам, при потереработыи в других случаях, предусмотренных законом.
Под иными предусмотренными выплатами следует понимать обязательные денежные выплаты, не относящиеся ни к однойиз перечисленных выше категорий выплат, установленные в соответствии с законом или на его основании. К ним могут относиться, например, гранты Правительства и Президента РФ, выплачиваемые отдельным категориям научных работников (в т.ч., с целью реализации научных проектов); денежные компенсации взамен продовольственных пайков или форменного обмундирования, положенных лицам рядового и начальствующего состава правоохранительных органов; денежные компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений(например, на приобретение научной и учебной литературы) и т.п.[13].
Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем –физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий. Данное понятие носит оценочный характер. К ним следует отнести, в частности, вред здоровью, тяжелое заболевание, инвалидность, утрата трудоспособности или смерть коголибо из членов семьи или близких работника или его самого, причинение ущерба имуществу (уничтожение или повреждение)и т.п.Состав преступления будет иметь место только в том случае, если невыплата произошла при наличии реальной возможности выплатить заработную плату и т.д. В противном случае состав рассматриваемого преступления отсутствует, и претензии к неплательщику подлежат разрешению в гражданскоправовом порядке.Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что объективная сторона невыплаты заработной платы осуществляется путем бездействия в течение свыше двух или трех месяцев подряд. Поэтому объективная сторона будет отсутствовать, например, если хотя бы за день до достижения двухмесячного срока производится выплата заработной платы и т.д., а затем выплаты вновь не осуществляются. Составы преступлений, предусмотренные ч. 1 и 2 являются формальными. Они будут окончены соответственно по истечении указанных в законе сроков с начальной даты возникновения невыполненной обязанности по производству выплат. Если указанные сроки истекают в выходной или праздничный день, то моментом окончания преступления будет считаться начало суток, следующих за первым рабочим днем после соответствующего выходного или праздничного дня. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, является материальным, и будет окончен по истечении указанных выше сроков с момента наступления тяжких последствий.Субъективная сторона формальных составов преступления (ч. 1 и 2) характеризуются виной в виде прямого умысла. Субъективная сторона материального состава преступления (ч. 3) характеризуется двумя формами вины: умыслом, по отношению к деянию, и неосторожностью по отношению к последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны состава данного преступления является мотив –корыстная или иная личная заинтересованность виновного лица.Субъект преступления –специальный –это руководитель организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации (независимо от формы собственности), либо физическое лицо, в случаях, когда, согласно заключенного трудового договора оно выступает в качестве работодателя. Необходимо учитывать, что отсутствие в действиях виновного лица корыстной или иной личной заинтересованности, в случае соответствующих задержек указанных выплат, и при наличии иных признаков, предусмотренных закономприменительно к соответствующим деяниям, не исключает возможности привлечения данных лиц к ответственности за злоупотребление полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица либо за самоуправство (соответственно, по ст.ст. 201, 286, 288 и 330 УК РФ)[1].Ранее изучением даннойпроблемызанимались в своих трудах такие исследователи российского уголовного права, как профессор Л.Д. Гаухман [14], профессор В.С. Комиссаров [15] и др., однако, в своих исследованиях они предавали мало значения рассмотрению таких аспектов, как комплексный анализ положений норм уголовного права в совокупности с нормами иных отраслей российского законодательства, на что сделан упор в проведенном исследовании. В заключении хотелось бы отметить, что, к сожалению, в современной российской судебной практике встречается очень мало уголовных дел данной категории, оконченных вынесением обвинительного приговора. Во многом это объясняется боязнью и нерешительностью органов предварительного следствия и суда при применении на практике данных норм УК РФ. Именно с целью добиться прогресса в данной области,было проведено представленное сравнительное исследование и обозначены полученные результаты.В качестве рекомендаций, хотелось бы обратить внимание представителей российских силовых структур и судебной системы на практические выводы, приведенные в данном исследовании и рекомендовать не бояться применять их на практике.
Ссылки на источники1.Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г., № 63ФЗ от 13.06.1996г.] : в ред. федер. закона от 13.07.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –1996. –№ 25. –Ст. 2954.2.Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 30 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2009. –№ 4. –Ст. 445.3.Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г., № 197ФЗ от 30.12.2001г.] : в ред. федер. закона от 05.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 1. –Ст. 3.4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г., № 195ФЗ от 30.12.2001 г.] : в ред. федер. закона от 27.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2004. –№ 51. –Ст. 5780.5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г., № 51ФЗ от 30.11.1994 г.] : в ред. федер. закона от 01.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –1994. –№ 32. –Ст. 3301. 6.ЗаконРоссийской Федерации «Осредствах массовой информации» [Текст] : [№ 21241от 27.12.1991 г.] : в ред. федер. закона от 13.07.2015 г. // Российская газета. –1992. –№ 32. 7.Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [Текст] : [принят Гос. Думой 30.11.2001 г., № 166ФЗ от 15.12.2001 г. ] : в ред. федер. закона от 29.12.2015 // Собр. законодательства РФ. –2001. –№ 51. –Ст. 4831. 8.Федеральный закон РФ «О страховых пенсиях» [Текст] : [принят Гос. Думой 23.12.2013 г., № 400ФЗ от 28.12.2013г. // Собр. законодательства РФ. –2014. –№ 2 (часть II).9.Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Текст] : [принят Гос. Думой 20.07.1995 г., № 181ФЗ от24.11.1995 г.]// Собр. законодательства РФ. –1995. –№ 48. –Ст.4563.10.Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» [Текст] : [закон РФ № 44681 от 12.02.1993 г.] : в ред. федер. закона от 14.12.2015 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. –1993. –№ 9. –Ст. 328.11.Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС» [Текст] : [ закон РФ № 12441 от 15.05.1991 г.] : в ред. федер. закона от 29.12.2015 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. –1991. –№ 21. –Ст. 699; Федеральныйзакон"О собраниях, митингах,демонстрациях, шествиях и пикетированиях" [Текст] : [принят Гос. Думой 04.06.2004 г., № 54ФЗ
от 19.06.2004 г.] : в ред. федер. закона от 02.05.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2004. –№ 25. –Ст. 2485. 12.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : [принят Гос. Думой 21.12.2012 г., № 273ФЗ от 29.12.2012 г. ] : в ред. федер. закона от 30.12.2015 г. // Собр. законодательства РФ. –2012. –№ 53. –Ст.7598.13.Постановление Правительства РФ "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства" [Текст] : [постановление Правительства РФ № 1061 от 09.09.1996 г.] : в ред. ПостановленияПравительства РФ от 24.12.2014 № 1469 // Собр. законодательства РФ. –1996. –№ 38. –Ст.4431.14.Уголовное право. Особенная часть : Учебник / Под ред. проф. Л. Д. Гаухмана и проф. С. В. Максимова. –2е издание, перераб. и доп. –М. : Издво Эксмо, 2005. –704 с. –Серия : Российское юридическое образование. 15.Российское уголовное право. Особенная часть : Учебник / Под ред. проф. В. С. Комиссарова. –Спб. : ООО Питер Пресс, 2008. –720 с. : ил. –Серия : Учебник для вузов.