Уголовно-правовые аспекты нарушения политических прав человека и гражданина в современном российском законодательстве

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманов А. А., Капелько Т. В. Уголовно-правовые аспекты нарушения политических прав человека и гражданина в современном российском законодательстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970028.htm.
Аннотация. Настоящее исследование посвещено юридическому анализу правовых аспектов нарушений политических прав и свобод человека и гражданина в современном российском уголовном праве, что является в настоящее время, несмотря на актуальность проблемы, малоисследованным направлением как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туманов Андрей Андреевич,кандидат философскихнаук, доцент, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет», г. Мурманскsir.tumanov2015@yandex.ru

Капелько Татьяна Витальевна,кандидатюридическихнаук, доцент, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет», г. Мурманскkapelko@yandex.ru

Уголовноправовые аспекты нарушения политических прав человека и гражданина в современном российском законодательстве

Аннотация.Настоящее исследование повещено юридическому анализу правовых аспектов нарушенийполитических прав и свобод человека и гражданина в современном российском уголовном праве, что является в настоящее время, несмотря на актуальность проблемы, мало исследованным направлением,как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.Ключевые слова:политические права и свободы человека, уголовное право, нарушение равенства прав и свобод человека в современном российском уголовном праве, уголовноправовая защита прав и свобод.

Актуальность рассматриваемой проблемы в условиях современной России не вызывает сомнения. В ходе исследования решалась теоретическая и одновременно, практическая задача: провести толкование и подготовить рекомендации по применению норм российского уголовного права в области защиты политическихправ и свобод человека и гражданина, которые в настоящее время зачастую носят декларативный характер и слабо применяются на практике, изза отсутствия должного внимания к данной проблеме со стороны должностных лиц, уполномоченныхна толкование и применение закона. Основными методами проведения исследования являлись анализ и синтез, проводимые при рассмотрении норм различных отраслей российского права с целью решения поставленных проблем. В результате проведенного исследования, были получены следующие результаты.К преступлениям против политических прав и свободотносятся: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья(далее ст.)141 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УКРФ)); нарушение порядка финансирования избирательной кампании (ст. 141.1 УК РФ); фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ); фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ)[1].Уголовноправовой защите осуществления избирательных прав или работе избирательных комиссий посвящены положения ст. 141 УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении избирательных прав и свобод.В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме[2]. Исключение составляют граждане, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, либо признанные судом недееспособными. Кроме уголовноправовой защиты, ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотренатакже и нормами гл. 5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ)[3]. Некоторые составы административнонаказуемых деяний перекликаются с рассматриваемыми нами составами Главы XIXУК РФ. Разграничение между преступлением и иными (административными, дисциплинарными) правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных негативных последствий в каждой конкретной ситуации.В рамках данного состава уголовноправовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.Объективная сторона основного состава преступления заключается в выполнении хотя бы одногоиз альтернативных деяний, перечисленных в диспозиции статьи: 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушение тайны голосования; 3) воспрепятствование работе избирательнойкомиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.Под воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей следует понимать такие различные действия, как, например, не допуск гражданина на избирательный участок, отказ внесения его в списки избирателей, угроза причинения вреда в случае участия в выборах, создание препятствий для ознакомления лица со списками кандидатов, подачи заявления о включении в списки избирателей, получения открепительного удостоверения, бюллетеня для голосования и т.д. Под нарушение тайны голосования следует понимать организацию голосования без кабин, присутствие в кабинах посторонних лиц, пометку бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, создание иных условий, позволяющих контролировать волеизъявление голосующих (например, установку в кабинках фотовидеорегистраторов) и т.п. действия.Под воспрепятствованием работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, следует понимать не предоставление комиссии помещения, притеснение членов избирательной комиссии на основном месте работы, создание различных препятствий, препятствующих нормальной процедуре голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования, направления итогов в центральную избирательную комиссию, в средства массовой информации и т.п. Состав преступления является формальным. Деяние окончено с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены.Часть 2 п. а) предусматривает квалифицирующие признаки –совершение того же деяния одним из способов, перечисленных в диспозиции статьи:1) подкупом, 2) обманом, 3) принуждением, 4) применением насилия, 5) угрозой применения насилия.Под подкупом следует понимать обещание или предоставление денежных средств, предметов, ценностей, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод, адресованных избирателю или участнику референдума за высказывание им волеизъявления в пользу кандидата, объединения, или дача такого ответа (при референдуме), который выгоден виновному. Под обманом следует понимать различные действия, или бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, либо, наоборот, умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на исполнение комиссиями своих обязанностей. Под принуждение следует понимать различное психическое воздействие на человека. Оно может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, а также в нарушении интересов его родных или близких (например, в угрозе повреждения или уничтожения имущества, распространении сведений, способных причинить существенный их вред правам и законным интересам и т.п.). Под применением насилия следует понимать физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, к члену избирательной комиссии или к его родным или близким. Насилие так же может выражаться в ограничении свободы. Если применение насилия выразилось в истязании или повлекло умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, то содеянное требует дополнительной квалификации соответственно по ст.ст. 117, 111 или 112 УК РФ. Под угрозой применения насилия следует понимать психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий ему, либо его родным или близким. Моментом его предполагаемой реализации может быть как настоящее, так и будущее время.Часть 2 п. б) предусматривает квалифицирующий признак –совершение того же деяния лицом с использованием своего служебного положения.Часть 2 п. в) предусматривает квалифицирующий признак –совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК РФ).Часть 3 предусматривает квалифицирующие признаки: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства является требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы».В первом случае, перечисленные выше действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.Во втором случае достижение цели –повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума –не является обязательным и находится за рамками состава преступления. Функционирование Государственной автоматизированной системы (далее –ГАС)«Выборы» регламентируется Федеральным законом (далее –ФЗ) от 10.01.2003 № 20ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»[4].Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.В ч. 3 данной статьи в качестве обязательного субъективного признака п. 1 указана цель деяния –повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.В основном составе субъект преступления –общий –вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста; в квалифицированном (ч. 2 п. б)) –специальный: лицо, использующее для совершения преступления свое служебное положение.Уголовноправовой защите порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участниковреферендумапосвящены нормы ст. 141.1 УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении равноправия граждан при осуществлении ими своих избирательных прав, а также отношений, складывающихся в отношении порядка финансирования избирательной кампании.Предметом преступления являются предвыборные агитационные материалы, оплаченные из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, либо полностью из него не оплаченные.Под агитационными материалами следует понимать печатные, аудиовизуальные и иные материалы, несущие признаки предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума, и предназначенные для массового распространения или обнародования в ходе избирательной кампании или при проведении референдума.Под избирательной кампанией следует понимать период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.Под кандидатом следует понимать лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.Под избирательным блоком следует понимать добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.Под избирательным объединением следует понимать политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Под изготовлением агитационных материалов следует понимать совершение действий, результатом которых стало появление в готовом виде печатных, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки предвыборной агитации, либо агитации по вопросам референдума.Под распространением агитационных материалов следует понимать передачу изготовленных агитационных материалов неограниченному кругу лиц для агитации в пользу определенного кандидата, избирательного объединения или избирательного блока.Под оплатой изготовления или распространения агитационных материалов следует понимать покрытие финансовых расходов, связанных с производством или сбытом агитационных материалов.Под внесением пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд или фонд референдума через подставных лиц следует понимать перечисление денежных средств от вымышленных лиц, либо от лиц, не располагающими в действительности соответствующими денежными суммами, либо от лиц, хотя ими и располагающими, но не намеревающимися распорядиться ими указанным способом.Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного блока, избирательного объединения, или деятельности инициативной группы по проведению референдума регламентируется соответствующим законодательством.Например, в соответствии со ст. 66 ФЗ«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут формироваться за счет: 1) собственных средств, которые в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата; 2) средств, которые выделяются кандидату выдвинувшей его политической партией, которые в совокупности также не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 5 и 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата. При этом, предельная сумма всех расходов из избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн. рублей[5].Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 заключается в выполнении хотя бы одного из альтернативных деяний, перечисленных в диспозиции статьи, а предусмотренного ч. 2 –в выполнении альтернативных действий в виде: 1) использования в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки; 2) расходования в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.Согласно Примечанию к статье, крупным размером в рамках данного состава являются суммы денег, стоимость имущества или выгод материального характера, которые составляют не менее 1 млн. руб. и превышают 1/10 предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, запрещенного данной статьей.Состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с момента оказания или использования указанной финансовой (материальной) поддержки.Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи –является общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста. Для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 2 данной статьи, необходим специальный субъект. Им может быть в альтернативе: 1) кандидат, участвующий в избирательной кампании; 2) его уполномоченный представитель по финансовым вопросам; 3) уполномоченный по финансовым вопросам избирательного объединения; 4) уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.Уголовноправовой защите избирательных документов и документов референдума посвящены нормы ст. 142 УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленныезаконом в отношении избирательных прав и свобод. Кроме того, фальсификация указанных в диспозиции статьи документов посягает на реализацию принципа народовластия.Предметом преступления являются избирательные документы и документы референдума.Под избирательными документами следует понимать избирательные бюллетени, списки избирателей, удостоверения на право голосования, открепительные листы и т.п.Под документами референдума следует понимать протоколы собраний по формированию инициативной группы, итоговый протокол по сбору подписей, бюллетени для голосования, протоколы голосования и т.п.Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, состоит в фальсификации избирательных документов, документов референдума. Под фальсификацией избирательных документов (документов референдума) следует понимать подчистку, внесение ложных записей, их дополнение несуществующими данными, подмену документов, перечеркивании документов, составление избирательных документов от имени подставных лиц, внесение всписки избирателей или в списки лиц, участвующих в референдуме умерших лиц, лиц, не имеющих избирательного права, поменявших место регистрации и другое искажение данных, способное повлиять на результаты выборов (референдума).Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, составляет выполнение одного из альтернативных действий: 1) подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведенияреферендума; 2) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов). Кроме того, эти действия должны быть сопряжены альтернативно: 1) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) с подкупом; 3) с принуждением; 4) с применением насилия или угрозы его применения; 5) с уничтожением имущества или с угрозой его уничтожения (см. комментарий к ст. 141 УК РФ). Также, в качестве альтернативы перечисленным выше способам совершения преступления, законодателем предусмотрены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное понятие является оценочным. Такое нарушение может заключаться, например, в дезорганизации деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, в срыве избирательной кампании или кампании по проведению референдума, в причинении имущественного ущерба в крупном размере, в подрыве деловой репутации гражданина, организации, массовом нарушении прав граждан и т.п.Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 данной статьи выражается в выполнении следующих незаконных действий: 1) изготовлении; 2) хранении; 3) перевозке незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.Под незаконным изготовлением избирательных бюллетеней или бюллетеней для голосования на референдуме следует понимать любые действия, в результате которых без соответствующего на то разрешения были получены готовые избирательные бюллетени или бюллетени для голосования на референдуме (например, при допечатывании бюллетеней сверх заранее установленного тиража на специализированных предприятиях или их подделка кустарными способами). Для признания состава преступления оконченным, достаточно изготовление хотя бы одного из указанных бюллетеней. Под незаконным хранением избирательных бюллетеней или бюллетеней для голосования на референдуме следует понимать любые умышленные действия, связанные с их нахождением во владении виновного (независимо от места нахождения и продолжительности хранения). Под незаконной перевозкой избирательных бюллетеней или бюллетеней для голосования на референдуме следует понимать перемещение их из одного места в другое с использованием любого вида транспорта, независимо от способа транспортировки и места хранения. Перенос бюллетеней пешим способом должен квалифицироваться не как незаконная перевозка, а как разновидность незаконного хранения.Состав данного преступления является формальным, за исключением альтернативно указанного в ч. 2 рассматриваемой статьи материального состава.Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла (при формальном составе), либо прямым или косвенным умыслом (при материальном составе). Мотивы для квалификации деяния значения не имеют.Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи –специальный, а ч. 2 и 3 –общий, вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста, за исключением случаев совершения преступления путем заверения заведомо поддельных подписей (подписных листов). В этом случае субъект так же специальный. Это может быть только лицо, в предусмотренном законом порядке уполномоченное заверять подписи лиц, или подписные листы.Уголовноправовой защите итогов голосования посвящены положенияст. 142.1 УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении избирательных прав и свобод.Объективная сторона преступления, заключается в выполнении хотя бы одного из альтернативныхдеяний, перечисленных в диспозиции статьи.

Под включением неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании следует понимать фактическое (математическое) несоответствие количества выданных участникам голосования согласно общему списку избирателей или участников референдума бюллетеней для голосования и числа бюллетеней, оказавшихся в избирательной урне при подсчете голосов в пользу последних.Под предоставлением заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума следует понимать умышленное включение в список избирателей или список участников референдума лиц, ранее проживавших, но выбывших из указанного адреса, не зарегистрированных к моменту голосования по указанному адресу, неправильное указание их паспортных данных, ошибок в правописании ф.и.о. и т.п.Под заведомо неправильным составлением списков избирателей, участников референдума, выражающимся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, или правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц следует понимать включение в указанные списки лиц, признанных судом недееспособными, либо отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, а также умерших, либо лиц, никогда не проживавших по данному адресу, лиц, изначально не существующих, а также лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.Под фальсификацией подписей избирателей или участников референдума в списках избирателей или участников референдума следует понимать совершение подлога (подделки подписи за якобы проголосовавшее лицо) в указанных документах членом избирательной комиссии, либо членом инициативной группы или комиссии по проведению референдума.Под заменой действующих бюллетеней с отметками избирателей или участников референдума следует понимать физическое изъятие проголосовавших бюллетеней из урны для голосования с последующей их заменой на равное количество неучтенных бюллетеней с внесенными в них данными, устраивающими виновных лиц.Под порчей бюллетеней, приводящей к невозможности определения волеизъявления избирателей или участников референдума следует понимать внесение в действующие бюллетени дополнительных отметок об отдании голосов за второго (одного или нескольких кандидатов) либо противоположное решение (решения) референдума, в соответствии с законодательством приводящих данный бюллетень в категорию недействительных.Под незаконным уничтожением бюллетеней следует понимать их полное физическое уничтожение (сжигание, растворение, утилизацию и т.п.), либо приведение в состояние, непригодное для определения при подсчете голосов отраженного в них волеизъявления избирателей (участников референдума), при отсутствии на то законных оснований.Под заведомо неправильным подсчетом голосов избирателей или участников референдума следует понимать умышленное завышение или занижение количества голосов, поданных за коголибо из кандидатов, избирательные объединения, либо в пользу того или иного решения вопроса, вынесенного на референдум.Под подписанием членами избирательной комиссии или комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования следует понимать преждевременную вопреки установленному законом регламенту и реальному волеизъявлению избирателей или участников референдума констатацию факта победы или поражения того или иного кандидата или избирательного объединения на выборах, либо принятия или отсутствия поддержки того или иного вопроса, вынесенного на референдум.Под заведомо неверным (не соответствующим действительным итогам голосования) составлением протокола об итогахголосования следует понимать юридическое оформление тех или иных результатов голосования, не основанных и не соответствующих реальным показателям волеизъявления его участников.Под незаконным внесением в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения следует понимать специальный вид служебного подлога, заключающийся в необоснованной приписке голосов в пользу того или иного кандидата (кандидатов), избирательного объединения (объединений), либо в пользу того или иного решения вопроса, вынесенного на референдум.Под заведомо неправильным установлением итогов голосования, определения результатов выборов или референдума следует понимать объявление вопреки реальным итогам голосования кандидата (избирательное объединение) победившим, или наоборот, потерпевшим поражение, либо объявление выборов или результатов референдума действительными, или наоборот, недействительными и т.п.Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента выполнения в альтернативе хотя бы одного из действий,образующих объективную сторону преступления в отношении хотя бы одного избирательного документа.Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив на квалификацию деяния влияния не имеет.Субъект преступления –специальный –член избирательной комиссии, комиссии референдума, либо лицо, участвующее в подсчете голосов, подведении итогов голосования (референдума), либо иное лицо, имеющее отношение к работе избирательной комиссии или комиссии референдума.Уголовноправовой защите проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них посвящены положения ст. 149 УК РФ[1].Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан в области свободы выражения своего мнения в форме проведения публичного мероприятия.Статья 31 Конституции РФ предоставляет гражданам Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данная статья предусматривает ответственность за нарушение этого права в форме воспрепятствования.Главным нормативноправовым актом, регулирующим правоотношения в области обеспечения реализации указанного выше конституционного права граждан РФ, является Федеральный закон от 19.06.2004 № 54ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[6].Согласно его положениям, одним из ключевых юридических терминов бланкетного характера является определение публичного мероприятия, относительного которого определяются основные нормы. Кроме того, в Законе сформулированы условия и порядок проведения публичных мероприятий, даны основные определения, перечислены права и обязанности их участников.Под публичным мероприятием следует понимать открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.Под собранием следует понимать совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения какихлибо общественно значимых вопросов.Под митингом следует понимать массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественнополитического характера.Под демонстрацией следует понимать организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.Под шествием следует понимать массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к какимлибо проблемам.Под пикетированием следует понимать форму публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты,транспаранты и иные средства наглядной агитации.Любое публичное мероприятие может проводиться только после совершения надлежащего уведомления. Публичное мероприятия не может проводиться, если уведомление о его проведении не было подано в срок, либо если с органом власти по его мотивированному предложению не было согласовано изменение места и (или) времени. Оно не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.В качестве организаторов публичного мероприятия могут выступать один или несколько граждан РФ (демонстраций, шествий и пикетирований –достигшие 18летнего возраста, митингов и собраний –16летнего), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.Не могут быть организаторами: политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке, а также лица, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.По общему правилу, публичное мероприятие может проводиться в любых местах, пригодных для его целей в случаях, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников..В процессе проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора и уполномоченных им лиц, а также уполномоченных представителей органа исполнительной власти или местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать регламент проведения публичного мероприятия, общественный порядок и требования по обеспечению транспортной безопасности. Предусмотренными Законом основаниями прекращения публичного мероприятия являются (в альтернативе): создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц, либо совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований ФЗ, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.Необходимо отметить, что данный порядок не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, поджогов, погромов, и в т.п. случаях, требующих экстренного вмешательства. В этих ситуациях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательствомРФ (в частности, ФЗ «О полиции»[7]), с последующим привлечением виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.Объективная сторона преступления выражается в выполнении в альтернативе хотя бы одного из действий, указанных в диспозиции статьи.В качестве обязательных признаков объективной стороны законом предусмотрено использование должностным лицом служебного положения либо совершения преступления любым лицом с применением насилия или угрозой его применения, выступающими в качестве способа совершения преступления.Воспрепятствование проведению публичного мероприятия будет незаконным, если оно выразится в их необоснованном запрете вопреки нормам ФЗ; либо под необоснованным благовидным предлогом; оборудовании заграждений или создание заслонов из сил правопорядка для недопущения людей к месту проведенияразрешенной, законной акции, а равно необоснованном разгоне уже начавшегося публичного мероприятия.Как незаконное воспрепятствование участию в публичном мероприятии или принуждение к участию в нем может рассматриваться также физическое или психическое воздействие на человека, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в публичном мероприятии, например, угроза увольнением с работы, переводом на нижестоящую или ниже оплачиваемую должность, разглашении какихлибо порочащих сведений в отношении его самого или его родных и близких и т.п. Содержание насилия и угрозы применения насилия в рамках данного состава аналогичны рассмотренным ранее в рамках ст. 141 УК РФ. В зависимости от способа воспрепятствования и наступивших общественно опасных последствий деяние может квалифицироваться по совокупности составов преступлений (например, с причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением имущества и т.п.).Состав преступления является формальным, оно считается оконченным с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли достигнуть цели воспрепятствования проведения публичного мероприятия.Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.В зависимости от обстоятельств совершения преступления, альтернативно указанных в диспозиции статьи, субъект преступления может быть как общий –вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста (приприменении насилия или с угрозой его применения), так и специальный –должностное лицо либо лицо, выполняющее незаконные действия с использованием своего служебного положения.

Ранее изучением даннойпроблемызанимались в своих трудах такие исследователи российского уголовного права, как профессор Л.Д. Гаухман [8], профессор В.С. Комиссаров [9] и др., однако,в своих исследованиях они предавали мало значения рассмотрению таких аспектов, как комплексный анализ положений норм уголовного права в совокупности с нормами иных отраслей российского законодательства, на что сделан упор в проведенном исследовании. В заключении хотелось бы отметить, что, к сожалению, в современной российской судебной практике встречается очень мало уголовных дел данной категории, оконченных вынесением обвинительного приговора. Во многом это объясняется боязнью и нерешительностью органов предварительного следствия и суда при применении на практике данных норм УК РФ. Именно с целью добиться прогресса в данной области,было проведено представленное сравнительное исследование и обозначены полученные результаты.В качестве рекомендаций, хотелось бы обратить внимание представителей российских силовых структур и судебной системы на практические выводы, приведенные в данном исследовании и рекомендовать не бояться применять их на практике.

Ссылки на источники1.Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г., № 63ФЗ от 13.06.1996г.] : в ред. федер. закона от 13.07.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –1996. –№ 25. –Ст. 2954.2.Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 30 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2009. –№ 4. –Ст. 445.3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г., № 195ФЗ от 30.12.2001 г.] : в ред. федер. закона от 27.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2004. –№ 51. –Ст. 5780.4.Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» [Текст] : [принят Гос. Думой 20.12.2002 г., № 20ФЗ

от 10.01.2003 г.] : в ред. федер. закона от 12.03.2014 г. // Собрание законодательства РФ. –2003. –№ 2. –Ст. 172. 5.Федеральный закон «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст] : [принят Гос. Думой 14.02.2014 г., № 20ФЗ

от 22.02.2014 г.] : в ред. федер. закона от 05.10.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2014. –№ 8. –Ст. 740.

6.Федеральныйзакон"О собраниях, митингах,демонстрациях, шествиях и пикетированиях" [Текст] : [принят Гос. Думой 04.06.2004 г., № 54ФЗ

от 19.06.2004 г.] : в ред. федер. закона от 02.05.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2004. –№ 25. –Ст. 2485. 7.Федеральный закон «О полиции» [Текст] : [принят Гос. Думой 28.01.2011 г., № 3ФЗ от 07.02.2011 г.] : в ред. федер. закона от 13.07.2015 г. // Собрание законодательства РФ. –2011. –№ 7. –Ст. 900.8.Уголовное право. Особенная часть : Учебник / Под ред. проф. Л. Д. Гаухмана и проф. С. В. Максимова. –2е издание, перераб. и доп. –М. : Издво Эксмо, 2005. –704 с. –Серия : Российское юридическое образование. 9.Российское уголовное право. Особенная часть : Учебник / Под ред. проф. В. С. Комиссарова. –Спб. : ООО Питер Пресс, 2008. –720 с. : ил. –Серия : Учебник для вузов.