Потребительская кооперация и ее роль в развитии рыночной экономики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яхина Л. Т. Потребительская кооперация и ее роль в развитии рыночной экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970042.htm.
Аннотация. Рыночные преобразования в экономике России ведут к радикальной перестройке хозяйственного механизма. В формирующихся новых отношениях возрастающий интерес вызывает кооперация, представляющая в начале XXI века распространенное общественное явление. В основе ее деятельности лежат кооперативные принципы, принятые Международным кооперативным альянсом (МКА), одобренные Международной организацией труда (МОТ) и Организацией объединенных наций (ООН).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яхина Луиза Тагировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань yahina_kki@mail.ru

Миннигалеева Венера Завидовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань avlyakulova_kki@mail.ru

Потребительскаякооперация и ее роль в развитии рыночной экономики

Аннотация.Рыночные преобразования в экономике России ведут к радикальной перестройке хозяйственного механизма. В формирующихся новых отношениях возрастающий интерес вызывает кооперация, представляющая вначале XXI века распространенное общественное явление. В основе ее деятельности лежат кооперативные принципы, принятые Международным кооперативным альянсом (МКА), одобренные Международной организацией труда (МОТ) и Организацией объединенных наций (ООН). Ключевые слова:потребительская кооперация, рыночная экономика, кооперативные принципы.

По различным оценкам, в кооперативном секторе мировой экономики трудятся более 800 млн человек в более чем 100 странах с самыми разными социальноэкономическими и природноклиматическими условиями, а услугами кооперативных предприятий (организаций) в сфереторговли, массового производства, сбыта и заготовок сельскохозяйственной продукции, в строительстве, эксплуатации и аренде жилья, кредитнобанковском деле, страховании, транспорте, образовании, средствах массовой информации и др. пользуются около половинынаселения Земли. В настоящее время в мире свыше 700 тыс. кооперативов, включающих 120 видов и разновидностей, которые распределяются по континентам неравномерно: 63% —в Азии, 22% —в Европе, 13% —в Америке и 2% —в Африке.В развитых странах кооперативный сектор служит важным институтом развития малого и среднего предпринимательства и является, таким образом, одним из условий качественного функционирования рынка. Как особый общественнохозяйственный институт, кооперация служит инструментом соединения, формирования и осуществления коллективного интереса, органично включает частные интересы в систему, сохраняя при этом сложившиеся социальноэкономические структуры.В ряде стран давно уже сложился кооперативный сектор экономики —особая область хозяйственнойдеятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации. Кооперативный сектор —социальноэкономическая система макроэкономического масштаба, основанная на кооперативной собственности, совмещении экономической эффективности и социальнойответственности субъектов воспроизводственного процесса. Институциональный анализ этапов развития кооперативного сектора показывает, что существует тенденция увеличения числакооперативных форм, появляются новые типы кооперативов, усложняются их функции.Наиболее массовой является потребительская кооперация, охватывающая 22,2 млн жителей (57% всего сельского населения страны), около 100 тыс. сел и деревень. Являясь старейшим видом кооперации в России, она объединяет в своих рядах более 3 тыс. потребительских обществ и 76 региональных союзов, 3,8 млн пайщиков. Система потребительской кооперации расширяет и совершенствует свои многочисленные функции и спектр услуг. В 2009 году совокупный объем деятельности составил 206,5 млрд рублей, незначительно (на 1%) увеличившись по сравнению с предыдущим годом. Кооперативный сектор национальной экономики имеет значительную материальнотехническую базу (около 100 тыс. предприятий), осуществляет многоотраслевую деятельность (торговую, заготовительную, производственную, по оказанию услуг), располагает сетью высших и средних профессиональных учебных заведений, в которых в настоящее время обучается более 100 тыс. человек.Основным видом деятельности традиционно является розничная торговля. В последние годы розничная торговля иобщественное питание потребкооперации имеют устойчивый рост как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли и общественного питания в 2009 г. составил 156,2 млрд рублей и по отношению к 2000 г. вырос более чем в 3 раза. За последние пять лет оборот общественного питания увеличился на26,0% в сопоставимых ценах. Фактически кооперативные организации потребительской кооперации работают на рынке с низкой платежеспособностью населения. При этом отмечается рост оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одного человека, обслуживаемого потребкооперацией. За последние годы существенно увеличился охват оборотом потребительской кооперации денежных доходов сельского населения. В структуре потребительских расходов удельныйвес средств, направленных на покупку товаров (в расчете на одного человека в год), возрос с 9,6% в 1999 году до 15,6% в 2009 г. Следует отметить, что рост продажи непродовольственных товаров заметно опережает рост продажи продовольственных товаров, что является положительной тенденцией и свидетельствует о повышении жизненного уровня обслуживаемого населения. В 2009 г. оборот по продаже непродовольственных товаров возрос на 22%, продовольственных —на 21,2%.В развитии торговли особое внимание уделяется совершенствованию структуры товарооборота, внедрению прогрессивных форм и методов обслуживания населения, среди которых наиболее распространенным является самообслуживание. Сейчас этот метод применяется примерно в 4 тыс. кооперативных магазинах и отделах. На круглосуточный режим работы переведены 1800 предприятий розничной торговли. Растет число специализированных магазинов. Наибольшее количество магазинов самообслуживания имеется в Новгородском, Воронежском, Нижегородском потребсоюзах, развитая специализированная торговая сеть —в Кировском, Краснодарском, Алтайском, Пермском потребсоюзах. В настоящее время организации потребительской кооперацииспособствуют повышению доходов сельских жителей, предоставляя им рабочие места и осуществляя массовые закупки выращенной ими сельхозпродукции и сырья[1] .В настоящее время отмечается эффективное развитие основных отраслей хозяйственной деятельности кооперативного сектора экономики. Наряду с торговлей приоритетными вновь становятся заготовительная отрасль, особенно закупки мяса и молока, и бытовое обслуживание населения. Количество предоставляемых организациями потребительской кооперации сельскому населению услуг приближается к 300 тысячам, их оказывается 146 видов, в том числе 7700 услуг парикмахерских, 18 тыс. услуг по ремонту жилья, более 8 тыс. услуг по ремонту бытовой техники и часов. На селе открыто 265 домов быта. Действуют 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тыс. стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тыс. пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях. Многие виды услуг стали оказывать недавно.

Кооперативные организации ежегодно расходуют значительные средства на социальную поддержку населения (помощь малоимущим и инвалидам, оказание бесплатных услуг и т.п.), обустраивают в магазинах библиотеки, бесплатные чайные столы, детские игровые площадки, организуют спортивные секции, художественную самодеятельность и т.д. Работая на селе, они развивают социальную сферу, оказывают медицинские услуги, открывают аптеки, располагают сетью образовательных учреждений, ведут жилищное строительство. Но при имеющихся достижениях кооперативные организации имеют и нерешенные проблемы, как внешние, так и внутренние.Внешние проблемы —это проблемы, решение которых зависит от государственной политики по отношению к кооперативному сектору экономики в целом и к потребительской кооперации в частности. Сегодня из поля зрения государства выпало само понятие кооперативного сектора экономики. Нет единого закона для всех видов кооперации. В Гражданском кодексе Российской Федерациине нашло отражения понятие кооперативной собственности. В Налоговом кодексе отсутствует защитный механизм для организаций кооперативного типа. Земельный кодекс не учитывает, что земли потребительских кооперативов в свое время были экспроприированы, поэтому не совсем справедливо выкупать их на общих основаниях. Нуждается в координации и консолидации российское кооперативное движение в целом.Потребительская кооперация не включена в число участников приоритетногонационального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». К сожалению, в проекте игнорируются существование потребительской кооперации, ее место и роль в создании внутренних рынков субъектов Федерации, в формировании местных бюджетов, в развитии сельской промышленности, в концентрации путем закупок у населения ресурсов продовольствия, дикорастущих грибов, ягод, папоротника, лекарственного и технического сырья, в создании инфраструктуры торговли, общественного питания, сферы услуг[2].В обход потребительской кооперации выбран более дорогой, длительный в реализации и трудоемкий вариант. Он заключается в создании новых кооперативов —сельскохозяйственных потребительских, которые будут дублировать уже существующие потребительские общества и их союзы по всем направлениям деятельности: по сбыту сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, по обеспечению их техникой, семенами, молодняком скота и птицы, продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления, по переработке заготовленной продукции, по предоставлению услуг предприятиям торговли, общественного питания, других предприятий сферы услуг. Все это уже осуществляет потребительская кооперация, имея сложившуюся материальнотехническую базу; значительный кадровый потенциал, воспроизводство которого гарантировано наличием мощной системы профессионального кооперативного образования; около 4 млн пайщиков, экономические отношения с которыми создают клиентский (партнерский) потенциал; имидж социально ориентированной системы. Главное: потребительские общества и союзы уже существуют как система, что упрощает соглашения между ними и органами управления[3].Социальноэкономический потенциал потребительской кооперации реализован далеко не полностью. Ее развитие, основанное на поддержке государства и принципах самоорганизации, самоуправления, самофинансирования, самоокупаемости затрат в рамках приоритетных государственных проектов, могло бы стать мощным фактором развития сельской экономики в целом.Потребительская кооперация, кроме традиционной деятельности (торговля, общественное питание, заготовки, производство, промысловая, кустарническая деятельность; переработка, услуги), способна осуществлять на селе строительство жилья для населения, обустройство и ремонт сельских дорог, развивать придорожный сервис (кафе, магазины, бензозаправочные станции, техническое обслуживание автомобилей, мотели), организовывать медицинскую помощь пайщикам, содержать аптеки и ветеринарные аптеки, осуществлять озеленение территорийи т.д.Одна из актуальных проблем потребительской кооперации —повышение ее конкурентоспособности в новой глобальной экономической среде, которая обусловлена следующими конкурентными преимуществами: многоотраслевым хозяйством на основе коллективной собственности, участием в реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов, наличием своего целевого рынка —пайщиков и обслуживаемого сельского населения, кооперативными ценностями и принципами, этикой, определяющей самобытность системы,имиджем организаций потребительской кооперации, наличием организационного единства системы и общностью экономических интересов хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить предпринимательский риск, возможностью самореализации, участия пайщиков в управлении, использованием в развитии концепции социальноэтического маркетинга.Глобализация затрагивает производство товаров, работ, услуг, использование трудовых ресурсов, инвестиций, технологий, влияет на эффективность производства и обращения, производительность труда и конкурентоспособность. Она ведет к социально несправедливой экономике. Ей следует противопоставить иную парадигму развития, которая отвечала бы интересам всех экономических субъектов. Такой парадигмой может стать экономика, которая не преследуетцели достижения максимальной прибыли, а ориентирована на оптимальное сочетание предпринимательских (хозяйственных) и потребительских (социальных) интересов и в состоянии обеспечить экономическое развитие общества без серьезных социальных потерь.Логика развития экономики приводит к необходимости выбора ее социальной модели, позволяющей сохранить целостность национальных рынков (как условие политической и экономической независимости), региональных рынков (как условие существования здоровой социальной среды и прежде всего обеспечения занятости), осуществлять заботу об обществе и каждом его члене (как условие безопасности страны в целом и каждого ее региона). Социальная экономика —единственно возможный способ разрешения противоречий между глобальной экономикой и экономикой устойчивого развития[4].Элементы социальной экономики в действующей системе мирохозяйственных связей присущи международному кооперативному движению, в первую очередь потребительской кооперации, с ее социальной направленностью. Экономика XXI в. видится не только глобальной, но и в какойто мере кооперативной, воспринимающей основные ценности и принципы, выработанные двухвековой историей развития теории и практики мирового кооперативного движения —самого мощного (после церкви) объединения людей.Позиция российской кооперации и всего Международного кооперативного альянса по отношению к глобализации состоит в признании ее неотвратимости и понимании своего предназначения в смягчении результатов глобализации, защите национальных и региональных рынков. Такая позиция требует корректировки парадигмы развития потребительской кооперации. Изменение парадигмы не затрагивает миссии потребительской кооперации, ее деятельности как социально ориентированной системы, направленной на удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов. Эта составляющая остается приоритетной и реализуется в форме социальной работы. Новая парадигма сохраняет экономические отношения с пайщиками, понимание их значимости как социальной и клиентской базы, усиливающей позициисистемы в конкурентной борьбе за покупателя. Корректировка парадигмы относится к финансовохозяйственной деятельности, что вызвано усиливающейся экспансией глобальных торговых сетей, их появлением в зоне деятельности потребительских обществ и союзов.В условиях глобализации конкуренция выходит за пределы регионов и стран, трансформируется в экономическое противостояние между потребительской кооперацией и транснациональными объединениями. Конкурентная сила организаций потребительской кооперации регионов —субъектов Российской Федерации определяется их способностью противостоять глобальным национальным сетям, объединениям, ассоциациям.Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» декларирует гарантии государственной поддержки потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы. Однако на практике размеры такой поддержки ничтожны, многочисленные кооперативные предприятия и организации поставлены в неравные условия с предприятиями малого бизнеса, хотя большинство из них —малые предприятия. Они не присутствуют в федеральных и региональных программах развития малого бизнеса, агропромышленного комплекса. Государственная политика ориентирована не на каждое кооперативное предприятие, а на систему потребительской кооперации в целом.Новая парадигма развития потребительской кооперации должна способствовать укреплению внутрисистемныхкоммерческих отношений, использованию интеграционных возможностей горизонтальных и вертикальных связей, что позволит получить значительный синергетический эффект даже без дополнительных инвестиций. В настоящее время в коммерческой деятельности внутри системы превалирует автономность, что выражается: в наличии слабой связи между оптовой и розничной торговлей; отсутствии внутрисистемной координации производства потребительских товаров, специализации производства, рассчитанного не на внутрирегиональный, а намежрегиональный (межобластной, межрайонный) спрос; недостаточном применении маркетинговых подходов в розничной торговле, общественном питании с целью координации их совместной деятельности; слабой коммерческой вертикали управления, отсутствии механизма формирования и регулирования коммерческих операций как согласованных, взаимовыгодных действий всех субъектов экономических отношений внутри системы[5].Другое направление, характеризующее новую парадигму, —развитие модели потребительской кооперации как инновационной системы, сохраняющей социальную ориентацию, но функционирующей по законам рынка. Инновационность проявляется во внедрении прогрессивных технологий, современной техники, достижении международных стандартов, использовании маркетинговых технологий продвижения товаров и услуг, совершенствовании управления на основе методов менеджмента отношений, современных компьютерных технологий. Новая парадигма нацеливает на сочетание крупномасштабного производства со средними и мелкими предприятиями, оснащенными самой современной техникой и применяющими новые технологии. Для торговой отрасли это развитие сети специализированных магазинов, внедрение самообслуживания, созданиедополнительных ценностей торгового предложения; проникновение информационных технологий в торговый бизнес, повышение доступности товаров и услуг за счет продаж посредством Интернетсайтов, виртуальных магазинов, сфокусированного маркетинга продаж по каталогам и телефону, использования передвижных магазинов; расширение рынка за счет продаж черезкабельные и телевизионные сети, широкого внедрения франчайзинга и т.д.Проблемы современной экономики http://www.meconomy.ruВ соответствии с новой парадигмой потребительские общества и союзы при выработке стратегии развития вынуждены учитывать диверсификацию в городах транснациональных торговых сетей, в сельских местностях —крупных отечественных сетей. Объективные возможности противостоять крупным сетям потребительская кооперация имеет. Потребительская кооперация по своей сути сама является сетью. По крайней мере она была таковой до «перестройки», что определяло ее высокую конкурентоспособность. Она обладала всеми признаками сети, в том числе такими, как существование в едином комплексе оптовой и розничной торговли, наличие вертикальной хозяйственной интеграции, единая ценовая и ассортиментная политика. В последнее десятилетие потребительская кооперация утратила очень важные составляющие: хозяйственную вертикаль управления, крупный опт, обеспечивающий закупку товаров крупными партиями, централизованный их завоз в магазины, единую систему управления товарными запасами и издержками обращения.Представляет угрозу тенденция к организационной раздробленности потребительской кооперации, инициированная фискальной политикой государства. Некоторые организации дляперехода на упрощенную систему налогообложения дробятся, взамен одной создается до десяти новых. Выигрывая тактически, они проигрывают в стратегии развития. В условиях глобализации в конечном итоге выживут только мощные кооперативные организации.В новой парадигме потребительская кооперация должна представляться как глобальная сеть. Потребительским обществам и их союзам необходимо ориентироваться на воссоздание прежних элементов сетевой торговли и приобретение таких новых качеств, как компьютерное управление, централизованная система работы с поставщиками товаров. Определяющее условие развития потребительской кооперации на принципах торговой сети —собственный опт, а также предпочтительность внутрисистемных закупок. Только с помощью крупного опта можно закупать товары по низким ценам, а следовательно, пускать их в реализацию в рознице также по низким ценам. Резерв повышения конкурентоспособности состоит в развитии собственного крупного опта. Очень перспективное направление развития торговых сетей —создание сети автомагазинов (автолавок).Таким образом, новый взгляд на развитие потребительской кооперации обусловлен экспансией глобальных торговых сетей. Он предполагает изменение интеграционных внутрисистемных коммерческих отношений, которые должны быть ориентированы на получение синергического эффекта, развитие модели потребительской кооперации как инновационной системы, выстраивание потребительской кооперации в форме системной торговой сети.Внутренние (внутрисистемные) проблемы связаны с сохранением кооперативного единства, потребительской кооперации как системы. Существование потребительских обществ и союзов в системе —неоценимое преимущество, способ самоорганизации и самозащиты. Это один из факторов, способствующих выживанию потребительской кооперации в любой экономически нестабильной обстановке. Заметим, что сельскохозяйственные производственные кооперативы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не сохранились по причине отсутствия вертикали управления, придающей системе прочность.Учитывая продолжительное влияние потребительской кооперации России на жизнь сельских территорий, в условиях глобализации существенно усилится ее роль в решении одной из актуальных социальноэкономических задач —устойчивого развития сельских территорий. Несмотряна то что проблема устойчивого развития до недавнего времени связывалась главным образом с состоянием окружающей среды, не менее важными ее составляющими выступают социальные, политические, экономические, технические, культурные аспекты. В настоящее времябольшинством ученых устойчивое развитие трактуется как развитие, порождающее экономический рост, справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их. В связи с этим основными элементами концепции устойчивого развития становятся экология, экономика и социальная сфера, в качестве цели выступает благополучие людей. В Российской Федерации переход к устойчивому развитию рассматривается как процесс, обеспечивающий сбалансированное решение социальноэкономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Устойчивое развитие сельских территорий страны нацелено на предотвращение сельской миграции, борьбу с бедностью, расширение занятости и повышение благосостояния сельского населения, обеспечение равенства возможностей в улучшении качества жизни, здоровья, безопасности, развития личности. Онопредполагает формирование саморазвивающихся социальноэкономических территориальных систем, способных противодействовать антропогенной перегрузке и разрушению ландшафта, обеспечивающих сохранение культурных ценностей, долговременное использование всех природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма и других видов хозяйственной деятельности, обеспечивающих достижение достойных условий жизни населения.

Ссылки на источники1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая.—М.: Проспект, 2008. —544 с.2.Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 №97ФЗ, от 28.04.2000 №54ФЗ, от 21.03.2002 №31ФЗ.3.Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года: http://www.doncoop.ru/about/docs/6/34.Насретдинов, И.Т. Взаимосвязь формата торговой организации с предоставляемыми услугами / Насретдинов И.Т., Хакимов А.А. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. №3. С. 2326. 5.Яхина Л.Т., Миннигалеева В.З. Потребительская кооперация и ее роль в развитии рыночной экономики. В сборнике:Теория и практика интеграционных процессов в региональном развитиисборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции : в 2х т.. Российский университет кооперации, Смоленский филиал; Белорусский торговоэкономический университет потребительской кооперации. 2016. С. 130135.