Риски и угрозы продовольственной безопасности России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Уланова О. И. Риски и угрозы продовольственной безопасности России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970041.htm.
Аннотация. Отмечается, что на сегодняшний день продовольственная безопасность является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности. В статье рассматриваются угрозы и риски продовольственной безопасности и меры по их ликвидации в современных условиях. Уделено внимание современному состоянию продовольственной безопасности в связи с введением экономических санкций стран Запада против России. Делается вывод о том, что приоритетным направлением политики государства должно стать развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Уланова Ольга Ивановна, кандидат культурологии, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК ФГБОУ ВО Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, г.Пензаolga.ulanova2010@yandex.ru

Риски и угрозыпродовольственной безопасностиРоссии

Аннотация. Отмечается, что на сегодняшний день продовольственная безопасность является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности. В статье рассматриваются угрозы и риски продовольственной безопасности и меры по их ликвидациив современных условиях.Уделено внимание современному состоянию продовольственной безопасности в связи с введением экономических санкций стран Запада против России. Делается вывод о том, что приоритетным направлением политики государства должно стать развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов.Ключевые слова:продовольственная безопасность, внутренние и внешние угрозы, риски, направления, сельскохозяйственные ресурсы, продовольственная политика, экономические санкции.

В общем виде под продовольственной безопасностью понимается обеспеченная соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам и нормам.Продовольственная безопасность для РФ является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.Понятие продовольственной безопасности было впервые сформулировано в середине 70х годов применительно к сложившейся в мире парадоксальной ситуации, когда абсолютное перепроизводство продовольствия стало сопровождаться его катастрофической нехваткой в ряде развивающихся стран ©третьего мираª, массовым голодом и голодными смертями десятков тысяч людей. Исходный английский термин ©food securityª, впервые введённый в широкое употребление на состоявшейся в 1974 г. в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, которую организовала Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), переводится двояко: как продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность.В настоящее время под продовольственной безопасностью, как правило, понимают обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны мира физическим и экономическим доступом к безопасной, достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни [1].Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности, независимо от изменения внешних и внутренних условий, являются:

своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребленияпищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

обеспечение безопасности пищевых продуктов [2].В России в начале 2010 г. принята Доктрина продовольственной безопасности. Согласно которой стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства,а также наличие необходимых резервов и запасов. Эксперты ФАО определяют продовольственную безопасность как важнейшую гарантию права на жизнь: она характеризует способность государства удовлетворять потребности населения в доброкачественных продуктах питания, питьевой воде. Критериями безопасности являются: производство 7580% общего объема основных видов продовольствия за счет собственных ресурсов, запасы не менее 20% потребности, измеряемой калорийностью суточного рациона. Продовольственная независимость –способность обеспечить страну продуктами питания в случае полного или частичного прекращения внешних поставок.Россия, имея примерно 8% пригодной для сельскохозяйственного производства земли, 24% пресной воды, огромные природные ресурсы, может прокормить не только себя, но население как минимум половины планеты. Аграрный сектор может стать ©прорывнымª направлением, локомотивом экономики, но он находится в плачевном состоянии, а на закупку продовольствия за рубежом мы ежегодно тратим более 40 млрд. долл.[1, 3].Проблемы обеспечения продовольственной безопасности человечества в целом носили и носят в основном не физический, а социальноэкономический характер. К базовым показателям продовольственной безопасности, которые номинируются как её качественные стандарты, указанная выше Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности 1996 года относит:—физическую доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи; Продукты питания должны быть в наличии на территории страны в необходимом объеме и ассортименте (в соответствии с принятыми нормами потребления), их поступление должно быть бесперебойным.—экономическую доступность продовольствия должного объёма и качества для всех социальных групп населения; Каждый гражданин страны независимо от возраста, имущественного и должностного положения должен иметь достаточный уровень доходов для приобретения минимального набора продуктов питания. —автономность и экономическую самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственную независимость);—надёжность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;—устойчивость, означающую, что национальная продовольственная система функционирует в режиме, не уступающем темпам изменения численности населения страны.–безопасность питания. Качество сырья и продуктов питания должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление. Человек должен получать с пищей весь комплекс необходимых для нормального развития организма веществ и в то же время быть уверенным в ее безопасности, т.е. в отсутствии вредных для здоровья и окружающей среды веществ. Повышение интереса к безопасности продуктов питания в мире объясняется ростом числа заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями.Если производство продуктов и их хранение не контролируется потребителями, то в эти продукты могут быть включены добавки (консерванты, вкусовые присадки, красители и т.п.), употребление которых в пищу может непредсказуемым образом сказаться на состоянии здоровья не только живущего, но и будущих поколений. Тем самым продукты питания превращаются из пищи в оружие геноцида (пятый приоритет обобщенных средств борьбы и управления). Это мы и видим на практике. Многие консерванты, красители и вкусовые добавки, запрещены к продаже в западных странах, но почемуто разрешены в России и в странах ©третьегоª мира. Кроме того, мудрые люди утверждают, что человеку наиболее полезно потреблять те продукты, которые родит его родная земля. Старая пословица гласит: ©Что для русского полезно, то для немца –смертьª. И наоборот.Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Наиболее значимые риски относятся к следующим категориям:

макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы;

требования к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.Данные перечисленные риски формируют угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности.Под угрозой продовольственной безопасности понимается совокупность условий и факторов, которые приводят к ухудшению состоянияобеспеченности продуктами питания, к снижению доступности продуктов питания для большинства населения страны.К основным внутренним угрозам относят:

низкие реальные доходы основной части населения и высокая степень его закредитованности;

сокращение числамалых форм хозяйствования, концентрация производства в рамках отдельных предприятий и холдингов;

изменение структуры потребления и требований к качеству продовольственных товаров;

углубление имущественного расслоения общества;

низкая конкурентоспособность сельского хозяйства, пищевой промышленности;

низкий уровень развития отраслей, обеспечивающих сельское хозяйствоматериальнотехническими ресурсами (услугами);

открытость рынка и преобладание импортной продукции;

неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка,

рост безработицы, ухудшение социальной ситуации на селе;

зависимость агропродовольственного рынка от рынка энергоресурсов;

незавершенность земельной реформы (в отдельных республиках), что создает условия для массового теневого оборота земли;

переход крупных землевладений под контроль иностранцев.От 75 до 99,9% пакетов акций 5 из 10 крупнейших сельскохозяйственных организаций России принадлежат иностранным юридическим лицам [4].К основным внешним угрозам продовольственной безопасности относят:

состояние внешнеэкономических связей, экономические санкции со стороны ряда государств;

возрастающие риски нестабильности мировой экономики;

низкую конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных продуктов;

изменение курса национальной валюты;

динамика мировых цен на продукты питания;

сокращение уровня мировых запасов продовольствия;

повышение цен на энергоресурсы;

ограничения на ведение торговли продовольственными товарами на мировом агропродовольственном рынке[5].Первоочередные меры, направленные на ликвидацию внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности:

оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

регулирование объемов импорта по основным стратегическим видам продовольствия;

последовательное сокращение ввоза в страну тех продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России;

активное государственное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;

проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.Необходимое условие продовольственной безопасности страны –ее самообеспечение, под которым понимается удовлетворение потребностей в продуктах питания за счет отечественного производства. Условием устойчивой продовольственной независимости является достижение удельного веса отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления на уровне 80 процентов.Наша страна самодостаточна по всем основным видам ресурсов —энергетических, сырьевых, трудовых и земельных. Россия имеет больше, чем в других странах, пашни в расчете на одного человека —около 0,85 га. Но у нас не хватает продовольствия для полноценного обеспечения народа. Это может стать не только фактором внутренней нестабильности, но возможности внешнего давления на страну со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.В 90е годы население России пережило катастрофическое снижение уровня продовольственной безопасности. Так, в климатических условиях России, для которых физиологически обоснованная норма питания составляет 30003200 ккал на человека в день, средняя калорийность снизилась с 3300 ккал в 1990 году до 2200 ккал в 2003 году, потребление мяса и мясопродуктов за период 19902001 гг. снизилось с 75 до 48 кг в год на душу населения, рыбы и рыбопродуктов –с 20 до 10 кг, молока и молочных продуктов –с 370 до 221 кг.С учетом высокого уровня социальной дифференциации в нашей стране, эти среднестатистические показатели нельзя считать удовлетворительными: примерно 17% населения страны хронически недоедают, а около 3% испытывают самый настоящий голод, поскольку их уровень доходов не позволяет нормально питаться. При этом доля расходов на питание россиян стабильно составляет 3035% от всех потребительских расходов, а у 5% населения превышает 65% (в то время как в США и в странах ЕС она не превышает 1517%).©Продовольственная стабильность является важным фактором для построения мира, обеспечения политической стабильности и продвижения устойчивого развития. В истории человечества мы снова и снова наблюдаем, как конфликты, выходящие за пределы национальных границ, провоцируют образование порочного круга насилия и голодаª, –сказал Генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (ФАО) Грациану да Силва на заседании Комиссии ООН по миростроительству в январе 2015г. Обострение политической обстановки не может не отразиться на экономике. Украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения конкуренции со стороны российских компаний на мировом и, прежде всего, европейском рынке. Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых, конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала. Цель санкций стран Запада –дестабилизировать российскую экономику любыми доступными способами. Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок,то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка. Они хотят ограничить доступ России к финансовым рынкам, технологиям двойного назначения, радиоэлектронной продукции, оружейным разработкам. В связис этим не удивительно, что Россия со своей стороны принимает ответные шаги.Россия запрещает ввоз фруктов, овощей, мясной и молочной продукции из Евросоюза, США, Канады, Норвегии и Австралии. В списке запрещённых товаров значатся следующие: свежее, замороженное или охлаждённое мясо крупного рогатого скота и свиней; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы; сушёное, копчёное, солёное мясо; рыба, ракообразные и прочие беспозвоночные; молоко и молочная продукция. Кроме того, в перечень включены колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов; готовые продукты, в том числе сыр и творог, на основе растительных жиров и молокосодержащие товары на основе растительных жиров. Из растительной продукции под эмбарго попали овощи, фрукты, орехи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды.Изза наложенного эмбарго на товары из ЕС, США и других стран, введших санкции, эксперты не ожидают наступления продовольственного кризиса в России. Проанализировав перечень запрещённого импорта, аналитики пришли к выводу, что в большинстве случаев речь идёт о таких секторах, где уровень зависимости России от импорта уже сравнительно невысокий и выпадающие объёмы могут быть достаточно быстро компенсированы за счёт расширения внутреннего производства или расширения торгового сотрудничества с третьими странами.По данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, уровень продовольственной безопасности по зерну в нашей стране составляет 134,8 % ( при минимальном уровне 95 %); по картофелю –103,7 % (при норме в 95 %). При этом самообеспеченность РФ молочной продукцией оставляет желать лучшего (до минимального уровня продовольственной безопасности не хватает порядка 10 %). Самообеспечение сыром составляет 53,2 %, сливочным маслом –65,4 %, по молокуи сухим сливкам –58,5 %. Аналогичная ситуация прослеживается с уровнем продовольственной безопасности по мясу –уровень самообеспечения им составляет 85 %. Будущее продовольственной безопасности России связано не с нынешними конъюнктурными выгодами. Единственно надёжный гарант нынешней и будущей продовольственной безопасности нашей страны –опора на собственные силы, полноценное использование громадного бездействующего потенциала –в том числе и прежде всего более 50 млн. га неосвоенных и заброшенных земельных угодий. В рамках концепции продовольственной безопасности приоритетным направлением политики государства должно стать развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов.Целесообразно на национальном уровне реализовать механизмы обеспечения продовольственной безопасности [8]:

осуществлять государственную и региональную поддержку отечественного производителя сельскохозяйственной продукции на всех уровнях: законодательном, налоговофинансовом, научнотехнологическом, информационном и т.д., включая компьютеризацию сельскохозяйственного производства с контролем качества на всех его технологических этапах, вплоть до поставки конечным потребителям;

создать необходимые мощности и технологические парки для производства достаточных физических объёмов продовольствия;

создать необходимую логистическую инфраструктуру для хранения и транспортировки продовольствия к зонам потребления;

обеспечить уровень доходов населения, не препятствующий экономической доступности продовольствия должного объёма и качества для подавляющего большинства жителей;

реализовать универсальные, производящие большинство продовольственного спектра агропромышленные модели;

активно внедрять передовые и эффективные технологии сельскохозяйственного производства;

создать необходимые условия для перехода к инновационной модели обеспечения продовольственной безопасности.Таким образом, главной задачей политики России в сфере обеспечения продовольственной безопасности на ближайшее будущее должно стать своевременное решение проблемы в сфере продовольственной безопасности современной России, поскольку продовольственная политика является чрезвычайно важной составляющей деятельности государства.

Ссылки на источники1.О продовольственной безопасности России: доклад группы экспертов Изборскогоклуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева // http://www.dynacon.ru.2.Воронин, Б.А. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности российского государства в условиях ВТО // http://www.bmpravo.ru.3.Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120) / СПС ©Гарантª.4.Доклад группы экспертов Изборского клуба ©О продовольственной безопасности Россииª.5.Сергеева,И.А. Угрозы продовольственной безопасности России/ И.А. Сергеева, А.Ю. Сергеев // Продовольственная политика и безопасность. —2014. —Том 1. —№ 1. —с. 1324. —doi:10.18334/.1.1.2536.Олейникова Е.Г. Нормативноправовые и организационные аспекты управления социальной сферой в России: история и современность / Е.Г. Олейникова, С.С. Симонова //Философия социальных коммуникаций. 2013. № 3 (24). С. 36.7.Симонова, С.С. Проблемы продовольственной безопасности в современной России / С.С. Симонова // http:enotabene.ru.8.Уланова, О.И. О продовольственной безопасности в Российской Федерации/ О.И. Уланова // Научное обеспечение развития АПК России: сборник статей Всероссийской научнопрактической конференции / МНИЦ ПГСХА. –Пенза: РИО ПГСХА, 2012. –С. 8891.9.Уланова, О.И. О продовольственной безопасности России/ О.И. Уланова // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник Всероссийской научнопрактической конференции молодых –Пенза, 2014. –С. 7981.10.Уланова, О.И. Продовольственная безопасность России: внутренние и внешние угрозы /О.И. Уланова// Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых 26…27 ноября 2009 г. –Пенза: РИО ПГСХА, 2009. –С. 108.11.Чернова, О.А. Организационноправовые проблемы обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в продовольственной сфере / О.А. Чернова // Российская юстиция. 2011. N 12. С. 6364.