Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности
Выпуск:
ART 970043
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галимарданова
Н.
М. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970043.htm.
Аннотация. В статье обосновывается организация управления финансами малого предприятия. Укрепление статуса предприятия малого бизнеса как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его финансовой деятельностью. В частности, необходимо внедрение финансового управления на малом предприятии.
Ключевые слова:
малый бизнес, финансы
Текст статьи
Галимарданова Наиля Муртазовна,доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань galimardanova_kki@mail.ru
Финансыпредприятий малого бизнеса и их особенности
Аннотация. В статье обосновывается организация управления финансами малого предприятия. Укрепление статуса предприятия малого бизнесакак самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его финансовой деятельностью. В частности, необходимо внедрениефинансовогоуправленияна малом предприятии,Ключевые слова:финансы, малый бизнес.
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационноправовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Основной вид экономической деятельности предпринимательство это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, вопервых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), вовторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия.Втретьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственнойподдержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки[1].
В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии изза небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топменеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковыеимеются. На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;3) передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. на данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена[2].Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:
формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;
организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;
постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;
осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнеспланов);
реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;
оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;
проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;
разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;
организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;
оптимизировать и разрабатывать финансовые схемы по реализации продукции, осуществлению платежей;
участвовать в мероприятиях по рискменеджменту;
консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.Финансовая система малого предприятия как в средних, так и в крупных предприятиях состоит из двух систем управляющей и управляемой. Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему[3]. Современная управляющая система должна работать на информационных потоках, а для эффективного построения управляющей системы необходимо иметь широкий круг информации как внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но всетаки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации.Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие врезультате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами.Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета. При проведении финансового анализа могут возникнуть проблемы организационного характера бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоватьсяряд корректировок.Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета[4]. Финансовый анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).В отличие от крупных предприятий в малом бизнесе показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности обычно меньше, а оборачиваемости больше, поскольку в связи с малой численностью и высокой оборачиваемостью для малого предприятия характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса.После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным:
стратегическое планирование. Обычно оно осуществляетсяв форме бизнесплана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления от одного года до трех лет. В бизнесплане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. Бизнесплан используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего контроля и управления. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме техникоэкономического обоснования (ТЭО);тактическое планированиереализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнесплан. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэшфлоу, прогнозный отчет о финансовых результатахи прогнозный баланс.Для малого предприятия, не входящего в объединение предприятий, необязательна разбивка по центрам финансовой ответственности (ЦФО) как в крупных и средних предприятиях. А поэтому предприятие можно рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству предприятия необходимо выбрать наиболее оптимальный;
оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.Уже в периодосуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.При формировании структуры активов, которые делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:
объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;
объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия;
состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;
активы должны увеличивать скорость оборота;
необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.Следует подчеркнуть, что для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут быть самые разные:
уставный капитал это основной источник собственных средств, который формируется первоначально при создании организации;
добавочный капитал это прирост стоимости основных фондов при переоценке, эмиссионный доход и безвозмездно полученные денежные и материальные ценности;
прибыль это источник, сформированный в результате производственной деятельности и которым предприятие может распоряжаться только после всех обязательных платежей. Прибыль может быть использована для формирования различных специальных фондов малого предприятия;
амортизационные отчисления отдельный финансовый ресурс, который вместе с прибылью может использоваться для расширенного воспроизводства. У малого предприятия в отличие от крупного есть возможность ускорить этот процесс в соответствии с действующим законодательством, применив механизм ускоренной амортизации. Чистая прибыль вместе с амортизационными отчислениями составляет чистый доход малого предприятия;
кредиты и займы внешние источники финансирования предприятия. Для малых предприятий очень сложно получить кредит в банке или разместить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных. Основной задачей финансового менеджера (финансового директора) малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.Процесс финансового менеджмента включает: анализ финансового состояния,планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компанийпоглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.
Ссылки на источники1.Ахметзянова Э.И., Галимарданова Н.М. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства / Э.И. Ахметзянова, Н.М. Галимарданова// Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.10112.Гильмутдинова Ф.Г., Саитова Р.Г. Управление финансами организации / Ф.Г. Гильмутдинова, Р.Г. Саитова // Актуальные вопросы современного финансового менеджмента. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова. .Казань.2014.С. 4041.
3.Мулюкова Р.Р., Гирфанова Е.Ю. Корпоративная культура предприятий нефтехимической отрасли // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 12. С. 229233. 4.ЧекашоваЕ.А., Саитова Р.Г. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса / Е.А. Чекашова, Р.Г. Саитова // Актуальные вопросы современного финансового менеджмента. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова.Казань.2014.С. 126127.
Финансыпредприятий малого бизнеса и их особенности
Аннотация. В статье обосновывается организация управления финансами малого предприятия. Укрепление статуса предприятия малого бизнесакак самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его финансовой деятельностью. В частности, необходимо внедрениефинансовогоуправленияна малом предприятии,Ключевые слова:финансы, малый бизнес.
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационноправовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Основной вид экономической деятельности предпринимательство это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, вопервых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), вовторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия.Втретьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственнойподдержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки[1].
В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии изза небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топменеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковыеимеются. На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;3) передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. на данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена[2].Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:
формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;
организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;
постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;
осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнеспланов);
реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;
оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;
проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;
разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;
организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;
оптимизировать и разрабатывать финансовые схемы по реализации продукции, осуществлению платежей;
участвовать в мероприятиях по рискменеджменту;
консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.Финансовая система малого предприятия как в средних, так и в крупных предприятиях состоит из двух систем управляющей и управляемой. Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему[3]. Современная управляющая система должна работать на информационных потоках, а для эффективного построения управляющей системы необходимо иметь широкий круг информации как внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но всетаки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации.Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие врезультате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами.Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета. При проведении финансового анализа могут возникнуть проблемы организационного характера бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоватьсяряд корректировок.Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета[4]. Финансовый анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).В отличие от крупных предприятий в малом бизнесе показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности обычно меньше, а оборачиваемости больше, поскольку в связи с малой численностью и высокой оборачиваемостью для малого предприятия характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса.После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным:
стратегическое планирование. Обычно оно осуществляетсяв форме бизнесплана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления от одного года до трех лет. В бизнесплане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. Бизнесплан используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего контроля и управления. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме техникоэкономического обоснования (ТЭО);тактическое планированиереализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнесплан. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэшфлоу, прогнозный отчет о финансовых результатахи прогнозный баланс.Для малого предприятия, не входящего в объединение предприятий, необязательна разбивка по центрам финансовой ответственности (ЦФО) как в крупных и средних предприятиях. А поэтому предприятие можно рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству предприятия необходимо выбрать наиболее оптимальный;
оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.Уже в периодосуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.При формировании структуры активов, которые делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:
объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;
объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия;
состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;
активы должны увеличивать скорость оборота;
необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.Следует подчеркнуть, что для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут быть самые разные:
уставный капитал это основной источник собственных средств, который формируется первоначально при создании организации;
добавочный капитал это прирост стоимости основных фондов при переоценке, эмиссионный доход и безвозмездно полученные денежные и материальные ценности;
прибыль это источник, сформированный в результате производственной деятельности и которым предприятие может распоряжаться только после всех обязательных платежей. Прибыль может быть использована для формирования различных специальных фондов малого предприятия;
амортизационные отчисления отдельный финансовый ресурс, который вместе с прибылью может использоваться для расширенного воспроизводства. У малого предприятия в отличие от крупного есть возможность ускорить этот процесс в соответствии с действующим законодательством, применив механизм ускоренной амортизации. Чистая прибыль вместе с амортизационными отчислениями составляет чистый доход малого предприятия;
кредиты и займы внешние источники финансирования предприятия. Для малых предприятий очень сложно получить кредит в банке или разместить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных. Основной задачей финансового менеджера (финансового директора) малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.Процесс финансового менеджмента включает: анализ финансового состояния,планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компанийпоглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.
Ссылки на источники1.Ахметзянова Э.И., Галимарданова Н.М. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства / Э.И. Ахметзянова, Н.М. Галимарданова// Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.10112.Гильмутдинова Ф.Г., Саитова Р.Г. Управление финансами организации / Ф.Г. Гильмутдинова, Р.Г. Саитова // Актуальные вопросы современного финансового менеджмента. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова. .Казань.2014.С. 4041.
3.Мулюкова Р.Р., Гирфанова Е.Ю. Корпоративная культура предприятий нефтехимической отрасли // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 12. С. 229233. 4.ЧекашоваЕ.А., Саитова Р.Г. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса / Е.А. Чекашова, Р.Г. Саитова // Актуальные вопросы современного финансового менеджмента. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова.Казань.2014.С. 126127.