Роль и значение розничной торговли потребительской кооперации в формировании рыночных отношений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галимарданова Н. М. Роль и значение розничной торговли потребительской кооперации в формировании рыночных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970055.htm.
Аннотация. В статье обосновывается роль и значение розничной торговли потребительской кооперации в современных условиях. Розничная торговля является наиболее значимой хозяйственной отраслью для общества. Розничная торговля считается заключительным этапом хозяйственных взаимоотношений в процессе движения товаров к потребителям от изготовителей. В частности, розничный товарооборот выражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Галимарданова Наиля Муртазовна,доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань galimardanova_kki@mail.ru

Роль и значение розничной торговли потребительской кооперации в формировании рыночных отношений

Аннотация.В статье обосновывается роль и значение розничной торговли потребительской кооперации в современных условиях. Розничная торговля является наиболее значимойхозяйственной отраслью для общества. Розничная торговля считается заключительным этапом хозяйственных взаимоотношений в процессе движения товаров к потребителям от изготовителей. В частности, розничный товарооборота выражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.Ключевые слова:розничная торговля, потребительская кооперация.

В современных экономических условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационноэкономический комплекс, развивающийся с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи. Понимание сущности торгового предприятия как системы и знание закономерностей его функционирования во внешней среде позволяет руководству предприятия, с одной стороны, предотвратить влияние негативных факторов, а с другой –использовать положительные тенденции в направлении повышения эффективности финансовохозяйственной деятельности.Предприятие торговли, представляя собой организационноцелостную совокупность взаимодействующих структур, соединенных для достижения определенных целей, может рассматриваться как система. Торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социальноэкономическим системам. Социальной системой оно является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется ими в соответствии с их личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечиваются непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарного обращения, доведение до конечного потребителя товаров и услуг.Любое торговое предприятие является одновременно торговотехнологической системой, способствующей преобразованию ресурсов в товары и услуги; социальной системой, в которой происходит взаимодействие членов трудового коллектива, и организационноэкономической системой, в которой целенаправленно координируется их деятельность.Розничная торговля это предпринимательская деятельность в торговой сфере, которая связана с процессом реализации товара непосредственно к потребителю для использования в личных, домашних и семейных целях такое определение дает современное законодательство розничной торговле[1]. Сущность розничной торговли заключается в удовлетворении нужд населения в различных товарах;передвижении товара к покупателю с помощью пространственного передвижения товара к месту продажи; поддержании баланса между спросом и предложением на товар; воздействии на производственные процессы для увеличения объемов выпускаемых товаров и расширения товарного ассортимента; улучшении качества обслуживания клиентов и усовершенствования технологий торговли. Можно сделать вывод, что процесс осуществления розничной торговли состоит из продажи товара целенаправленно, а также обслуживания покупателей фирмы, торговых услуг и послепродажных услуг. Услугу розничной торговли можно охарактеризовать как результат взаимодействия покупателя и продавца, а также как собственную деятельность продавца, направленную на удовлетворение нужд покупателя в процессе купли или продажи товаров. Услуги розничной торговли классифицируются по ГОСТу Р 5130499 «Услуги розничной торговли. Общие требования».Розничная торговля считается заключительным этапом хозяйственных взаимоотношений в процессе движения товаров к потребителям от изготовителей.В торговой розничной сети ресурсы осуществляют движение из сферы обращения в сферу индивидуального, коллективного или личного потребления, другими словами превращаются в собственность потребителя. Это осуществляется с помощью куплипродажи товаров, так как покупатели получают необходимые им продукты с помощью обмена их на свои доходы. Другими словами, товар получает денежную форму, получаются новые возможности для возобновления нового этапа производства. Следовательно, розничную торговлю можно изучать в процессе движения всего общественного продукта, в котором тесно взаимосвязаны производство, распределение, обмен и потребление [9]. Экономическое значение розничной торговли заключается в увеличении скорости движения товаров и их реализации, а также сохранение количества товара и его качества на всех стадиях. Экономический аспект продукции можно проследить в совокупном общественном продукте и национальном доходе населения. Розничная торговля является наиболее значимой хозяйственной отраслью для общества. Розничная торговля предлагает товары и услуги потребителям, которые предназначены для личного их использования это последний элемент в распределительных каналах, которые связывают производителей товаров и их потребителей. Изготовителя производят продукцию и реализуют ее оптовым и розничным фирмам для дальнейшей реализации. Оптовые организации продают эти товары розничным фирмам, а уже эти фирмы потребителям. Потребительская кооперация является преимущественно сельской торговой системой, так как занимается торговым обслуживанием в основном сельского населения. Поэтому потребительская кооперация в экономике страны имеет большое значение, как сельская торговая система. Большая часть предприятий розничной торговли также находится в сельской местности.Осуществляя свою деятельность в сельской местности, где проживает основная часть пайщиков, кооперативная торговля обслуживает не только своих членов, но и других жителей, что определяет ее социальную значимость. Услугами торговых предприятий потребительской кооперации в настоящее время пользуются 22 % населения России. На предприятиях розничной торговли потребительской кооперации, когда разрабатываются их оформление, единый стиль, особенности предлагаемого ассортимента («Товары повседневного спроса»), ценовая политика, методы повышения квалификации и компетентности продавцов, всегда принимается в расчет то, что все эти показатели влияют на формирование общественного мнения о потребительской кооперации и мотивации покупателей при приобретении ими товаров и услуг.В кооперативной розничной торговле изучение рынка преследует прежде всего такие цели: выяснение платежеспособности жителей, их уровня жизни, составление «социального портрета» обслуживаемого населения, оценку потенциала охвата населения анализируемым торговым предприятием и расположения в ближайшем окружении магазинов конкурентов.Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку[8].Выделяют 2 вида торговли: по месту нахождения продавца и по месту нахождению покупателю. Для России традиционной является торговля по месту нахождения торгового магазина. Такая торговля подразделяется на уличную торговлю и магазинную. Магазинную торговлю можно охарактеризовать, как продажу товаров в магазине покупателям. Уличная продажа это продажа в палатках или киосках на отведенной для этого территории или в специальных местах, или при помощи развозных средств (автолавки) или разносных средств (корзины). Наиболее распространенной является стационарная торговая сеть, она включает не только большие и хорошо укомплектованные магазины, нои палатки, ларьки и торговые автоматы. Магазин можно охарактеризовать, как укомплектованное специальное здание или какаято его часть, которая предназначена для оказания услуг или продажи товаров покупателям;оно обеспечено подсобными, торговыми, административными, бытовыми, а также помещениями для хранения, приема и подготовки товаров перед продажей. Другой вид торговли это торговля в местах нахождения покупателей. Передвижная торговля это нестационарнаяторговля, она включает объекты торговли, которые устанавливаются без глубоких фундаментов, без зависимости от городских коммуникаций, габаритов и строительных конструкций. Такая торговля осуществляется в нескольких формах: продажа товара на дому у покупателей; торговля через телевидение; торговля через электронные системы; осуществление торговли через каталоги, проспекты, буклеты и др. Продажа товара на дому, другими словами, можно так пояснить: физическое лицо (торговый агент, коммивояжер, менеджер по продажам и др.) посещает какуюлибо квартиру, офисное помещение или дом, предлагая какойлибо товар. При этом предложение товара и непосредственное осуществление передачи этого товара осуществляется в местах нахождения покупателя товара. По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.В зависимости от организационноправовой формы розничные торговые предприятия подразделяются нагосударственные, муниципальные, кооперативные и другие[6].Функции кооперативной розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

удовлетворение потребностей населения в товарах;

поддержание баланса между предложением и спросом;воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

В зависимости от предназначения продукции предусматриваются следующие виды ее реализации:

интенсивная

при продаже товаров повседневного спроса;

нацеленная

при продаже товаров конкретной группе покупателей;единая

при продаже товаров в основном для всех покупателей, характеризуется широким воздействием рекламных мер;

прямая

при продаже средств производства и сырья;селективная

при продаже обычно престижных товаров, требующих специального сервисного обслуживания или установки дополнительных комплектующих изделий повышенного спроса.

Задачами розничного торгового предприятия вновых условиях хозяйствования являются: изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; определение ассортиментной политики; формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности создают технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.

Исходя из задач розничной торговли, коммерческая работа кооперативных предприятий осуществляется в следующих направлениях:

развитие закупочной деятельности;

организация хозяйственных связей с поставщиками;осуществление процесса куплипродажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарноденежным обменом;обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решениикоммерческих задач.

Итак, основные цели коммерческой работы заключается в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка[7].

Организациям потребительской кооперации в условиях рынка необходимо решить проблему выбора конкурентной стратегии с целью сохранения позиции на рынке, возмещения затрат и получения прибыли, достаточной для дальнейшего развития. В связи с этим для устойчивого развития потребительской кооперации необходимо большое внимание уделять проблеме расширения и стимулирования спроса.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве[5].

Потребительская кооперация завозит товары в самые отдаленные и труднодоступные селения. Однако потребительская кооперация не считаясь с огромными затратами и убытками, она не может оставить десятки миллионов людей без товаров первой необходимости. Решая задачи о рациональной организации системы товароснабжения, идет обеспечение планомерного, бесперебойного снабжения товарами розничной торговой сети. Большую роль в развитии розничной торговли играет реклама. Реклама должна точно и правдиво информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования, потребления и других сведениях о товарах и услугах. Эта функция рекламы создает предпосылки для более эффективного производства товаров и лучшего удовлетворения потребностей населения.Потребительская кооперацияявляется постоянным участником и одним из организаторов традиционных сельскохозяйственных ярмарок не только в Казани, но и по всей республике Татарстан. Данные ярмарки проводятся на постоянной основе в целях улучшения обеспечения населения Республики Татарстан сельскохозяйственной продукцией, продовольственными товарами повседневного спроса. Для производителя ярмаркавыгодна тем, что на ней за несколько дней он может охватить такую аудиторию потенциальных потребителей, для работы с которой в обычных условиях понадобятся месяцы и гораздо большие расходы.

Ссылки на источники1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года. № 51Ф3. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. (ред. от 30.12.2012)2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая; от 31.07.1998 № 146ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 34.(ред.от 03.12.2012)3.Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085I«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).4.Федеральный закон «О Рекламе» от 13.03.2006 №38ФЗ (принят ГД РФ 22.02.2006) (действующая редакция от 21.07.2014) // http://www.consultant.ru/.5.Насретдинов,И.Т. Конкурентоспособность потребительской кооперации в современной экономической системе: монография Казань, 2010. 6.Гибадуллина В.Ф., Миннигалеева В.З. Совершенствование учета продаж в розничной торговле / В.Ф. Гибадуллина, В.З. Миннигалеева // Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.1351367.Шакирзянова А., Свечников К.Л. Совершенствование учёта и аудита продаж в розничной торговле / А. Шакирзянова, К.Л. Свечников // Направления совершенствования формирования учётноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова. –Казань. –2014. –С.145147.8.Яхина Л.Т., Миннигалеева В.З. Потребительская кооперация в новой глобальной экономической среде /Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева // Научное обзрение. –2015. №23. –С.1391419.Яхина Л.Т., Миннигалеева В.З. Потребительская кооперация и ее роль в развитии рыночной экономики. В сборнике:Теория и практика интеграционных процессов в региональном развитиисборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 2х т. Российский университет кооперации, Смоленский филиал; Белорусский торговоэкономический университет потребительской кооперации.2016.С. 130135.