История развития аудита

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яхина Л. Т., Миннигалеева В. З. История развития аудита // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970056.htm.
Аннотация. В статье рассказывается об истории развития аудита в России и этапах его становления. Рассматриваются факторы, способствующие появлению аудита как независимого вневедомственного контроля.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яхина Луиза Тагировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань yahina_kki@mail.ru

Миннигалеева Венера Завидовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань avlyakulova_kki@mail.ru

История развития аудита

Аннотация.В статье рассматривается история развития аудита в России и этапы его становления. Рассматриваются факторы, способствующие появлению аудита как независимого вневедомственного контроля. Ключевые слова:аудитор, ревизия, независимый контроль.

В России должность аудитора появилась в армии и была введена Петром I. Им в 1716 году было введено заимствованное в Польше звание аудитора в воинском уставе и табели о рангах. В то время в Польше в качестве аудиторов выступали лица, участвующие в слушании судебных дел, в частности, судья и следователь. Аудиторы в российской армии могли выполнять функции следователей по делам, связанным с имущественными спорами, прокуроров, делопроизводителей, секретарей (богосл). В 1867 году, после военносудебной реформы должность аудитора в армии была упразднена. В России еще не раз предпринимались попытки создать институт аудита: в 1831 году был учрежден институт присяжных бухгалтеров, в 1889 и 1909 годах —институт бухгалтеров, в 1912 и 1928 годах —институт государственныхбухгалтеровэкспертов. Все эти меры не привели к развитию аудиторской деятельности в России ввиду отсутствия экономических и правовых предпосылок [2]. Среди основных факторов, способствующих появлению аудита как независимого вневедомственного контроля вРФ, можно выделить:—развитие предпринимательства и рынка капитала, появление предприятий различных организационно правовых форм собственности;—заинтересованность самого государства в объективной информации об отчетности экономических субъектов, так как этот контроль позволяет более строго определить достоверность финансовой отчетности и на этой основе строить правильное налогообложение и принимать различные управленческие решения.Современное развитиеаудита в России началось в 1987 году, когда специальным Постановлением СМ СССР «О создании аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля МФ СССР было образовано АО «Инаудит», но законодательно аудит был закреплен в нашей стране6 лет спустя. Указом Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года были утверждены Временные правила аудиторской деятельности, которыеопределяют аудит как «предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской(финансовой)отчетности,платежнорасчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг».В августе 2001 года был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором аудит определяется, как «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».М.Ф. Овсийчук считает, что целью аудита бухгалтерской отчетности является объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, финансовых результатов деятельности организаций за определенный период, проверка соответствия принятой учетной политики действующему законодательству и нормативным актам и ее соблюдение.

Ю.А. Данилевский считает, что целью аудиторской деятельности является установление достоверности в бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соответствие совершенных ими операций действующим нормативным актам РФ.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет, что «целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ» [1].

А.Д. Шеремет и В.П. Суйц считают, что «основная цель аудита —установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектови соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам».Федеральный закон определяет, что целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Обобщая определения зарубежных и российских исследователей, аудит можно определить как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с разными формами хозяйствования и собственности, а также оказания им услуг по постановке бухгалтерского учета и расчетов, организации эффективного внутреннего контроля, консультациям и оказанию иных аудиторских услуг, целью которого является установление достоверности в бухгалтерской и финансовой отчетности экономического субъекта и проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Контроль существовал всегда, аудит является одним из видов контроля. То, что раньше называлось внутрихозяйственным контролем, теперь стали называть внутренним аудитом. Аудиторская деятельность кроме проверок включает оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налоговое консультирование, управленческое консультирование, правовое консультирование, проведение маркетинговых исследований, автоматизация бухгалтерского учета, проведение научноисследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью [4].По мнению Р.Н. Письменной, «аудит —функция управления». И как функция он выполняет две задачи: вопервых, предоставление надежной информации о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, о соответствии совершенных хозяйственных операций действующим нормативноправовым актам; вовторых, оказание услуг по разработке и осуществлению учетной политики, соответствующее требованиям бизнеса, введению эффективных систем внутрихозяйственного контроля, ведению расчетов с государством и партнерами по обязательствами других.

Выполнение первой задачи способствует созданию доверительных отношений между экономическими субъектами, между учредителями исистемой управления предпринимательскими структурами, а также разработке эффективной стратегии и тактики хозяйственного поведения.Выполнение второй задачи направлено на обеспечение защиты законных имущественных интересов экономических субъектов и их учредителей, на формирование достоверной информации о хозяйственной деятельности, на создание действенной системы внутрихозяйственного контроля.Содержание аудиторской деятельности определено ее целью и задачами, изложенными выше. Выполнение первой задачи представляет по содержанию экспертизу бухгалтерской и финансовой отчетности, совершенных хозяйственных операций. Экспертиза может быть обязательной (на основе государственных нормативноправовых актов, устава экономического субъекта) или инициативной (по решению руководства экономического субъекта). Вторая задача по содержанию представляет собой различные формы аудиторского обслуживания экономических субъектов, включая консультирование, разработку и введение различных проектов по осуществлению экономической политики предприятия (постановка учета, системы внутреннего контроля, регламентации хозяйственной деятельности, постановка расчетов и др.), а также прямое исполнение функций экономического субъекта по ведению учета и расчетов, составлению отчетностей [3].С декабря 1993 года аудиторская деятельность стала регулироваться в Российской Федерации «Временными правилами аудиторской деятельности в РФ», утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.1993 года. В Указе были определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права аудиторских фирм, их обязанности и взаимодействие с заказчиками, правила оформления результатов аудиторской проверки [4].Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 года №54РП была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Данным Положением определены основные направления деятельности Комиссии и ее состав, порядок проведения заседаний и принятия решений.В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года за №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» в Минфине России были созданы Центральная аттестационнолицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) и Департамент организации аудиторской деятельности.Последующими руководящими документами по регулированию аудиторской деятельности являются:—Указ Президента РФ от 21 октября 1994 года №2004 «Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ»;—Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 года, №155 «Об основных критериях (в системе показателей) деятельности экономических субъектов, в котором их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке»;—Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 года №15 «О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ»;—Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол №1 от 9 февраля 1996 г.);—Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 года, №667 «О проведении аудита Пенсионного фонда РФ»;—Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 года, №1560 «Об аудиторских проверках Государственного фонда занятости населения РФ»;—ПостановлениеПравительства РФ от 29 января 2000 года, №81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий».Для отечественных аудиторских фирм закона, регламентирующего их деятельность, не было до августа 2001 года. Основным документом для аудиторов являлись Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 №2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Все это время представители аудиторского сообщества говорилио необходимости принятия «своего» закона, которая обусловлена тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни. В результате долгой совместной работы был принят, а 7 августа 2001 года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон № 119ФЗ «Об аудиторской деятельности», вступивший в силу 9 сентября 2001 года. С принятием Федерального закона в Российской Федерации начался новый этап развития аудита. В этой связи нельзя не согласиться с оценкой роли аудита и необходимости появления «Закона об аудиторской деятельности», высказанные В.А. Раевским: «Формирование законодательной базы аудита —это часть более всеобъемлющей проблемы —проблемы ликвидации фундаментальных недостатков законодательной и нормативной базы хозяйственной деятельности, нерешенность которой, более чем чтонибудь, угнетает нынешнюю хозяйственную конъюнктуру. Неплатежи, снижение инвестиционной активности на сегодня —это не только следствие структурной перестройки. Это было вчера. Сегодня в стране есть капитал, продвинутый в развитии и технологическом и ресурсном, по отношению к другим секторам экономики,банковский сектор, протоптаны первые тропки инвестирования изза рубежа. Теперь главное —политическая устойчивость, которую нам дали президентские выборы, новая экономическая среда бизнеса, создание которой есть главная задача правительства и парламента.Простой перечень стандартных услуг наиболее крупных и авторитетных аудиторских фирм наглядно демонстрирует весомый вклад аудита как нового для нашей экономики вида деятельности в регулировании цивилизованных рыночных отношений:—налогообложение, своевременное определение переплат и недоплат, предотвращение штрафных санкций;—составление бизнеспланов;—оптимизация налогообложения и налоговое планирование;—постановка учета и обеспечение достоверности финансовой отчетности как необходимого фактора своевременного принятия обоснованных управленческих решений;—усиление потенциальных возможностей такого рода поддержки за счет абонентского обслуживания.По сведениям информационноаналитического центра МКПЦН, один миллион рублей, затраченный в среднем на проведение аудиторских проверок, предотвращает наложение санкций на 50 млн. руб.» Как отмечал в своем обращении к участникам седьмого ежегодного расширенного заседания Центральной аттестационнолицензионной аудиторской комиссии Минфина России заместитель председателя Правительства Российской Федерации министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин, «с принятием Закона «Об аудиторской деятельности» сделан большой шаг по пути совершенствования правовой базы российского аудита, который позволит дать дополнительный импульс в его развитии. В то же время на данном этапе важно обеспечить преемственность в системе аудиторской деятельности и сохранить все то положительное, что было накоплено более чем за семилетний период ее развития. Особенно актуальными являются вопросы разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности и повышения квалификации аудиторов, контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» [5].Прошедший период после принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского аудита, чему способствовала значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитие закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.Основными чертами новой модели, заложенной в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307ФЗ, являются:перераспределение функций государственного регулирования от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (СРО);отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО), причемтолько в одной СРО;внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;отмена обязательного страхования ответственности аудитора о обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.Вопервых, в отличие от закона от 07.08.2001 №119ФЗ, устанавливавшего требования к характеру образования аудитора –экономическое или юридическое образование –новый закон допускает наличие у претендента любого высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и несколько меняет требования к перераспределению между годами объема часов повышения квалификации аудитора.Вовторых, новый закон в отличие от предыдущего не предусматривает наличия различных типов аудиторских аттестатов. Как известно, в настоящее время существует четыре типа квалификационных аттестатов аудитора в области общего аудита, в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит), в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков). Согласно переходным положениям (ст.23) выданные аттестаты сохраняют свое действие, однако, как указано выше, с 2011 года не дают права осуществления аудита публичных компаний, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и консолидированной отчетности. Для проведения аудита такой отчетности необходим будет новый аттестат, выдаваемый единой аттестационной комиссией. Однако проведенный аппаратом ИПАР анализ сроков вступления различных статей закона в силу показал, что закон не обеспечивает разумного интервала времени для получения новых аттестатов аудиторами таких компаний. Согласно п.4 ст.23 закона, положения о деятельности единой аттестационной комиссии и новом аттестате вступают в силу с 01.01.2011. Таким образом, в начале 2011 года вплоть до получения аудиторами аттестатов нового образца в РФ не будет аудиторов, имеющих право проверять публичные компаний, кредитные, страховые и прочие перечисленные выше организации.Втретьих, новый закон ужесточает требования к стажу работы претендента на получение квалификационного аттестата аудитора –вместо стажа работы по экономической или юридической специальности и дополнительных требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом он вводит требование работы в аудиторской организации в течение как минимум двух лет из последних трех лет работы.Таким образом, новый закон «Об аудиторской деятельности», призван существенно повысить качество аудиторских услуг сответом на вызов времени, требующего существенного повышения надежности финансовой информации.

Ссылки на источники1.Ахметзянова Э.И., Галимарданова Н.М. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства / Э.И. Ахметзянова, Н.М. Галимарданова // Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.10112.Галимарданова Н.М., Свечников К.Л., Сокольская Е.И Проблемы и перспективы развития системы налогообложения / Галимарданова Н.М., Свечников К.Л., Сокольская Е.И. // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 18961900.3.Мусташкина Д.А. Экономическая эффективность управления в сельском хозяйстве // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Марийский государственный технический университет. ЙошкарОла, 20064.Насретдинов,И.Т. Конкурентоспособность предприятий (организаций) в условиях трансформационной экономики // Регионология. 2011. № 1. С. 78.5.Хабриева М.Н., Яхина Л.Т., Миннигалеева В.З., Галимарданова Н.М. Организация аудиторской службы сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов / М.Н. Хабриева, Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева, Н.М. Галимарданова // Инновации и современные технологии в кооперативном секторе экономики. Материалы международной научнопрактической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. Российскийуниверситет кооперации. 2014.С. 405410