Вопросы изменения туристических потоков и приоритетов развития туризма в РФ
Выпуск:
ART 970058
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко
В.
А.,
Козлов
А.
В. Вопросы изменения туристических потоков и приоритетов развития туризма в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
216–220. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970058.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения в объемах и местах происхождения туристических потоков в современных условиях. Авторами проанализированы открывающиеся для России возможности в плане развития туризма в сложившихся реалиях.
Ключевые слова:
туризм, внутренний туризм, въездной туризм, туристический продукт, комбинированный подход
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, зав. кафедрой Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), доцент,г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru
Козлов Алексей Владимирович,кандидат экономических наук, доцент кафедры Международной торговли и таможенного дела, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуakozlov@mail.ru
Вопросы изменения туристических потоков и приоритетов развития туризма в РФ
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения в объемах и местах происхождения туристических потоковв современных условиях. Авторамипроанализированы открывающие для России возможности в плане развития туризма в сложившихся реалиях.Ключевые слова:туризм, туристический продукт, въездной туризм, внутренний туризм, комбинированный подход.
Развитие туристического бизнеса рассматривалось и рассматривается многими национальными элитами в качестве приоритетного направления для развития экономики. Несмотря на существующие риски, связанные в настоящее время с террористическими угрозами, а также рядом экономических сложностей, обосновывающий собой снижение платежеспособного спроса, ряд стран продолжают выстраивать перспективы развития экономик с акцентом на туристическую отрасль. Интерес у потенциальных туристов вызывают различные туристические ресурсы: климатогеографические, рекреационные, культурные, исторических артефактов и т.д. На основании официальных данныхUNWTOв 2014 г., например,международные туристские прибытия составляли1 млрд. 138 млн., что на 4,7% превзошло показатели 2013 г.На окончание 2015 г. прогнозировался рост мировоготуристическогопотока на
34% [5]. Данный прогноз во многом оправдался и в 2016 г. этот тренд продолжился. Согласно этому же источнику в регионах Северной и Южной Америки приросттурпотокасоставил 78%, в Азии и странах Тихого океана –5%, в Европе –4%, как, впрочем, и на Ближнем Востоке. В Африке –2%.Для того, чтобы проанализировать за счет каких сегментов населения возможет прирост туристов в среднесрочной перспективе необходимо рассмотреть данные, характеризующие прогнозы роста населениямира по подсистемам (табл. 1).
Таблица 1 Население в Мире и подсистемам в 2010г, прогноз на 2025 и 2050 гг. [6, 7, 8]
2010, млн202520502050 к 2010, %Мир6892689294851,4Развитые страны1237129013461,1Менее развитые страны5656681981591,4Менее развитые страны не включая Китай4318534367221,6Наименее развитые страны85711721712Африка1030141220842Страны Африки к (югу от Сахары)865120718312,1Страны Латинской Америки5856687291,2Азия4157484554241,2Океания3745581,6Северная Америка3443914711,4Европа7397477201ЕС5015145101
В развивающихся странах население прирастает гораздо более внушительными темпами, что влечет за собой изменение соотношения между численностью населениярегионов земли. Можно отметить, что туризм из европейских стран и Северной Америки традиционно был большим,и он практически исчерпал возможный потенциал роста. Следует констатировать, что значительного прироста туристов из государств данного региона не следует ожидать. Хотя существующий туристический поток может быть стабильным. Население стран Среднего Востока и Африки, не могут составить существенный резерв для наращивания туризма в мире, поскольку в государствах данного региона традиционно не высокий уровень жизни[5]. Следует также иметь в виду, что в среднесрочной перспективе возможно подорожание транспортных услуг, что может отразиться на изменении туристических потоков. Кроме того, подорожание перевозок, вероятно, будет компенсироваться удешевлением проживания и питания, то есть при помощи маркетинговых коммуникаций всячески будут продвигаться более дешевые туристические поездки в Таиланд, Цейлон, Малайзию, Тунис и т.д.[1]
Более мелкие туроператоры сместят акценты в своих коммуникациях в пользу развития внутреннего туризма или внутриконтинентального туризма, так как это поможет уменьшить транспортную составляющую в стоимости туристической поездки. Получается, что мировой туризм будет расти, но не такими быстрыми темпами, как это прогнозировалось ранее в оптимистических сценариях. Кроме того, общий прирост мирового туризма будет происходить за счет азиатской и южноамериканской составляющих.Наиболее активно начинают путешествовать туристы из стран ЮгоВосточной Азии и Китая. Они путешествуют, как в рамках внутренних национальных туристических маршрутов, таки маршрутов внешних, экзотических с их точки зрения.Говоря о перспективах развития туризма в Россиив данной ситуации, можно отметить, что введенные санкции и нагнетание политической обстановки, в рамках которой в ряде СМИ продвигается образ РФ, как «империи зла», как ни странно, на руку туристическому бизнесу. У простых обывателей из стран Европы и из США возникает интерес посмотреть на то, что представляет собой Россия, в рамках исследования «опасного и загадочного».
Различные регионы России многое делают для обновления, развития и создания новых привлекательных маршрутов, ориентированных, в том числе, на туристов изза рубежа.Кроме того, растущий по всему миру туристический поток из Китая и государств ЮгоВосточной Азии актуален и для России, которые выходцы из данных государств также охотно посещают. Можно рассчитывать на интерес жителей из государств неформальной группы БРИКС к посещению России с деловыми целями и с целями ознакомления с культурой и историческими достопримечательностями. Возможны обмены специалистов из трудовых коллективов и студентов, способствующие интересу к русской культуре среди жителей данных стран. На основании данных реалий можно отметить, что есть вероятность расширения въездного туризма в Россию.
Однако, следует быть готовыми к уменьшению традиционного сегмента въездного туризма в РФиз европейских государств и его замены туристами, приезжающими из государств Юговосточной Азии и Китая. Хотя, в краткосрочной перспективе, как было отмечено изза формирования определенного образа России для европейских обывателей, может быть увеличен по этой причине туристический поток любопытных туристов из этих стран.Увеличение туристического потока не только в г. Москву, г. СанктПетербург и по маршрутам типа «Золотого кольца», а также в остальные регионы и национальные туристические маршруты возможно при проведении планомерной и ориентированной на целевые сегменты коммуникационной политики и донесения до потенциальных потребителей нужной информации о таких возможностях.Первоочередной задачей в этом аспекте, кроме действенных коммуникаций, следует считать необходимость наращивания соответствующей инфраструктуры. А именно улучшение дорог, транспортных возможностей, в целом, повышающее доступность посещения тех или иных регионов, а также строительство мест размещения, оснащенных с надлежащим уровнем комфорта. Такой подход предполагает строительство гостиниц, как в городах и пригородах, так и реализацию программыстроительства небольших шале в пригородных зонах перспективных туристических центрови формирование туристических городков, предлагающих туристам «этнический туристический продукт» (стилизованные поселения, выдержанные в историческом колорите данных мест, погружающие в историю и передающие ее «дух»). Отмеченные выше обстоятельства требуют смены императива в реализации аттрактивности въездного туризма [2, 3, 4]. Необходимо проводит специализированные исследования и отталкиваться от того, что потенциально интересно привлекаемым категориям туристов, а также параллельно проводить коммуникационную политику, способствующую формированию спроса на те или иные туристические продукты.Например, сейчас население большинства стран проявляет интерес к «зеленой экономике» и стремиться жить в ландшафте, приближенном к природному, хотя бы на отдыхе. В данном контексте, обращает на себя внимание развитие экологического движения в странах Евросоюза, США, Корее и Японии. Отмечена успешная практика ресторанов, торгующих блюдами из экологически чистых продуктов по высоким ценам. Имеются примеры успешных торговых точек, реализующих экологически чистую продукцию. Этот тренд характерен и жителей России. Следовательно, можно обоснованно предполагать, что в настоящее время сформировалась экономически значимая прослойка потребителей, готовых платить за здоровую пищу больше, чем предлагает сеть услуг массового питания. Следуя логике данного рассуждения, указанная прослойка потребителей будет желать проводить свой отдых в тех местах, где природные условия в минимальной степени подверглись техногенному и антропогенному воздействию, а продукты питания являются экологически чистыми в той степени, что удовлетворяют их потребности. Можно использовать эту тенденцию при привлечении туристов в те или иные российские регионы, то есть предлагать им отдых в атропогенно не измененном ландшафте или вариант пребывания на специализированной ферме, где они получают только натуральные продукты, укрепляя свое здоровье. Естественным образом, можно отметить, что сельскохозяйственнаяотрасль стран Евросоюза, США, Китая, Японии, а также стран ЮгоВосточной Азии развивается по интенсивному сценарию по разным причинам: в развитых странах–вследствие повышения рентабельности сельского хозяйства, а в странах ЮВА–вследствие необходимости обеспечения питанием сверх многочисленного населения. Данные подходы вреальности и в сознании населения, априори, не способствуют производству экологически чистой продукции. Примерами подобных настроений в обществе являются обсуждения в зарубежных СМИ причин отравления овощами и фруктами потребителей на территории Евросоюза, опасности и соответствующих запретов на приобретение мяса из регионов–традиционных поставщиков последнего и т.д. Это может способствовать привлечению интереса к отдыху и употреблению продовольствия в России, в тех местах, где будет уверенность в его природной чистоте и отсутствии вредных примесей и веществ. Помимо привлечения зарубежных туристов не менее значимым представляется развитие внутреннего туризма, предполагающее активное перемещение в поисковоознакомительными и культурными, а также рекреационными целями жителей России в различные ее регионы. Целесообразным представляется предложение специализированных новых маршрутов для школьников, студентов, групп лиц пенсионного возраста из регионов РФ, что будет способствовать росту национальной идентичности и привлечению инвестиций от туристической деятельности в небольшие города и, возможно, поселки, предлагающие туристические услуги в рамках формируемых программ и маршрутов. Резюмируя отметим, что нам представляется необходимым проведение мониторинга территорий РФ по вопросу возможной привлекательности новых потенциально интересных программ и маршрутов для жителей России, развитие соответствующих направлений и необходимой инфраструктуры, возможно, в том числе, для нужд авто туристов. Далее, на этой основе можно будет составить маршруты для зарубежных гостей страны, расширив ареал их пребывания, предлагая им варианты путешествия и размещения за пределами привычных для настоящего времени границ.Представляется, что такой комбинированный подход будет способствовать планомерному развитию туристической сферы вРФ, что принес пользу, как с экономической стороны, так и в плане укрепления доверительных и добрососедских взаимоотношений в плане контактов с зарубежными туристами и росту национальной идентичности за счет расширения внутри странового туризма россиян.
Ссылки на источники1.Бондаренко В.А. Сценарные прогнозы развития туризма: маркетинговый аспект // практический маркетинг. 2006. №3. С. 29. 2.Бондаренко В.А., Козлов А.В. Маркетинговое исследование культурно исторического фактора как условия аттрактивности въездного туризма в Ростовской области // Практический маркетинг. 2011. №6.3.Долженко Г.П. Внутрирегиональный и въездной туризм в Ростовской области: ресурсный потенциал, состояние, перспективы // Вестник Национальной академии туризма. 2008. №3 (7). С. 48–50.
4.Козлов А.В. Трансформации туристической сферы региона в условиях глобализации мировой экономики (на примере Ростовской области). Дисс. канд. экон. наук. РостовнаДону. 2012.5.Прогнозы UNWTO на 2015 год (электронный ресурс) –режим доступа http://www.trnnews.ru/news/17363 6.Рейтинг стран по ВВП на душу населения (ППС) (электронный ресурс) –режим доступа http://nonews.co/directory/lists/countries/gdpppp7.Шмыткова А.В. Географические и мотивационные аспекты туризма в РостовенаДону [Текст] / А.В. Шмыткова / Рубикон, 2008. №48. С. 5963.8.World Population Data Sheet of the Population Reference Bureau, 2010.
Козлов Алексей Владимирович,кандидат экономических наук, доцент кафедры Международной торговли и таможенного дела, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуakozlov@mail.ru
Вопросы изменения туристических потоков и приоритетов развития туризма в РФ
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения в объемах и местах происхождения туристических потоковв современных условиях. Авторамипроанализированы открывающие для России возможности в плане развития туризма в сложившихся реалиях.Ключевые слова:туризм, туристический продукт, въездной туризм, внутренний туризм, комбинированный подход.
Развитие туристического бизнеса рассматривалось и рассматривается многими национальными элитами в качестве приоритетного направления для развития экономики. Несмотря на существующие риски, связанные в настоящее время с террористическими угрозами, а также рядом экономических сложностей, обосновывающий собой снижение платежеспособного спроса, ряд стран продолжают выстраивать перспективы развития экономик с акцентом на туристическую отрасль. Интерес у потенциальных туристов вызывают различные туристические ресурсы: климатогеографические, рекреационные, культурные, исторических артефактов и т.д. На основании официальных данныхUNWTOв 2014 г., например,международные туристские прибытия составляли1 млрд. 138 млн., что на 4,7% превзошло показатели 2013 г.На окончание 2015 г. прогнозировался рост мировоготуристическогопотока на
34% [5]. Данный прогноз во многом оправдался и в 2016 г. этот тренд продолжился. Согласно этому же источнику в регионах Северной и Южной Америки приросттурпотокасоставил 78%, в Азии и странах Тихого океана –5%, в Европе –4%, как, впрочем, и на Ближнем Востоке. В Африке –2%.Для того, чтобы проанализировать за счет каких сегментов населения возможет прирост туристов в среднесрочной перспективе необходимо рассмотреть данные, характеризующие прогнозы роста населениямира по подсистемам (табл. 1).
Таблица 1 Население в Мире и подсистемам в 2010г, прогноз на 2025 и 2050 гг. [6, 7, 8]
2010, млн202520502050 к 2010, %Мир6892689294851,4Развитые страны1237129013461,1Менее развитые страны5656681981591,4Менее развитые страны не включая Китай4318534367221,6Наименее развитые страны85711721712Африка1030141220842Страны Африки к (югу от Сахары)865120718312,1Страны Латинской Америки5856687291,2Азия4157484554241,2Океания3745581,6Северная Америка3443914711,4Европа7397477201ЕС5015145101
В развивающихся странах население прирастает гораздо более внушительными темпами, что влечет за собой изменение соотношения между численностью населениярегионов земли. Можно отметить, что туризм из европейских стран и Северной Америки традиционно был большим,и он практически исчерпал возможный потенциал роста. Следует констатировать, что значительного прироста туристов из государств данного региона не следует ожидать. Хотя существующий туристический поток может быть стабильным. Население стран Среднего Востока и Африки, не могут составить существенный резерв для наращивания туризма в мире, поскольку в государствах данного региона традиционно не высокий уровень жизни[5]. Следует также иметь в виду, что в среднесрочной перспективе возможно подорожание транспортных услуг, что может отразиться на изменении туристических потоков. Кроме того, подорожание перевозок, вероятно, будет компенсироваться удешевлением проживания и питания, то есть при помощи маркетинговых коммуникаций всячески будут продвигаться более дешевые туристические поездки в Таиланд, Цейлон, Малайзию, Тунис и т.д.[1]
Более мелкие туроператоры сместят акценты в своих коммуникациях в пользу развития внутреннего туризма или внутриконтинентального туризма, так как это поможет уменьшить транспортную составляющую в стоимости туристической поездки. Получается, что мировой туризм будет расти, но не такими быстрыми темпами, как это прогнозировалось ранее в оптимистических сценариях. Кроме того, общий прирост мирового туризма будет происходить за счет азиатской и южноамериканской составляющих.Наиболее активно начинают путешествовать туристы из стран ЮгоВосточной Азии и Китая. Они путешествуют, как в рамках внутренних национальных туристических маршрутов, таки маршрутов внешних, экзотических с их точки зрения.Говоря о перспективах развития туризма в Россиив данной ситуации, можно отметить, что введенные санкции и нагнетание политической обстановки, в рамках которой в ряде СМИ продвигается образ РФ, как «империи зла», как ни странно, на руку туристическому бизнесу. У простых обывателей из стран Европы и из США возникает интерес посмотреть на то, что представляет собой Россия, в рамках исследования «опасного и загадочного».
Различные регионы России многое делают для обновления, развития и создания новых привлекательных маршрутов, ориентированных, в том числе, на туристов изза рубежа.Кроме того, растущий по всему миру туристический поток из Китая и государств ЮгоВосточной Азии актуален и для России, которые выходцы из данных государств также охотно посещают. Можно рассчитывать на интерес жителей из государств неформальной группы БРИКС к посещению России с деловыми целями и с целями ознакомления с культурой и историческими достопримечательностями. Возможны обмены специалистов из трудовых коллективов и студентов, способствующие интересу к русской культуре среди жителей данных стран. На основании данных реалий можно отметить, что есть вероятность расширения въездного туризма в Россию.
Однако, следует быть готовыми к уменьшению традиционного сегмента въездного туризма в РФиз европейских государств и его замены туристами, приезжающими из государств Юговосточной Азии и Китая. Хотя, в краткосрочной перспективе, как было отмечено изза формирования определенного образа России для европейских обывателей, может быть увеличен по этой причине туристический поток любопытных туристов из этих стран.Увеличение туристического потока не только в г. Москву, г. СанктПетербург и по маршрутам типа «Золотого кольца», а также в остальные регионы и национальные туристические маршруты возможно при проведении планомерной и ориентированной на целевые сегменты коммуникационной политики и донесения до потенциальных потребителей нужной информации о таких возможностях.Первоочередной задачей в этом аспекте, кроме действенных коммуникаций, следует считать необходимость наращивания соответствующей инфраструктуры. А именно улучшение дорог, транспортных возможностей, в целом, повышающее доступность посещения тех или иных регионов, а также строительство мест размещения, оснащенных с надлежащим уровнем комфорта. Такой подход предполагает строительство гостиниц, как в городах и пригородах, так и реализацию программыстроительства небольших шале в пригородных зонах перспективных туристических центрови формирование туристических городков, предлагающих туристам «этнический туристический продукт» (стилизованные поселения, выдержанные в историческом колорите данных мест, погружающие в историю и передающие ее «дух»). Отмеченные выше обстоятельства требуют смены императива в реализации аттрактивности въездного туризма [2, 3, 4]. Необходимо проводит специализированные исследования и отталкиваться от того, что потенциально интересно привлекаемым категориям туристов, а также параллельно проводить коммуникационную политику, способствующую формированию спроса на те или иные туристические продукты.Например, сейчас население большинства стран проявляет интерес к «зеленой экономике» и стремиться жить в ландшафте, приближенном к природному, хотя бы на отдыхе. В данном контексте, обращает на себя внимание развитие экологического движения в странах Евросоюза, США, Корее и Японии. Отмечена успешная практика ресторанов, торгующих блюдами из экологически чистых продуктов по высоким ценам. Имеются примеры успешных торговых точек, реализующих экологически чистую продукцию. Этот тренд характерен и жителей России. Следовательно, можно обоснованно предполагать, что в настоящее время сформировалась экономически значимая прослойка потребителей, готовых платить за здоровую пищу больше, чем предлагает сеть услуг массового питания. Следуя логике данного рассуждения, указанная прослойка потребителей будет желать проводить свой отдых в тех местах, где природные условия в минимальной степени подверглись техногенному и антропогенному воздействию, а продукты питания являются экологически чистыми в той степени, что удовлетворяют их потребности. Можно использовать эту тенденцию при привлечении туристов в те или иные российские регионы, то есть предлагать им отдых в атропогенно не измененном ландшафте или вариант пребывания на специализированной ферме, где они получают только натуральные продукты, укрепляя свое здоровье. Естественным образом, можно отметить, что сельскохозяйственнаяотрасль стран Евросоюза, США, Китая, Японии, а также стран ЮгоВосточной Азии развивается по интенсивному сценарию по разным причинам: в развитых странах–вследствие повышения рентабельности сельского хозяйства, а в странах ЮВА–вследствие необходимости обеспечения питанием сверх многочисленного населения. Данные подходы вреальности и в сознании населения, априори, не способствуют производству экологически чистой продукции. Примерами подобных настроений в обществе являются обсуждения в зарубежных СМИ причин отравления овощами и фруктами потребителей на территории Евросоюза, опасности и соответствующих запретов на приобретение мяса из регионов–традиционных поставщиков последнего и т.д. Это может способствовать привлечению интереса к отдыху и употреблению продовольствия в России, в тех местах, где будет уверенность в его природной чистоте и отсутствии вредных примесей и веществ. Помимо привлечения зарубежных туристов не менее значимым представляется развитие внутреннего туризма, предполагающее активное перемещение в поисковоознакомительными и культурными, а также рекреационными целями жителей России в различные ее регионы. Целесообразным представляется предложение специализированных новых маршрутов для школьников, студентов, групп лиц пенсионного возраста из регионов РФ, что будет способствовать росту национальной идентичности и привлечению инвестиций от туристической деятельности в небольшие города и, возможно, поселки, предлагающие туристические услуги в рамках формируемых программ и маршрутов. Резюмируя отметим, что нам представляется необходимым проведение мониторинга территорий РФ по вопросу возможной привлекательности новых потенциально интересных программ и маршрутов для жителей России, развитие соответствующих направлений и необходимой инфраструктуры, возможно, в том числе, для нужд авто туристов. Далее, на этой основе можно будет составить маршруты для зарубежных гостей страны, расширив ареал их пребывания, предлагая им варианты путешествия и размещения за пределами привычных для настоящего времени границ.Представляется, что такой комбинированный подход будет способствовать планомерному развитию туристической сферы вРФ, что принес пользу, как с экономической стороны, так и в плане укрепления доверительных и добрососедских взаимоотношений в плане контактов с зарубежными туристами и росту национальной идентичности за счет расширения внутри странового туризма россиян.
Ссылки на источники1.Бондаренко В.А. Сценарные прогнозы развития туризма: маркетинговый аспект // практический маркетинг. 2006. №3. С. 29. 2.Бондаренко В.А., Козлов А.В. Маркетинговое исследование культурно исторического фактора как условия аттрактивности въездного туризма в Ростовской области // Практический маркетинг. 2011. №6.3.Долженко Г.П. Внутрирегиональный и въездной туризм в Ростовской области: ресурсный потенциал, состояние, перспективы // Вестник Национальной академии туризма. 2008. №3 (7). С. 48–50.
4.Козлов А.В. Трансформации туристической сферы региона в условиях глобализации мировой экономики (на примере Ростовской области). Дисс. канд. экон. наук. РостовнаДону. 2012.5.Прогнозы UNWTO на 2015 год (электронный ресурс) –режим доступа http://www.trnnews.ru/news/17363 6.Рейтинг стран по ВВП на душу населения (ППС) (электронный ресурс) –режим доступа http://nonews.co/directory/lists/countries/gdpppp7.Шмыткова А.В. Географические и мотивационные аспекты туризма в РостовенаДону [Текст] / А.В. Шмыткова / Рубикон, 2008. №48. С. 5963.8.World Population Data Sheet of the Population Reference Bureau, 2010.