Особенности организации аудиторской службы в сельском хозяйстве

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яхина Л. Т., Миннигалеева В. З. Особенности организации аудиторской службы в сельском хозяйстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970057.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость организации аудиторской службы в аграрном секторе. С учетом того что в нашей республике нет аудиторской службы, которая специализировалась бы на проведении аудиторских проверок в сельском хозяйстве, нами разработаны и предложены рекомендации по формированию такой аудиторской организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яхина Луиза Тагировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань yahina_kki@mail.ru

Миннигалеева Венера Завидовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань avlyakulova_kki@mail.ru

Особенности организацииаудиторской службыв сельском хозяйстве

Аннотация.В статье обосновывается необходимость организации аудиторской службы в аграрном секторе. С учетом того, что в нашей республике нет аудиторской службы, которая специализировалась бы на проведении аудиторских проверок в сельском хозяйстве, нами разработаны и предложены рекомендации по формированию такой аудиторской организации. Ключевые слова:аудиторская служба, аграрный сектор, ревизия, финансовая отчетность.

При определении местонахождения центрального офиса аудиторской организации необходимо учитывать оптимальное сочетание множества факторов: организация оптимального взаимодействия с органами государственного управления; наличие необходимого количества аттестованных аудиторов; место расположения центрального офиса должно быть развитым транспортным узлом; возможность использования научного и методического обеспечения, предоставляемого специалистами вузов и НИИ.По первому фактору единственным удовлетворительным местом является Казань, где расположены все органы государственного управления Республики Татарстан.По фактору наличия аттестованных аудиторов необходимо выделить города Казань и Набережные Челны, в которых проживает суммарно более 90% от общего количества аттестованных аудиторов.Развитыми транспортными узлами в Республике Татарстан следует признать города Казань, Набережные Челны и Альметьевск.Таким образом, более полное положительное сочетание всего комплекса факторов достигаетсяпри расположении Центрального офиса аудиторской организации в городе Казани[1].В перспективе, учитывая масштабы республики, предполагается дальнейшее развитие аудиторской организации за счет открытия региональных представительств или филиалов. В настоящее время городом, наиболее отвечающим требованиям по открытию филиала, являются Набережные Челны. Этот город занимает второе место после Казани по количеству аудиторов. Кроме того, Набережные Челны имеют развитую транспортную инфраструктуру, из этого города легче обслуживать районы Закамья, в том числе юговосток и восток республики. Аудиторская организация должна осуществлять аудиторскую проверку деятельности сельскохозяйственных предприятий для предотвращения возможных нарушений, ухудшения деятельности организации или ее банкротства, налаживания ее финансовохозяйственнойдеятельности.Персонал аудиторской организации должен подбираться из аттестованных аудиторов, из расчета, необходимого для проведения внешнего аудита в сельском хозяйстве Республики Татарстан, а также вспомогательного персонала, необходимого для решения задач, стоящих перед аудиторской организацией[2].При определении количества аттестованных аудиторов и их ассистентов следует исходить из целесообразности создания аудиторских групп в составе трех человек: руководитель аудиторской группы —аттестованный аудитор, аттестованный аудитор и аттестованный бухгалтерассистент, имеющий стаж бухгалтерской работы не менее 5 лет. Количество аудиторских групп для региона следует рассчитывать по количеству сельскохозяйственных организаций. Исходя из трудоемкости проведения аудита, рассчитанного по методике, утвержденной Межведомственной комиссией по координации аудиторской деятельности в Республике Татарстан, можно рассчитать количество аудиторских групп для Республики Татарстан (или любого другого региона). Трудоемкость аудиторской проверки по каждому экономическому субъекту следует определять путем суммирования соответствующего значения расчетной трудоемкости по каждому из трех показателей:—выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, определяемая по бухгалтерской отчетности;—стоимость основных средств, определяемая по бухгалтерской отчетности;—среднесписочная численность работающих (бухгалтерский отчет).Таким образом, итоговое значение трудоемкости проведения аудита каждого экономического субъекта рассчитывается следующим образом:Т = (Тв + Тсос + Тч ),где Т —общая трудоемкость; Тв —трудоемкость по выручке; Тсос —трудоемкость по стоимости основных средств; Тч —трудоемкость по среднесписочной численности работающих.Если исходить из 231 рабочего дня в году, приходящегося на 1 аудитора, и численности группы в три человека, то необходимое количество аудиторов составляет 20 человек, а количество бухгалтеровассистентов, входящих в состав группы, 10 человек, всего 30 человек. Следовательно, следует сформировать 10 аудиторских групп. Необходимую численность всего персонала (штата) следует рассчитывать, исходя из необходимости обеспечения штатом 10 аудиторских групп. Для обеспечения нормальной работы каждой аудиторской группы еще необходим технический работник. Следовательно, общее количество технических работников составит 10 человек.

Для обслуживания групп ввиду разъездного характера работы потребуются 3 автомашины повышенной проходимости. Кроме этого еще необходима, как минимум, 1 машина для обслуживанияруководства аудиторской организации и 1 грузовая автомашина для обслуживания хозяйственной деятельности аудиторской организации (реализация сельхозпродукции при ее поступлении в случае оплаты за услуги). В связи с этим в штате союза должно находиться не менее 5 водителей.

Для оказания сопутствующих услуг аудиторской организации требуется создать специальный отдел, состоящий из руководителя и 1работника. Распределение обязанностей между работниками этого отдела может строиться по одному из двух вариантов:—за каждым из работников —специалистов закрепляется по 5 аудиторских групп;—за каждым работником закрепляются определенные виды дополнительных услуг.Необходимо также создать отдел информатики и контроля за работой аудиторских групп в составе не менее 3человек: начальник отдела, 1 методистинформатор и 1 специалист по контролю качества аудита.Для осуществления нормальной деятельности центрального офиса аудиторской организации требуется следующее количество технических работников:—для организации работы водителей, ремонта и обеспечения сохранности транспортных средств потребуются механик и слесарь по авторемонту;—для обеспечения бесперебойной работы компьютерной техники и программного обеспечения потребуется специалист по компьютерной технике;—для поддержания помещений в надлежащем состоянии потребуются инженер, завхоз, электрик, уборщица, дворник;—для обеспечения работы сотрудников требуются заведующий канцелярией, оператор копировальной техники[3].В правление организации должны входить следующие должностные лица:1) генеральный директор —общее руководство аудиторской организацией;2) директор по аудиту —руководство работой аудиторских групп и отдела информатики и контроля;3) директор по общим вопросам —руководство техническими работами, водителями, обеспечение хозяйственной жизнедеятельности организации, работами по регистрации, лицензированию, приему новых членов;4) главный бухгалтер —ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности;5) заместитель главного бухгалтера —проведение работы по взиманию платы за аудиторские услуги; 6) бухгалтеркассир —начисление и выплата заработной платы, ведение кассы;7) начальник отдела кадров —ведение кадровой работы, проведение работы 1, 2 отделов, отдела обучения;8) секретарьреферент —ведение организационной и архивной работы.Таким образом, исходя из минимально необходимого количества персонала (штата) для нормальной жизнедеятельности аудиторской организации общая численность персонала (штата) составит 60 человек. Систему оплаты труда сотрудников аудиторской организации предлагается организовать следующим образом: для членов аудиторских групп —сдельнопремиальная форма;для правления, отдела информатики и контроля, технического персонала и водителей —повременнопремиальная форма;для отдела сопутствующих услуг —сдельнопремиальная форма.Основным предметом деятельности аудиторской организации должно быть проведение внешнего аудита в сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан для установления достоверности ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, правильности отражения операций, связанных с движением основных средств, товарноматериальных ценностей, денежных средств, налогообложения, определения соответствия принятой на предприятии учетной политики требованиям действующего законодательства и ее соблюдения. Отделом информатики и контроля будет проводиться выборочный контроль качества аудита, а также разрабатываться стандарты, учитывающие специфику проверки работы сельскохозяйственных организаций.Помимо вышеуказанных услуг аудиторская организация может оказывать практическую помощь сельскохозяйственным предприятиям в вопросах: постановки бухгалтерского учета;внедрения компьютеризации бухгалтерского учета;проведения экономического анализа различных сторон и направлений деятельности сельхозпредприятия;оказания юридической помощи и в вопросах налогообложения;обучения и повышения квалификации бухгалтеров, работников экономических и финансовых служб предприятия.Оказание перечисленных услуг будет осуществлятьсяза отдельную плату при условии заключения дополнительных договоров.Расчет необходимого количества площадей для размещения аудиторской организации с численностью 60 человек можно произвести по следующим нормам: по СНИПу 28478 «Здания и управления» на одного сотрудника рекомендуется 6,7 кв. метров рабочей площади, на одно машиноместо —25 кв. метров. Однако указанная норма была установлена в 1978 году. В настоящее время с учетом компьютеризации и ужесточения санитарных норм в проектной практике расчет ведется из нормы 10 кв. метров на одного сотрудника Для расчета площадей коридоров, санузлов, холлов, конференцзала и прочих вспомогательных помещений применяется коэффициент 1,5.Исходя из вышеприведенных норм для аудиторской организации с численностью 60

Для автопарка на 5 автомобилей необходимо 125 кв. метров площадей (25 кв. Таким образом, для размещения сотрудников аудиторской организации необходимо изыскать 900 кв. метров площадей для административного здания и 125 кв. метров площадей для размещения автопарка. Указанные площади можно приобрести, арендовать или получить у государства в хозяйственное ведение.Бюджет аудиторской службы состоит из сметы первоначальных расходов на создание аудиторской службы сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан, а также проектов доходной и расходной части бюджетов аудиторской организации. Если количество сотрудников определить из расчета трудозатрат на обслуживание 1071 сельскохозяйственной организации, то смета составляется из расчета 60 сотрудников, из которых 20 аттестованных аудиторов, 10 бухгалтеровассистентов, 5 водителей,8 АУП, 17 человек вспомогательного персонала. Проект доходной части бюджета аудиторской организации рассчитывается на основе трех возможных составляющих: учредительных взносов, доходов от оказания аудиторских и дополнительных услуг.Вторым источником доходов аудиторской организации будут доходы от оказания сопутствующих аудиту услуг.При оценке доходов от оказания дополнительных услуг нами учитывались три категории потребителей услуг: сельскохозяйственные организации, государственные органы, прочие организации и предприятия.В связи с тем, что основная деятельность аудиторской организации по всей вероятности может являться низкорентабельной и возможно не сможет обеспечить его необходимое развитие, предполагается организовать оказание аудиторской организацией дополнительных услуг. Основными потребителями дополнительных услуг, как ожидается, могут быть предприятия разных организационноправовых форм, производящие и перерабатывающие сельхозпродукцию, а также предприятия, основной объем продукции или услуг которых потребляется сельхозпроизводителями. Это объясняется тем, что аудиторская служба, по сути, будет единственной организацией финансовой сферы, специализирующейся на сельском хозяйстве и перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию отрасли.Ожидаемое количество организаций, которым потребуются дополнительные услуги, составляет 300.Поскольку аудиторская организация будет практически единственной организацией финансовоэкономического профиля, непосредственно работающей в очень плотном контакте с сельскохозяйственными предприятиями, мы предполагаем возможность получения заказов на проведение аналитических работ по данной тематике от государственных органов. По тем же причинам различные организации и предприятия, как ожидается, будут заказывать работы аналитического и маркетингового характера, а предприятия сельскохозяйственного профиля любые работы финансовоэкономического характера. Для данной группы предприятий средняя сумма договора составит около 50 000 рублей, а их ожидаемое количество может быть около 40. Таким образом, доходы от дополнительных услуг, оказываемых предприятиям и организациям различной организационноправовой формы, составят около 2 000 000 рублей.Следовательно, проект доходной части бюджета аудиторской организации сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан выглядит следующим образом:Доходы аудиторской организации В том числе:1)учредительные взносы;2)доходы от оказания аудиторских и дополнительных услуг. Проект расходной части бюджета аудиторской организации составлялсяс учетом необходимости осуществлять затраты на следующие статьи:1) заработная плата аудиторских групп;2) заработная плата АУП и технического персонала;3) единый социальный налог;4) командировочные расходы, расходы на коммунальные услуги и связь;5) расходы на содержание здания и транспорта;6) расходы на подготовку отчетов и печатной информации;7) расходы на соисполнителей по дополнительным услугам;8) выплата налогов;9) прочие расходы.Заработная плата аудиторских групп определяется согласно штатному расписанию(в том числе зарплата руководителей аудиторских групп, зарплата аттестованных аудиторов, зарплата бухгалтеров, зарплата технических работников).Заработная плата АУП и технического персонала определяется согласно штатному расписанию.При расчете коммунальных услуг нами предполагалось, что данные услуги будут оказываться напрямую городскими службами. Расходы на связь подразумевают собой абонентскую плату за телефон, повременную оплату внутригородских переговоров, оплату междугородных телефонныхпереговоров, оплату почтовых услуг, оплату Internet. Абонентская плата составит около 3000 рублей, повременная оплата —около 10000 рублей, оплата междугородных переговоров —около 5000 рублей, оплата почтовых услуг —около 2000 рублей, оплата Internet—около 10000 рублей. Таким образом, общая сумма на командировочные расходы, расходы на коммунальные услуги и связь составит 736000 рублей.Расходы на содержание здания включают в себя текущий ремонт, а также расходы на его поддержание в рабочем состоянии, то есть уборку, подготовку к отопительному сезону, соблюдение мер противопожарной безопасности и так далее. По нормам планирования на текущий ремонт отводится 3% от сметной стоимости здания, а на проведение текущих мероприятий —2% от сметной стоимости здания. Кроме того, необходимо создавать специальный фонд, средства из которого направляются на капитальный ремонт здания, в размере 5% от сметной стоимости здания. Таким образом, общая сумма расходов на содержание здания составит 540000 рублей. Расходы на содержание транспорта состоят из расходов на текущий ремонт, амортизацию и топливо. В связи с тем, что предполагается интенсивное использование транспорта на дорогах низкого качества, мы принимали повышенные нормы расходов на текущий ремонт и амортизацию. Так, норма расходов на текущий ремонт принята 25% от стоимости автотранспорта, а амортизация —20% от стоимости автотранспорта. Общая сумма расходов на текущий ремонт и амортизацию составит 283500 рублей. При расчете расходов на топливо принимались во внимание два фактора. Вопервых, поскольку все машины должны быть повышенной проходимости, средний расход топлива составит 15 литров на 100 километров. Вовторых, учитывая ожидаемое повышение цен на топливо, средняя цена топлива за год составит 10 рублей за литр. Предполагаемый пробег каждой единицы автотранспорта составит около 50000 километров в год. Общая сумма расходов на топливо составит 200000 рублей. Учитывая вышесказанное, сумма расходов на содержание транспорта составит 483500 рублей. Таким образом, общая сумма расходов на содержание здания и транспорта составит 1023500 рублей. Поскольку в штате аудиторской организации, как ожидается, будут находиться специалисты только финансового направления, то для оказания дополнительных услуг необходимо будет привлекать соисполнителей по экономическим, маркетинговым и другим вопросам. Расходы на данную статью предполагаются в размере 20% от доходов, поступающих от оказания дополнительных услуг. Таким образом, расходы на соисполнителей по дополнительным услугам составят 775000 рублей[4].Ожидаемая выплата налогов составит 21% от полученных доходов. В данную сумму включаются все виды налогов —НДС, налог на имущество, экологические платежи, отчисления во внебюджетные фонды (кроме социальных), налог на прибыли и другие. Таким образом, расходы на выплату налогов составят 2073750 рублей. Помимо всех перечисленных у аудиторской организации могут возникать и прочие расходы, например, непредвиденные, представительские, на обучение, на материальную помощь и другие. Нами запланировано на осуществление прочих расходов 363870 рублей.На основании всего вышеизложенного расходная часть бюджета аудиторской организации для проведения проверок в сельском хозяйстве Республики Татарстан выглядит следующим образом:Расходы аудиторской организации, всего —9875000 рублейВ том числе:1) заработная плата аудиторских групп —1890000 рублей;2) заработная плата АУП и технического персонала —1300000 рублей;3) единый социальный налог —11228800 рублей;4) командировочные расходы, расходы на коммунальные услуги и связь—726000 рублей;5) расходы на содержание здания и транспорта —1023500 рублей;

6) расходы на подготовку отчетов и печатной информации —600000 руб; 7) расходы на соисполнителей по дополнительным услугам —775000 руб;8) выплата налогов —2073750 рублей;9) прочие расходы —363870 рублей.Первоначальной финансовой основой аудиторской организации будут являться учредительные взносы.Сумма собранных взносов будет направлена на регистрацию, лицензирование аудиторской организации, приобретение основных и оборотных материальнотехнических средств и для набора специалистов.Оплата учредительных взносов должна осуществляться перечислением денежных средств на расчетный счет аудиторской организации[5].

Ссылки на источники1.Ахметзянова Э.И., Галимарданова Н.М. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства / Э.И. Ахметзянова, Н.М. Галимарданова // Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.10112.Галимарданова Н.М., Свечников К.Л., Сокольская Е.И Проблемы и перспективы развития системы налогообложения / Галимарданова Н.М., Свечников К.Л., Сокольская Е.И. // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 18961900.3.Мусташкина Д.А. Экономическая эффективность управления в сельском хозяйстве // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Марийский государственный технический университет. ЙошкарОла, 20064.Насретдинов, И.Т. Конкурентоспособность предприятий (организаций) в условиях трансформационной экономики // Регионология. 2011. № 1. С. 78.5.Хабриева М.Н., Яхина Л.Т., Миннигалеева В.З., Галимарданова Н.М. Организация аудиторской службы сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов / М.Н. Хабриева, Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева, Н.М. Галимарданова // Инновации и современные технологии в кооперативном секторе экономики. Материалы международной научнопрактической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. Российский университет кооперации. 2014.С. 405410.