Вопросы исследования мотивов к дополнительному изучению иностранных языков бакалаврами экономических направлений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А., Писарева Е. В., Казначеева С. Н. Вопросы исследования мотивов к дополнительному изучению иностранных языков бакалаврами экономических направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970060.htm.
Аннотация. В статье приведены результаты исследования мотивации к изучению иностранных языков студентами экономических направлений и целесообразности предложения им соответствующих образовательных услуг. Авторами осуществлен опрос студентов, обучающихся со второго по четвертый курс, делается вывод о значимости языковой подготовки и важности магистерских программ на иностранных языках.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, зав. кафедрой Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), доцент, г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Писарева Екатерина Владимировна,кандидат экономических наук, доценткафедры Маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуekaterina838@yandex.ru

Казначеева Светлана Николаевна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгородcnkaznacheeva@gmail.com

Вопросы исследования мотивов кдополнительному изучению иностранных языков бакалаврами экономических направлений

Аннотация. В статье приведены результаты исследования мотивации к изучению иностранных языков студентами экономических направлений и целесообразности предложения им соответствующих образовательных услуг.Авторами осуществлен опрос студентов, обучающихся со второго по четвертый курсы, делается вывод о значимости языковой подготовки и важности магистерских программ на иностранных языках. Ключевыеслова: мотивация, исследование, студенты, опрос, иностранные языки, дополнительное изучение, факторы влияния.

В настоящее время трудно представить себе возможность построения успешной карьеры в крупной компании, в случае, если сотрудники не владеют в совершенстве одним или несколькими иностранными языками. Знание иностранных языков дает возможность углубления знаний за счет непосредственного ознакомления с первоисточниками в оригинале, обмена знаниями с представителями профессиональных сообществ из других стран, возможности зарубежных тренингом и стажировок и приобретения опыта работу в крупных транснациональных компаниях.Мы представляем результатыисследованиямолодежи (студентов –бакалавров) экономических направленийк углубленной языковой подготовке, готовность нести расходы на дополнительное обучение при вузе и в других образовательных центрах, а также мотивациюк изучению иностранного языка[1]. Наиболее интересным представляется уяснение мотивов кизучениюиностранного языка студентами неязыковых направленийи готовность нести расходы на дополнительное обучение, а также выявление размеров дополнительных расходов на языковую практику.Опросы проводилисьсреди учащихся со второго по четвертый курсы. Вопросы в анкете формулировались таким образом, чтобы выявить ключевые мотивы студентов при изучении иностранногоязыка[2].

Распределение опрошенных студентовпо возрастному критерию в процентном соотношении приведено на рис. 1.

Рис. 1 Распределение опрошенных по возрасту, %

В отношении готовности нести расходы на дополнительную языковую подготовку, согласно опросу, получилось, что более 96% готовы оплачивать дополнительно услуги по языковой подготовке. Согласно полученным исследовательским данным большинство респондентов (порядка56%) готовы тратить до 10% своих расходовв месяц на эту составляющую профессиональной подготовки;почти 38% отметили готовность трат в размере до 25% своих месячных расходов[1].Определенный интерес к языковой подготовке(а именно, к самому иностранному языку), свидетельствующий о личной высокой степени мотивации, отметили порядка 10,2% опрошенных студентов. Долевое распределение полученных ответов по данному вопросу приведено на рис. 2.

Рис. 2.Распределение ответов опрошенныхо необходимости получения компетенций в углубленного изучения иностранного языка, %

Заявленный респондентамиориентир при изучении иностранного языка также представляется значимым. Эти сведения приведены в рис.3[1]. 020406018-2021-23старше 235740,82,20%20%40%60%80%100%он интересенон нужензаинтересован в получении положительной оценки заставляют10,261,226,52,1

Рис.3.Распределение ответов студентовпо заявленной цели углубленной языковой подготовки, %

Получается, что порядка 88% опрошенных отметили желаниеполучить твердые знания;стремятся почти узнать интересное чуть более 10%, по видимому это те респонденты, которые испытывают личный интерес к самому предмету изучения. 2% опрошенных продемонстрировалипассивное отношение. В отношении факторов, влияющих на качественное изучение иностранного языка, студентыдали следующие ответы (рис. 4).

Рис. 4Распределение ответов студентовпо заявленным факторам влияния на изучение иностранного языка,%

В отношении мотивов изучения иностранного языка респонденты дали следующие ответы:на первом месте стоит желание достичь высоких результатов в профессиональной деятельности (54%) и желание общаться с иностранцами (30,6%). Эти результаты визуализированы в рис.5[1].0102030405060708090получение твердых знанийузнать чтото интересноене бояться, если на занятии спросят87,810,2205101520253035404550он мне интересенпригодится в профессиональной деятельностизаинтересован в получении положительной оценкименя заставляют8,246,942,52,4Рис. 5Распределение ответов студентовпо побудительным мотивам к углубленному изучению иностранного языка, %

Желание интенсификации общения с иностранцами (друзьями и приятелями) следует рассматривать, как положительную мотивацию, поскольку это обстоятельство повышает высокую личную заинтересованность в изучении предметаи поднимает качество изучения его конкретным индивидом. Можно отметить, что студенты экономических направлений осознают значимость языковой подготовки для своей будущей карьеры. Одним из значимых мотивов выступает ориентир на успех в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, слушатели заявляют готовность нести расходы на дополнительную языковую подготовку. Повышениюмотивациик изучению иностранных языков может способствовать личная вовлеченность, связанная, например, с заинтересованностью к предмету (самому иностранному языку) или желание больше общаться в профессиональном сообществе ис иностранцами. Сочетание этих факторов позволит от декларативной мотивации перейти к ее реальному усилению, что будет способствовать повышению качества усвоения знаний. Можно также сделать вывод о целесообразности функционирования в вузе центра языковой подготовки, предлагающего услуги по углубленному изучению иностранных языков для студентов экономических направлений[1, 2]. При предложении дополнительных услуг по углубленной языковой подготовке обоснованным представляется также акцентировать внимание студентовне только на успешности будущей карьеры, но и на возможности полноценного общения со сверстниками из зарубежных высших учебных заведений и возможность участия в различных обменных (сетевых) программах, что значимо для студентов. Для вузов не менее значимым представляется привлечение бакалавров на продолжение обучения в магистратуре. В этом направлении российские вузы конкурируют с вузами ближнего и дальнего зарубежья. В данном аспекте можно отметить, что целесообразно предлагать программы «двойного диплома» и углубленной языковой подготовки для магистров, учитывая тенденцию интереса к изучению иностранных языков. Значимой представляется также возможность открытия магистерских программ, предполагающих полный цикл обучения на иностранном языке. В этом случае необходимо акцент сделать на качестве языковой подготовки преподавателей, на качестве транслируемых ими знаний, а также на том обстоятельстве, что они (слушатели) будут получать языковые компетенции без отрыва от изучения экономических дисциплин в российских реалияхв привязке к 0102030405060необходимость достичь успехов и высоких результатов профессиональной деятельностижелание стать образованным человекомжелание общаться с иностранцамиосознание высокой социальной значимости обучения5414,330,61,1работе региональных компаний в России, что будет их дополнительным конкурентным преимуществом при трудоустройстве на территории России или за рубежом, вероятнее всего, в компании, взаимодействующие с российскими.

Ссылки на источники:1.Бондаренко В.А., Писарева Е.В., Казначеева С.Н. Исследование интереса к дополнительному изучению иностранных языков бакалаврами экономических направлений // Практический маркетинг. 2016. №12(238). С. 2128.2.Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 15.