Концепция функционирования и развития ноосферной земной цивилизации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зайцев В. В. Концепция функционирования и развития ноосферной земной цивилизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 326–330. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970080.htm.
Аннотация. Автор предлагает на ноосферных принципах определить механизм функционирования земной цивилизации на трех основных уровнях: общепланетарном, государственном, региональном (местном) – и показывает основные направления в научной разработке этой проблемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зайцев Владимир Васильевич, кандидат философских наук, доцент, Смоленскийфилиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Смоленскvladimir.zaitsev.1954@gmail.com

Концепция функционирования и развития ноосферной земной цивилизации

Аннотация. Автор предлагает на ноосферныхпринципах определить механизм функционирования Земной цивилизации на трех основных уровнях: общепланетарном, государственном, региональном (местном) и показывает основные направления в научной разработке этой проблемы.Ключевые слова:ноосферное общество,разум, духовность, социальная справедливость.

Земная цивилизация, как явление космическое, биологическое и социальное является уникальной формой высшей стадии эволюции материи во Вселенной и представляет собой единое целое. Ее целостность обусловлена: единым жизненным пространством (воздух, вода, планета, космос); единой живой оболочкой (биосферой); общностью знаний и культур народов мира; единым информационным пространством; наконец, общими опасностями, грозящими цивилизации в случае космических, планетарных, а также антропогенных катастроф, связанных с деятельностью человека.И вот этот единый организм до сих пор разбалансирован, разрегулирован. Но если система спроектирована и построена не на основе физических, биологических и социальных законов, то она безаварийно долго работать не может. Если мы открыли и в достаточной степени познали многие физические законы природы, если мы открыли генетический код живой природы, тем самым познали биологическую сущность жизни, то нам предстоит самим определить для себя социальный код, в рамках которого бы могла функционировать и успешно развиваться наша цивилизация как единое целое, в форме ноосоциосферы.Непризнание и несоблюдение правил социального кода приводит к разрегулированию механизма функционирования человеческого сообщества, возникают повсеместно аварийные ситуации, для ликвидации которых создаются силовые структуры в виде армии, полиции, частных охранных служб, отрабатываются приемы личной самозащиты. В силовые структуры и сферы, связанные с ними, отвлекаются от производительной деятельности многомиллионный лучший интеллектуальный и физический потенциал человечества. Остальная часть общества обслуживает их, работает на них. Таким образом, временно обеспечивается безаварийное функционирование социальной системы, однако не устраняются сами причины конфликтных ситуаций, не отлаживается механизм нормального функционирования социальных структур и конфликты, вооруженные столкновения, аварии и катастрофы неизбежны.Судьбоносные государственные и планетарные задачи в условиях развитой цивилизации могут решаться интеллектуально подготовленными и высоконравственными личностями, способными оценивать ситуацию, вырабатывать правильные направления развития, прогнозировать возможные последствия принимаемых решений. Их меньшинство. Но благодаря им наша цивилизация вступает в качественно новую фазу своего развития.По глубокому убеждению академика Моисеева Н.Н., человечество способно осознать трагическую возможность своей гибели, но для этого необходимо, чтобы это знание сделалось достоянием не отдельных ученых или философов, а всех жителей планеты иопределило появление новых нравственных принципов.[1]

Роберт Мюллер прослуживший пятьдесят лет в ООН, член Будапештского клуба предлагает для формирования нарождающегося глобального сознания следующие пути: 1.Объявить о кризисной ситуации на Земле.2.Рассматривать сложившуюся ныне ситуацию как открытую войну –третью мировую войну –против природы. Войну, которой необходимо положить конец.3.Созвать новую всемирную конференцию по биосфере, и документально зафиксировать изменения в состоянии биосферы.4.Поддержать распространение организаций Всемирной партии законов Природы, созданной по инициативе британских ученых и уже действующих в 85 странах.5.Поддержать нашим авторитетом радикальное изменение политической системы нашей планеты, системы, которая концентрирует материальные и финансовые ресурсы местных сообществ, городов, провинций и наций, но оставляет Землю и весь человеческий род почти без необходимых средств, когда в них особенно нуждаются.6.Ввиду дезорганизации системы национальных государств, следует срочно достичь соглашения об абсолютной и настоятельной необходимости созданияМирового правительства либо в форме федерального правительства Соединенных Штатов Мира, либо пяти континентальных союзов с глобальной правительственной суперструктурой, либо Правительства, смоделированного по образу и подобию экосистем и биомов –моделей биоорганизации, подсказанных самой природой. Роберт Мюллер приходит к заключению, что в отсутствие таких инициатив мы, скорее всего, станем свидетелями исчезновения в ХХIстолетии с лица земли большинства форм жизни, включая человечество.[2]

Таким образом, совершенно очевидно, что суть новой земной цивилизации –это смещение человеческих ценностей от неограниченных материальных потребностей к высокому духовнонравственному состоянию общества, от демократического словоблудия лидеров к мыслительной деятельности каждого члена общества. Экономическую основу ноосферного общества должны составлять глубокие знания и всеобъемлющая информация. При этом экономические ценности во все большейстепени должны перемещаться от недвижимых элементов (средств производства, земли и др.) в динамическую сферу (финансы, торговля) и далее к высшим ценностям (знаниям, образованию, культуре). По Платону, главная роль в конструировании справедливого обществаотводится образованию, цель которого состоит в воспитании трех нравственных добродетелей: мудрости, мужества и сдержанности.В духовной сфере в процессе эволюции жизнь человека и общества совершенствуется от примитивных устоев и норм поведения первых людей к человеческой морали, основанной на принципах нравственности и к высокой духовности. В общественных взаимоотношениях превалирует социальная справедливость. Она предполагает равные возможности в реализации каждым своих способностей и прямой зависимости уровня потребностей личности от ее способностей и желаний их реализовать в труде. Категории справедливости отвечают честные способы накопления богатства (капитал обретает нравственную основу) и разумное его распределение, гуманное отношение к слабым и неспособным себя защитить слоям населения (общества). Материальное благополучие граждан при их высокой духовности есть идеал нового общества. Гуманизм, человеколюбие переходят из религии, философии, идеологии в практику. Человек осознает себя не только полноценной личностью, но и частью земной цивилизации и понимает свою ответственность за ее судьбу. Особую значимость приобретает философское осмысление внеземной, космической сущности самого человека, повышается ответственность каждого гражданина за свои деяния, государство постепенно превращается в братство, где принуждение заменяется голосом глубокой совести.Развивая идеи В.И.Вернадского и других мыслителей о ноосфере, как сфере разума, сущность будущей земной цивилизации может быть выражена следующей формулой:НООСФЕРНОЕ ОБЩЕСТВО = РАЗУМ + ДУХОВНОСТЬ + СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ.РАЗУМ вот что может править миром на ноосферном этапе развития земной цивилизации.По убеждению Горького, необходимо «привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу».Нравственность и ДУХОВНОСТЬ вот что может определять направление действия разума. Социальная СПРАВЕДЛИВОСТЬ вот что может обеспечить устойчивое без потрясений развитие общества. Но вот на что бы хотелось обратить особое внимание, что одного только социального переустройства общества недостаточно, необходим более коренной перелом –космический и нравственный. К этому выводу Н.А.Бердяев пришел еще в годы 1ой мировой войны.Взамен различных идеологий: классовых, националистических, религиозных должна утвердиться единая ноосферная идеология на фундаментальной основе разума, духовности и социальной справедливости. Имеет перспективное будущее то общество, которое сможет придать своему, коллективному разуму, интеллектуальному потенциалу высоконравственную духовную основу, которая в свою очередь приводит к более полному раскрытию творческих способностей личности, к проявлению наиболее ценных человеческих качеств. Потеря нравственности, снижение духовности в условиях, когда человек овладел могущественными силами влияния на окружающий мир, неизбежно ведет к гибели общества, к краху земной цивилизации.Величайшие умы человечества справедливо считали, что развитие земной цивилизации будет зависеть не столько от уровня технических достижений, сколько от моральных устоев общества (А. Эйнштейн и др). С сожалением констатируется, что рост технических знаний во многом опережает рост знаний культурных, а признак всеобщей бездуховности обретает всё более осязаемые формы (академик Б.Б. Пеотровский).Положение усугубляется тем, что чувственные начала в человеке преобладают над разумом. Как обеспечить в этих условиях перевод общества на ноосферный фундамент?Н.Н.Моисеев выделил общие черты в организационных структурах, способных перевести общество в эпоху ноосферы, и определил это как рациональное общество. Под рациональным обществом он подразумевает общество, идущее к ноосфере, т.е. к состоянию, которое необходимо человечеству для того, чтобы избежать деградации и сохранить возможность для дальнейшего развития. Это желаемое общество ближайших десятилетий и, по представлению, должно обладать следующими свойствами:1. Это общество должно быть способным обеспечить возможность проявления интеллектуальных способностей отдельных личностей. Предельное раскрытие потенциальных способностей нации —вот к чемудолжно стремиться любое государство. В нынешнее время не количество произведенной продукции и даже не ее качество является мерилом развитости народа, а все зависит от общей культуры народа, от способности социума раскрыть потенциальные возможности к творчеству всех его граждан.2. Общество должно быть способным обеспечить высокий уровень социальной защищенности человека. Уже во времена Платона, то есть более 2500 лет назад, люди понимали, что свобода и равенство —понятия противоречивые. Маркс полагал, что это противоречие найдет свое разрешение на последней стадии коммунизма, при переходе к обществу реального гуманизма. Ученый считал, что это противоречие —вечное. Во всяком случае, компромисс должен снимать уровень социальной напряженности.3. Общество должно быть способным выполнять условия экологического императива. Это значит, что развитие производительных сил в первую очередь не должно нарушать «запретной черты». Вот здесьто и возникает одна из труднейших проблем современности.Согласно утверждению ученого: «развитие общества не может следовать какойлибо четкой программе —ни социальной, ни производственной. В обычном смысле общество, не является управляемой системой, ее развитие следует законам самоорганизации. И в числе таких законов —возникновение обратных связей, реализуемых рыночным механизмом. Этот механизм возник без воли людской, как удивительное изобретение природы, соизмеряющей потребности и производство. Рынок реализует обратную связь, стремящуюся приблизить рыночную цену к затратам общественно необходимого труда. Но рынок слеп: он знает настоящее состояние общества, в какойто степени может учитывать прошлый опыт, но абсолютно не способен предвидеть будущее, учитывать тенденции развития. Поэтому чисто рыночный механизм, то есть рынок в его классическом исполнении, приводит к неизбежным кризисам».Теперь ситуация, существенно осложнилась. Экологический императив затрагивает не только целые страны и регионы, но и всю планету. Возникает необходимость целенаправленного вмешательства в производственную деятельность общепланетарного масштаба при одновременном существовании общепланетарного рынка.Итак, совершенно очевидно, что современная земная цивилизация, несмотря на различные уровни развития отдельных стран, должна признать себя как единое целое, как высший продукт биологосоциальной эволюции, живой материи на планете Земля. В связи с этим должны быть определены, и приняты основные, единые принципы функционирования ноосферного общества, которые по мнению автора станут дополнением свойств рационального общества, они должны отражать:1. Открытость общества посредством учета и гласности деяний каждого из его членов. К Декларации о доходах Декларацию о духовнонравственном состоянии личности и ее вкладе в развитие общества.2. Оценку общественной значимости личности по ее интеллектуальному, материальному, духовному вкладу в развитие общества, формирование соответствующей общественной иерархии граждан по заслугам.3. Приоритет интеллектуальнонравственной части общества при выборах руководящего состава всех уровней с повышением оценочных критериев к кандидатам и выборщикам по мере повышения уровня управляемой системы.4. Многообразие форм общественного устройства на всех уровнях при единой основе Разум, Духовность, Социальная Справедливость.5. Разрешение конфликтных ситуаций посредством институтов согласия с помощью аргументированных компромиссов. Силовое разрешение конфликтов объявляется вне закона. Отпадает необходимость в Вооруженных Силах.6. Признание регулируемого рыночного механизма как основы экономического функционирования общества. От закрытости и конкуренции к открытости и состязательности.7. Нравственную сторону капитала, т.е. содержание по способам его происхождения и использования, а также как средства самореализации способностей и благородных желаний личности, возможности увеличения ее вклада в развитие общества.8. Функционирование всех средств массовой информации и массового воздействия на умы и психику людей в пределах ноосферного интеллектуальнонравственного поля.Свобода слова, как форма проявления равных прав граждан в выражении своих мыслей, мнений и предложений обеспечивается предоставлением равного доступа к средствам массовой информации всех слоев населения.9. Признание обязанностей личности как условия ее гражданских прав и свобод. Мораль, нравственность и ответственность высший Закон цивилизации!10. Персональная, повышенная по сравнению с исполнителями, ответственность лидеров за действия, противоречащие ноосферному нормативно правовому полю. Авторитет истины превалирует над авторитетом власти. Ответственность за свои деяния должна пронизывать все сферы деятельности каждой личности. В каждом значимом предложении должна формулироваться цель, пути её достижения и прогнозируемые результаты. Здесь весьма поучительным может быть опыт наших предков. В Древнем Риме каждый человек мог предложить проект Закона сенату. Сенат принимал Закон, но если он не срабатывал, автора казнили.11. Патриотизм как духовная составляющая нации, государства, становится общепланетарным явлением. Патриотизм Землян к своему общему дому должен определять ход развития ноосферной цивилизации!Особенность новой земной цивилизации заключается в смещении человеческих ценностей от неограниченных материальных потребностей к высокому духовнонравственному состоянию. Материальная основа ноосферного общества должна служить развитию и удовлетворению духовных начал человека, его культурного обогащения и возвышения. В тоже время материальное благополучие граждан при их высокой духовности есть идеал нового общества. Человек осознает себя не только полноценной личностью, но и частью земной цивилизации, понимающей свою ответственность за ее судьбу. Торжествует гуманизм, человеколюбие, которые в ноосферном обществе переходят из религии, философии, идеологии в практику.Ноосферное общество, как качественно новое состояние земной цивилизации, должно опираться на общую, единую для всех народов и государств основу, которая может быть выражена в форме диктатуры РАЗУМА, ДУХОВНОСТИ и СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (РДС).Таким образом, мы можем говорить о ноосоциосфере. Исходя из этого, общегодля всей ноосферной цивилизации стержня, должна быть разработана соответствующая нормативноправовая база на всех уровнях функционирования общества.На основе нормативноправового поля духовнонравственного состояния общества вырабатываются все прочие гражданские, трудовые, правовые акты его функционирования и оценивается его состояние на каждом этапе развития. Необходимо разработать правовую основу ответственности моральной, имущественной, уголовной за несоблюдение фундаментальных основ духовнонравственного состояния общества. Все законодательные акты должны проходить экспертизу на РДС.Именно Россия, ведомая русской нацией, ближе всех государств подошла к эпохе ноосферы и ноосферной общественноэкономической формации. Технократическая цивилизация оказалась на перепутье: либо дальнейшее следование по пути дестабилизации и разорения –к глобальной экологической катастрофе, либо принципиально новый путь развития, основанный на совершенно иных нравственнофилософских принципах, на идее равновесного сосуществования человека и природы. «Люди Земли когданибудь объединятся и всеми ими будет управлять один избранный совет под руководством президента, избранного советом.Через более значительный промежуток времени заселится обильно и вся наша Солнечная система. Ею также будет управлять избранный совет со своим председателем. Иначе быть не может, так как этого требует разум.Также объединяются и все другие планеты и солнечные системы. Разница только та, что большинство их быстро заселяется зрелым, уже готовым поколением и сразу устанавливает свое управление. У Земли же и нашей Солнечной системы был длинный путь постепенного страдальческого развития».[3]

Академик Н.Н.Моисеев делает акцент на том, что необходимы разумная организация и такая структура власти (властей), которая способна обеспечить и формирование стратегии, и ее реализацию.Не следует преуменьшать трудности организации общества.Мы знаем, что такое госсоциализм, вырождающийся в диктатуру узкого слоя номенклатурных деятелей и ведущий общество к упадку. Мы видим и некоторые плоды демократии, явно не способной к мышлению необходимыми категориями, ибо это тоже диктатура. В лучшем случае –диктатура невежественного большинства над меньшинством, которое желает блага и даже спасения этому большинству.К какой организации общества мы должны стремиться и какая возможна?Понятие «устойчивое развитие» следует рассматривать в качестве синонима термина «стратегия перехода общества к состоянию коэволюциис биосферой». Если мы принимаем этот тезис, то возникает и отчетливая программа начальных действий:1.Изучение некой «идеальной ситуации», которая при современном уровне техники способна обеспечить режим совместного развития биосферы и человека. Такая ситуация заведомо не может быть реализована, однако она покажет направление необходимых усилий.2.Разработка и анализ с позиций реализуемости всех вариантов стратегии.3.Анализ возможных общественных устройств, способных реализовать стратегию.4.Построение основ новой политэкономии.5.Просвещение, основанное на принципе: только грамотное и понастоящему интеллигентное общество способно выйти на режим коэволюции.[4]

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем на ноосферных принципах определить механизм функционирования цивилизации на трех основных уровнях: общепланетарном, государственном, региональном (местном).Вместе с тем, автор не стремится дать объем управленческого знания методологического характера, скорее, показывает основные направления и подходы в научной разработке данной проблемы.А. Общепланетарный уровень.Формируется единый законодательный орган Всемирный Парламент, который состоит из трех Палат.Первая. Высшая Интеллектуальная Палата формируется из выдающихся ученых мира, внесших наибольший научный вклад вразвитие цивилизации во всех областях. Она определяет основные направления развития цивилизации, рамки ее развития, оценивает и контролирует ход процесса научнотехнического прогресса.Вторая.Высшая Духовнонравственная Палата, в которую входят выдающиеся деятели культуры, искусства, литературы, религий, сподвижники и герои, внесшие наибольший вклад в духовнонравственное становление цивилизации. Она определяет принципы духовности и моральные устои землян, направления действия разума человечества, контролирует духовное здоровье цивилизации.Третья.Государственная Палата формируется из глав государств и правительств всех стран мира. Она обеспечивает прогрессивное развитие своих стран на принципах Разума, Духовности и Социальной Справедливости в рамках, определенных двумя высшими палатами. В то же время, Государственная палата принимает участие в работе Всемирного Парламента, вносит свои предложения, отчитывается о развитии государств и соблюдении ими норм и правил общепланетарного Кодекса —Хартии человечества.Две Высшие Палаты интеллектуальная и духовнонравственная работают в постоянном режиме. Их решения являются обязательными для третьей палаты, т.е. всех государств, на основе этих решений разрабатываются Конституции всех стран мира.Государственнаяпалата работает не на постоянной основе. Она вырабатывает механизмы реализации в жизнь концепции функционирования и развития ноосферной земной цивилизации на государственном уровне. Члены этой палаты несут полную ответственность за развитие своих стран в интеллектуальнонравственном поле, определенном двумя Высшими палатами. Всемирный Парламент имеет свои средства массовой информации на различных языках, которые использует для информирования жителей планеты о принимаемых решениях и разъясняют их суть. Парламент обеспечивает контроль за соблюдением главами государств и правительств основных направлений развития и функционирования ноосферного общества. В своем распоряжении он имеет механизм воздействия на государственных лидеров, игнорирующих ноосферные принципы и нормы функционирования государств.Б. Государственный уровеньГарантией прогресса ноосферного общества является высокий интеллектуальный и духовнонравственный уровень находящихся у государственной власти личностей. Учитывая, что человек как личность, есть существо биологическое и социальное одновременно, его генетическому коду должен быть придан глубоко нравственный социальный код. Только под контролем обоих кодов личность может обрести свое истинное цивилизованное лицо и вступить в новую эру своего развития. В связи с этим необходимо утвердить приоритет интеллектуальнонравственных начал в общественной и личной жизни путем их декларирования. Форма декларации предусматривает учет и оценку интеллектуального, материального, духовного вклада в развитие общества, равно как и отражение антисоциальных поступков, наносимого своими деяниями вреда обществу, личности, природе. Гордостью каждого жителя должны стать высшие человеческие качества: талант, знания, честность, гуманизм, благородные поступки и на их основе общественное признание и материальное благополучие.Какова же должна быть система выборов на высшие государственные посты? Оценивать и выдвигать кандидатов во властные структуры должны не политические партии, отражающие корпоративные интересы тех или иных слоев населения, а интеллектуальнонравственные клубы, в которых оцениваются и обсуждаются Программы кандидатов, их духовнонравственное состояние, личный вклад в развитие общества. При голосовании эмоциональный принцип демократического «большинства»должен быть заменен научным подходом, в основе которого лежит обоснованность, полезность, целесообразность, доказательность. Выборы переводятся с эмоционального уровня на интеллектуальный. Выбирать высшее руководство государства может не все взрослое население, а лишь его наиболее интеллектуальная и нравственная часть, которая способна охватить и оценить всю сложность решаемых задач на высшем государственном уровне.Кроме того, в период выборов необходимо выявлять и использовать интеллектуальнонравственный потенциал выборщиков, для этого используется специальная форма избирательного бюллетеня, где предусмотрен раздел для предложений каждого выборщика по решению проблем соответствующего государственного уровня, а также раздел по оценке личности кандидата. Бюллетени должны быть именными, выдаваться выборщикам на руки заранее (за неделю, месяц), приниматься комиссией в течение нескольких дней. Предложения выборщиков в бюллетенях служат в дальнейшее программным материалом для властей. Выборщики, внесшие наиболее ценные предложения, являются потенциальным резервом для работы в органах власти и интеллектуальных клубах.Таким образом, предвыборная кампания превращается из политической, тайной, грязной борьбы в светлый, одухотворенный поток интеллектуальнонравственной энергии общества. Каждая выборная кампания становится новой ступенькой в прогрессивном движении общества. При этом обеспечивается контроль за претворением в жизнь предвыборной программы, вводится система строгой персональной ответственности избранника зареализацию программы. В случае несоблюдения программных установок, а также допущения поступков, противоречащих нормам морали и закону, избранное лицо отстраняется от занимаемой должности и лишается права в дальнейшем принимать участие в выборах.На государственном уровне законодательно запрещается идеология силового разрешения любых видов конфликтов. Войны объявляются вне закона. Отпадает необходимость в национальных вооруженных силах. Внешняя безопасность каждой страны обеспечивается системой международных мер сдерживания и персональной ответственностью руководителей государств. Высвобождающиеся огромные средства направляются на обустройство планеты, повышение материального благосостояния людей, развитие науки, культуры, образования, здравоохранения и др. Переход к ноосферному состоянию государства сложен и связано это с биологосоциальными особенностями личности и общества, что отражено на схеме. Ноосферное государство может успешно функционировать когда на всех уровнях власти будут находиться высокоинтеллектуальные личности, а социальная среда, в которой они действуют, отличается высокой духовностью и нравственностью. Одухотворённые гении, являясь своего рода посланниками из будущего человечества к человечеству настоящему, должны определять направления развития цивилизации на основе анализа ситуации и поступающих предложений.К.Э.Циолковский совершенно прав, говоря о том, что в мирах совершенных хорошее только поддерживается. Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправляется. Плохое, или уклонившееся к дурному, оставляется без потомства. Это не причиняет ни малейших страданий, так как родительских инстинктов и страстей у совершенных нет. Есть только любовь ко всему чувствующему, вытекающая из истинного себялюбия.Нравственность Земли такая же, как и небес: устранение всяких страданий. Эту цель указывает разум.Истина укажет на лучшее общественное устройство. Оно состоит в том, чтобы самая лучшая часть человечества управляла Землей, чтобы каждый, сообразно своей полезности для людей, занял соответствующее местоУправление лучшими людьми, высшими представителями человечества даст ему единение. Единение избавит народы от войн и других видов самоистребления, укажет на общий алфавит и язык, научит каждого гражданина и даст ему знания, сообразные его умственным силам. Оно обеспечит благосостояние и сделает всех счастливыми.Породы людей будут искусственным подбором улучшаться и достигнут невообразимой умственной и нравственной высоты.Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведет нас разум и его сила.[5]

В. Региональный уровеньНа региональном уровне в полной мере реализуется один из глобальных признаков ноосфернойцивилизации единство природы и общества как двух основных систем планеты, формой или образцом такого единства могут быть национальные парки. К сожалению, в России нет всеобъемлющей концепции национальных парков.В общей стратегии ноосферной цивилизации на региональном уровне предлагается концепция ноосферного национального парка (ННП). Основной задачей такого парка является отработка оптимальной модели взаимоотношений человека с природой, как их диалектического единства. Жизнь здесь должна строиться и развиваться с учётом биологических законов природы, на основе Разума, Духовности и социальной Справедливости. Это своего рода островки будущей земной цивилизации. Как много их возникнет и как быстро они будут занимать планету, во многом зависит ее судьба.Покаким направлениям могут реализовываться концептуальные положения ННП?Первое. Сохранение естественных экосистем и биоты при рациональном и неистощительном использовании имеющихся природных ресурсов.Второе. Полное использование историкокультурного и духовного наследия жителей парка и соответствующего региона.Третье. Выявление интеллектуального потенциала местных жителей и создание условий для его полного проявления.Четвертое. Создание благоприятного, высокогуманного и духовнонравственного поля в жизнилюдей парка.Пятое. Повышение культурного уровня и формирование экологического мировоззрения у всех жителей парка.Шестое. Повышение материального благополучия у всего населения.Седьмое. Самоокупаемость и высокодоходность парка.Городским жителям представляется возможность считать себя причастными к деятельности ноосферных парков и строить свои взаимоотношения в обществе и с природой на их принципах.Как обеспечить функционирование общества в гармонии с природой и решить поставленные задачи? Сохранение естественных экосистем и биоты обеспечивается не только охранными мероприятиями, но и ведением хозяйства на строго научной основе и парк должен выполнять функции научноисследовательского учреждения. Воздействия человека на биоту не должны превышать уровня, разрешенного ее законами. Если исходить из скорости биоэволюции, когда требуется более 10 тысяч лет для формирования нового биологического вида, важнейшей задачей парка является сохранение биологического разнообразия. Потеря каждого вида это практически невосполнимая потеря в биосфере планеты.Таким образом, развитие региональной экономики и социальной сферы парка должно вписываться в пределы экологических возможностей территории. Отсюда региональное планирование должно стать основным методом в обеспечении устойчивого функционирования и развития парка и конкретных территорий. Для результативного планирования должна быть проведена инвентаризация всех природных ресурсов и историкокультурного наследия, на основе чего определены направления, виды и объемы их использования; проведена инвентаризация материальной базы с оценкой ее состояния и возможного использования; обеспечено сохранение и возрождение традиционных промыслов; инвентаризация всех населенных пунктов с оценкой их демографического состояния, определением перспектив экономического и социального развития, профиля деятельности основной массы населения. При этом определяется потребность местного населения в основных жизненных факторах: работа, жилье, топливо, питание, образование, медицинское обслуживание и др.На основе полученных данных разрабатывается социальноэкономическая модель развития.Для ноосферного национального парка является характерным достаточно высокий, но разумнооптимальный уровень материального благополучия проживающих на его территории людей, который обеспечивается высокоэффективной трудовой деятельностью населения, его социальными гарантиями, участием в процессах планирования и управления парком, как единым комплексом. Экономика переводится на высокотехнологичные и экологически безопасные направления развития, для чего привлекаются финансовые инвестиции и интеллектуальный капитал.Общее руководство ноосферным парком, выработку стратегии его развития с учетом специфических особенностей территории осуществляет административнообщественный совет, состоящий из руководителей всех предприятий, организаций, учреждений, функционирующих на территории парка, местных предпринимателей, а также других категорий граждан, внесших наибольший вклад в разработку программ парка и в его развитие. В состав совета входит руководство вышестоящего ведомства, в ведении которого находится парк, а также представители местных и региональных властей. Совет избирает (назначает) исполнительную дирекцию парка, рассматривает и утверждает бюджет, контролирует соблюдение концептуальных направлений в деятельности парка и решает другие значимые вопросы.Экономика должна базироваться на многовариантности форм собственности на средства производства и продукты труда. Как искусство рационального ведения хозяйства, экономика может функционировать на всеобъемлющей информации, которая должна заменить власть денег или силовые методы. Рыночные отношения отпадут сами по себе, а на смену им придут информационносотовые отношения между людьми, регионами и странами, что приведет к информационносотовому самоуправлению и, в конечном счете к единому мировому информационносотовому сообществу. Форма собственности потеряет свой первоначальный социальный смысл и будет лишь отражать экономическую целесообразность в обеспечении возможности реализации личностью своих способностей. Информационная открытость, экономическая гласность, интеллектуализация труда, гуманизация взаимоотношений между людьми в процессе производства вот основа экономического саморазвития и самоуправления общества в его новом состоянии на территориальном уровне.Поскольку знания и информация основной продукт нового общества, а в производимых товарах все больше интеллектуального труда и все меньше материала и физического труда, возрастает роль образования и науки. Встает вопрос повышения общего интеллектуальнокультурного уровня населения. Система обучения в школе должна предусматривать подготовку человека к жизни в условиях ноосферного общества, характерными чертами для которого являются: 1. Высокая духовность.2. Высокая профессиональная подготовленность.3. Знание иностранных языков 4. Компьютерная грамотность.5. Знание культур и религий народов мира.Обучение, как способ приобретения знаний накопленных человечеством в целях их дальнейшего использования, должно основываться на индивидуальных способностях учащихся с преобладанием «мыслительнозрительного языка» познания. Задача школы —не только давать знания, но и определить в процессе обучения природные задатки, наклонности, психологические особенности каждой личности иразвить лучшие из них. Выдаваемый после окончания общеобразовательной школы аттестат зрелости должен отобразить не только полученные знания в оценках, но и природные наклонности, а также духовнонравственные качества личности с выводами о наиболее целесообразных направлениях ее дальнейшей деятельности.Неотъемлемым спутником обучения должно быть воспитание личности, развитие в ней лучших человеческих качеств, подавление вредных инстинктов и искоренения вредных привычек. Система воспитания должна охватыватьвесь жизненный путь и быть дифференцированной для каждого возрастного этапа и профессиональной группы. Должна быть выработана и закреплена психология создания общества труда и высокой морали, а не общества потребления и свободы нравов. Должна быть созданаи постоянно поддерживаться в обществе высоконравственная духовная аура, поскольку сама по себе степень воспитанности генетически не закрепляется и по наследству не передается. Она лишь фиксируется на подсознательном уровне и быстро ослабевает или исчезаетполностью при изменении общественного фона нравственности и духовности.Определённое значение в процессе воспитания личности имеет религия. Вера, как чувственное восприятие мира сердцем, будет важна для человека и в будущем. Все религии преследуют цель духовного совершенствования личности. В то же время во многом религиозность населения держится на страхе перед возникающими проблемами и надеждами на их благополучном исходе. Не по причине ли несовершенства современного общества и неопределённости путей его развития проявляется сегодня религиозный экстремизм, как форма протеста против существующей действительности.Возникнув на «детском возрастном»этапе развития общества, не все прежние религиозные постулаты могут удовлетворить современное «повзрослевшее»человечество. Каждое из четырехпяти последних тысячелетий рождало новую мировую религию. Вступив в очередное тысячелетие своего развития в новом качественном состоянии, общество ноосферы, где будет править Разум, глубокие знания сути бытия, требует объединения чистой веры с наукой и возможно, создания СОВРЕМЕННОГО ЗАВЕТА, который бы явился логическим продолжением ВЕТХОГО и НОВОГО христианских ЗАВЕТОВ. Аналогично и в других религиях. Современный Завет может включать мифологическую, сказочную часть духовных начал человека, которая необходима для воспитания личности в детском возрасте, когда отсутствуют научные знания и жизненный опыт. В то же время, в нем должно найти отражение научное мировоззрение на сущность жизни вообще и человека в частности. На примере реальных исторических событий и благородных поступков реальных личностей необходимо написать своего рода современную БИБЛИЮ, которая бы явилась путеводной духовной Звездой для человечества в эпоху ноосферы. От неосознанной веры в мифического БОГА, как всемогущего владыки мира к осознанной вере в человека мудрого, как уникального создания земного и космического вот путь объединения чистой веры с научным знанием и формирование на этой основе крепкого духовного стержня нового общества. В связи с этим и строить новые храмы необходимо с новым духовным содержанием, как синтез накопленных человечеством знаний и благородных поступков.Устойчивость и эффективность сообщества во многом обеспечивается и правильным решением национального вопроса. Многонациональностьобщества не есть вопрос для распрей и дробления, а фундамент для биологического и культурного процветания, следовательноединства. Межнациональные браки ведут к генетическому обогащению рода человеческого, повышению его интеллектуального потенциала и физического совершенства, а культурное многообразие к духовному обогащению сообщества, что полностью соответствует сути ноосферной цивилизации.Учитывая, что экологическое сознание позволяет увидеть мир, планету, земную цивилизацию как единое целое, а себя в ней как частицу общего организма, столь важным представляется формирование экологического мировоззрения у жителей планеты. Оно может осуществляться путем глубокого изучения основ экологии в школах, практической разработкой путей решения экологических проблем местного, регионального и глобального масштабов, пропагандой экологических знаний через все информационные системы и службы, экологизацию всей экономики и социальной сферы хозяйства.

Ссылки на источники1.См.: Моисеев Н.Н. Избранные труды. В 2х томах. Т.2. междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. –М.: Тайдекс Ко, 2003. –С. 62 –63.2.См: Роберт Мюллер о сознании и глобальном кризисе // Ласло Э. Макросдвиг. –М.: Тайдекс Ко, 2004. С.176 177.3.Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе: Тула: Приок. кн. издво,1986. –С. 3124.См.: Моисеев Н.Н. Избранные труды. В 2х томах. Т.2. междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. –М.: Тайдекс Ко, 2003. –С. 144 –145.5.См.: Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе: Тула: Приок. кн. издво,1986. –С. 375 378.6.Зайцев В.В. Школа русского космизма в контексте новых реалий XXIвека: монография. –Смоленск: Универсум, 2008. –240 с.7.Бердяев Н.А. Русский народ. Богоносецили хам? / Николай Бердяев, Николай Лосский. –М.: Алгоритм, 2014. –240 с. –(Философский поединок).