Совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность и педагогические условия подготовки водителей оперативных служб транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, с 1920 по 2006 г.
Выпуск:
ART 970086
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин
Н.
П.,
Домбровский
А.
А. Совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность и педагогические условия подготовки водителей оперативных служб транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, с 1920 по 2006 г. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
356–360. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970086.htm.
Аннотация. В данной статье произведен исторический анализ развития законодательной базы использования силовыми ведомствами транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Ключевые слова:
законодательство, безопасность дорожного движения, транспортное средство, правила дорожного движения, водитель, оборудование для подачи специальных световых и звуковых сигналов
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России,г. Тюменьbakullin@mail.ru
Домбровский Алексей Анатольевич,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьdobrinya_52@bk.ru
Совершенствование законодательства, регламентирующегодеятельность и педагогические условия подготовкиводителейоперативных службтранспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов с 1920 по 2006 гг.
Аннотация.В данной статье произведен исторический анализ развитиязаконодательной базы использования силовыми ведомствами транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Ключевые слова:безопасность дорожного движения, транспортное средство, водитель, оборудование для подачи специальных световых и звуковых сигналов, законодательство, правила дорожного движения.
В Советском государстве первым наиболее масштабным нормативным документом в области становления автодела был декрет Совета народных комиссаров “Правила автодвижения по городу Москве и ее окрестностям” (10 июня 1920 г.), подписанный Председателем СНК В. Ульяновым. Некоторые положения этого документа действуют и сегодня. В частности, согласно примечанию пункта 19, водители автомашин, срочно по служебной необходимости передвигающиеся с целью доставить экипаж на тушение пожара могли отступать от правил регламентирования скоростного режима содержащегося в пункте 18. Необходимо отметить тот факт, что был произведен запрет обычным ведомственным машинам использования специального звукового сигнала подаваемого оперативной автомашиной милиции. Данный запрет содержался в статье 21. Согласно требованиям как простых транспортных средств, так и оперативных должны выполнять конкретные требования по “предотвращению опасности от автодвижения по улицам города Москвы”. В инструкциях также определялось преимущественное право движения по дорогам общего пользования «…..трамвай пропускается прежде автомотовеломашин и экипажей, но впереди трамвая пропускаются пожарные машины и обозы разного рода, процессии, воинские части и партии арестованных; автомашины пропускаются перед экипажами и велосипедами; из числа автомашин пользуются преимуществом едущие с горы». В современной трактовке правом преимущественного проезда пользуются полицейские водители ИВС, подразделений охраны и конвоирования для управления автомобилями для перевозки подозреваемых и обвиняемых. В августе 1920 года было опубликовано обязательное постановление Петросовета «Правила автодвижения по г.Петрограду и его окрестностям». Правила вводили шоферский билет, «выдаваемый экзаменационной комиссией при Автогуже» [6].До 1935 г. в законодательстве в масштабах всей страны не существовало специальной государственной службы автоинспекции, оснащенной транспортным средство, оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. [11]3 июля 1936 г. Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1182 утверждает "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабочекрестьянской милиции СССР. Новый отдел НКВД активно приступает к выполнению поставленных задач борется с авариями, разрабатывает технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролирует подготовку и воспитание шоферов. А также ведет учет аварий, анализ их причин, привлекает нарушителей ДТП к ответственности, руководит выдачей номерных знаков, технических паспортов, розыском автомобилей, скрывшихся с места ДТП. Отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые “Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР”. Правила дорожного движения четко расставили приоритеты движения на дорогах. «….Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка извозчику, извозчик автомашине, а автомашина общего назначение всем машинам специального назначения и автобусу». [5]До 1940 года единого свода Правил дорожного движения, регламентирующих деятельность автомашин оборудованных устройствами для подачи специальных сигналов нет. В каждым городе происходила редакция правил дорожного движения под свои нужды. В 1949 году в
Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. [6]Советский Союз присоединился к ним в 1959 году. Система дорожных знаков, утвержденных Протоколом, просуществовала в нашей стране до 1 января 1973 г., т. е. до введения ГОСТ 1080771 .В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений. Поэтому вновь стала актуальна тематика массовой подготовки водителей оперативнослужебных автомашин, участвующих в тактике преследования таких водителей.Приказом МВД СССР от 11 января 1960 года № 25 утверждены первые единые по СССР "Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР" (введены в действие с 1 января 1961 г.).Важным моментом в истории ПДД является 1968 год, в котором в Международной Конвенции были приняты всеобщие Правила Дорожного Движения. В 1968 году в международной Конвенции прописывается обозначение специальных световых и звуковых сигналов. Во всеобщих Правилах дорожногодвижения определено состояние приоритетности транспортных средств оборудованных устройствами для специальных световых и звуковых сигналов. Пункт 14 в части Специальных предупреждающих фонари должны быть «…синего цвета могут использоваться только на транспортных средствах, которые пользуются преимущественным правом проезда и которые выполняют срочные поездки, или в иных случаях, когда необходимо предупредить других участников дорожного движения о присутствии такого транспортного средства…»[1,2,9]
В Статье 34 отступления определяются права преимущественного проезда и обязанности водителей «…при приближении пользующегося преимущественным правом проезда транспортного средства, которое подает сигналы специальными световыми и звуковыми приборами, каждый пользователь дороги должен освободить для него место на проезжей частии в случае необходимости остановиться. Также отмечено особое обстоятельства национальных законодательств Правил Дорожного движения «…предусмотрено, что водители транспортных средств, имеющих преимущественное право проезда, подавшие сигналы о своем приближении специальными сигнальными приборами транспортного средства, и при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги, могут не соблюдать все или некоторые положения настоящей главы II, иные, чем положения пункта 2 статьи 6» [7]. Поинициативе ГАИ с 1972 году совместным постановлением Совмина РСФСР и ВЦСПС было утверждено Положение о Комиссии общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте и городском электротранспорте [8]. Основной задачей таких комиссийявлялось оказание помощи администрации и профсоюзным комитетам в проведении мероприятий по предупреждению ДТП и повышению транспортной дисциплины. Комиссии успешно работали на ряде предприятий, внося вклад в решение проблемы борьбы с аварийностью; у многих из них был накоплен большой опыт работы[10].В 1973 году в СССР были созданы ПДД на основании принятых на конвенции правил. Впоследствии правила менялись и дополнялись в следующих годах: 1975, 1976, 1979, 1980, 1984 и 1987 гг.[5, 6, 7, 8]С 1 января 1973 года стали применяться правила дорожного движения согласно статье 13 предоставляется право приоритета водителям транспортных средств, оборудованного специальными световыми и звуковыми устройствами. Оговаривается тип звукового сигнала «сирена» и тип светового сигнала «проблесковый маячок и другие». Права водителей оперативнослужебных автомашин распространялись на водителей сопровождаемых транспортных средств. Водителю транспортного средства разрешается отступать от правил дорожного движения в части глав 4, 5, 6, 7 и 8. Исключение делалось для сигналов регулировщика. Также имелась весьма важная оговорка действий водителя транспортного средства «… при условии обеспечения безопасности движения. В этом же пункте подчеркивались обязанности водителей иных транспортных средств. Для них прописывалась обязанность беспрепятственного обеспечения проезда транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы. Четко прописывались обозначения пропускаемого транспортапатрульные автомобили или патрульные мотоциклы [4]. В 1975 году в правилах дорожного движения появляется пункт «б» ст 182, касающийся все водителей, а в частности и водителей оперативнослужебного транспорта «…допускать водителей к управлению транспортными средствами только после ознакомления с особенностями их устройства и обучения приемам управления ими…»[5]С 1 июля 1976 г. в СССР вступило в действие новое "Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами". Оно внесло изменения в допуски лиц, управляющих оперативно служебным автомобильным транспортом «…для работы на автотранспорте, оборудованном специальными звуковыми и световыми сигналами, а также на автобусах, обслуживающих междугородные и международные линии, необходимо иметь непрерывный трехлетний стаж работы водителем, соответствующей категории транспорта….» [3].С 01 июня 1980 года ПДД регламентировали действия водителя транспортных средств имеющих специальную окраску и оборудованныхспециальными звуковыми сигналами пунктом 2.4. Проблесковые маячки четко оговаривались красные и (или) синие. Однако у замыкающего колонну автомобиля имеющего специальную окраску допускалось применение зеленого маячка. В ПДД прописано возможность отступления от предписания правил разделов 46, 917,19 и 20 при условии обеспечения безопасности. Для водителей было требование уступить дорогу или остановиться, а на дорогах, имеющих более 2х полос в одном направлении обязательна остановка у тротуара или обочины.Правила 1987 года не внесли новых положений действия водителя транспортных средств имеющих специальную окраску и оборудованных специальными звуковыми сигналами.Всесоюзная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения по инициативе ГУГАИ МВД СССР в 1984 году утвердила основные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на 1984 1990 годы. Они охватывали следующие направления деятельности: подготовку водителей, укрепление их дисциплины; пропаганду безопасности дорожного движения, предупреждение детского дорожнотранспортного травматизма; совершенствование дорожных условий и улучшение организации движения; безопасность конструкции транспортных средств и контроль за их техническим состоянием; законодательство и нормативные акты в сфере дорожного движения.
Большой вклад работники Главного управления ГАИ внесли в подготовку принятого 14 марта 1988 года постановления Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте». Постановление отражало такие важные направления как: освоение серийного производства комплектов экипировки для мотоциклистов силовых структур; разработка и освоение производства технических средств для оценки знаний правил дорожного движения и навыков вождения при приеме практических экзаменов на автодромах, устройств для оформления учетнорегистрационных документов на транспортные средства и водительских удостоверений; разработка комплекса приборов для кабинетов по обследованию лиц, желающих впервые получитьудостоверение на право управления транспортными средствами, а также для очередного освидетельствования водителей с целью определения их профессиональной пригодности; разработка Положения о системе медицинского обеспечения безопасности дорожного движения:в частности, проведение предрейсовых осмотров, профессиональный отбор, проверка профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, машинистов локомотивов, а также порядок оказания медицинской помощи пострадавшим;создание общегосударственной информационнопоисковой системы учета транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений правил дорожного движения, дорожнотранспортных происшествий, а также других сведений, необходимых для правоохранительных органов и соответствующих министерств и ведомств.10 апреля 1990 года был опубликован приказ МВД России № 49 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Выходит ряд указаний изменивших практику деятельности Госавтоинспекции порядок приема экзаменов, регистрации транспортных средств. Также был начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России. Для более успешной борьбы с валом хищений автотранспорта была внедрена новая автоматизированная информационнопоисковая система АИПС «Розыск».
В 1991 году Союзное правительство обязало исполнительные власти всех уровней, вплоть до городских и районных Советов народных депутатов разработать региональные, а министерствам и ведомствам СССР отраслевые программы по обеспечению безопасности движенияи подготовке водителей на период до 1995 года и осуществить их реализацию, выделяя для этих целей необходимые капитальные вложения и материальнотехнические ресурсы.Согласно положениям статьи 26Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196ФЗ "О безопасности дорожного движения" подготовка водителей по примерным программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий является профессиональным обучением. Профессиональное обучение это вид образования, которое направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций. В 1999 году Институтом развития профессионального образования была разработана примерная учебная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В», которая была утверждена Министерством Образования и согласована с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ и Министерством транспорта РФ. Программа была дополнена новыми разделами «Правила дорожного движения», «Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения», «Оказание первой медицинской помощи» и «Вождение автомобиля». Однако по результатам практического применения учебной программы в Тюменском юридическом институте выявлены определенные недостатки, в частности не рассматриваются характерные дорожнотранспортные ситуации, приходящие к дорожнотранспортным происшествиям [9].Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением РФ от 18 декабря 2000 года № 796 устанавливало, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в области профессиональной подготовки, куда входила и подготовка водителей не подлежала лицензированию. Что противоречило нормам Федерального закона «О безопасности дорожного движения статье 7. И В редакции от 10 января 2003 года в Федеральном законе № 15 ФЗ данная статья была исключена. Также в 2000 году для улучшения качества подготовки водительских кадров постановлением правительства РФ от 26 октября 2000 года № 823 «Об утверждении Перечня профессий профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается». Были определены профессии начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната запрещено, в частности: водители автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, слесарь по ремонту автомобилей. Вместе с тем к сдаче квалификационных экзаменов в ГИБДД допускались лица, прошедшие подготовку самостоятельно согласно постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 года. Несколько ведомств регулировало сферу подготовки водителей, что приводило к образованию противоречий. В это же время в странах Западной Европы за подготовку водителей и обеспечение безопасности дорожного движения уже начало отвечатьединое ведомство и регламентация содержится в одном документе. Например в Германиив это время создаетсяединый документ
Федеральный автотранспортный кодекс.До 2012 года отсутствовало правовое регулирование в области образовательных учреждений за качество подготовки водителей. Статья 33 закона об образовании исключала возможность экспертизы содержания и методики подготовки водителей в образовательны учрежденияхВ соответствии с частью 13 статьи 2Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",вступившего в силу с 1 сентября 2013 г. (далее Федеральный закон №273ФЗ) Частью 3статьи 60Федерального закона №273ФЗ установлено, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.При этом документ о квалификации подтверждает присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего). Таким образом первый и важный элемент системы «водительавтомобильдорога» таким образом былвовлечен в перечь мер, предпринимаемых государством для предупреждения тяжких последствий аварий на автомобильном транспорте. 14 апреля 2004 года прошло Специальное пленарное заседание 58й сессии Генеральной ассамблеи ООН, которая впервые обратилась к проблеме аварийности на дорогах. Выявлен глобальный кризис в области безопасности дорожного движения. С трибуны ООН выступает начальник ГУ ГИБДД СОБ МВД России В.Н.Кирьянов, обозначая основные приоритеты и задачи международного сообщества и заявляя об усилиях, предпринимаемых РФ по безопасности дорожного движения. В 20062012 гг. в области дорожного движения на федеральном уровне принято более 160 нормативных правовых актов. Большинство нововведений в административное законодательство было направлено на усиление ответственности водителей, прежде всего, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и пешеходов. Важным шагом стало внедрение в отечественное законодательство положений, позволивших с 1 июля 2008 г. привлекать к ответственности владельцев транспортных средств на основании результатов применения средств фотовидеофиксации правонарушений в области дорожного движения, работающих в автоматическом режиме. Законодательные акты также были направлены на совершенствование подготовки водителей.20 февраля 2006 года Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подписал Постановление Правительства № 100, утвердившее Концепцию Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 20062012 гг. Целью программы является сокращение к 2012 году числа погибших в ДТП людей в полтора раза. Одним из положений программы было качественная подготовка водителей, в том числе и водителей со спецсигналами.В настоящее время в качестве оперативных автомашин категории «В», оборудованных устройствами для подачи световых или звуковых сигналов используются легковых автомобили отечественного или импортного производства. Их техническое состояние и устройство должно соответствовать ГОСТ Р41.1399 [3] , ГОСТ Р 41.1499 [4]Правовой основой использования транспортных средствв настоящее времясотрудниками полиции являются Конституция Российской Федерации. Именно положения статьи 2 устанавливают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Оперативно производить защиту государство может путем использования последних технических достижений в различных транспортных сферах. В настоящее время наиболее гибким и оперативным в городских и сельских условиях является автомобильный транспорт, имеющий относительно высокую скорость, и достаточную грузоподъемность для доставки специалистов силовых структур в необходимую точку их действий по защите прав и свобод граждан. При этом часть 2 статьи 15 налагает на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Часть 1 статьи 27 предоставляет каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Часть 1 статьи 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.Часть 3. статьи 55 предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае использование полицией оперативнослужебного автомобильного транспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, ни в коей мере не противоречит Конституции. Включение маячков на оперативно служебном транспорте предоставляетпреимущество на дорогах общего пользования, но данное преимущество использует водителем оперативнослужебной автомашиной для реализации обязанности государства прописанных в статье 45 Конституции.Во исполнение вышеназванных конституционных положений Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» содержит ряд статей, содержание которых регламентирует использование оперативнослужебного транспорта. Водитель, как участник дорожного движения, ежесекундно подвергается риску в процессе функционирования сложной антропотехнической системы «дорожное движение». Важно понимать, что риск можно минимизировать, обучив водителя правилам дорожного движения и приемам вождения.В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» участник дорожного движения это «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Следует отметить, что формулировка термина «участник дорожного движения» в Правилах дорожного движения Российской Федерации совпадает с формулировкой этого понятия в федеральном законе. В любом участнике дорожного движения заложены значительные как стратегические, так и тактические резервы безопасности дорожного движения, которые закрепляются при совершенствовании правосознания и практических навыков. Водительоператор механического транспортного средства составляет важнейший элемент системы «дорожное движение», поскольку по его вине, согласно официальной статистике, совершается около 75% дорожнотранспортных происшествий. Очевидно что дорожно транспортное происшествие предопределило возникновение и развитие экстремальной ситуации дорожных условий.
Выводы. 1.Законодательной базе, регламентирующей деятельность водителей оперативнослужебных автомашин в период 19202006 гг. была характерна инертность. Изменения в законодательство вносились редко, что порождало с одной стороны догматичность, с другой стороны отсутствие оперативного развития.2.Начиная с 1980 гг. роль государства в совершенствовании законодательной базы в области безопасности дорожного движения и деятельности оперативных служб неуклонно возрастает. Законодатель повышает требования к водителям транспортных средств категории «В», требуя от них неукоснительного соблюдения правил дорожного движения.
Ссылки на источники1.Бакулин Н.П. Правовые основы управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. // научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т.13. с.18911895.2.Бакулин Н.П., Горлов О.Ю. Влияние законодательной практики на элементы подготовки кадров для транспортных средств силовых ведомств Российской империи XIX века: от всадника до шофера // научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. T.13. с.20212025.3.ГОСТ Р 41.1399 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения. [электронный ресурс] Режим доступа: http://zakonrus.ru/gost/gr411399.htm. Дата доступа: 29.12.2016.4.ГОСТ Р 41.1499 (Правила ЕЭК ООН № 14) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности.[электронный ресурс] Режим доступа: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/247/info/22231. Дата доступа: 29.12.2016.5.За рулем журнал [электронный ресурс] Архив журнала «За рулем» 4.0. журнал За рулем № 12. 1972. Режим доступа: http://www.zr.ru/archive/zr/1972/12/praviladorozhnogodvizhieniia. Дата доступа: 26.12.2016.6.За рулем журнал [электронный ресурс] Архив журнала «За рулем» 4.0. журнал За рулем № 3. 1975. Режим доступа: http://www.zr.ru/archive/zr/1975/03/etomoghloniesluchitsia. Датадоступа: 27.12.2016.7.Злыгостев, А.С. Некоторые разъяснения и рекомендации к правилам дорожного движения [электронный ресурс] // Наземный транспорт и автотехника. Режим доступа: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st025.shtml. Дата доступа: 28.12.2016.8.Квитчук, А.С. Государственная политика по созданию правового комплекса обеспечения безопасности дорожного движения/ А.С.Квитчук // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. № 2. 2005. с.99.9.Конвенция о дорожном движении (от 8 ноября 1968 г, Вена) по состоянию на 18 марта 2016 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII.М., 1979. c. 385 435.10.Постановление Совмина РСФСР и ВЦСПС «Об утверждении Положения о Комиссии общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» от 14.03.1972 // СП РСФСР. 1972. № 11.11.Якубенко, Н.В. Политика безопасности и сущность антропотехнической системы «дорожного движения» (социальноправовые и технические аспекты)./ Н.В. Якубенко. Тюмень, 2000. с . 107
Домбровский Алексей Анатольевич,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьdobrinya_52@bk.ru
Совершенствование законодательства, регламентирующегодеятельность и педагогические условия подготовкиводителейоперативных службтранспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов с 1920 по 2006 гг.
Аннотация.В данной статье произведен исторический анализ развитиязаконодательной базы использования силовыми ведомствами транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Ключевые слова:безопасность дорожного движения, транспортное средство, водитель, оборудование для подачи специальных световых и звуковых сигналов, законодательство, правила дорожного движения.
В Советском государстве первым наиболее масштабным нормативным документом в области становления автодела был декрет Совета народных комиссаров “Правила автодвижения по городу Москве и ее окрестностям” (10 июня 1920 г.), подписанный Председателем СНК В. Ульяновым. Некоторые положения этого документа действуют и сегодня. В частности, согласно примечанию пункта 19, водители автомашин, срочно по служебной необходимости передвигающиеся с целью доставить экипаж на тушение пожара могли отступать от правил регламентирования скоростного режима содержащегося в пункте 18. Необходимо отметить тот факт, что был произведен запрет обычным ведомственным машинам использования специального звукового сигнала подаваемого оперативной автомашиной милиции. Данный запрет содержался в статье 21. Согласно требованиям как простых транспортных средств, так и оперативных должны выполнять конкретные требования по “предотвращению опасности от автодвижения по улицам города Москвы”. В инструкциях также определялось преимущественное право движения по дорогам общего пользования «…..трамвай пропускается прежде автомотовеломашин и экипажей, но впереди трамвая пропускаются пожарные машины и обозы разного рода, процессии, воинские части и партии арестованных; автомашины пропускаются перед экипажами и велосипедами; из числа автомашин пользуются преимуществом едущие с горы». В современной трактовке правом преимущественного проезда пользуются полицейские водители ИВС, подразделений охраны и конвоирования для управления автомобилями для перевозки подозреваемых и обвиняемых. В августе 1920 года было опубликовано обязательное постановление Петросовета «Правила автодвижения по г.Петрограду и его окрестностям». Правила вводили шоферский билет, «выдаваемый экзаменационной комиссией при Автогуже» [6].До 1935 г. в законодательстве в масштабах всей страны не существовало специальной государственной службы автоинспекции, оснащенной транспортным средство, оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. [11]3 июля 1936 г. Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1182 утверждает "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабочекрестьянской милиции СССР. Новый отдел НКВД активно приступает к выполнению поставленных задач борется с авариями, разрабатывает технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролирует подготовку и воспитание шоферов. А также ведет учет аварий, анализ их причин, привлекает нарушителей ДТП к ответственности, руководит выдачей номерных знаков, технических паспортов, розыском автомобилей, скрывшихся с места ДТП. Отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые “Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР”. Правила дорожного движения четко расставили приоритеты движения на дорогах. «….Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка извозчику, извозчик автомашине, а автомашина общего назначение всем машинам специального назначения и автобусу». [5]До 1940 года единого свода Правил дорожного движения, регламентирующих деятельность автомашин оборудованных устройствами для подачи специальных сигналов нет. В каждым городе происходила редакция правил дорожного движения под свои нужды. В 1949 году в
Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. [6]Советский Союз присоединился к ним в 1959 году. Система дорожных знаков, утвержденных Протоколом, просуществовала в нашей стране до 1 января 1973 г., т. е. до введения ГОСТ 1080771 .В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений. Поэтому вновь стала актуальна тематика массовой подготовки водителей оперативнослужебных автомашин, участвующих в тактике преследования таких водителей.Приказом МВД СССР от 11 января 1960 года № 25 утверждены первые единые по СССР "Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР" (введены в действие с 1 января 1961 г.).Важным моментом в истории ПДД является 1968 год, в котором в Международной Конвенции были приняты всеобщие Правила Дорожного Движения. В 1968 году в международной Конвенции прописывается обозначение специальных световых и звуковых сигналов. Во всеобщих Правилах дорожногодвижения определено состояние приоритетности транспортных средств оборудованных устройствами для специальных световых и звуковых сигналов. Пункт 14 в части Специальных предупреждающих фонари должны быть «…синего цвета могут использоваться только на транспортных средствах, которые пользуются преимущественным правом проезда и которые выполняют срочные поездки, или в иных случаях, когда необходимо предупредить других участников дорожного движения о присутствии такого транспортного средства…»[1,2,9]
В Статье 34 отступления определяются права преимущественного проезда и обязанности водителей «…при приближении пользующегося преимущественным правом проезда транспортного средства, которое подает сигналы специальными световыми и звуковыми приборами, каждый пользователь дороги должен освободить для него место на проезжей частии в случае необходимости остановиться. Также отмечено особое обстоятельства национальных законодательств Правил Дорожного движения «…предусмотрено, что водители транспортных средств, имеющих преимущественное право проезда, подавшие сигналы о своем приближении специальными сигнальными приборами транспортного средства, и при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги, могут не соблюдать все или некоторые положения настоящей главы II, иные, чем положения пункта 2 статьи 6» [7]. Поинициативе ГАИ с 1972 году совместным постановлением Совмина РСФСР и ВЦСПС было утверждено Положение о Комиссии общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте и городском электротранспорте [8]. Основной задачей таких комиссийявлялось оказание помощи администрации и профсоюзным комитетам в проведении мероприятий по предупреждению ДТП и повышению транспортной дисциплины. Комиссии успешно работали на ряде предприятий, внося вклад в решение проблемы борьбы с аварийностью; у многих из них был накоплен большой опыт работы[10].В 1973 году в СССР были созданы ПДД на основании принятых на конвенции правил. Впоследствии правила менялись и дополнялись в следующих годах: 1975, 1976, 1979, 1980, 1984 и 1987 гг.[5, 6, 7, 8]С 1 января 1973 года стали применяться правила дорожного движения согласно статье 13 предоставляется право приоритета водителям транспортных средств, оборудованного специальными световыми и звуковыми устройствами. Оговаривается тип звукового сигнала «сирена» и тип светового сигнала «проблесковый маячок и другие». Права водителей оперативнослужебных автомашин распространялись на водителей сопровождаемых транспортных средств. Водителю транспортного средства разрешается отступать от правил дорожного движения в части глав 4, 5, 6, 7 и 8. Исключение делалось для сигналов регулировщика. Также имелась весьма важная оговорка действий водителя транспортного средства «… при условии обеспечения безопасности движения. В этом же пункте подчеркивались обязанности водителей иных транспортных средств. Для них прописывалась обязанность беспрепятственного обеспечения проезда транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы. Четко прописывались обозначения пропускаемого транспортапатрульные автомобили или патрульные мотоциклы [4]. В 1975 году в правилах дорожного движения появляется пункт «б» ст 182, касающийся все водителей, а в частности и водителей оперативнослужебного транспорта «…допускать водителей к управлению транспортными средствами только после ознакомления с особенностями их устройства и обучения приемам управления ими…»[5]С 1 июля 1976 г. в СССР вступило в действие новое "Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами". Оно внесло изменения в допуски лиц, управляющих оперативно служебным автомобильным транспортом «…для работы на автотранспорте, оборудованном специальными звуковыми и световыми сигналами, а также на автобусах, обслуживающих междугородные и международные линии, необходимо иметь непрерывный трехлетний стаж работы водителем, соответствующей категории транспорта….» [3].С 01 июня 1980 года ПДД регламентировали действия водителя транспортных средств имеющих специальную окраску и оборудованныхспециальными звуковыми сигналами пунктом 2.4. Проблесковые маячки четко оговаривались красные и (или) синие. Однако у замыкающего колонну автомобиля имеющего специальную окраску допускалось применение зеленого маячка. В ПДД прописано возможность отступления от предписания правил разделов 46, 917,19 и 20 при условии обеспечения безопасности. Для водителей было требование уступить дорогу или остановиться, а на дорогах, имеющих более 2х полос в одном направлении обязательна остановка у тротуара или обочины.Правила 1987 года не внесли новых положений действия водителя транспортных средств имеющих специальную окраску и оборудованных специальными звуковыми сигналами.Всесоюзная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения по инициативе ГУГАИ МВД СССР в 1984 году утвердила основные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на 1984 1990 годы. Они охватывали следующие направления деятельности: подготовку водителей, укрепление их дисциплины; пропаганду безопасности дорожного движения, предупреждение детского дорожнотранспортного травматизма; совершенствование дорожных условий и улучшение организации движения; безопасность конструкции транспортных средств и контроль за их техническим состоянием; законодательство и нормативные акты в сфере дорожного движения.
Большой вклад работники Главного управления ГАИ внесли в подготовку принятого 14 марта 1988 года постановления Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте». Постановление отражало такие важные направления как: освоение серийного производства комплектов экипировки для мотоциклистов силовых структур; разработка и освоение производства технических средств для оценки знаний правил дорожного движения и навыков вождения при приеме практических экзаменов на автодромах, устройств для оформления учетнорегистрационных документов на транспортные средства и водительских удостоверений; разработка комплекса приборов для кабинетов по обследованию лиц, желающих впервые получитьудостоверение на право управления транспортными средствами, а также для очередного освидетельствования водителей с целью определения их профессиональной пригодности; разработка Положения о системе медицинского обеспечения безопасности дорожного движения:в частности, проведение предрейсовых осмотров, профессиональный отбор, проверка профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, машинистов локомотивов, а также порядок оказания медицинской помощи пострадавшим;создание общегосударственной информационнопоисковой системы учета транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений правил дорожного движения, дорожнотранспортных происшествий, а также других сведений, необходимых для правоохранительных органов и соответствующих министерств и ведомств.10 апреля 1990 года был опубликован приказ МВД России № 49 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Выходит ряд указаний изменивших практику деятельности Госавтоинспекции порядок приема экзаменов, регистрации транспортных средств. Также был начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России. Для более успешной борьбы с валом хищений автотранспорта была внедрена новая автоматизированная информационнопоисковая система АИПС «Розыск».
В 1991 году Союзное правительство обязало исполнительные власти всех уровней, вплоть до городских и районных Советов народных депутатов разработать региональные, а министерствам и ведомствам СССР отраслевые программы по обеспечению безопасности движенияи подготовке водителей на период до 1995 года и осуществить их реализацию, выделяя для этих целей необходимые капитальные вложения и материальнотехнические ресурсы.Согласно положениям статьи 26Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196ФЗ "О безопасности дорожного движения" подготовка водителей по примерным программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий является профессиональным обучением. Профессиональное обучение это вид образования, которое направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций. В 1999 году Институтом развития профессионального образования была разработана примерная учебная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В», которая была утверждена Министерством Образования и согласована с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ и Министерством транспорта РФ. Программа была дополнена новыми разделами «Правила дорожного движения», «Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения», «Оказание первой медицинской помощи» и «Вождение автомобиля». Однако по результатам практического применения учебной программы в Тюменском юридическом институте выявлены определенные недостатки, в частности не рассматриваются характерные дорожнотранспортные ситуации, приходящие к дорожнотранспортным происшествиям [9].Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением РФ от 18 декабря 2000 года № 796 устанавливало, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в области профессиональной подготовки, куда входила и подготовка водителей не подлежала лицензированию. Что противоречило нормам Федерального закона «О безопасности дорожного движения статье 7. И В редакции от 10 января 2003 года в Федеральном законе № 15 ФЗ данная статья была исключена. Также в 2000 году для улучшения качества подготовки водительских кадров постановлением правительства РФ от 26 октября 2000 года № 823 «Об утверждении Перечня профессий профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается». Были определены профессии начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната запрещено, в частности: водители автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, слесарь по ремонту автомобилей. Вместе с тем к сдаче квалификационных экзаменов в ГИБДД допускались лица, прошедшие подготовку самостоятельно согласно постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 года. Несколько ведомств регулировало сферу подготовки водителей, что приводило к образованию противоречий. В это же время в странах Западной Европы за подготовку водителей и обеспечение безопасности дорожного движения уже начало отвечатьединое ведомство и регламентация содержится в одном документе. Например в Германиив это время создаетсяединый документ
Федеральный автотранспортный кодекс.До 2012 года отсутствовало правовое регулирование в области образовательных учреждений за качество подготовки водителей. Статья 33 закона об образовании исключала возможность экспертизы содержания и методики подготовки водителей в образовательны учрежденияхВ соответствии с частью 13 статьи 2Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",вступившего в силу с 1 сентября 2013 г. (далее Федеральный закон №273ФЗ) Частью 3статьи 60Федерального закона №273ФЗ установлено, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.При этом документ о квалификации подтверждает присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего). Таким образом первый и важный элемент системы «водительавтомобильдорога» таким образом былвовлечен в перечь мер, предпринимаемых государством для предупреждения тяжких последствий аварий на автомобильном транспорте. 14 апреля 2004 года прошло Специальное пленарное заседание 58й сессии Генеральной ассамблеи ООН, которая впервые обратилась к проблеме аварийности на дорогах. Выявлен глобальный кризис в области безопасности дорожного движения. С трибуны ООН выступает начальник ГУ ГИБДД СОБ МВД России В.Н.Кирьянов, обозначая основные приоритеты и задачи международного сообщества и заявляя об усилиях, предпринимаемых РФ по безопасности дорожного движения. В 20062012 гг. в области дорожного движения на федеральном уровне принято более 160 нормативных правовых актов. Большинство нововведений в административное законодательство было направлено на усиление ответственности водителей, прежде всего, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и пешеходов. Важным шагом стало внедрение в отечественное законодательство положений, позволивших с 1 июля 2008 г. привлекать к ответственности владельцев транспортных средств на основании результатов применения средств фотовидеофиксации правонарушений в области дорожного движения, работающих в автоматическом режиме. Законодательные акты также были направлены на совершенствование подготовки водителей.20 февраля 2006 года Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подписал Постановление Правительства № 100, утвердившее Концепцию Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 20062012 гг. Целью программы является сокращение к 2012 году числа погибших в ДТП людей в полтора раза. Одним из положений программы было качественная подготовка водителей, в том числе и водителей со спецсигналами.В настоящее время в качестве оперативных автомашин категории «В», оборудованных устройствами для подачи световых или звуковых сигналов используются легковых автомобили отечественного или импортного производства. Их техническое состояние и устройство должно соответствовать ГОСТ Р41.1399 [3] , ГОСТ Р 41.1499 [4]Правовой основой использования транспортных средствв настоящее времясотрудниками полиции являются Конституция Российской Федерации. Именно положения статьи 2 устанавливают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Оперативно производить защиту государство может путем использования последних технических достижений в различных транспортных сферах. В настоящее время наиболее гибким и оперативным в городских и сельских условиях является автомобильный транспорт, имеющий относительно высокую скорость, и достаточную грузоподъемность для доставки специалистов силовых структур в необходимую точку их действий по защите прав и свобод граждан. При этом часть 2 статьи 15 налагает на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Часть 1 статьи 27 предоставляет каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Часть 1 статьи 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.Часть 3. статьи 55 предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае использование полицией оперативнослужебного автомобильного транспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, ни в коей мере не противоречит Конституции. Включение маячков на оперативно служебном транспорте предоставляетпреимущество на дорогах общего пользования, но данное преимущество использует водителем оперативнослужебной автомашиной для реализации обязанности государства прописанных в статье 45 Конституции.Во исполнение вышеназванных конституционных положений Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» содержит ряд статей, содержание которых регламентирует использование оперативнослужебного транспорта. Водитель, как участник дорожного движения, ежесекундно подвергается риску в процессе функционирования сложной антропотехнической системы «дорожное движение». Важно понимать, что риск можно минимизировать, обучив водителя правилам дорожного движения и приемам вождения.В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» участник дорожного движения это «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Следует отметить, что формулировка термина «участник дорожного движения» в Правилах дорожного движения Российской Федерации совпадает с формулировкой этого понятия в федеральном законе. В любом участнике дорожного движения заложены значительные как стратегические, так и тактические резервы безопасности дорожного движения, которые закрепляются при совершенствовании правосознания и практических навыков. Водительоператор механического транспортного средства составляет важнейший элемент системы «дорожное движение», поскольку по его вине, согласно официальной статистике, совершается около 75% дорожнотранспортных происшествий. Очевидно что дорожно транспортное происшествие предопределило возникновение и развитие экстремальной ситуации дорожных условий.
Выводы. 1.Законодательной базе, регламентирующей деятельность водителей оперативнослужебных автомашин в период 19202006 гг. была характерна инертность. Изменения в законодательство вносились редко, что порождало с одной стороны догматичность, с другой стороны отсутствие оперативного развития.2.Начиная с 1980 гг. роль государства в совершенствовании законодательной базы в области безопасности дорожного движения и деятельности оперативных служб неуклонно возрастает. Законодатель повышает требования к водителям транспортных средств категории «В», требуя от них неукоснительного соблюдения правил дорожного движения.
Ссылки на источники1.Бакулин Н.П. Правовые основы управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. // научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т.13. с.18911895.2.Бакулин Н.П., Горлов О.Ю. Влияние законодательной практики на элементы подготовки кадров для транспортных средств силовых ведомств Российской империи XIX века: от всадника до шофера // научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. T.13. с.20212025.3.ГОСТ Р 41.1399 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения. [электронный ресурс] Режим доступа: http://zakonrus.ru/gost/gr411399.htm. Дата доступа: 29.12.2016.4.ГОСТ Р 41.1499 (Правила ЕЭК ООН № 14) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности.[электронный ресурс] Режим доступа: http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/gost/247/info/22231. Дата доступа: 29.12.2016.5.За рулем журнал [электронный ресурс] Архив журнала «За рулем» 4.0. журнал За рулем № 12. 1972. Режим доступа: http://www.zr.ru/archive/zr/1972/12/praviladorozhnogodvizhieniia. Дата доступа: 26.12.2016.6.За рулем журнал [электронный ресурс] Архив журнала «За рулем» 4.0. журнал За рулем № 3. 1975. Режим доступа: http://www.zr.ru/archive/zr/1975/03/etomoghloniesluchitsia. Датадоступа: 27.12.2016.7.Злыгостев, А.С. Некоторые разъяснения и рекомендации к правилам дорожного движения [электронный ресурс] // Наземный транспорт и автотехника. Режим доступа: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st025.shtml. Дата доступа: 28.12.2016.8.Квитчук, А.С. Государственная политика по созданию правового комплекса обеспечения безопасности дорожного движения/ А.С.Квитчук // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. № 2. 2005. с.99.9.Конвенция о дорожном движении (от 8 ноября 1968 г, Вена) по состоянию на 18 марта 2016 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII.М., 1979. c. 385 435.10.Постановление Совмина РСФСР и ВЦСПС «Об утверждении Положения о Комиссии общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» от 14.03.1972 // СП РСФСР. 1972. № 11.11.Якубенко, Н.В. Политика безопасности и сущность антропотехнической системы «дорожного движения» (социальноправовые и технические аспекты)./ Н.В. Якубенко. Тюмень, 2000. с . 107