Мониторинг конкурентной среды Краснодарского края как инструмент регуляторной политики региона
Выпуск:
ART 970103
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Королюк
Е.
В. Мониторинг конкурентной среды Краснодарского края как инструмент регуляторной политики региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
441–445. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970103.htm.
Аннотация. В современных условиях уровень конкурентоспособности региона является главным критерием эффективности деятельности регионального правительства. Данная статья посвящена вопросам проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Краснодарского края и повышения эффективности использования его результатов в регуляторной политике региона.
Ключевые слова:
мониторинг, конкурентная среда, конкуренция, стандарт развития конкуренции, регуляторная политика региона
Текст статьи
Королюк Елена Владиславовна,доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г.Тихорецкlenkor@bk.ru
Мониторинг конкурентной среды Краснодарского края
как инструмент регуляторнойполитики региона
Аннотация.В современных условиях уровень конкурентоспособности региона является главным критерием эффективности деятельности регионального правительства.Данная статья посвящена вопросам проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Краснодарского края и повышения эффективности использования его результатов в регуляторнойполитике региона.Ключевые слова:конкуренция, конкурентная среда, стандарт развития конкуренции, мониторинг, регуляторнаяполитика региона.
Поддержание конкуренции на региональных рынках требует создание определенных условий, совокупность которых и рассматривается как конкурентная среда региона.Как подчеркивают специалисты и подтверждает практика, в современныхусловиях конкурентоспособность региона является главным критерием эффективности деятельности регионального правительства [1, 2, 3].На основании распоряжений Правительства РФ [4, 5, 6] органам исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении деятельности по развитию конкуренции рекомендовано руководствоваться положениями «Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Работа по внедрению на территории Краснодарского края Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации начата в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 года № 455р «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по содействию развитию конкуренции в Краснодарском крае» [7].Ключевым элементом реализации этогостандартаявляется проведение ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона с развернутой детализацией результатов, указанием числовых значений и анализом информации в соответствии со стандартом развития конкуренции.Министерством экономики Краснодарского края совместно с муниципальными образованиями проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг за 2016год. Он представляет собой масштабное исследование, включающееся в себя несколько направлений (исследование административных барьеров, проблему естественных монополий, удовлетворённость качеством товаров и услуг и т.д.).В качестве инструмента мониторинга было выбрано электронное анкетирование. Формы опросников, были размещены на официальном сайте министерства экономики, а ссылки на сайтах администраций муниципальных образований.В опросе приняли участие 10519 жителей Краснодарского края, что составляет около 2% населения региона. Представителями бизнеса заполнено 5,5 тыс. анкет[7]. Из них основная доля –60% индивидуальные предприниматели и микропредприятия с численностью сотрудников до 15 человек и величиной годового оборота до 120 млн. рублей, 28% малые предприятия и 12% крупные и средние организации.Наибольшее количество опрошенных осуществляют деятельность на рынках розничной торговли 11,8%, зерна 8,9%, гостиничных услуг 4,7%, строительства 4,7%, животноводческой продукции, общественного питания 4,2%, персональных услуг
4,2%, развлечений и культуры –3,6% и других. В разрезе видов экономической деятельности структура респондентов представлена на рисунке 1.
Рис.1.Количество участников мониторинга по видам экономической деятельности, единиц
В целом предприниматели разошлись в оценке уровня конкуренции, с которым сталкивается их бизнес(рисунок 2). Так, 35% оценивают уровень конкуренции как умеренный, 26% респондентов считают конкуренцию на высоком уровне и 13% опрошенных утверждают, что конкуренция очень высокая. Слабую конкуренцию отмечают 15% представителей бизнеса и 12% признали, что конкуренции вовсе нет.
Рис.2.Оценка конкуренции хозяйствующими субъектами Краснодарского края
Результаты опроса выявили динамику между ответами в оценке уровня конкуренции, так 35% представителей микропредприятий оценивают конкуренцию как умеренную, 14% считают слабая конкуренция, 13% конкуренции вовсе нет, а вот 38% напротив утверждают, что уровень конкуренции высок, из них 26% очень высокая конкуренция [7].Представителей малых предприятий 34% оценивают конкуренцию как умеренную, 17% считают слабая конкуренция, 11% конкуренции вовсе нет, 12% высокая конкуренция, а 26% очень высокая конкуренция.Представителей средних предприятий 31% оценивают конкуренцию как умеренную, 16% считают слабая конкуренция, 10% конкуренции вовсе нет, 14% высокая конкуренция, а 29% очень высокая конкуренция.Представителей крупных предприятий –34% оценивают конкуренцию как умеренную, 11% считают слабая конкуренция, 9% конкуренции вовсе нет, 22% высокая конкуренция, а 24% очень высокая конкуренция.У 33% предпринимателей есть большое число конкурентов. 31% бизнесменов отметили, что у них 4 и более конкурентов, 29% от 1 до 3 конкурентов и 7% считает, что конкурентов нет[7].По результатам опроса, в сравнении между ответами организаций и в зависимости от размера бизнеса по оценке уровня конкуренции имеется различие, так 31% представителей микропредприятий оценивают количество конкурентов более 4, 30% количество конкурентов от 1 до 3, 32% конкурентов много, и всего лишь 7% высказались об отсутствии конкурентов.Представители малых предприятий оценивают количество конкурентовболее 4 –37%, 26% количество конкурентов от 1 до 3, 31% конкурентов много, 6% высказались об отсутствии конкурентов.Представители средних предприятий оценивают количество конкурентов более 4 –29%, 27% количество конкурентов от 1 до 3, 34% конкурентов много, 10% высказались об отсутствии конкурентов.Представители крупных предприятий оценивают количество конкурентов более 4 –27%, 21% количество конкурентов от 1 до 3, 43% конкурентов много, и 9% высказались об отсутствии конкурентов.Немаловажным фактором функционирования бизнеса на рынке является возрастание количества конкурентов у предпринимателей. Так, большинство опрошенных указали на увеличение количества конкурентов (58% опрошенных: у 30% увеличилось на 13 конкурента, у 28% увеличилось на 4 и более конкурента). Сокращение количества конкурентов отметили лишь 2% предпринимателей и 35% считают, что количество конкурентов не изменилось[7].Что касается оценки деятельности органов власти по развитию конкуренции, по мнению большинства опрошенных –45% респондентов считают, что органы власти помогают бизнесу своими действиями, 29% отметили –в чемто органы власти помогают, в чемто мешают, 15% органы власти ничего не предпринимают, 7% органы власти не предпринимают какихлибо действий, но их участие необходимо, 4% органы власти только мешают бизнесу своими действиями.Как видно, результаты деятельности органов власти более четверти респондентов оценивают отрицательно. Это должно послужить сигналом к более эффективным действиям органов исполнительной власти Краснодарского края.В целом, мониторинг является универсальным инструментом получения актуальной и своевременной информации о состоянии конкурентной среды регионаи возможностей изменения конкурентоспособности Краснодарского края. Это диагностика ключевых условий конкуренции в данной среде, являющаяся результатом специально организованной и постоянно действующей системы наблюдения, анализа и прогноза ее функционирования, на основе сбора статистической и аналитической информации о состоянии конкурентной среды в конкретном периоде.Результаты мониторинга необходимоиспользоватьпри формировании и корректировке перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Краснодарском крае, а такжепри разработке и реализации плана мероприятий по содействиюразвитию конкуренции в регионе. Осталось посмотреть, каким образом и насколько эффективно Правительство Краснодарского края будет использовать результаты мониторинга в своей регуляторнойполитике.
Ссылки на источники1.Вохмянин И.А. Вопросы формирования механизма развития конкурентной среды в экономике региона. Известия высших учебных заведений. Серия:Экономика, финансы и управление производством. 2016.№1(27). С. 9196.2.Молчан А.С., Ануфриева А.П., Литяев А.В. Инновационное развитие региональной экономической системы Краснодарского края: проблемы и приоритеты. В сборнике:Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, тенденции и закономерностиматериалы международной научнопрактической конференции: в 3 частях. 2016. С. 100102. 3.Очеретяная Д.В., Кабанов В.В. Формирование государством конкурентной среды для развития предпринимательской деятельности на социальнозначимых рынках в регионах РФ. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015.№9(169). С. 7175.4.Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2579р «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».5.Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N1738р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
6.Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2016 N 1969р «О внесении изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738р».
7.Стандарт развития конкуренции // Министерство экономики Краснодарского края / Электронный ресурс // http://economy.krasnodar.ru/standartrazvitkonkurencii/(дата обращения 10.02.2017).
Мониторинг конкурентной среды Краснодарского края
как инструмент регуляторнойполитики региона
Аннотация.В современных условиях уровень конкурентоспособности региона является главным критерием эффективности деятельности регионального правительства.Данная статья посвящена вопросам проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Краснодарского края и повышения эффективности использования его результатов в регуляторнойполитике региона.Ключевые слова:конкуренция, конкурентная среда, стандарт развития конкуренции, мониторинг, регуляторнаяполитика региона.
Поддержание конкуренции на региональных рынках требует создание определенных условий, совокупность которых и рассматривается как конкурентная среда региона.Как подчеркивают специалисты и подтверждает практика, в современныхусловиях конкурентоспособность региона является главным критерием эффективности деятельности регионального правительства [1, 2, 3].На основании распоряжений Правительства РФ [4, 5, 6] органам исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении деятельности по развитию конкуренции рекомендовано руководствоваться положениями «Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Работа по внедрению на территории Краснодарского края Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации начата в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 года № 455р «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по содействию развитию конкуренции в Краснодарском крае» [7].Ключевым элементом реализации этогостандартаявляется проведение ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона с развернутой детализацией результатов, указанием числовых значений и анализом информации в соответствии со стандартом развития конкуренции.Министерством экономики Краснодарского края совместно с муниципальными образованиями проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг за 2016год. Он представляет собой масштабное исследование, включающееся в себя несколько направлений (исследование административных барьеров, проблему естественных монополий, удовлетворённость качеством товаров и услуг и т.д.).В качестве инструмента мониторинга было выбрано электронное анкетирование. Формы опросников, были размещены на официальном сайте министерства экономики, а ссылки на сайтах администраций муниципальных образований.В опросе приняли участие 10519 жителей Краснодарского края, что составляет около 2% населения региона. Представителями бизнеса заполнено 5,5 тыс. анкет[7]. Из них основная доля –60% индивидуальные предприниматели и микропредприятия с численностью сотрудников до 15 человек и величиной годового оборота до 120 млн. рублей, 28% малые предприятия и 12% крупные и средние организации.Наибольшее количество опрошенных осуществляют деятельность на рынках розничной торговли 11,8%, зерна 8,9%, гостиничных услуг 4,7%, строительства 4,7%, животноводческой продукции, общественного питания 4,2%, персональных услуг
4,2%, развлечений и культуры –3,6% и других. В разрезе видов экономической деятельности структура респондентов представлена на рисунке 1.
Рис.1.Количество участников мониторинга по видам экономической деятельности, единиц
В целом предприниматели разошлись в оценке уровня конкуренции, с которым сталкивается их бизнес(рисунок 2). Так, 35% оценивают уровень конкуренции как умеренный, 26% респондентов считают конкуренцию на высоком уровне и 13% опрошенных утверждают, что конкуренция очень высокая. Слабую конкуренцию отмечают 15% представителей бизнеса и 12% признали, что конкуренции вовсе нет.
Рис.2.Оценка конкуренции хозяйствующими субъектами Краснодарского края
Результаты опроса выявили динамику между ответами в оценке уровня конкуренции, так 35% представителей микропредприятий оценивают конкуренцию как умеренную, 14% считают слабая конкуренция, 13% конкуренции вовсе нет, а вот 38% напротив утверждают, что уровень конкуренции высок, из них 26% очень высокая конкуренция [7].Представителей малых предприятий 34% оценивают конкуренцию как умеренную, 17% считают слабая конкуренция, 11% конкуренции вовсе нет, 12% высокая конкуренция, а 26% очень высокая конкуренция.Представителей средних предприятий 31% оценивают конкуренцию как умеренную, 16% считают слабая конкуренция, 10% конкуренции вовсе нет, 14% высокая конкуренция, а 29% очень высокая конкуренция.Представителей крупных предприятий –34% оценивают конкуренцию как умеренную, 11% считают слабая конкуренция, 9% конкуренции вовсе нет, 22% высокая конкуренция, а 24% очень высокая конкуренция.У 33% предпринимателей есть большое число конкурентов. 31% бизнесменов отметили, что у них 4 и более конкурентов, 29% от 1 до 3 конкурентов и 7% считает, что конкурентов нет[7].По результатам опроса, в сравнении между ответами организаций и в зависимости от размера бизнеса по оценке уровня конкуренции имеется различие, так 31% представителей микропредприятий оценивают количество конкурентов более 4, 30% количество конкурентов от 1 до 3, 32% конкурентов много, и всего лишь 7% высказались об отсутствии конкурентов.Представители малых предприятий оценивают количество конкурентовболее 4 –37%, 26% количество конкурентов от 1 до 3, 31% конкурентов много, 6% высказались об отсутствии конкурентов.Представители средних предприятий оценивают количество конкурентов более 4 –29%, 27% количество конкурентов от 1 до 3, 34% конкурентов много, 10% высказались об отсутствии конкурентов.Представители крупных предприятий оценивают количество конкурентов более 4 –27%, 21% количество конкурентов от 1 до 3, 43% конкурентов много, и 9% высказались об отсутствии конкурентов.Немаловажным фактором функционирования бизнеса на рынке является возрастание количества конкурентов у предпринимателей. Так, большинство опрошенных указали на увеличение количества конкурентов (58% опрошенных: у 30% увеличилось на 13 конкурента, у 28% увеличилось на 4 и более конкурента). Сокращение количества конкурентов отметили лишь 2% предпринимателей и 35% считают, что количество конкурентов не изменилось[7].Что касается оценки деятельности органов власти по развитию конкуренции, по мнению большинства опрошенных –45% респондентов считают, что органы власти помогают бизнесу своими действиями, 29% отметили –в чемто органы власти помогают, в чемто мешают, 15% органы власти ничего не предпринимают, 7% органы власти не предпринимают какихлибо действий, но их участие необходимо, 4% органы власти только мешают бизнесу своими действиями.Как видно, результаты деятельности органов власти более четверти респондентов оценивают отрицательно. Это должно послужить сигналом к более эффективным действиям органов исполнительной власти Краснодарского края.В целом, мониторинг является универсальным инструментом получения актуальной и своевременной информации о состоянии конкурентной среды регионаи возможностей изменения конкурентоспособности Краснодарского края. Это диагностика ключевых условий конкуренции в данной среде, являющаяся результатом специально организованной и постоянно действующей системы наблюдения, анализа и прогноза ее функционирования, на основе сбора статистической и аналитической информации о состоянии конкурентной среды в конкретном периоде.Результаты мониторинга необходимоиспользоватьпри формировании и корректировке перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Краснодарском крае, а такжепри разработке и реализации плана мероприятий по содействиюразвитию конкуренции в регионе. Осталось посмотреть, каким образом и насколько эффективно Правительство Краснодарского края будет использовать результаты мониторинга в своей регуляторнойполитике.
Ссылки на источники1.Вохмянин И.А. Вопросы формирования механизма развития конкурентной среды в экономике региона. Известия высших учебных заведений. Серия:Экономика, финансы и управление производством. 2016.№1(27). С. 9196.2.Молчан А.С., Ануфриева А.П., Литяев А.В. Инновационное развитие региональной экономической системы Краснодарского края: проблемы и приоритеты. В сборнике:Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, тенденции и закономерностиматериалы международной научнопрактической конференции: в 3 частях. 2016. С. 100102. 3.Очеретяная Д.В., Кабанов В.В. Формирование государством конкурентной среды для развития предпринимательской деятельности на социальнозначимых рынках в регионах РФ. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015.№9(169). С. 7175.4.Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2579р «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».5.Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N1738р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
6.Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2016 N 1969р «О внесении изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738р».
7.Стандарт развития конкуренции // Министерство экономики Краснодарского края / Электронный ресурс // http://economy.krasnodar.ru/standartrazvitkonkurencii/(дата обращения 10.02.2017).