Разнотембровые инструментальные ансамбли Л. Бетховена: к истокам симфонического творчества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Благодарская Е. А. Разнотембровые инструментальные ансамбли Л. Бетховена: к истокам симфонического творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 446–450. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970104.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются разнотембровые ансамблевые сочинения Л. Бетховена, которые были созданы в ранний период его творчества. Автором обосновывается тезис о том, что эти камерные опусы становятся своего рода творческой лабораторией на подходе к высшей форме инструментальной музыки – симфонии, в которой талант композитора раскрылся в полной мере. В связи с этим в исследовании обращено особое внимание на участвующие в составах инструменты и их функциональное значение, на особенности композиционной структуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БлагодарскаяЕленаАлександровна,кандидат искусствоведения,доцент кафедры специального фортепианои ансамблевой подготовкиГБОУ ВО «Оренбургский государственный институтискусств им. Л. и М. Ростроповичей», г. Оренбургagudal77@ mail.ru

Разнотембровые инструментальные ансамбли Л. Бетховена: к истокам симфонического творчества

Аннотация. Встатьерассматриваютсяразнотембровые ансамблевые сочинения Л.Бетховена, которые были созданыв ранний период его творчества. Автором обосновывается тезис о том, чтоэти камерные опусы становятся своего рода творческой лабораторией на подходе к высшей форме инструментальной музыки –симфонии, в которой талант композитора раскрылся в полной мере. В связи сэтим, висследовании обращеноособоевнимание на участвующиев составахинструменты иих функциональное значение, на особенности композиционной структуры.Ключевые слова:Бетховен, камерная музыка, инструментальные ансамбли, разнотембровый состав.

Людвигван Бетховен вошёл в историю музыкального искусствакак великийкомпозиторсимфонист. Вместе с тем появлению симфонии вего творчестве предшествовалимногочисленные камерныепартитуры сразнообразным сочетанием инструментов и различным их количеством.Среди них особого вниманиязаслуживают шесть инструментальных ансамблей. Это три Трио, Квинтет, Секстет и Септет. Практически все эти сочинения были созданы композитором нарубеже 1819х веков. К тому времени Бетховен достигает славы гениального пианиста, однако этот статус ему кажется не столь значительным, чем возможность «самоутвердиться в роли выдающегося мастерав области искусства»[1] и стать водин ряд с великими композиторамипредшественниками, такими как И.С.Бах, Й.Гайдн, В.Моцарт.Раннее Трио для фортепиано, флейты и фагота Gdur (WoO37, 1786) было написанодля графа Фридриха фон ВестерхолтГизенберг, чья дочь Мария была прекрасной пианисткойи ученицей Бетховена. Молодой композитор, по словам одного из его приятелей Бернарда Ромберга, был влюблен в Марию. Семья Вестерхолт нередко исполняла это Трио вместе: сам граф играл на фаготе, а его сын на флейте.Отметим, что Трио Gdur является одним из немногих сохранившихся композиций Бетховена. Известен факт, что музыка,написанная для семьи Вестерхолт,была уничтожена в результате пожара. Трио было найдено уже после смерти Бетховена. Оно, как и многие другие произведения боннского периода,было впервые напечатано в 1888 году в полном издании сочинений композитора(Breitkopf & Härtel).В 1795году появляется Секстет для струнного квартета и двух валторн Esdur, который в каталоге сочинений издательства Simrock числится как опус 81b.Эта композиция напоминает камерный концерт для двух духовых инструментов саккомпанементом струнных. Солирующие валторнызанимают лидирующую позицию, активно «соревнуясь» между собой. Их партии обилуют роговыми сигналами и фанфарными ходами, что наводитна аналогию с рондофиналамивалторновых концертов Моцарта.Не смотря на это, впроизведении уже различим характерный «бетховенский почерк».Квинтетдля гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепианоEsdur ор.16 (1796) посвящен князю фон Шварценберг. Во многих источниках утверждается, что сочинениебыловдохновленоКвинтетомМоцарта(К452, 1784), имеющего ту же тональность. Тем не менее, вансамблевом звучании, резкомдинамическомконтрасте и фортепианнойфактуреэтого произведения явно проявляется особыйстиль Бетховена. Кроме того, в отличие от Моцарта,партия фортепиано достаточно самостоятельна и противопоставленадеревянным духовыминструментам. Впоследствии Бетховен переложил этот Квинтет в Квартет для фортепиано и струнного трио (скрипка, альт, виолончель), используя тот же опусный номер.Трио для фортепиано, кларнета (или скрипки) и виолончели (или фагота) Bdur оp.11 было создано в 1797 году и посвящено Марие Вильхельмине фон Тун.Написанное по просьбе одного местного кларнетиста, оно появилось на волне чрезвычайной популярности духовых инструментов. Здесь важно подчеркнуть, что состав исполнителей с кларнетом свидетельствует о прогрессивности мышления молодого Бетховена. Вансамблевых партитурах того времени кларнет употреблялся достаточно редко и осторожно.В финале сочинения композитором использована знаменитая в то время мелодияиз оперы Йозефа Вайгля «Любовь моряка»[2]. После премьеры сочинения финальная тема быстро «ушла в народ», а Трио Бетховена благодаря использованию популярной мелодии получило название "Gassenhauer" («Уличная песня»).Септет для кларнета, валторны, фагота, скрипки, альта, виолончели и контрабаса Esdur ор.20 (17991800) Бетховен посвящает императрице Марии Терезии. Особоотметим, что этот опус был включен в программу публичного концерта, в котором Бетховен впервые предстал как композитор.При жизни композитора Септет имел огромную популярность. Близкий по духу серенадам и дивертисментам он становился непременным украшением венских балов. Это сочинение было напечатано в нескольких издательствах. С целью большей выгоды его издавали в переложении для других составов, приписывая авторство Бетховену,с чем композитор категорически не мог согласиться. В1803 году он сделал собственноручное переложение Септета для трио (фортепиано, кларнет или скрипка, виолончель). Этот opus38 Бетховен посвящает своему личному врачу –И.Шмидту, для которого предназначалась облегченная партия скрипки, а для его дочери –партия фортепиано.Септет Бетховена таит в себе много конструктивноинновационных идей, которые явно проявятся в дальнейшем творчестве композитора. Так, всонатном цикле естьскерцо, наряду со скрипкой в солисты выводитсякларнет[3]. Вмузыкальной культуре начала XIX века этот бетховенский опус становится значительным явлением, что находит подтверждение вмногочисленных источниках[4].Подчеркнем, что все представленныевыше сочинения–это разнотембровыеансамбли. Здесь композитор осваивает технику соединения нескольких мелодических инструментов, чтобы «научиться писать для каждого в соответствии сего звуковым амплуа, и при этом найти яркий тематизм достаточно универсального характера, хорошо звучащий на всех инструментах»[5]. Помимо этого, эти камерные по составу ансамбли в тоже времяобладали более сочным звуком и представляли гораздо больше возможностей в плане выразительности, красочности, динамических эффектов.Обращение к такого рода композициямуже в начале творческого пути доказывает повышенный интерес Бетховена к оркестровой сфере, раскрывая стремления молодого композитора. В сочетанииразных тембров он слышит проекцию большого симфонического оркестра. Квыбору инструментальногосоставав рассматриваемых опусах Бетховен подходит свободно, словно бы экспериментируя новые сочетания. Он использует и традиционных участников, и, вместе с тем, ещё не очень употребительные в ансамблевом звучании инструменты.Из струнной группыпредставленыскрипка, альти виолончель. Онивполном составе участвуют в Секстете и Септете. Кроме этого виолончель входит в состав Трио ор.38. С контрабасом –особый случай.Он используетсятолько в Септете, которыйстановится единственным камерным опусом с его участием.Из духовыхинструментовБетховен широко применяетфагот и кларнет. Они играют в четырех из шести разнотембровыхансамблях. Флейта и гобой появляются только по одному разу в Трио Gdur и Квинтете соответственно. Такжеединожды используется валторна, которая, напомним,в удвоении звучит в Секстете.Функции инструментов не равнозначны.Ведущими являютсяскрипка, фагот, кларнет, валторна, флейта, гобой.Альт, виолончель и контрабас играют второстепенную роль. Они постоянно используются в сопровождении тем,или вслитном звучании группы, или в tuttiвсего ансамбля.Значительна рольв ранних ансамблях Бетховенаи у фортепиано. Его партия обилует стремительными пассажами, аккордовой и октавной техникой, включая каденции (Квинтет). Именно клавишный инструмент первым указывается натитульных листах сочинений, как, например, вТрио Gdur, Трио Bdur оp.11 и том же Квинтете.Очевидно, что ансамбли с фортепианов композиторской карьере Бетховенупианисту были бы предпочтительней. Тем более, что клавишный инструмент к тому моменту достиг совершенства и стал широко использоваться и профессионалами, и любителями. Однако в ансамблевых сочинениях с большим количеством участником, таких как Секстет и Септет, композитор ужеобходится без него. Здесь можно предположить,чторасширение состава напрямую связано с отказомотфортепиано, что также указывает нанамеченный композитором путь ксимфоническим партитурам.Как и большинство камерных опусовБетховена, разнотембровые ансамбли относятся кгалантномуинструментальномустилю XVIIIвека и представляют собой разновидность развлекательной музыки. Ихпрототипом становятся многочастные произведения, возникшиена основе танцевальной сюиты –дивертисменты, кассации, серенады, ноктюрны[6]. В стилистике той эпохи подобные ансамблевые сочиненияопределялись как ансамблевые сонаты и предполагали значительную свободу в выборе формы.Квинтет, Секстет, два Трио Gdur иBdur оp.11 –это трёхчастныециклы сактивнодейственной первой, медленнойвторой частямии финалом. Септет и, соответственно, Трио ор.38по форме больше напоминают дивертисмент. Вместе стем,вструктуре композиции, состоящей из шести частей, просматривается версия большого сонатносимфонического цикла, в котором есть Allegro, две медленные части (Adagio, TemaconVariazioni), две жанровые части (Menuetto, Scherzo) и финал (Presto).Первая часть во всех рассматриваемых ансамблевых партитурах написана всонатном Allegroс дополняющими друг друга главной и побочной партиями. При этом Квинтет, Септет начинаются со вступления, которое ещё не репрезентирует «идею целого», как это происходит в более поздних камерноинструментальных сочинениях. Оно вводит ватмосферу произведения, готовит появление основных образов. В Септете Бетховен предпосылает еще контрастирующее вступлениеи кфиналу.

Медленные части–Adagio, Adagiocantabileили Andantecantabile–становятся лирическими центрами ансамблевых композиций. Пасторальные образы предстают в эффектных перекличках солирующих инструментов.Вфиналах наряду с формой рондо и рондосонатойиспользованы вариации натему. Известно, что Бетховен любил сочинятьв этом жанре.Вклассической манере композитор расцвечивает основной образ в Трио Gdur (семь вариаций), вТрио Bdur ор.11 (девять вариаций), включая и минорный его вариант (четвертая вариация, четвертая и седьмая вариации соответственно).В Септете, в отличие отдвух трио, Тема вариациями становится четвертой частью и представляет сферу лирических образов.«Я знаю, что моя подлинная стихия –это симфония»[7], –утверждалБетховен. Рассматриваемые разнотембровые ансамбли во многом подготовили ее появлениев творчестве композитора. Очевидно, что в такой компактной форме испытывалисьтембры оркестра и как сольные,ив разных вариантах сочетаний инструментов. Кроме этого,апробироваласьвозможностьстоль «малыми средствами» раскрыть симфонический замысел, в результате чегораздвигались границы камерного жанра, открывая новые перспективы в развитии инструментальной ансамблевой музыкипоследующих эпох.

Ссылки на источники1.Knepler,G.Ludwig van Beethoven (17701827) // Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts. Band II. Österreich. Deutschland. –Berlin: Neuschelverlag, 1961. –S.184 [переводавтора статьи].2.Йозеф Вайгль (17661846) –австрийскийкомпозитори дирижер, автор более 30 опер.3.См. подр.: Благодарская, Е.Септет Бетховена: на пути к Камерной симфонии / Е.А.Благодарская // В мире научных открытий. –Красноярск: Научноинновационный центр, 2012. –№ 4.3 (28) (Гуманитарные и общественные науки). –С. 254271. –ISSN20720831.4.Об этом, например, см.: Багдасарян, Р. О художественном своеобразии Квинтета для фортепиано и духовых ор. 16 Бетховена // Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства. –М: Московская консерватория, 1998. –С. 132; Из письма Швинда Шоберу от 14.03.1824 года // Жизнь Франца Шуберта в документах / сост. и ред. Ю.Хохлов. –М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. –С. 346.5.Кириллина, Л. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2х т. –М.: Научноиздательский центр «Московская консерватория», 2009. –Т. 1. –С. 249.6.У Бетховена примером такого сюитного циклаявляется семичастная Серенадаор.25 для флейты,скрипки и альта (1796). Здесь в ансамблевомсочинении апробируется определенная жанровая структура, которая и дает название струннодуховомутрио.7.Эррио, Э.Жизнь Бетховена. –М.: Музыка, 1975. –С. 133.

Список литературы

1.Альшванг, А.Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества [Текст]/ А.Альшванг. –4е изд. –М.: Советский композитор, 1970. –560 с.2.Благодарская, Е.Инструментальный септет: традиции и новые тенденции [Текст]: дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Благодарская Елена Александровна. –Саратов, 2016. –249 с.3.Кириллина, Л. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2х т. [Текст] / Л.В.Кириллина. –М.: Научноиздательский центр «Московская консерватория», 2009. –2 т. –ISBN9785895982136, ISBN 9785895982150, ISBN9785895982174.4.Письма Бетховена 17871811 [Текст] / сост., коммент. Н.А. Фишман. –М.: Музыка, 1970. –576

с.5.Эррио, Э.Жизнь Бетховена [Текст] / Э. Эррио ; пер. с фр. Г.Эдельмана.–4ое изд. –М.: Музыка, 1975. –350 с.6.Blagodarskaya, Elena.The instrumental septet: the tradition and new trends [Электронныйресурс] // GESIS –Leibniz Institute for the Social Sciences: Koncept: Scientific and Methodological emagazine. –Koln, Germany. –2017. –Режимдоступа: www: URL:http://nbnresolving.de/urn:nbn:de:0168ssoar499840.–[Датаобращения10.02.2017].